Audeze Euclid: первые закрытые вставные (IEM) планарно-магнитные наушники

В ряду огромного числа моделей американского производителя Audeze — пополнение: вышли первые закрытые вставные (IEM) планарно-магнитные наушники Euclid. Они названы по имени древнегреческого математика Эвклида (Ευκλειδης, жил около 300 г. до н. э.), который является не только автором фундаментального труда по геометрии. Он также отметился исследованиями в области музыки, в том числе написал отдельную книгу по точной настройке тетрахорда (четырехступенного звукоряда), где дал геометрическую трактовку музыкальным интервалам и научным способам нахождения чисто звучащих нот. И не нужно недооценивать людей древности, потому как современная так называемая «западная музыка» основана на диатонике, тоново-полутоновой системе нот, а ее высшим проявлением является хроматика и джазовая гармония. Тогда как в древности были известны и использовались и хроматика, и гораздо более тонкое дробление на интервалы, энармоника с дитонами и диесами, дожившие до наших дней преимущественно в арабской и азиатской музыке. Интересно, что диатоника и в древние времена считалась, и сейчас считается самой примитивной и доступной музыкой. Стоит уважать музыкальную культуру наших предков уже потому, что в древние времена песнопение было неотъемлемой частью жизни, каждый уважающий себя житель цивилизации с детства ежедневно по многу часов практиковался и как певец, и как музыкант. Даже обычные люди владели игрой на лютне или свирели, а высшие слои общества с удовольствием композиторствовали и давали концерты на публике. Любовь к музыке нам перешла, невзирая на все перипетии истории, вместе с таблицей умножения и теоремой Пифагора, и это не вызывало никаких противоречий и входило в единую философию. Современное общество почему-то резко разделяет техническую и гуманитарную сферу, а пользователя ориентирует лишь на потребление готового музыкального материала, его покупку и прослушивание. Однако не обязательно ограничиваться лишь этим. Для всех желающих сейчас есть микрофоны, гитары, синтезаторы и любые другие музыкальные инструменты. Но в любом случае, и для простого прослушивания музыки, и для музыкального творчества, пользователю требуется удобная высококачественная аппаратура. А чтобы не мешать прочим членам общества заниматься своими делами, очень хорошо подходит такой «дар богов» научно-технического прогресса, как вставные наушники.

До сих пор самыми качественными и совершенными по звуку являются проводные модели. У Bluetooth-наушников, к большому сожалению, не решены проблемы с потерями при сжатии и задержкой на упаковку-распаковку звука. Также ограниченный по мощности усилитель внутри корпуса наушников и маленькая батарейка хорошо подходят для телефонного разговора, но не для музыки. Этим объясняется популярность отдельных усилителей и мобильных устройств именно для подключения полноценных качественных наушников, в которых нет компромиссов ради мобильности. (Впрочем, при очень большом желании подключиться без проводов есть опциональный кабель Euclid Bluetooth Module с усилителем и микрофоном, созданный специально для наушников Euclid и превращающий их в гарнитуру.) Понятно, что аппаратура определенной ценовой категории выпускается не для массового рынка. Скорее она предназначена для ценителей звука и самых продвинутых пользователей, уже имеющих коллекцию наушников и другой аппаратуры, переросших понятие «соотношение цены и качества» и прямо просящих производителя: «Хватит экономить на спичках, выпускай продукт, где будут применены самые последние технологии и достижения прогресса!»

Именно так на свет появились наушники Audeze Euclid. Здесь самые продвинутые материалы соединились с новым миниатюрным 18-миллиметровым планарно-магнитным излучателем. И если в сериях iSine и LCDi использование излучателя такого типа приводило к большим габаритам и непривычному внешнему виду, то в Audeze Euclid мы впервые увидели абсолютно выдающийся миниатюрный корпус. Выточенный из алюминия методом фрезерования, он не уступает по эстетическим показателям литым пластиковым корпусам традиционных IEM-наушников. А довершает это произведение искусства вставка из карбона. Фотография не в полной мере передает всю красоту.дизайна, поэтому предлагаем посмотреть официальный видеоролик:

Надо признать, что производитель проделал фантастическую работу, когда перенес в малюсенькие закрытые наушники технологию планарно-магнитного излучателя, ведь среди полноразмерных охватывающих ухо наушников это всегда самые тяжелые и габаритные модели, вопреки их высокой цене. Конечно, никто не ожидает от вставных наушников того же самого звука, что у Audeze LCD-5. Все-таки физику не обманешь, и для мощных басов нужны большие излучатели. С маленькими излучателями есть свои проблемы: бас утекает при малейшей негерметичности. Тем интереснее оценить, что получилось у Audeze.

Тип наушников вставные (IEM, in ear monitors), закрытые
Излучатель планарно-магнитный
Магнитная система массив магнитов Fluxor
Управление фазой Fazor
Тип магнитов неодимовые N50
Мембрана сверхтонкая Uniforce
Размер излучателя 18 мм
Максимальная громкость >120 дБ
Диапазон частот 10 Гц — 50 кГц
Кг <0,1% (100 дБ SPL)
Чувствительность 105 дБ/мВт
Импеданс 12 Ом
Максимальная мощность 500 мВт
Минимальная мощность усилителя >50 мВт
Подключение кабеля стандартные разъемы MMCX
Диаметр звукового порта 5 мм
Вес 15 г (пара, без кабеля)

Официальный русскоязычный сайт: audeze.su

Анализируя технические характеристики, отметим применение всех тех же технологий, что и в «больших» наушниках LCD. Здесь есть привычная пользователям Audeze фирменная сверхтонкая мембрана Uniforce, массив магнитов Fluxor и даже специальные обтекатели Fazor для управления фазой. По сравнению с предыдущими вставными моделями импеданс был снижен аж до 12 Ом, что, с одной стороны, понижает требования к размаху напряжения, но с другой — накладывает повышенные требования по выдаваемому усилителем току. Чувствительность чуть ниже средней для подобных моделей — как неизбежный компромисс при небольших габаритах и весе. В общем, модель полностью отличается от всего, что мы видели у Audeze ранее.

Очень интересная форма корпусов наушников продиктована достаточно приличным размером излучателей — 18 мм. Однако они вписаны в дизайн так, что наушники вовсе не выглядят большими. Зачастую такие же размеры и вес имеют многополосные арматурные наушники или гибриды динамических излучателей с арматурными. И, конечно, мы попробуем сравнить их по звуку.

Карбоновая вставка с металлизированным логотипом не несет никакой функциональной нагрузки. Если аккуратно подцепить ее иголочкой, то можно отклеить двусторонний скотч и увидеть под ней цельный алюминиевый корпус и небольшую прорезь, которая защищена изнутри фетром. На фотографии она замаскирована в нижней части буквы А. Очевидно, что это звуковой порт, который разгружает внутренний объем наушников и предотвращает бубнение на басах.

Кабель наушников съемный, подключается через стандартные разъемы MMCX. Ближе к креплению он дополнительно обжат прозрачной силиконовой оболочкой с насечкой, чтобы охватывать ухо. Производителем предусмотрен только такой способ ношения, так как разъемы смотрят вперед. При посадке в ушную раковину мы не испытали никакого дискомфорта, форма корпуса и общая эргономика модели находятся на высоте. Тем, у кого при такой посадке провод не держится за ушами, можно порекомендовать сторонний кабель со скользящим по проводу фиксатором.

Сам по себе родной кабель сплетен в косичку и по внешнему виду аналогичен всем фирменным кабелям, которые идут с наушниками Audeze. Мы попробовали сменить его на кабель с тканевой оплеткой стороннего производителя и не испытали никаких затруднений.

Виртуальная студия для музыкантов и звукорежиссеров Audeze Reveal+ поддерживает Euclid с версии 2.2 и позволяет применить HRTF-виртуализацию, чтобы вынести источники звука из головы в пространство, как если бы слушатель имел перед собой высококачественные колонки. Имеющимися настройками можно отрегулировать степень применения виртуализации от полного отключения до максимального эффекта. Нам больше всего понравился пресет голливудской студии Echo Bar Studio B, но это вопрос персональных предпочтений.

Мы измерили параметры звучания наушников в программе RMAA Pro с использованием измерительного микрофона Earthworks M50. Данные измерения приводятся в качестве справочных и для развлечения читателя. Не стоит по ним угадывать звучание и что-то выбирать. График АЧХ показывает в основном очень ровные средние частоты и плавный завал на краях диапазона.

С нашей точки зрения, на графике классическая целевая кривая Harman для наушников, которая создает у слушателя такое же ощущение, как при прослушивании колонок в комнате. По заявлениям производителя, он ориентируется в своих продуктах на собственное представление о правильном частотном балансе, используя кривую Harman и другие исследования в области психоакустики. Поэтому такой вид графика не должен вводить в заблуждение. Это не колонки, для многих пользователей наушников именно такой график дает субъективно ровный натуральный тембр. Кто не согласен с научными исследованиями — просьба предъявлять претензии по соответствующему адресу, в организацию AES. Было бы очень интересно посмотреть на любые альтернативные исследования в этой области.

По нашим ощущениям, подъема на ВЧ у Audeze Euclid не слышно, тональный баланс ровный, с небольшой недостачей верхних частот, если слушать на низкой громкости. Если поднять громкость, то ощущение нехватки ВЧ пропадает. Баса у наушников не очень много, но он уверенно прослушивается до самых инфранизких частот. А значит, любители мощных НЧ при желании могут исправить этот момент подъемом басов в эквалайзере. Обращаем ваше внимание, что у наушников отдача на НЧ сильно зависит от степени герметичности прилегания насадки к уху. При неплотном прилегании басы «утекают», а на измерениях АЧХ виден резкий спад графика от 100 Гц на −12 дБ к 30 Гц. Поэтому мы бы рекомендовали использовать идущие в комплекте насадки Comply, которые медленно разворачиваются в ушном канале и в точности повторяют его форму. Либо стоит задуматься о кастомных насадках, под ухо слушателя.

Наши измерения также подтверждают заявления производителя о менее 0,1% искажений. Даже в самых насыщенных искажениями местах скользящего тона при БПФ-анализе видно, что, во-первых, наблюдается всего одна вторая гармоника, которую человек практически не слышит, она маскируется основным тоном, а во-вторых, разница между амплитудой тона и гармоникой превышает 60 дБ, то есть составляет менее 0,1% (что легко считается по известной формуле 20 log10 (0,1% / 100) = 60 дБ).

Мы подключали наушники к качественным стационарным источникам звука. Для мобильных сценариев использовался плеер Astel&Kern Kann. Звучание можно охарактеризовать как высококачественное, благородное. При первом прослушивании показалось, что очень мало баса, но комплектные дополнительные насадки Comply решили данную проблему. Далее звук стал казаться не имеющим никаких бросающихся в глаза характерных особенностей, но они сразу вскрылись при попытке сравнить с другими моделями наушников. Если взять даже дорогие фирменные гибриды с динамическими и арматурными излучателями, то сразу ясна разница. У Audeze Euclid звук идеально слитный, тогда как у многополосных наушников он рассыпается на диапазоны. У динамических наушников бас характерно бубнящий, и его много. У Audeze Euclid баса меньше, но он более собранный и прослушивается лучше, причем вплоть до самого нижнего регистра. Это кажется предсказуемым отзывом, так как похоже на сравнение полноразмерных планарно-магнитных наушников с динамическими. И, как и в больших наушниках, самый проблемный здесь — высокочастотный диапазон. Он менее проработанный и слегка скрадывается. Если придираться к наушникам, то это наиболее уязвимая их особенность.

Возможно, Audeze Euclid получились слишком спокойными и нейтральными, не производят с первого раза яркого впечатления, но и не утомляют при очень долгом прослушивании. При этом у одних людей будут одни ощущения, у других — другие, это уже вкусовщина и дело личных предпочтений каждого отдельного слушателя. Многое зависит от опыта и от того, какой звук человек для себя считает идеалом и к какому стремится. Мы уважаем личное мнение каждого и стараемся никогда не навязывать свое ви́дение. С экспертным мнением можно ознакомиться, но решение каждый принимает для себя сам.

В целом, при выборе наушников нужно всегда понимать, что вы получаете компромисс по габаритам, весу, удобству, требовательности к усилителю. Когда улучшается какой-то из параметров, неизбежно ухудшаются все прочие. Поэтому мы всегда советуем попробовать наушники лично, послушать их до покупки. Ведь самый лучший вариант наушников для разных людей окажется разным, потому что он должен полностью соответствовать критичным для конкретного человека моментам, а недостатки должны быть менее важными или менее заметными. В категории малюсеньких, легких, стильных наушников у Audeze бесспорно получился шедевр. Стоит ли ожидать от него звука полноразмерных наушников Audeze? Сходство налицо, но звук все-таки менее масштабный и эффектный. Скорее, конкурентами Euclid являются такие же вставные модели с динамическими и многополосными арматурными излучателями. Но на большинство таких наушников без слез не взглянешь. На их фоне Audeze Euclid выдает очень конкурентоспособный звук, на 100% понятный любителям именно планарно-магнитных наушников. И если кто-то очень ждал вариант миниатюрных закрытых планаров для мобильного использования, то Audeze Euclid выглядит интересным кандидатом.

Полный текст статьи читайте на iXBT