Ярослав Кузьминов: Москва должна быть пионером в использовании передовых цифровых технологий в образовании

CNews: Сегодня многое говорится о построении «Цифровой экономики» в нашей стране. Безусловно, это важный вопрос, в котором большое количество аспектов, и один из них, очевидно, образование. На ваш взгляд, полезна ли цифровизация образования?

Ярослав Кузьминов: Образование уже сегодня в значительной степени стало цифровым. В особенности то, которое мы получаем самостоятельно. Более того, примерно 50% новой информации ребенок узнает из интернета — и это, по сути, тоже цифровое образование, хоть и неорганизованное. Это реалии нашего времени.

Сегодня существует целый ряд стереотипов, которые сильно искажают восприятие цифрового образования людьми. Первый образ, который есть, например, у многих учителей: «цифровое образование — это тот же учебник, только в pdf, и смотреть его надо на планшете». В этом, по их мнению, есть один плюс — никто в таком учебнике не нарисует рожицу, его дешевле обновлять. Но это не цифровое образование, а цифровой слепок классического образования, классического учебника. Мы давно прошли этот этап развития цифровой школы.

Еще одно устоявшееся мнение — «цифровое образование вытеснит человека и всему будут учить роботы, а учитель станет не нужен». Вот это, однозначно, совершенно надуманная информация. Образование — самая человеческая сфера, а преподаватель — страшно креативная профессия, и никакой цифровой помощник не заставит учителя отказаться от того, что ему нравится в его деятельности. А вот взять на себя рутинную работу, которой много, сможет легко. Составление разных отчетов, проверка домашних заданий — это часть того, что может цифровой помощник.

Первое, что делает цифровая школа — помогает учителю, высвобождает, по нашим оценкам, до трети рабочего времени, делает преподавательский труд действительно творческим. Например, как только мы в «Московской электронной школе» переходим к цифровому выполнению домашних заданий, мы даем возможность учителю экономить до 20% своего рабочего времени только на просмотре тетрадок. По сути, человек из «учителя» становится «господином учителем»: цифровой помощник ему приносит все результаты, видит отклонения, показывает, кто не справился и почему это произошло.

CNews: С точки зрения преподавателя, отвечает ли МЭШ требованиям, которые сегодня стоят перед школой?

Ярослав Кузьминов: Мне кажется, МЭШ, с одной стороны, — это самое лучшее, что у нас сегодня есть в системе образования. С другой стороны, это проект, который пора развивать дальше. Технология МЭШ — это система управления образованием. Электронный дневник, электронное расписание, огромный набор учебных материалов, кирпичиков для уроков, планов уроков, которые учитель может использовать в готовом виде, либо, наоборот, добавлять туда свои наработки.

kuzminov.jpeg

Ярослав Кузьминов: Образование уже сегодня в значительной степени стало цифровым

Самое хорошее, что есть в этой системе, во-первых, всеохватность, готовая цифровая среда для дальнейших этапов развития, и во-вторых, общедоступная библиотека учебных материалов, которую часть учителей активно использует, а часть еще и пополняет, что очень правильно. Хороший учитель должен иметь возможность распространять свой продукт на других учителей. И не только в Москве — МЭШ нужно масштабировать на всю Россию.

CNews: В каком направлении, на ваш взгляд, необходимо дальше развивать цифровую школу?

Ярослав Кузьминов: Современные технологии уже позволяют сделать гораздо больше, чем реализовано в МЭШ. Не секрет, что у нас есть дети с совершенно разным типом освоения действительности. Образно выражаясь, есть интеллект эмоциональный, есть интеллект аналитический. Стандартный учебник не может одинаково удовлетворить требования всех детей — кто-то в любом случае будет недоусваивать, в зависимости от того, как построен предмет.

Интерактивный учебник нового поколения, в который можно интегрировать искусственный интеллект, даст возможность маршрутизировать изучение материала, исходя из таких вещей, как психологические особенности ребенка, его отношение к учебе — нужно ли держать его в жестких рамках или же он сам очень активно проявляет рвение к учебе. Технологические возможности для встраивания экспертных систем на основе ИИ в качестве центральной позиции во взаимоотношениях ребенка и учебного материала в огромной степени помогут учителю как на этапе домашних заданий, так и при подборе заданий для работы в классе.

Сейчас мы только-только начинаем строить эти цифровые ресурсы. Все подобные решения уже тестируются. И Москва должна быть здесь пионером, потому что ей есть, где эти решения использовать.

CNews: А какие возможности открывает цифровая школа?

Ярослав Кузьминов: Одно из направлений — это система цифровых симуляторов деятельности, профессий. От простейших цифровых до ролевых моделей, где ты учишься быть врачом, машинистом или экскурсоводом. Ребенок в игровой форме осваивает те или иные производственные и социальные роли. Такого рода симуляторы уже сейчас возможны не только чисто технологически. Уверен, что их необходимо последовательно внедрять в качестве элементов уроков или даже цельных предметов в школе, вместо технологии, которую мы не знаем, куда деть. Ребенок должен пройти через элемент взрослых профессий, чтобы понять, кто он и что ему интересно. Этого современная школа еще не дает, а вот в цифровой такая возможность появится.

Удаленные уроки, которые сейчас активно применяются в вузах, можно использовать и в школе. Например, в отдаленных регионах и по тем предметам, где нет сильных учителей на каждую школу.

CNews: Вы отмечаете много позитивных моментов в цифровой школе. В тоже время, многие родители с вами не согласятся, для них гаджеты и цифровой мир — преграда нормальному общению их чада со сверстниками и миром вокруг, уход от действительности.

Ярослав Кузьминов: Виртуальный мир есть у каждого поколения. Мы в детстве, например, не делали домашние задания — кто-то читал книжки, а кто-то играл в футбол. Это ведь тоже виртуальный мир — замещение деятельности, которая полезна, деятельностью, которая уводит от этой полезности. Компьютерная игра или бессмысленное листание чужих страниц в «Фейсбуке» или «Вконтакте» — это ведь то же самое, это бессмысленное проведение времени. Просто родители не хотят следить за каждым шагом своего ребенка и пытаются себя оправдать. Отберите у ребенка гаджет, он начнет бить баклуши другим способом.

С другой стороны, гаджет сегодня — это способ расширить свое общение со своими ровесниками, сверстниками. У нас сейчас круг общения выходит за пределы своего двора, школы. И это делается через телефоны и планшеты. Та же форма социального общения, которая стала немного другой, заведомо более широкой. Это лучше. Ребенок может найти себе друга, которого он не может найти себе поблизости. Разве это плохо?

Полный текст статьи читайте на CNews