Apple Music: изучаем долгожданный, но весьма неоднозначный потоковый сервис

Долгожданный, но весьма неоднозначный потоковый сервис


9 июня в рамках своей презентации на конференции WWDC компания Apple сделала ряд интересных анонсов. Особое место среди них занял рассказ о сервисе Apple Music, который стал результатом прошлогодней покупки Beats Music и найма Джимми Айовина, сооснователя Beats. Конечно, работа Apple над потоковым музыкальным сервисом была «секретом полишинеля», но, с другой стороны, никто наверняка не знал, что именно собирается Apple сделать в этом направлении, какую стратегию предпочтет, не говоря уже о деталях.

Apple iPhone 6

Подробную историю Beats Music — сервиса, который лег в основу Apple Music — можно прочитать в нашем материале, написанном еще до анонса Apple Music. Сведения, озвученные во время презентации WWDC 2015, мы тоже излагали, так что повторяться не будем, но сосредоточимся на анализе того, что в итоге получилось у Apple. Подчеркнем, что эта статья — не сравнительное тестирование сервисов потоковой музыки, а, скорее, аналитический материал, цель которого — не порекомендовать лучший сервис, а разобраться, что нового придумали в Apple и как Apple Music может изменить расклад на рынке.

Установка и начало работы

Сервис Apple Music стал доступен в России 30 июня, когда вышла новая версия прошивки iOS (версия 8.4). Для того, чтобы начать пользоваться Apple Music с помощью iPhone или iPad, достаточно просто обновить ОС, не надо устанавливать никаких приложений. После обновления вы заметите, что внешний вид иконки «Музыка» изменился (см. правый нижний угол).

Apple iPhone 6   Apple iPhone 6

Это сразу указывает на главную особенность (и козырь) Apple Music: глубочайшую интегрированность в iOS. Apple не просто сделала сервис предустановленным (о чем, в общем-то, можно было догадаться), но заменила им привычное приложение для прослушивания музыки.

Точнее, вся привычная функциональность приложения осталась, но теперь она — лишь часть возможностей обновленного приложения. Фактически, Apple стимулирует пользователей воспользоваться новым сервисом, и вкупе с трехмесячной бесплатной подпиской это гарантирует, что подавляющее большинство пользователей iPhone попробуют возможности Apple Music. А вот сколько из них будут пользоваться сервисом в дальнейшем, когда придется платить 169 рублей в месяц, покажет время.

Итак, при первом заходе в обновленное приложение Music и согласии на тест-драйв вам предлагают указать ваши любимые стили и ваших любимых исполнителей. Любопытно, что вы можете указать также и нелюбимые стили или артистов. Скажем, если вы выберете русский шансон как нелюбимый стиль, вам его никогда не предложат в дальнейшем.

Apple iPhone 6 в силиконовом чехле   Apple iPhone 6 в силиконовом чехле

В дальнейшем вы можете скорректировать свой выбор через настройки (это значок в правом верхнем углу на главных экранах рубрик).

Интерфейс и рубрики приложения

Интерфейс приложения включает пять основных рубрик: «Для вас», «Новое», «Радио», «Connect» и «Моя музыка».

«Для вас» — это рекомендации Apple, большей частью состоящие из плей-листов и подборок, сделанные редакторами компании.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Насколько это подборка персонализирована и связана со вкусами пользователя — сказать весьма сложно. Пока складывается ощущение, что такой привязки нет, и система не учитывает (или неправильно учитывает) музыкальные знания и предпочтения пользователя. Например, на скриншоте ниже видна надпись «Знакомьтесь: Lana Del Rey», соответствующая плей-листу из песен этой исполнительницы. Тем временем, в медиатеке автора статьи есть как минимум два релиза Ланы Дель Рей, один из которых скачан в Apple Music, а другой — куплен в iTunes Store. Зачем же мне знакомиться с тем, что я и так знаю?

Приложение камеры в Apple iPhone 6

Вот так страница «Для вас» выглядит на OS X, где сервис доступен через приложение iTunes.

Таким образом, пока «Для вас» — не столько персонализированная подборка, сколько общая «витрина» сервиса. Причем, очевидна ставка на популярнейших звезд, что и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо в плане того, что сервис сразу вам демонстрирует самое известное и актуальное, что у него есть. А плохо — потому что немного скучно смотреть на обложки альбомов, половину из которых ты слышал, а еще половину точно не собираешься слушать :)

Каждый плей-лист содержит список треков, которые можно воспроизводить подряд, а можно — выбирать отдельные из них. Также можно перемешать треки и посмотреть другие записи артистов, фигурирующих в подборке.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Пока еще в интерфейсе заметны недоработки: обратите внимание на вытянутые фотографии артистов!

Второй раздел — «Новое» — содержит список новых треков и альбомов, коллекцию плей-листов по разным жанрам и тематикам (не совсем понятно, почему плей-листы есть и здесь, и в предыдущем разделе, причем в «Новом» эти плей-листы не обязательно состоят именно из новинок). Также здесь мы найдем чарты (видимо, за основу берется внутренний чарт системы, принципы отбора в который опять-таки неочевидны) и новых исполнителей.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Можно сделать выборку по определенному жанру. То есть все то же самое у вас будет по выбранному жанру. На скриншотах ниже — результат выборки по классике.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Прежде, чем мы пойдем дальше, отметим, что уже в первых двух разделах налицо запутанность и неоднозначность интерфейса. Скажем, сходу найти чарты даже после нескольких заходов в приложение вам не удастся. Кроме того, не совсем понятно, почему плей-листы фигурируют и в первом, и во втором разделах.

Следующий раздел — «Радио». Здесь мы видим подборку избранных радиостанций, а также радиостанции по жанрам. Отличие радиостанций от плей-листов в том, что в радио каждый следующий трек — непредсказуем, а продолжительность звучания музыки — ничем не ограничена.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Разумеется, вы можете переключить на следующий трек, посмотреть название/обложку звучащего трека и сделать с ним те же операции, что и с любым треком из Apple Music: добавить в «Мою музыку», добавить в плей-лист поделиться (то есть послать ссылку на трек вида http://itun.es/… по почте, iMessage или разместить ее в Facebook)

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Кроме того, вы можете нажать сердечко, означающее, что песня вам нравится. Как именно это влияет на дальнейшие музыкальные рекомендации вам или на глобальное положение трека в систем — остается загадкой.

Apple Music Connect

Четвертый раздел, название которого переводить на русский не стали — «Connect» — надо признать одной из самых интересных, но в то же время и неоднозначных составляющих Apple Music. Это некое подобие социальной сети, с помощью которой музыканты могут делиться с поклонниками своими фотографиями, треками и короткими видео, а поклонники, в свою очередь, могут комментировать публикации звезд, ставить лайки и делать репосты (в Twitter, Facebook и мессенджерах).

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Пожалуй, именно Instagram стал главным образцом для авторов iTunes Music Connect. Для пользователя это выглядит как лента, состоящая преимущественно из квадратных фотографий. Даже иконки Like и Comment выглядят почти идентично. Ну, вы поняли. Копируют не только с Apple, но и Apple:)

Интересно другое. Во-первых, есть ли механизм репостов внутри сети? То есть, условно говоря, может ли Лана Дель Рей сделать репост U2 и наоборот. Во-вторых, может ли пользователь не-музыкант осуществлять какую-либо активность внутри сети? В-третьих, есть ли какие-то взаимосвязи между пользователями не-музыкантами?

Впрочем, это детали. Куда важнее разобраться в том, какую глобальную коммерческую цель Apple преследует, создавая этот сервис, и что он дает исполнителю такого, чего не могут дать Instagram и Twitter? Обычно у создателей социальных сетей следующие цели: 1) продажа рекламы 2) продажа проекта в целом (например, создатели Instagram продали свою соцсеть компании Facebook). Ключом и к первому, и ко второму становится большая аудитория. Но в Apple Music Connect самостоятельная аудитория отсутствует, поскольку аудитория приложения «Музыка» — это и есть аудитория сервиса. Поэтому очевидно, что ни самостоятельной рекламной площадки, ни ресурса на продажу из Apple Music Connect не получится.

Кстати, в отличие от музыкальной библиотеки Apple Music сервис Connect доступен бесплатно не только в течение трех месяцев, но постоянно. И здесь можно было бы сделать предположение, что Apple рассматривает Connect как способ увеличить число платных подписчиков Apple Music, но такой вариант кажется тоже весьма сомнительным, поскольку поклонники артистов наверняка узнают об их новых записях и из других источников, да и получить их смогут тоже различными способами. Получается парадоксальная ситуация: вроде бы у Apple есть все возможности, чтобы сделать успешный проект, но по факту Connect в том виде, в котором он есть, не нужен ни слушателям, ни музыкантам.

С момента запуска сервиса прошел уже почти месяц, но до сих пор артисты еще не распробовали Apple Music Connect. Так, мы подписались на три с лишним десятка звезд, из которых хотя бы одну публикацию оставили U2, Madonna, Lana Del Rey, Britney Spears, Selena Gomez, Мумий Тролль и Елка. Суммарное количество их публикаций — 22 (то есть меньше, чем одна в день), причем подавляющее большинство — от U2, которые являются давними друзьями и партнерами Apple. Для сравнения, одна только Мадонна оставила в Instagram более 50 публикаций за тот же срок, а Селена Гомес — более 20.

Apple Music Connect на iPad

Внешний вид Connect на iPad оставляет желать лучшего: пространство используется нерационально, но при этом из-за темного фона многих записей есть ощущение перегруженности.

Показательно, что сам факт возможности подписки на звезду (для этого надо нажать кнопку Follow на странице звезды) вовсе не означает, что звезда действительно пользуется сервисом и вообще знает о его существовании. «Подписаться» можно на любого артиста сервиса, а уж будет он что-то публиковать в Connect или нет — никто не гарантирует. Сильно сомневаемся, что, например, Алла Пугачева или 90-летний Пьер Булез в курсе, что на них можно подписаться в каком-то Apple Music Connect, и хотя бы раз заходили в этот сервис.

Возможно, с точки зрения удобства и пользователей, и музыкантов Apple было бы правильнее сделать некий агрегатор социальных аккаунтов звезд, чтобы поклонники могли, не выходя из Apple Music, видеть все обновления любимых звезд в Instagram, Twitter, Facebook и пр., а звездам не приходилось бы тратить лишних усилий на ведение дополнительного аккаунта. Но — посмотрим, в каком направлении Apple будет развивать Connect, может что-то действительно удачное из этого и выйдет.

Моя музыка

Последний раздел приложения — «Моя музыка». Именно там теперь оказались все треки, которые были приобретены ранее в iTunes Store или закачаны на iPhone через компьютер. И туда же попадают треки из Apple Music, выбранные пользователем и/или сохраненные на устройстве.

Возможность сохранять песни на устройстве для прослушивания офлайн — это, несомненно, большой плюс (хотя большинство конкурирующих сервисов могут то же самое). Но показательно, что такая опция есть только в мобильных версиях приложения, то есть на компьютере вы не сможете сохранить запись для прослушивания офлайн.

Итак, как же организован этот раздел? Вверху мы видим несколько обложек альбомов под надписью «Недавно добавленные». Кликнув на нее, мы найдем все последние релизы, добавленные в «Мою музыку». Ниже — список артистов, чьи треки есть в медиатеке.

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Можно отсортировать не только по артистам, но также по альбомам, песням, жанрам и пр. И здесь мы видим очень важную настройку, которой крайне не хватает в более видном месте: «Музыка, доступная офлайн». По умолчанию этот рычажок сдвинут в активное положение, поэтому в «Моей музыке» не отображаются треки, которые добавлены в «Мою музыку», но не сохранены офлайн (весьма абсурдное решение, не так ли?). Если мы сдвинем этот рычажок в неактивное положение, то увидим все треки, добавленные в «Мою музыку».

Apple Music на iPhone   Apple Music на iPhone

Если мы кликнем на имя артиста, то увидим две вкладки: «Все» и «Моя музыка». Первая — это список всего, что есть по артисту в каталоге Apple Music. Вторая — то, что вы добавили в «Мою музыку».

Воспроизводимый трек отображается полоской внизу. Если нажать на нее или потянуть вверх, то окно воспроизведения откроется на весь экран. В целом, ничего особенного здесь нет, все очевидно, разве что отметим кнопку, находящуюся в нижнем правом углу (в виде трех точек).

Вернемся на основной экран раздела «Моя музыка». Здесь можно переключиться с «Медиатеки» на «Плейлисты». В списке будут ряд пустых плейлистов (их можно удалить), а также добавленные вами и автоматически заполняемые плейлисты (например, «Недавно добавленные». Плюс к этому, можно создать плейлист вручную, добавив в него песни из медиатеки.

Как видим, функциональность, которая раньше была в приложении «Музыка», сохранилась, но из-за того, что к ней было добавлено много чего другого, сейчас все это выглядит откровенно перегруженным, интерфейс далек от совершенства и классической эппловской простоты. Особенно наглядно это проявляется, когда жмешь на какой-нибудь песне из Apple Music «добавить в Мою музыку», затем заходишь в «Мою музыка» —, а песни там почему-то нет.

Ассортимент

С интерфейсом мы разобрались, теперь посмотрим, каков ассортимент сервиса. Apple заявляет о 30 миллионах треков, доступных в Apple Music (к слову, Google говорит о таком же количестве в Play Music). Цифра впечатляющая, но весьма абстрактная, потому что пользователю нужны не все 30 миллионов, а конкретные альбомы и треки. Мы решили поискать, что же отсутствует в Apple Music из тех вещей, которые нужны действительно широкой аудитории.

На первый взгляд, в Apple Music есть почти то же самое, что и в iTunes Store. Причем, даты выхода многих альбомов в обоих сервисах совпадают. Также большим плюсом можно считать то, что в альбомах Apple Music представлены эксклюзивные бонус-треки iTunes (многие артисты, учитывая лидирующее положение iTunes Store на рынке цифрового аудио, дополняли iTunes-издания своих альбомов треками, которые больше нигде не были представлены). Это несомненный плюс, выделяющий Apple Music из ряда конкурентов.

Но при более внимательном рассмотрении видно, что ситуация далеко не столь идеальна. Например, Apple Music мы не нашли таких хитовых и относительно альбомов, как The Endless River группы Pink Floyd, Xposed Майкла Джексона и Vulnicura Бьорк. Тогда как старые альбомы тех же исполнителей представлены достаточно хорошо.

Apple Music на iPad

Иногда можно заметить, что даже в одном альбоме отсутствуют некоторые треки (возможно, это связано с правовыми коллизиями, когда, например, речь идет о сборнике, и не все правообладатели предоставили право на стриминг). На скриншоте ниже видны треки, названия которых написаны серым шрифтом — это как раз недоступные треки, которые, однако, есть в iTunes Store и на физическом носителе.

Apple Music на iPad

Кроме того, в каталоге пока нет большого количества всевозможных независимых артистов, которые представлены на iTunes — видимо, они просто не успели зарегистрироваться в Apple Music. А может они и не будут этого делать, потому что даже весьма скромное количество покупок в iTunes Store может принести больше, чем минимальные отчисления за прослушивания в Apple Music.

В целом, конечно, каталог Apple Music впечатляющий, и у Apple есть все условия для того, чтобы еще расширить его и сделать Apple Music безоговорочным лидером среди стриминговых сервисов. Отметим также один плюс Apple Music: наличие музыкальных видео (клипы, фрагменты концертов). Правда, качество видео сомнительное, при этом настроек качества мы не нашли. А учитывая, что все новые клипы выходят на YouTube, и там доступно более хорошее качество (сравните, например, Bitch I’m Madonna Мадонны на YouTube и Apple Music!), наличие клипов на Apple Music выглядит уже не столь безусловным преимуществом.

Выводы

Стриминговый сервис Apple Music только начал свой путь, и пока рано делать какие-то выводы, но можно поделиться некоторыми соображениями, возникшими при его использовании.

Скажем прямо: Apple здесь не сделала ничего революционного — такого, чего бы не было у конкурентов. Воспользовавшись наработками Beats Music, Apple создала добротный ресурс, предоставляющий пользователю все, что он ожидает от таких сервисов, плюс всякие приятные (хотя и необязательные) дополнения — вроде Apple Music Connect и редакторских плейлистов.

Сами по себе эти приятные бонусы вряд ли могут быть аргументом для перехода на Apple Music с других аналогичных сервисов. Но особое положение Apple и в мире технологий, и в мире музыки дает компании несомненные конкурентные преимущества. Главное из них, конечно, это возможность глубокой интеграции Apple Music в iOS и OS X, чем Apple и воспользовалась. Нравится вам это или нет, но теперь, заходя в музыкальный плеер на iPhone, вы всегда будете видеть иконки Apple Music. Соответственно, обладателю iPhone проще воспользоваться Apple Music, чем Spotify, Google Play Music или Яндекс.Музыкой.

Второе преимущество Apple — хорошие отношения со звездами. У Apple есть возможность убедить их пользоваться Apple Music Connect вместо Instagram и Twitter, тогда получится очень любопытный социальный сервис для музыкантов и их поклонников, который будет дополнительной рекламой Apple Music. Но здесь проблема пока не только в звездах, которые явно еще не распробовали новинку, сколько в ограничениях самого сервиса (например, у фанатов здесь нет своих страниц, поэтому они не могут сделать репост картинки звезды внутри Apple Music Connect). Да и вообще Apple, похоже, сама не знает, зачем нужен Connect и какие цели этот сервис преследует.

Хватает недоработок и по части основной функциональности Apple Music. Интерфейс пока далек от совершенства, он слишком запутанный и порой нелогичный; настроек не хватает; порой бывают ошибки и сбои. Будем надеяться, что эти «детские проблемы» сервис перерастет, и в итоге мы получим действительно лучший стриминговый сервис для iPhone и Mac. А пока ничего не мешает вам попробовать Apple Music в том виде, который есть — благо, щедрая трехмесячная подписка не имеет никаких ограничений. А к моменту истечения трех месяцев Apple может быть и улучшит свой продукт (хотя уже сейчас понятно, что своих денег он вполне стоит, несмотря на недостатки).

Полный текст статьи читайте на iXBT