«Яндекс» как бренд, который любят или ненавидят
Привет.
Все пропало! Но не пропало и далеко не все, просто в какой-то момент «Яндекс» из всеобщего любимчика стал превращаться в обычную корпорацию, которая из каждого действия пытается выжать дополнительный доход. На мысль обсудить «Яндекс» и ваше отношение к нему меня натолкнул график из сервиса «Яндекс.Радар», цифры приводит сам «Яндекс», значит, им можно верить.
Источник: RusTelcom
Растет только «Яндекс.Дзен», другие сервисы компании падают, и уровень этого падения невозможно объяснить какими-то сезонными колебаниями. Хочется примерить на себя тогу всезнающего человека, но, увы, она где-то потерялась, и объяснить все это с точки зрения рынка будет сложно. Но у меня есть эмоциональное объяснение, которое не претендует на истину в последней инстанции, но, возможно, поразит вас до глубины души или ударит по печени в момент, когда вы откроете бутылочку чего-нибудь приятного. Начнем с очень простого утверждения, даже начнем абзац с этой фразы, настолько она значительна.
«Яндекс» в России всегда был компанией, которую любили обычные люди. И точка! Именно таковым было отношение к «Яндексу» когда-то в прошлом, пользовались «Яндексом» не по принуждению, а оттого, что это был отличный продукт, выигрывающий у того же Google. Сегодня об этом почти никто не помнит, но пользоваться тем же Google для поиска на русском языке было болезненно. С другой стороны, «Яндекс» давал не ахти какое качество поиска в зарубежных источниках. Но гордость за наших распирала, показали Google, где раки зимуют, Россия была страной-исключением, у нас Google не победил в поиске, так как на его дороге встал «Яндекс». Эпическая картина, простые ребята бросили вызов международной корпорации и даже победили в моменте. Конечно, в те годы кто-то говорил, что и Google, по большому счету, тоже наш, ведь Сергей Брин исключительно русский человек. Но после его высказывания о России как о «Нигерии в снегах» пыл его поклонников остыл, они переключились на чествование «Яндекса».
Может быть, меня подводит память, а может, это аберрации сознания, но в самом начале пути «Яндекс» был любим практически всеми. Услышать, что кто-то ругает «Яндекс», было невозможно, а ошибки, которые допускали программисты в небольшом числе продуктов, воспринимались как данность, никто не раздувал из мухи слона. Ошибка? Случается, давайте поможем «Яндексу» исправить эту ошибку. Внешний наблюдатель воспринимал «Яндекс» как честную компанию. Скажу даже больше, часто компанию и ее взлет воспринимали как русскую мечту. Ведь существует американская мечта, а никто не артикулировал ее русский вариант. В годы, когда возник «Яндекс», русская мечта для многих заключалась в купи-продай, а эти ребята показали, что есть другой путь. И для многих они стали путеводной звездой, тут нет ни капли иронии или юродства, «Яндекс» тогда был таким, просто большинство из вас его в таком качестве уже не застали.
Прошлое всегда запоминается яркими событиями, плохое стирается из памяти. «Яндекс», равно как и CompTek до того, существовали как коммерческие организации. Это была история про деньги, но также и про идеалы, которыми обладали люди, стоящие у руля компании. Например, Илья Сегалович не только был мозгом «Яндекса», который стоял за множеством разработок компании и новых направлений, он всегда имел яркую гражданскую позицию. С ним можно было спорить, не соглашаться, но не уважать его было нельзя, так как он был цельным человеком и никогда не пытался юлить, черное называть белым и наоборот.
Пожалуй, можно условно разделить «Яндекс» на две эпохи: время, когда в компании был Илья Сегалович, и время после его ухода, которое началось летом 2013 года. История не знает сослагательного наклонения, не уверен, что компания при Илье не эволюционировала в тот «Яндекс», что мы знаем сегодня, тем не менее, почему-то верится, что это была бы совсем другая компания.
Меня часто записывают в хейтеры «Яндекса», словно по умолчанию все, что делает корпорация, плохо. В наш век ни у кого нет времени и желания разбираться во мнении другого человека и в его отношении к тем или иным явлениям, проще поместить его на ту или иную полочку своего разума. Мне не нравится очень многое, что делают «Яндекс» и топ-менеджмент компании, так как это банально некрасиво. Например, нельзя рекламировать ворованные аккаунты «Яндекс.Драйва», продвигать статьи в «Яндекс.Дзене», которые объясняют, как убегать от полиции. Я понимаю, что это коммерция и деньги с ворованных аккаунтов идут в прибыль «Яндекса». Я это все понимаю, но от этого умирают люди и это неправильно c любой точки зрения.
Источник: РИА Новости
Представил, что Илья жив и происходит такая ситуация. Компания явно виновата в том, что произошло, погиб человек, возникают вопросы к бизнес-подходу. Что изменилось за эти месяцы? Ничего! В поиске «Яндекса» все так же услужливо всплывают подсказки, в ленте на первых местах ворованные аккаунты. В «Яндексе» предпочитают сделать вид, что все нормально и хорошо, можно ничего не менять. Я публично задал Тиграну Худавердяну вопросы о том, что он думает про эту практику, ответа не получил. Задал еще раз, потом просто плюнул, в конце концов, есть же и другие дела, нет никакого крестового похода против «Яндекса».
Почему-то у меня есть уверенность, что в такой ситуации вопросы, заданные Илье, не остались бы без ответа. Но главное, что в «Яндексе» изменили бы свой подход, увидели проблему и исправили ее. Ведь проблема существует, и кроется она в подходе компании, она рекламирует и продвигает взломанные аккаунты, которые может купить кто угодно. Попробуйте ровно тот же поисковый запрос в Google, вы удивитесь тому, насколько отличается поисковая выдача, словно «Яндекс.Драйв» — это сервис от Google и они удаляют нелегальные способы его использования. Да и там проскакивают ссылки на взломанные аккаунты, но их нужно поискать!
Как-то незаметно от компании, которую все любят, мы перебрались к корпорации, которую скорее терпят, чем испытывают к ней теплые чувства. Многие просто пользуются какими-то продуктами и не думают о своем отношении (я один из этих людей и приношу «Яндексу» ежегодно кругленькую сумму, но лояльным клиентом назвать себя не могу). Мне не нравится подход «Яндекса» во многих областях. Не нравится то, как компания работает с государством (товарищ майор, привет!), насколько часто возникают ошибки в продуктах и компания сохраняет при этом олимпийское спокойствие, словно так и надо. Месяцами ошибки не исправляются, причем даже те, что приводят к убыткам самого «Яндекса». Из недавнего — моя история про «Яндекс.Диск», у меня все так же много места, а Google вернул деньги за подписку. И это очень смешно.
У меня не вызывает доверия компания, которая теряет деньги на своих ошибках, не воспринимает это как проблему. А знаете, почему не вызывает? Ответ в том, что «Яндексу» наплевать на свои деньги, а значит, и ко мне отношение будет таким же или еще хуже. И порой так и происходит, то курьер не доедет, то что-то сломается в «Яндекс.Такси». Жаловаться, чтобы получить очередной купон или скидку, мне как-то не с руки, слишком часто это происходит, просто начинаю меньше и меньше пользоваться услугами компании, но не отказываюсь от них совсем.
Использование административного ресурса для того, чтобы пролоббировать предустановку собственных приложений на смартфоны всех компаний. Это убивает конкуренцию как таковую, закрывает дорогу для небольших стартапов, цементирует положение «Яндекса».
Но все это лирика, так как не объясняет главного, что изменилось в компании за последние годы. Ответ можно искать в отзывах о приложениях в том же Play Store, люди жалуются, что работавшее ранее приложение теперь наполнено рекламой других сервисов «Яндекса», которые им не нужны, они вызывают раздражение. Монетизация для «Яндекса» вышла на первый план, так как компания неожиданно столкнулась с тем, что конкуренты стали создавать свои решения, период, когда никого вокруг не было, закончился. И тут есть плохая новость, в «Яндексе» никогда не умели конкурировать на равных, компания имела больше денег, чем ближайшие конкуренты, и пользовалась этим. С появлением на этой полянке «Сбера» правила игры изменились, теперь «Яндекс» страдает от того, что конкурент вкладывает в развитие немыслимые ранее деньги.
Многих смутили результаты первого квартала от «Яндекса», компания стала больше тратить на сотрудников, показала убыток, что немыслимо. Но объяснение, видимо, следует искать в первом графике, люди стали меньше пользоваться приложениями от «Яндекса».
Почему аудитория приложений от «Яндекса» падает? Ответ следует искать в том, что компанию больше не любят, как это было когда-то в прошлом, к ней относятся очень просто и безыдейно. Многие годы PR от «Яндекса» был беззубым и страдал от импотенции, никакой проактивной позиции, почивание на лаврах. Теперь конкуренты занимаются методичным избиением «Яндекса» в публичном поле, причем это уже стало своего рода тренировкой, а не чем-то серьезным, корпорацию не воспринимают как сильного игрока, задающего тон на рынке, пришли новые герои. И обычные пользователи чувствуют этот момент, у них есть выбор, и он крайне широк. У каждого сервиса «Яндекса» есть альтернативы, причем иногда они отличны. Посмотрите на тот же рынок каршеринга, «Делимобиль» сделал рывок по числу поездок, хотя казалось, что никто не сможет сместить «Яндекс» с первого места. Почитать об этом можно вот тут.
За эти годы «Яндекс» растерял народную любовь, стал еще одной корпорацией про деньги. В то время как те, кого привычно ненавидели, учатся быть другими, тот же «Сбер» меняет себя, и любой шаг — это улучшение по сравнению с тем, что было. «Яндекс» потерял свою идентичность, заигрался в серьезный бизнес, где важны цифры, но не важны люди и их мнения. Собственно, люди и отвечают взаимностью.
Знаете, что самое интересное в этой истории? Будет очень просто сказать, что этот текст написан обиженкой, человеком, который не любит компанию. Никаких обид у меня нет, но нет и любви к «Яндексу», так как те времена прошли безвозвратно.
Запустил голосование в нашем Telegram-канале о том, как изменилось ваше отношение к «Яндексу» за прошедший год, результат говорит сам за себя. Почти треть проголосовавших стали относиться к компании хуже, а вот лучше — только 13% (на момент написания текста проголосовало 1100 человек).
У «Яндекса» очень большая проблема с идентичностью, в компании есть много крутых людей, проектов, ребята делают хорошие вещи (серьезно и без иронии). Но бизнес-политика перечеркивает все это и ставит на хорошем жирный крест, так как больше «Яндекс» не любят. Как вернуть любовь обычных людей — это отдельный и сложный вопрос, текущая команда явно на него ответа не знает.
Полный текст статьи читайте на mobile-review