AMD против Intel: большое тестирование процессоров в играх

Введение

Чем заняться редакторам раздела 3D-графики во времена жесточайшего дефицита видеокарт, когда обзоры графических процессоров новых поколений вызывают у наших читателей вполне обоснованное недоумение и даже возмущение? Например, можно в очередной раз попробовать разобраться в том, насколько важны центральные процессоры для игровых систем. Тем более что вопрос требуемой мощности CPU для домашних ПК является одним из актуальных как при покупке новых ПК в сборе, так и при модернизации уже имеющихся систем.

Многие читатели сразу скажут, что такие исследования имеют мало смысла, ведь основным ограничителем производительности в современных играх является именно GPU, и наибольший бюджет и внимание нужно уделять видеокарте. Это во многом так и есть, особенно если речь идет о современных 3D-играх. Но домашние ПК используются не только для игр, на них обрабатываются фотографии и монтируется бытовое видео, а современное ПО умеет использовать многопоточность, получая преимущество от нескольких вычислительных ядер. И у домашних компьютеров встречаются задачи, требующие одновременного выполнения сразу нескольких ресурсоемких вещей, вроде стриминга игрового процесса.

Да и в самих играх без мощного многоядерного процессора уже никуда не денешься, ведь в обратном случае даже самая дорогущая видеокарта топового уровня просто не сможет показать все свои возможности и отработать немалые деньги, уплаченные за нее. Хотя мы и не отрицаем, что для домашних ПК далеко не всегда есть смысл гнаться исключительно за самыми мощными моделями CPU, но и самые слабые для них тоже не подойдут. Всегда нужно искать оптимальные варианты, которые и стоят относительно недорого, и не сильно уступят топовым моделям в большинстве игр.

Именно этим мы сегодня и займемся. Причем постараемся сделать максимально возможное по массовости сравнение всех доступных нам CPU, и сразу в нескольких играх. Мы включили в наше исследование по несколько самых интересных процессоров из линеек компаний AMD и Intel, а в случае Ryzen — даже из нескольких поколений этих процессоров. Ну, а со стороны Intel игровые позиции будут защищать сразу несколько моделей 10-го поколения, хотя совсем скоро должно появиться уже следующее поколение, которое мы также обязательно рассмотрим, но несколько позднее.

10-е поколение — это процессоры семейства Comet Lake (кодовое имя для всего поколения), которые используют микроархитектуру Skylake и произведены по улучшенному техпроцессу 14 нм. Они имеют до 10 вычислительных ядер, поддерживают многопоточность на всех моделях CPU, за исключением Celeron, имеют турбо-частоту вплоть до 5,3 ГГц для одного ядра и до 4,9 ГГц для всех ядер, а также официально поддерживают скоростную память DDR4. Работают все эти процессоры в связке с чипсетами 400-й серии и предназначены для процессорного разъема LGA 1200.

Со стороны AMD у нас будут, разумеется, модели новейшей линейки Ryzen 5000, основанные на архитектуре Zen 3, получившей значительные улучшения по сравнению с предыдущей Zen 2. Новая архитектура обеспечила приличный прирост по количеству одновременно исполняемых за такт инструкций, так как новые модули в чиплетах содержат уже по восемь ядер и включают 32 МБ кэш-памяти L3, доступной всем ядрам чиплета. Такое архитектурное решение серьезно снизило задержки при обмене данными, были устранены и некоторые другие «узкие» места архитектуры Zen 2, и в результате однопоточная производительность выросла чуть ли не на четверть.

Среди новых процессоров есть модели с количеством ядер от 6 до 16, что явно больше, чем у конкурента. Но так как компания AMD выпустила в новой линейке только решения с шестью и более ядрами, мы решили добавить в наше игровое сравнение и несколько все еще весьма актуальных моделей Ryzen предыдущего семейства. Кроме дополнения линейки AMD процессорами с четырьмя ядрами, мы также получим и очередное наглядное подтверждение того, как сильно ускорились ядра Zen 3 относительно Zen 2, сравнив 8- и 6-ядерники двух разных поколений. (Немного забежим вперед: вскоре выйдет продолжение этого материала со сравнением сразу всех четырех поколений Ryzen в играх.)

Возможно, кому-то покажется, что компания Intel проиграла еще до начала боя, ведь у топовой модели Core i9 «всего лишь» 10 ядер, что заметно меньше 16 ядер у лучшего процессора из продуктовой линейки AMD. Но не нужно забывать один важный момент: конкретно в играх ситуация сильно отличается от того, что мы видим в чисто вычислительных задачах и бенчмарках. В играх до сих пор крайне редко эффективно используется больше шести-восьми потоков. И еще реже даже самым современным играм не хватает четырехъядерных процессоров с поддержкой многопоточности, имеющих восемь вычислительных потоков.

Наши многочисленные исследования показывают, что от изменения количества ядер с 6–8 штук до 12–16 в играх просто ничего не меняется. Четырех ядер уже иногда может не хватать для некоторых игр, и во многих из них уже часто не хватает шестиядерников без поддержки многопоточности. Оптимальным вариантом для игр прямо сейчас являются процессоры с шестью достаточно производительными ядрами и обязательной поддержкой многопоточности. Для игрового применения это максимально выгодный вариант, но лишь на сегодняшний день, а с учетом перспективы в виде будущих мультиплатформенных проектов и консолей нового поколения уже весьма желателен некоторый запас в виде дополнительных 2–4 ядер. То есть 8–10 ядер — оптимальное решение с некоторой перспективой.

Также обязательно нужно учитывать еще один аспект. В играх до сих пор гораздо важнее производительность отдельных ядер, чем их количество, именно в нее игры упираются чаще всего. И тут уже важно количество инструкций, исполняемых процессором за такт, и количество этих тактов в единицу времени — то есть тактовая частота должна быть максимально возможной. Ранее процессоры Intel были сильнее по однопоточной производительности, но у последнего поколения процессоров Ryzen дела со всем этим делом заметно улучшились. Именно поэтому нынешнее сравнение процессоров AMD и Intel особенно интересно.

Правда, это пока что лишь теоретические выкладки, основанные на наших предположениях и предыдущих исследованиях. А что получится в реальном сравнении различных моделей процессоров Intel и AMD, отличающихся друг от друга количеством ядер и вычислительных потоков, базовой частотой, турбо-частотой и ценой — это мы и узнаем в процессе сегодняшних тестов. Надо сказать, что процесс тестирования, обработки результатов и подведения итогов изрядно затянулся из-за необходимости достать все модели CPU и соответствующую обвязку, поэтому набор игр и видеокарта успели немного устареть.

Тестовые стенды и условия тестирования

  • Компьютер на базе процессоров Intel:

  • Компьютер на базе процессоров AMD Ryzen 3000 и Ryzen 5000:

  • Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 2200G:

    • системная плата MSI X370 XPower Gaming Titanium (AMD X370).

Общие комплектующие:

  • система жидкостного охлаждения Corsair iCue H115i RGB Pro XT;
  • оперативная память Thermaltake Toughram RGB DDR4–3600 CL18 (16 ГБ);
  • видеокарта Nvidia GeForce GTX 2080 Ti (11 ГБ);
  • твердотельный накопитель Kingston KC2000 (NVMe, 2 ТБ);
  • блок питания Corsair RM750 (750 Вт);
  • монитор Samsung U28D590D (28″, 3840×2160);
  • операционная система Windows 10 Pro;
  • драйвер Nvidia версии 460.79 WHQL.

Для проведения игровых тестов мы собрали системы на базе сразу трех системных плат, так как один из процессоров AMD на плате с чипсетом X570 работать не захотел. Для тестов процессоров Intel у нас была плата компании ASRock, основанная на свежем топовом чипсете Intel Z490, поддерживающая все имеющиеся у нас модели процессоров 10-го поколения, а для большей части процессоров AMD мы использовали плату Asus также на топовом чипсете X570, которая поддерживает все необходимые технологии. Кроме этого, у нас было 16 гигабайт быстрой памяти DDR4–3600 (такого объема вполне достаточно, а производительность памяти также весьма важна в играх), высокопроизводительный NVMe-накопитель и достаточно мощный блок питания.

Чтобы максимально широко охватить линейки процессоров обеих компаний, мы взяли сразу по несколько моделей CPU из самых разных ценовых диапазонов. В случае Intel 10-го поколения к процессорам Core добавили по одному процессору семейств Pentium Gold и Celeron — чтобы понять, какой уровень бюджетных CPU позволит хоть как-то поиграть. Компанию наиболее мощным моделям i9–10900K и i7–10700K и средним i5–10400 и i3–10100, составили бюджетные модели Pentium Gold G6600 и Celeron G5920, серьезно отличающиеся друг от друга по основным характеристикам.

Процессоры Intel (в скобках указано количество ядер и потоков, а также тактовые частоты):

  • Core i9–10900K (10C/20T; 3,7—5,3 ГГц)
  • Core i7–10700K (8C/16T; 3,8—5,1 ГГц)
  • Core i5–10400 (6C/12T; 2,9—4,3 ГГц)
  • Core i3–10100 (4C/8T; 3,6—4,3 ГГц)
  • Pentium Gold G6600 (2C/4T; 4,2 ГГц)
  • Celeron G5920 (2C/2T; 3,5 ГГц)

В результате, охват семейства 10-го поколения процессоров Intel получился максимально широким — от топовой модели Core i9, имеющей 10 ядер и 20 потоков, работающей на частоте до 5,3 ГГц, до весьма недорогого Celeron G5920, который довольствуется всего двумя ядрами без поддержки многопоточности и турбо-частоты, а его базовая частота составляет всего лишь 3,5 ГГц. Будет интересно посмотреть, справится ли он с играми вообще. Но самые любопытные с практической точки зрения — промежуточные конфигурации, включая модели Core с 4, 6 и 8 ядрами, наиболее выгодными для игровых применений.

Процессоры AMD (в скобках указано количество ядер и потоков, а также тактовые частоты):

  • Ryzen 9 5950X (16C/32T; 3,4—4,9 ГГц)
  • Ryzen 9 5900X (12C/24T; 3,7—4,8 ГГц)
  • Ryzen 7 5800X (8C/16T; 3,8—4,7 ГГц)
  • Ryzen 5 5600X (6C/12T; 3,7—4,6 ГГц)
  • Ryzen 7 3700X (8C/16T; 3,6—4,4 ГГц)
  • Ryzen 5 3600X (6C/12T; 3,8—4,4 ГГц)
  • Ryzen 3 3300X (4C/8T; 3,8—4,3 ГГц)
  • Ryzen 3 2200G (4C/4T; 3,5—3,7 ГГц)

Ну, а для противодействия почти всей линейке Intel мы взяли… еще большее количество процессоров AMD! Тут есть и современные топовые Ryzen 9 с 12 и 16 ядрами, аналогов которым просто нет у конкурента, и 8-ядерники с 6-ядерниками двух разных поколений Ryzen 3000 и Ryzen 5000. Против четырехъядерного Core i3 будет выступать аналогичный Ryzen 3 3300X, а против Pentium мы выставили Ryzen 3 2200G, также с четырьмя потоками, но с четырьмя ядрами, в отличие от двух у процессора Intel. А вот конкурента для Celeron мы у AMD не нашли, поэтому он будет выступать в отдельной категории сверхбюджетных CPU, которые вряд ли подойдут для игровых ПК.

Чтобы проверить, насколько производительность игровой системы зависит от центрального процессора, мы взяли достаточно мощную модель видеокарты Nvidia GeForce RTX 2080 Ti, которая еще недавно была топовой и которую по своим возможностям лишь совсем недавно переплюнуло новое поколение Ampere. Сейчас бы мы уже использовали что-то из RTX 30, но так как наше исследование затянулось по времени, то пришлось ограничиться RTX 2080 Ti. Это не так страшно, топовая модель видеокарты из предыдущего поколения не будет сильно ограничивать общую производительность, в Full HD уж точно.

Поговорим как раз о выбранных разрешениях и настройках графики в играх. Прирост от использования более производительных CPU, по опыту всех наших игровых тестов, получается заметно большим в режимах вроде низкого разрешения и низких настроек, что очевидно. Но слишком искусственные тесты типа разрешения 1280×720 и низких настроек в принципе не имеют смысла, ведь так никто не играет, поэтому мы решили выбрать для тестов самое распространенное разрешение 1920×1080 при средних настройках качества. В таких случаях должна наблюдаться если не максимально возможная, то весьма приличная отдача от мощных многоядерных CPU.

Более низкие разрешения и качество игровой графики тестировать не имеет смысла, так как их никто не использует в реальности. С другой стороны, даже при том, что все большее распространение получает разрешение 4K, использовать такие условия мы тоже не будем — хотя бы просто потому, что в нем все всегда ограничивает исключительно установленная в систему видеокарта. И если у вас именно 4K-монитор, то вам подойдет практически любой современный процессор. Возможно, даже четырехъядерный, но лучше взять CPU хотя бы с 6–8 ядрами. Но разницы между среднебюджетным и топовым CPU в 4K точно не будет никакой.

Но для того, чтобы сравнение разных CPU было более реалистичным, мы также добавили и более правдоподобные условия: разрешение 2560×1440 при ультра-настройках качества (где-то это максимальные настройки качества, а где-то — чуть ниже). Такой режим сильно ограничен производительностью видеокарты, и в нем мы увидим небольшую разницу между разными CPU, скорее всего, но ведь в таких условиях люди обычно и играют, особенно на относительно мощных графических процессорах вроде GeForce GTX 2080 Ti. Все же, по нашему опыту, топовые GPU даже в таких режимах порой упираются в CPU, что мы и проверим еще раз.

Дополнительно, мы также постарались минимизировать случаи упора производительности в мощность отдельных ядер центрального процессора в тех играх, где это возможно. Для этого мы выбирали самые современные графические API: DirectX 12 и Vulkan — при их поддержке со стороны игр. А драйвер для видеокарты использовали просто самый свежий на момент начала тестирования. Итак, приступаем к делу.

Тестирование производительности

Совсем немного о разнице между играми и другими ресурсоемкими приложениями с точки зрения производительности CPU. Современные многоядерные процессоры выглядят намного лучше моделей с меньшим количеством ядер в чисто вычислительных задачах, вроде рендеринга не в реальном времени и при обработке больших объемов данных. Но в играх просто нет настолько интенсивных вычислений большого объема, занимающих все имеющиеся ядра. В большинстве игр важнее производительность одного-двух ядер, чем их общее количество. Но и слишком малого количества ядер им тоже не хватит, чаще всего желательны четыре. В общем, сегодня нас во многом интересует именно баланс однопоточной скорости и многоядерности, его мы и собираемся исследовать.

Чтобы определить разницу между производительностью процессоров AMD и Intel, мы протестировали их в восьми очень разных играх, имеющих встроенные возможности для тестирования. Использование встроенных бенчмарков мы считаем делом весьма полезным, так как при небольшой разнице в производительности, точность измерения и повторяемость результатов нужно обеспечить максимально возможные. Кроме средних показателей частоты кадров, мы также приведем и минимальный FPS, чтобы отследить редкие случаи падения производительности, вызывающие отсутствие комфорта и плавности, которые как раз и встречаются при нехватке вычислительных ядер. Ну, а еще позже рассмотрим и влияние мощности CPU на время рендеринга кадров более подробно.

Assassin«s Creed Odyssey

Игра уже не самая свежая (мы обязательно заменим ее на Valhalla из той же серии в следующих тестах), но все еще довольно требовательная, в том числе и к мощности CPU. В самом распространенном разрешении Full HD производительность должна будет упираться именно в мощность центрального процессора. Сразу отметим, что на Celeron G5920 игра не работает — не загружается ни тест ни игра, просто виснет при загрузке. Вероятно, из-за того, что игра минимально требует четырех вычислительных потоков. Которых нет у Celeron, но есть у Pentium Gold G6600 и Ryzen 3 2200G. И на этих CPU игра и тест очень неплохо работают, разве что загружаются несколько медленнее.

Assassin«s Creed Odyssey (1920×1080 Medium)
  Avg Min
Core i9–10900K 135 72
Core i7–10700K 133 68
Core i5–10400 122 59
Core i3–10100 106 57
Pentium Gold G6600 65 24
Celeron G5920 0 0
Ryzen 9 5950X 124 60
Ryzen 9 5900X 123 59
Ryzen 7 5800X 123 58
Ryzen 5 5600X 122 57
Ryzen 7 3700X 118 58
Ryzen 5 3600X 115 57
Ryzen 3 3300X 110 56
Ryzen 3 2200G 66 38

В таких условиях общая скорость рендеринга довольно сильно зависит от применяемой модели процессора, но все же несколько сильнее упирается в мощность используемого нами GPU. Пример проекта с небольшим приростом скорости от количества ядер, и большей — от увеличения однопоточной производительности. Двух ядер и четырех потоков Pentium Gold явно не хватает, частота кадров даже на средних настройках графики падает ниже 30 FPS, что неприемлемо. А вот четыре ядра Ryzen 3 2200G, хоть были и не слишком хороши по средней частоте кадров, зато не позволили минимальной частоте кадров упасть ниже 38 FPS — в таких условиях играть вполне можно. Налицо разница между 2 и 4 ядрами у CPU.

Все остальные процессоры из нашего сравнения справились с задачей обеспечения как минимум 60 FPS — хотя изредка частота кадров все же падала до 56–59 FPS у среднеценовых моделей Intel и у всех процессоров AMD. Все Ryzen, начиная с модели 5600X, явно уперлись в потолок производительности, а вот старшие Intel Core еще давали приличный прирост по кадровой частоте. То есть конкретно в этой игре процессоры Intel смотрятся чуть лучше моделей Ryzen, и толк от увеличения тактовой частоты тут вполне заметен. Останется ли это преимущество при повышении нагрузки на графическую карту?

Assassin«s Creed Odyssey (2560×1440 Ultra High)
  Avg Min
Core i9–10900K 78 47
Core i7–10700K 77 46
Core i5–10400 75 41
Core i3–10100 74 38
Pentium Gold G6600 50 23
Celeron G5920 0 0
Ryzen 9 5950X 74 43
Ryzen 9 5900X 74 42
Ryzen 7 5800X 73 42
Ryzen 5 5600X 72 41
Ryzen 7 3700X 73 42
Ryzen 5 3600X 71 38
Ryzen 3 3300X 71 36
Ryzen 3 2200G 51 31

В заметно более тяжелых для GPU условиях, скорость вычислений на процессорных ядрах уже не так сильно ограничивает общую производительность, хотя некоторый упор и остался, но разница между самыми мощными и слабыми CPU явно снизилась. Топовая модель семейства GeForce RTX 20 все еще иногда ограничена возможностями CPU, что позволяет советовать более мощные модели процессоры энтузиастам. Но где-то с уровня Ryzen 7 3700X/Ryzen 5 5600X дальнейшего ускорения уже не будет.

Pentium Gold все так же далек от обеспечения комфорта, а вот Ryzen 3 2200G с вдвое большим количеством ядер (но тем же количеством потоков) смог обеспечить минимально допустимую производительность для хоть какого-то комфорта. Все остальные процессоры из нашего сравнения условно равны, даже Core i3–10100 и Ryzen 3 3300X отстают от мощнейших представителей AMD и Intel не сильно. В этом режиме скорость больше упирается в GPU, и он не может дать максимального комфорта с 60 FPS, как минимум. Хотя при средней частоте кадров в 71–78 FPS вполне можно играть с приемлемым комфортом. Интересно, что старшие модели Core и в таких условиях чуть-чуть вырвались вперед по показателям средней и минимальной частоты кадров.

Borderlands 3

Игра более новая, и она гораздо сильнее загружает GPU, а к CPU предъявляет заметно меньшие требования, как показывают наши тесты. И это даже при том, что мы использовали именно DX12-версию, которая лучше работает на многоядерных процессорах. В итоге, игра хоть и запускается на Celeron G5920, но загружается очень медленно и зависает в процессе загрузки — при кэшировании шейдеров. А вот все остальные CPU вполне справляются с делом. К сожалению, встроенный бенчмарк не дает минимальных показателей FPS, поэтому мы ограничились средними.

Borderlands 3 (1920×1080 Medium)
  Avg
Core i9–10900K 193,6
Core i7–10700K 194,4
Core i5–10400 176,8
Core i3–10100 167,7
Pentium Gold G6600 102,0
Celeron G5920 0,0
Ryzen 9 5950X 194,8
Ryzen 9 5900X 193,1
Ryzen 7 5800X 192,5
Ryzen 5 5600X 192,9
Ryzen 7 3700X 169,3
Ryzen 5 3600X 170,0
Ryzen 3 3300X 163,8
Ryzen 3 2200G 108,6

Увы, но эта игра даже при средних настройках и в не самом высоком Full HD-разрешении явно упирается в мощность довольно быстрой даже по современным меркам видеокарты GeForce RTX 2080 Ti, а вовсе не в возможности процессоров. Прирост скорости на более мощных моделях CPU AMD и Intel тут не так уж велик, хотя некоторая разница между старшими и младшими моделями есть. Разницы между AMD и Intel тут особой нет, самые быстрые Core очень близки к лучшим Ryzen.

Виной этому явно однопоточная производительность, так как Ryzen явно скучковались по поколениям — все 5000-е показали одинаковый результат, обогнав все 3000-е, также показавших схожий FPS. То есть этой игре важна однопоточная производительность CPU, хотя и ядра с потоками ей также нужны, ведь хотя на Pentium и Ryzen 3 2200G и можно играть, но их скорость далека от старших моделей. Впрочем, сильно дорогой процессор игре тоже не нужен, Core i3–10100 и Ryzen 3 3300X вполне неплохо справляются с ней.

Правда, отдельно нужно отметить, что хотя бенчмарк не выдает показатели минимального FPS, мы заметили в процессе тестирования, что на Pentium Gold хоть и получается сравнительно высокий средний FPS, но картинка при этом заметно подергивается в процессе — требуемой плавности не обеспечивается. Именно поэтому мы отдельно рассмотрим в том числе и эту игру в дополнительном разделе нашего материала, а сейчас переходим к более высокому разрешению.

Borderlands 3 (2560×1440 Ultra)
  Avg
Core i9–10900K 84,8
Core i7–10700K 83,9
Core i5–10400 82,0
Core i3–10100 82,2
Pentium Gold G6600 81,7
Celeron G5920 0,0
Ryzen 9 5950X 83,2
Ryzen 9 5900X 83,0
Ryzen 7 5800X 82,6
Ryzen 5 5600X 82,7
Ryzen 7 3700X 82,5
Ryzen 5 3600X 82,7
Ryzen 3 3300X 82,8
Ryzen 3 2200G 77,9

В более сложных условиях повышенного разрешения и усложненной графики, разница между практически всеми вариантами центральных процессоров, на которых игра в принципе заработала, уже полностью отсутствует. Даже Pentium Gold показывает результат на уровне лучших Core и Ryzen, которые ушли от среднеценовых моделей совсем недалеко — в рамках погрешности тестирования.

Так что для тех, кто играет на мониторах с высоким разрешением при наличии достаточно мощных GPU, излишне дорогой, производительный и многоядерный центральный процессор вовсе не обязателен, будет достаточно моделей вроде Core i5–10400 и Ryzen 3 5600X. Снова отметим отсутствие разницы между скоростью решений AMD и Intel в этой игре, хотя конкретно Ryzen 3 2200G слегка и неприятно удивил, чуть отстав от Pentium Gold в этот раз.

F1 2020

Игры компании Codemasters под официальной лицензией Формулы 1 выходят ежегодно, но не слишком сильно меняются из год в год с графической точки зрения, зато в них есть полноценная поддержка DirectX 12, и они неплохо используют многопоточность, что помогло получить максимум от тестовых CPU. На самом слабом процессоре — Intel Celeron G5920, имеющем лишь пару вычислительных ядер, игра сразу же выводит сообщение с предупреждением о том, что используемый CPU имеет характеристики ниже минимальных системных требований игры.

И хотя в итоге игра все же запускается, но делает это крайне медленно, да и в остальном наше тестирование на Celeron G5920 превратилось в медленную пытку. Повторять подобное не советуем, как и вообще использование подобных CPU для современных игр в принципе. Но об этом позже, сейчас мы говорим о F1 2020.

F1 2020 (1920×1080 Medium)
  Avg Min
Core i9–10900K 301 242
Core i7–10700K 297 235
Core i5–10400 259 204
Core i3–10100 231 187
Pentium Gold G6600 138 109
Celeron G5920 19 15
Ryzen 9 5950X 296 252
Ryzen 9 5900X 294 250
Ryzen 7 5800X 293 247
Ryzen 5 5600X 295 248
Ryzen 7 3700X 228 185
Ryzen 5 3600X 227 182
Ryzen 3 3300X 220 177
Ryzen 3 2200G 128 105

Еще одна игра с отсутствием явного упора в мощность GPU хотя бы в условиях Full HD и средних настроек качества. На диаграмме хорошо видно разницу между протестированными процессорами разной мощности, хотя частота кадров почти для всех решений излишне высока и кто-то может сказать, что 200–300 FPS просто не нужны. Но не забывайте про сетевую игру с соревновательной составляющей, при которой применяются игровые мониторы с частотой обновления 120–240 Гц и более, поэтому обеспечение стабильных 120–240 FPS вполне может быть востребовано такими игроками.

Celeron в этот раз мы не рассматриваем, 15–19 FPS это слишком мало, а вот Pentium Gold и Ryzen 3 2200G вполне справились с задачей. Интересно, что они примерно равны в F1 2020 и выдали в таких условиях более 100 FPS. То есть играть даже на таких слабых CPU в эту игру должно быть комфортно. Ну, а все более мощные процессоры Core и Ryzen способны дать еще больше производительности. Впрочем, между Core i7 и Core i9 разницы нет, равно как и между всеми Ryzen последнего поколения. Все эти процессоры условно равны, и решения AMD оказались даже чуть лучше по минимальной частоте кадров.

А вот Ryzen 3000 чуть отстали, все же у них есть недостаток в виде более низкой однопоточной производительности — обратите внимание, что все 3000-е снова выстроились ровно по линии, которая явно ниже аналогичной линии для Ryzen 5000. Налицо работа над ошибками в Zen 3. А что будет если сравнить новинки с Zen 2 в играх, да еще добавить сравнение с Zen 1? Об этом мы вам тоже скоро расскажем, но уже в отдельном материале.

F1 2020 (2560×1440 Ultra High)
  Avg Min
Core i9–10900K 154 137
Core i7–10700K 153 135
Core i5–10400 154 136
Core i3–10100 152 134
Pentium Gold G6600 115 93
Celeron G5920 18 14
Ryzen 9 5950X 148 133
Ryzen 9 5900X 148 132
Ryzen 7 5800X 147 132
Ryzen 5 5600X 147 130
Ryzen 7 3700X 145 131
Ryzen 5 3600X 144 128
Ryzen 3 3300X 143 129
Ryzen 3 2200G 105 86

Неудивительно, что в более тяжелом для GPU тестовом режиме сложилась ожидаемая ситуация, когда скорость рендеринга почти всегда упирается в мощность видеокарты, и от смены CPU мы просто не видим никаких преимуществ, если не говорить о слабых CPU. Celeron совсем не годится, а вот Pentium Gold и младший Ryzen с видеоядром не так уж и далеко отстали от топовых процессоров! Так что для разрешения 2560×1440 при ультравысоких настройках в этой игре должно быть достаточно даже такого уровня CPU, ведь Pentium и младший Ryzen показали минимальную частоту кадров в 93 FPS и 86 FPS, соответственно.

А все более мощные Ryzen и Core показали крайне плотные результаты с небольшим разбросом, что говорит о почти 100% упоре скорости в GPU в этом режиме. Но все же мы отмечаем небольшое преимущество процессоров Intel в этот раз. Вполне возможно, что с PCI-E шиной они работают совсем капельку лучше, и скорость GPU раскрывается в игре полнее. Впрочем, разница не слишком велика в любом случае.

Ghost Recon Breakpoint

Игра с некоторых пор поддерживает два графических API: Vulkan и DirectX 11, и мы использовали первый, так как он более новый и умеет пользоваться возможностями современных многоядерных процессоров, что нам и нужно. Но так как эта игра довольно сильно загружает работой именно графический процессор, то прирост в скорости рендеринга на более мощных CPU все равно ожидается не слишком большим. Проверяем Full HD:

Ghost Recon Breakpoint (1920×1080 Medium)
  Avg Min
Core i9–10900K 200 60
Core i7–10700K 202 60
Core i5–10400 185 60
Core i3–10100 167 60
Pentium Gold G6600 115 60
Celeron G5920 61 33
Ryzen 9 5950X 205 60
Ryzen 9 5900X 203 60
Ryzen 7 5800X 200 60
Ryzen 5 5600X 198 60
Ryzen 7 3700X 170 60
Ryzen 5 3600X 166 60
Ryzen 3 3300X 148 60
Ryzen 3 2200G 112 60

Хотя применение достаточно мощной видеокарты GeForce RTX 2080 Ti и позволило показать неплохой прирост в частоте кадров на старших CPU, но это касается только средней частоты кадров, а вот минимальный показатель на всех CPU, кроме Celeron, остановился на отметке 60 FPS — похоже на упор в мощность GPU в какой-то части встроенного теста. Впрочем, это значение в любом случае соответствует уровню очень хорошей комфортности при игре, и это нас вполне устраивает, так как ни один из процессоров, кроме Celeron, не скатился ниже этой важной отметки.

На протяжении большей части теста, скорость все же не была сильно ограничена видеокартой, и более дорогие модели Core и Ryzen показали скорость смены кадров более чем 200 FPS в среднем, что будет полезно для сетевой игры при использовании специализированных игровых мониторов с высокой частотой обновления. Разницы между мощнейшими процессорами AMD и Intel тут почти нет, все в пределах погрешности измерений.

Интересно, что даже на системе с Celeron обеспечивается хотя бы минимальный комфорт с 33 FPS как минимум и при 61 FPS в среднем — вполне можно поиграть, хотя особого удовольствия вы не получите. А вот на Pentium Gold и Ryzen 3 2200G все куда лучше, на этих недорогих процессорах вполне можно играть с очень хорошим комфортом, хотя разница между ними и мощнейшими Core и Ryzen и почти двукратная, так что лишними ядра CPU не будут. Посмотрим, что получится в тяжелом режиме:

Ghost Recon Breakpoint (2560×1440 Ultra)
  Avg Min
Core i9–10900K 124 60
Core i7–10700K 124 60
Core i5–10400 124 60
Core i3–10100 122 60
Pentium Gold G6600 99 58
Celeron G5920 51 28
Ryzen 9 5950X 123 60
Ryzen 9 5900X 123 60
Ryzen 7 5800X 123 60
Ryzen 5 5600X 123 60
Ryzen 7 3700X 121 60
Ryzen 5 3600X 119 60
Ryzen 3 3300X 113 60
Ryzen 3 2200G 97 55

И снова ничего неожиданного для более сложных для GPU условий. Несмотря на трехзначные цифры средней частоты кадров, обеспечиваемые мощной видеокартой, скорость рендеринга в этой игре при выбранных условиях упирается почти исключительно в GPU, поэтому и прироста от смены CPU на более мощные модели практически не видно. Если не брать самые младшие CPU, то все представители показали почти идентичную производительность, а Pentium Gold и Ryzen 3 2200G хоть и отстали от них, но не так уж сильно. А вот на Celeron играть будет уже некомфортно.

Естественно, что при наличии в игровой системе менее мощных видеокарт, чем GeForce RTX 2080 Ti, разницы между центральными процессорами будет еще меньше — ее можно не заметить вообще! Так что мы в очередной раз приходим к тому выводу, что при игре в высоких разрешениях и с высоким качеством рендеринга, толку от более производительного CPU вы просто не увидите. Лучше постараться приобрести более производительную видеокарту (если найдете сейчас хоть что-то в продаже по вменяемой цене, конечно).

Shadow of the Tomb Raider

Последняя игра из популярной серии Tomb Raider получила продвинутый D3D12-рендерер, который мы и использовали в нашей работе, чтобы дать возможность раскрыться всем тестовым процессорам. Этот режим отлично работает на всех современных CPU, а вот на слабом Celeron G5920 игра загружалась крайне медленно, а тест зависал в середине второго подтеста, не выдавая результатов вовсе, хотя частота кадров при этом была не такой уж плохой, порядка 30–60 FPS. На Pentium загрузка также была ощутимо медленнее, но на нем игра в целом неплохо работает, как и на самом слабом Ryzen с четырьмя ядрами.

Shadow of the Tomb Raider (1920×1080 Medium)
  Avg Min
Core i9–10900K 186 130
Core i7–10700K 174 122
Core i5–10400 150 101
Core i3–10100 127 82
Pentium Gold G6600 109 69
Celeron G5920 0 0
Ryzen 9 5950X 187 128
Ryzen 9 5900X 187 126
Ryzen 7 5800X 184 123
Ryzen 5 5600X 182 118
Ryzen 7 3700X 132 92
Ryzen 5 3600X 132 91
Ryzen 3 3300X 131 90
Ryzen 3 2200G 92 52

Это же показывают и тестовые результаты — минимум 69 FPS при 109 FPS в среднем на Pentium Gold — это очень неплохо! А вот Ryzen 3 2200G огорчил, серьезно отстав со своими четырьмя ядрами и потоками, ведь 52 FPS как минимум при 92 FPS в среднем — это явно хуже, хотя и вполне достаточно для более-менее комфортной игры для большинства игроков. Но Pentium-то смог обеспечить и максимальный комфорт, ни разу не опустившись ниже заветной планки в 60 FPS…

Если рассматривать остальные результаты, то очень любопытно, что все протестированные процессоры Intel выстроились по лестнице, когда каждый из более мощных CPU дает прирост. А вот у Ryzen ситуация иная, там мы снова видим явную зависимость от принадлежности к семейству. Все Ryzen 3000 показали очень близкие результаты, как и все Ryzen 5000, и очень большая разница между Zen 2 и Zen 3 налицо — вот так сказалось увеличение однопоточной производительности в новой архитектуре.

Получается, что и этой игре (очередной) куда важнее скорость одного ядра CPU, чем их количество. Иначе бы Ryzen 5 5600X не опередил модель Ryzen 7 3700X, имеющую большее количество ядер. Естественно, что лучшими стали Core i9–10900K и все Ryzen последнего поколения, да и Core i7–10700K отстал совсем чуть-чуть. Эти CPU обеспечат максимальный комфорт владельцам игровых мониторов с частотой обновления 120 Гц и более, и разница между AMD и Intel тут почти отсутствует. Рассмотрим более тяжелые графические настройки:

Полный текст статьи читайте на iXBT




Shadow of the Tomb Raider (2560×1440 Highest)
  Avg Min
Core i9–10900K