Александр Сысоев, «Крок»: Каким будет 2022 год для ИТ-отрасли и как скажется дефицит полупроводников

Бизнес Интеграция

13 Декабря 2021 15:0513 Дек 2021 15:05 |
Поделиться

Руководитель направления вычислительных инфраструктур «Крок» Александр Сысоев рассказал CNews о росте спроса на частные облака и катастрофоустойчивые решения, заметных трендах на рынке, а также о влиянии на отрасль дефицита полупроводников.

CNews: Подводя промежуточные итоги 2021 года, скажите, чем этот год запомнится для направления вычислительных систем «Крок», которое вы возглавляете, идля вас лично? Какие тенденции вы отметите в уходящем году?

Александр Сысоев: Мы, как и остальные игроки на ИТ-рынке, столкнулись с беспрецедентным кризисом полупроводников, который скорректировал планы и отразился на операционной деятельности. Уже к середине года нам удалось более или менее адаптироваться к этой ситуации. Мы стали плотнее, чем раньше, работать с клиентами, помогая им в поиске альтернатив и ориентируя на более быстрые с точки зрения доставки решения. Из-за дефицита компонентов многим заказчикам пришлось сдвинуть сроки реализации тех проектов, которые были связаны с поставками оборудования и программно-аппаратных комплексов.

Вместе с тем выросла ценность технологического консалтинга. С помощью одной из услуг — аудита ИТ-инфраструктуры — удается найти узкие места в инфраструктуре и недоутилизированные мощности. Это запас ресурсов, который поможет продержаться какое-то время, пока нужное оборудование едет к клиенту. Подобные обследования с составлением road map будущих изменений помогают также скорректировать ИТ-стратегию и повысить эффективность модернизации, как было, например, в наших проектах для «Магнита» и БКС Банка.

Также увеличилась востребованность услуг, связанных с непрерывностью деятельности и аварийным восстановлением. Речь идет как об отказоустойчивых решениях в рамках одного объекта заказчика, так и о катастрофоустойчивых архитектурах, физически разнесенных между разными городами и регионами. Под отказоустойчивостью мы подразумеваем не только непрерывную работу и быстрое восстановление в случае аварии, но и перестроение процессов работы ИТ-инфраструктуры для снижения риска аварии. Наши специалисты прорабатывают взаимодействие всех систем заказчика друг с другом, порядок их аварийного восстановления, составляют пошаговые инструкции на случай полного отказа той или иной площадки. Мы начали активно развивать эти услуги лет семь назад, и с тех пор количество подобных проектов ежегодно удваивается.

Не обошлось и без частных облаков. Это крупные комплексные проекты. Ежегодный рост их количества в структуре нашей выручки, увеличение требований к экспертности исполнителей и стоимости данного рода решений для заказчика, говорит о все большей востребованности на рынке. Интерес со стороны заказчиков к этой модели объясняется большей гибкостью и скоростью выделения ресурсов для внутренних пользователей, возможностью прозрачного и точного распределения затрат по бизнес-подразделениям в зависимости от объема использованных ими услуг при полном соответствии внутренним политикам безопасности. В итоге данный тип решений позволяет заказчикам не только решать задачи по оперативному выделению ресурсов и сокращать таким образом время вывода новых продуктов и услуг для своих клиентов, но и решать такие стратегические задачи как планирование инвестиций на новые бизнес-инициативы.В 2021 году мы реализовали четыре крупных проекта по проектированию и построению облачных инфраструктур — как для собственных нужд заказчиков, так и для оказания услуг внешним клиентам.

Наконец, одним из знаковых проектов направления вычислительных систем «Крок» стало проектирование типовой инфраструктуры для всех АЭС концерна «Росэнергоатом». Оно заняло около двух лет и охватило 11 электростанций и центральный аппарат концерна в Москве. В этом проекте мы постарались учесть весь опыт «Крок» по созданию надежных, отказоустойчивых сред, рассчитанных на рост нагрузки в будущем.

CNews: Расскажите более подробно, как на работу клиентов повлиял кризис полупроводников?

Александр Сысоев: Рынок ИТ-оборудования напрямую зависит от микрочипов. Сроки поставок от вендоров сдвинулись со стандартных 6–8 недель до 6–9 месяцев, а в отдельных случаях и до одного года. Следовательно, график реализации проекта также растягивается, а значит замедляется и сама цифровая трансформация клиентов. Заказчикам остается или заранее прогнозировать будущие закупки, или прибегать к временным решениям — например, к аренде оборудования или облаку с последующей миграцией на «постоянную» инфраструктуру. Но здесь есть нюанс: арендного оборудования постепенно становится все меньше и меньше, а облака не всегда соответствуют требованиям информационной безопасности. В этих случаях мы предлагаем продление сервисной поддержки имеющихся систем, даже снятых с производства.

CNews: Когда стоит ждать выхода из этого кризиса?

Александр Сысоев: Производители не прогнозируют скорого улучшения. Кризис начался еще в прошлом году. Основным его фактором можно назвать пандемию. Во время нее лавинообразно вырос спрос на электронику, ноутбуки, вычислительное оборудование и другую технику для удаленной работы. Кроме того, некорректное прогнозирование спроса на остальные группы товаров, где используются микрочипы, усугубило ситуацию. На ситуацию повлияла также торговая война США и Китая, из-из чего китайским производителям в определенный момент пришлось запасаться чипами. Как бы это не звучало необычно, но свой вклад внес и климат, а именно: засуха на Тайване и снегопады в Техасе. Прогнозируемый уже несколько лет дефицит кремния и случившиеся в этом году техногенные катастрофы, например на производственной площадке в Японии, на этом фоне уже не кажутся чем-то особенным. Если вернуться к вопросу о перспективах рынка, то в третьем-четвертом квартале следующего года ситуация скорее всего только начнет выправляться. К тому времени должны заработать новые производственные мощности в Японии и Южной Корея. Евросоюз и США заявили о планах по переносу части фабрик на свою территорию. Кроме того, мы ожидаем, что благодаря локализации в России производства некоторых иностранных вендоров предложение также увеличится.

Какие ИТ-тренды 2021 года вы считаете наиболее показательными для ближайшего будущего?

Александр Сысоев: Клиенты начинают смотреть на новые технологии с точки зрения решения конкретных бизнес-задач. Например, все больше заказчиков стремится к типизации ИТ-инфраструктуры, когда один и тот же стек может быть использован в разных сценариях. Заметную роль здесь играет переход к частным облакам и контейнерной виртуализации. Внутренние ИТ-департаменты предпочитают не покупать отдельные вычислительные мощности для разработки и производства каждого продукта, а по необходимости брать виртуальные ресурсы из частного облака всей компании. В итоге только эта часть виртуальных ресурсов и ложится в стоимость будущего продукта. И, конечно, все стремятся к максимальной автоматизации процессов, позволяющей рядовым сотрудникам запрашивать и получать вычислительные ресурсы без участия внутренних ИТ-специалистов, которых можно задействовать для реализации новых инициатив. Их примером может служить применение искусственного интеллекта для оптимизации и грамотного управления продуктом. В банках подобные умные программные решения используют для персонализации продуктов и услуг под конкретного клиента или повышения лояльности пользователей. Они дают возможность предлагать им дополнительные услуги, моделируя на базе ИИ финансовые риски и стратегии работы с ними.

CNews: Насколько возможности автоматизации зависят от сферы деятельности внедряющей ее компании?

Александр Сысоев: Меня поразило, как организованы производственные процессы с помощью автоматизации у одного крупного российского производителя мяса. Технологи этой компании используют специальную программную платформу и почти без участия человеческого труда следят за ростом птицы, выдают корм, включают и выключают свет, и так далее. Если даже агропромышленный комплекс может настолько автоматизироваться, про остальных нечего и говорить. Совсем без людей мы, наверное, не сможем, но автоматизация — один из ключевых элементов цифровой трансформации. Она оптимизирует любой производственный цикл.

CNews: Существуют ли бизнес-процессы, которые в принципе нельзя улучшить при помощи цифровизации?

Александр Сысоев: Даже простое техническое перевооружение и ИТ-модернизация помогает сократить эксплуатационные затраты и повышает надежность инфраструктуры. С годами стоимость сервисной поддержки старого «железа» растет, появляется риск не найти запчасти, увеличивается вероятность отказа. В то же время с каждым поколением вычислительная мощность оборудования удваивается, что как минимум позволяет экономить электроэнергию и пространство в стойке за счет сокращения количества серверов без потери их производительности.

Переход на новые системы меняет сам бизнес-процесс заказчика, независимо от конкретной отрасли. Разумеется, определенная специфика есть. Но мы работаем с банками, страховыми компаниями, агропромышленным комплексом, госучреждениями, энергетической отраслью и видим везде, как современные технологии дают возможность оптимизировать инфраструктуру, быстрее получать, обрабатывать и эффективнее распоряжаться той или иной информацией. Особенно ярко заметно это там, где аппаратная составляющая является частью большого комплексного решения.

CNews: Что вы можете предложить в части импортозамещения?

Александр Сысоев: Мы уже несколько лет планомерно наращиваем стек решений от российских производителей в своем портфеле. Государство все сильнее регулирует рынок и продвигает отечественные разработки. У многих заказчиков появляются KPI, в которых четко прописано, сколько иностранного и сколько российского оборудования и программного обеспечения они могут и должны закупать. Специалисты «Крок» готовы подобрать варианты под любые исходные требования.

CNews: В перечне ваших решений на официальном сайте значится «финансовые услуги». Расскажите подробнее, как это работает.

Александр Сысоев: Цены на оборудование растут опережающими темпами, а бюджетирование у многих заказчиков, особенно в России, имеет свой обязательный и довольно длительный цикл. Условно говоря, компания запланировала закупку в третьем квартале одного года, а приступила к ней во втором квартале следующего. Такой большой временной разрыв порой оборачивается существенным расхождением в стоимости. Как интегратор «Крок» помогает клиентам реализовать свои проекты, в том числе с помощью банков-партнеров, по лизинговой схеме, позволяющей компаниям получать нужное им дорогостоящее оборудование сразу.

Павел Прядкин

Полный текст статьи читайте на CNews