Активная акустика Radiotehnika S-20NA: ностальгия в современной обработке

Название Radiotehnika отлично знакомо меломанам родом из СССР — о продукции под этой маркой мечтали, ее нередко покупали с большим трудом, но и слушали потом с огромным удовольствием. Далеко не факт, что ничего лучшего в ту пору не существовало, просто более-менее доступными были именно устройства латвийского на тот момент производителя. Особую популярность снискала акустика серии S — в первую очередь, конечно, ставшие легендарными колонки S-90, но не только. Своя аудитория была и у S-30, а также у очень распространенной в силу ее доступности модели S-20A. Вот ее-то и решили «переиздать» в новом исполнении.

Последний всплеск популярности марки пришелся на времена, когда на российском рынке уже появились многочисленные колонки западных производителей, плюс дешевые устройства из Китая. Тогда выяснилось, что за редкими исключениями эти колонки либо предлагаются по неподъемной для большинства любителей хорошего звука цене, либо не способны обеспечить хоть сколько-нибудь приличного качества звучания. При этом S-90 или другие колонки «Радиотехники» у многих уже были, они активно продавались на вторичном рынке, стоили недорого, а после не самой сложной «доработки напильником» звучали более или менее приемлемо на общем фоне. Собственно, у них до сих пор есть свои поклонники, которые продолжают заниматься доработками и получают немало радости как от процесса, так и от получаемого результата.

Между тем, той самой «Радиотехники» уже давно нет. Находившийся в Риге завод обанкротился еще в 2001 году, на месте производственных цехов сейчас расположен торговый центр. Казалось, что про бренд Radiotehnika мы если и услышим, то только от любителей «советского винтажа», купивших очередные колонки где-нибудь на «вторичке» или откопавших их в отцовском гараже. Но не тут-то было, год назад бренд решили возродить в России. И что самое интересное — возродили.

Однако говорить при этом можно только о возрождении бренда как такового, а не предлагаемых под ним устройств. Рижское производство давно закрыто, технологии шагнули далеко вперед… Так что в плане продуктов речь идет, скорее, о некоем «переосмыслении» — скажем так. Собственно, нынешние авторы устройств Radiotehnika этого особо и не скрывают: на рассматриваемом сегодня продукте гордо красуется надпись «сделано в Китае», но это вряд ли может послужить поводом для критики. Очень многое сегодня производится в Китае, включая продукцию известных аудиобрендов.

Вопрос, скорее, не в том, где выпускаются устройства, а в том, насколько хорошо контролируется производство и насколько качественно проводится предпродажное тестирование. Руководство сегодняшней «Радиотехники» уверяет, что с этим всё отлично — продукты не просто заказываются у ОЕМ-производителей, а разрабатываются и изготавливаются под заказ, после чего проходят тестирование в России. Потому надо постараться относиться к «новой Радиотехнике» без лишних предубеждений — и мы постараемся.

Тем более что потенциально тестируемая сегодня акустика Radiotehnika S-20NA выглядит как минимум любопытно. Она сделана из MDF, оснащена двумя неплохими динамиками и усилителем класса D с мощностью 50 Вт на канал. Особенно радует многообразие вариантов подключения источника звука: оптический S/PDIF, RCA с отключаемым фонокорректором, миниджек 3,5 мм, Bluetooth (причем с поддержкой «продвинутого» кодека aptX HD). Отдельно надо упомянуть возможность подключения к ПК посредством порта USB Type C — вот такой опции мы давно не видели у активной акустики.

А еще есть пульт дистанционного управления, разъем для подключения сабвуфера и встроенный эквалайзер — разнообразных «фишек» предостаточно. Потенциально акустика очень интересная, смущает лишь стоимость — 38 тысяч рублей на момент тестирования. Конкуренция в этом ценовом сегменте немалая, выбор у потребителя есть, причем крайне обширный. Посмотрим, есть ли в Radiotehnika S-20NA что-то, что может заставить покупателя сделать выбор в ее пользу. Помимо ностальгии, конечно.

Технические характеристики

Динамики
  • ВЧ: ∅25,4 мм, шелковый купол, феррожидкостное охлаждение, неодимовый магнит
  • СЧ/НЧ: ∅133 мм, диффузор из материала Polyglass, подвес из бутила
Частотный диапазон (± 3 дБ) 55 Гц — 20 кГц
Частота среза НЧ (выход на сабвуфер) 36 Гц
Выходная мощность 2×50 Вт (RMS)
Регулировка тембра есть
Входы
  • аналоговые: миниджек 3,5 мм (Phono, линейный)
  • цифровые: Optical, USB Type С
  • беспроводной: Bluetooth (c поддержкой кодека aptX)
Поддерживаемые кодеки SBC, AAC, aptX, aptX HD
Габариты одной колонки (В×Ш×Г) 342×170×275 мм
Масса 9,3 кг (пара)
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Поставляется Radiotehnika S-20NA в коробке из неокрашенного картона, на которую нанесены одноцветные изображения самой акустики, ее краткие характеристики и логотипы производителя. Внутри колонки удерживаются ложементами из пенистого материала, другие элементы комплектации помещены в отдельную картонную коробку — за сохранность устройства при транспортировке можно не беспокоиться.

В комплект поставки входят сами колонки, пульт дистанционного управления, блок питания и сетевой кабель, резиновые ножки, акустический кабель для подключения активной колонки к пассивной, документация на русском языке. Также в комплекте есть специальные заглушки, позволяющие закрыть отверстие фазоинвертора, которые мы еще упомянем ниже.

Резиновые ножки пользователю предлагается установить самостоятельно, для крепления предусмотрен круглый кусочек скотча на обратной стороне. Они крайне компактные: диаметр составляет 15 мм, высота — 6,5 мм. Однако обеспечить устойчивое размещение колонок на горизонтальной поверхности и поглотить малую часть нежелательных вибраций им вполне по силам.

Блок питания крупный, основные его параметры можно увидеть на фото ниже. Длина собственного кабеля — 155 см, длина сетевого — 145 см. Вместе их будет достаточно, чтобы «дотянуться» от стоящей на столе акустики до расположенной где-нибудь под ним розетки.

Акустический кабель для подключения пассивной колонки к активной выглядит качественным и надежным. Длины 2 метра будет достаточно, чтобы широко расставить колонки на столе или полке для получения выраженного стереоэффекта. Если этого вдруг будет мало, заменить кабель — совсем не проблема. Диаметр каждого провода — 1,5 мм, в данном случае этого хватит даже с запасом. Концы пропаяны, что хорошо и удобно. Единственный небольшой минус — отсутствие хоть какой-нибудь маркировки на жилах, что немного затруднит соблюдение полярности при подключении.

Пульт дистанционного управления работает от двух элементов питания AAA, отсек для которых находится на задней панели. Подробнее о его наполнении и работе мы поговорим в соответствующей главе обзора.

Батарейки для пульта ДУ и кабели для подключения к источникам звука в комплект не входят — их придется докупать самостоятельно. Немного странно, учитывая стоимость акустики, нам доводилось видеть намного более богатую комплектацию у гораздо более бюджетных устройств. Что касается кабелей, то стоят они не так дорого, многим пользователям не понадобится полный их комплект, при этом за ним остается право выбрать нужную длину и подобрать что-то соответствующее его запросам касаемо качества. Ну вот уж батарейки можно было бы и положить: далеко не всегда они есть дома, а бежать в магазин перед началом эксплуатации новой акустики — удовольствие сомнительное.

Внешний вид

Про оформление «старой Радиотехники» напоминает изображение графика АЧХ на передней панели. В остальном Radiotehnika S-20NA выглядит, скорее, как современная активная акустика. Цветовое исполнение только одно — «черный ясень». Корпус выполнен из MDF, с внешней стороны аккуратно обтянут виниловой пленкой. Качество исполнения на очень хорошем уровне, выглядят колонки симпатично и отлично впишутся практически в любой интерьер.

На нижней части передней панели размещена алюминиевая накладка, на которую нанесены название устройства, логотип производителя и тот самый «график АЧХ», который являлся ключевым элементом оформления колонок под брендом Radiotehnika раньше. На активной колонке также присутствуют поворотный регулятор громкости и разноцветный индикатор, информирующий обо всем, что происходит с акустикой.

Обтянутые тканью решетки удерживаются четырьмя пластиковыми штифтами, легко снимаются и ставятся обратно.

Без решеток акустика смотрится немного более эффектно — если ей не угрожают опасности в виде маленьких детей или домашних животных, их вполне можно и снять. Хотя тут дело вкуса, конечно.

Индикатор на передней панели яркий и может светиться несколькими цветами. Он сообщает пользователю буквально обо всем — от выбора активного входа до достижения предельных уровней громкости. Сразу оговоримся, что с этой задачей намного лучше справился бы самый простенький экранчик — даже пара семисегментных индикаторов была бы куда информативнее. К этому мы еще неоднократно вернемся. Возможно, отказ от добавления экрана на переднюю панель связан с тем, что авторам устройства не хотелось нарушать «винтажности» внешнего вида колонок. Но вот была ли эта жертва оправданной — тут вопрос, конечно.

В нижней части передней панели мы видим динамик диаметром 133 мм с диффузором из материала Polyglass и подвесом из бутила, отвечающий за воспроизведение низких и средних частот.

За высокочастотный диапазон отвечает твитер диаметром 25,4 мм, который может похвастаться шелковым куполом, феррожидкостным охлаждением и неодимовым магнитом.

На задней стенке колонок расположились порты фазоинверторов, наклейки с информацией для проверки подлинности устройства, а также две панели. На активной колонке панель содержит множество портов для подключения, пассивная — только две клеммы для соединения с активной.

Панель на активной колонке довольно крупная и сразу дает нам понять, что подключить к Radiotehnika S-20NA можно вот вообще что угодно — от ПК до телевизора и проигрывателя винила.

Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку, потому вплотную различным препятствиям колонки лучше не размещать, либо пользоваться комплектными заглушками. Его диаметр — 35 мм.

На боковых стенках нет ничего особо интересного — просто поверхность, обтянутая виниловой пленкой. К появлению загрязнений и пятен от прикосновений она устойчива, при необходимости легко очищается.

На дне виден аккуратный шов виниловой пленки. Там же можно разместить комплектные ножки, если нет желания или возможности использовать какую-нибудь более «продвинутую» подставку под акустику. Сверху также просто ровная поверхность.

Конструкция

Блок питания вынесен за пределы корпуса акустики, что радикально решает проблему его экранирования. Панель на задней стенке можно без особых усилий снять, что мы и сделали. Первое, что порадовало — наличие демпфирующего материала внутри корпуса. Причем присутствует он в достаточном количестве, а не просто в виде куска синтепона, приклеенного к магниту НЧ-динамика. Маркировки на динамиках нет, но производитель дает довольно полное их описание, которое можно найти в таблице выше. К задней панели прикреплена «двухэтажная» плата, на которой размещено всё самое интересное — на нее и посмотрим повнимательнее. Она подключена к динамикам и разъемам на задней панели с помощью шлейфов, которые легко отключаются.

На первом этаже за обеспечивающим экранирование небольшим металлическим коробом распаяны разъемы, всё самое интересное находится на втором.

«Главный экспонат» тут — конечно, усилитель, который скрыт за радиатором, обеспечивающим его охлаждение во время работы. Снимаем радиатор, отметив попутно, что количество нанесенной термопасты является оптимальным.

В качестве усилителя класса D выступает TPA 3116 D2 производства Texas Instruments, выдающий 2×50 Вт при нагрузке 4 Ом.

Bluetooth-модуль прикрыт наклейкой, которая без проблем снимается. Под ней обнаруживается Qualcomm QCC3031, обеспечивающий в числе прочего поддержку кодека aptX HD. Сам производитель называет его «продуктом начального уровня», но всё же это решение будет поинтереснее, чем встречаемый нами чуть ли не в каждом втором бюджетном аудиоустройстве MVsilicon BP1048B2.

В качестве аудиопроцессора (DSP) выступает NPCA110PA0YX производства тайваньской компании Nuvoton Technology Corporation. ESMT AD22650, вероятно, используется в качестве предусилителя.

«Мозгом» устройства служит микроконтроллер STC 15W4K48S4, за поддержку цифрового аудиосигнала отвечает MS8416T китайской RuiMeng Technology.

Подключение

Подключение пассивной колонки к активной вряд ли вызовет у кого-то сложности: зажимаем концы кабеля в клеммах на одном устройстве, потом — на другом. Важно лишь соблюсти полярность, что будет немного сложно в силу отсутствия маркировки на комплектном кабеле.

На задней панели активной колонки размещены разного рода входы и выходы, а также пара органов управления — переключатель режимов работы входа на разъемах RCA и кнопка активации Bluetooth-сопряжения. Сразу отметим, что несмотря на наличие аж двух портов USB, встроенного плеера нет — воспроизводить аудиофайлы с флеш-накопителей устройство не может. Да и не надо, в данном случае сложно представить себе сценарий применения подобной функции. Отдельно стоит отметить возможность подключения сабвуфера, способного выдать более объемный и «качающий» бас. Активируется порт нажатием клавиши на ПДУ, при этом часть НЧ-диапазона «обрезается» встроенным кроссовером и перенаправляется на сабвуфер.

Для рассказа про наполнение панели подключения воспользуемся иллюстрацией и описанием из инструкции к Radiotehnika S-20NA — так будет проще и нагляднее.

​​​​
  1. Аналоговый вход (Aux, вспомогательный). Подсоедините один конец прилагаемого соединительного кабеля с 3,5-миллиметровыми разъемами к входу Aux колонки, а противоположный — к выходу выбранного источника звука. Индикатор состояния светится бирюзовым.
  2. Вход Phono/линейный. Используя RCA-кабели, подключите соответствующий источник к входу Phono/линейный. Установите тумблер над разъемами в необходимое положение. При использовании проигрывателя винила подсоедините также кабель заземления. Индикатор состояния светится зеленым.
  3. Оптический вход (цифровой). Для подключения источников с оптическим выходом используется соответствующий кабель (Toslink). Этим соединением обычно располагают телевизоры и телевизионные приставки. Подключите оптическим кабелем выход источника мультимедиа к входу, обозначенному у S-20NA как Optical. Индикатор состояния светится фиолетовым.
  4. Вход USB Audio. Этот вход лучше всего использовать для подключения к обычному компьютеру с помощью USB-кабеля Type C: соедините этот разъем у колонки с аналогичным у вашего ПК. Примечание: флеш-накопители или другие устройства хранения данных не могут быть подключены к этому выходу. Индикатор светится желтым.
  5. Сабвуфер выход — выход с фильтром низких частот (моно) для подключения внешнего активного сабвуфера. Этот выход можно активировать с помощью комплектного пульта ДУ, при этом часть низкочастотного сигнала будет перенаправлена на сабвуфер. Подключите S-20NA к низкоуровневому входу сабвуфера с помощью его соединительного кабеля.
  6. Разъемы для подключения ведомой колонки. Подсоедините к ним с помощью акустического кабеля соответствующие винтовые разъемы правой колонки.
  7. Кнопка сброса Bluetooth-сопряжения. Нажатие на нее во время использования Bluetooth отключит текущее Bluetooth-устройство и позволит выполнить сопряжение и подключение другого совместимого устройства.
  8. Разъем для подключения колонки к входящему в комплект внешнему источнику питания.
  9. USB-порт питания. S-20NA оснащен USB-разъемом 5 В 1 А. Он предназначен для питания и зарядки сторонних устройств, а не для передачи данных или воспроизведения музыки/потоковой передачи.

Еще раз отметим, что подключить к Radiotehnika S-20NA можно практически любой источник, который может оказаться у их потенциального слушателя: от ПК или телевизора до проигрывателя винила. И это, безусловно, одна из самых сильных сторон колонок, выгодно отличающая их от многочисленных конкурентов. Для подключения к ПК под управлением Windows достаточно просто присоединить кабель к соответствующим разъемам, Radiotehnika S-20NA сразу определяется как аудиоустройство. Поддерживается разрешение до 48 кГц/24 бит, которого для мультимедийной акустики более чем достаточно.

После активации Bluetooth-подключения колонка некоторое время пытается найти «знакомые» устройства, если не получается — запускает режим сопряжения. Дальше всё как всегда — находим акустику в соответствующем меню, да подключаем. Мультипойнт Radiotehnika S-20NA не поддерживает, с помощью утилиты Bluetooth Tweaker традиционно был получен полный список поддерживаемых кодеков и их режимов.

Список кодеков включает в себя SBC и AAC, плюс aptX и даже более «продвинутый» его вариант — aptX HD. При этом максимум параметра Bitpool у SBC выставлен на уровне 53 — чуть больше, чем в рекомендованном профиле High Quality, который подразумевает значение 51. Предельный битрейт у AAC установлен на максимальном поддерживаемом уровне 320 Кбит/с. В общем, с кодеками тут всё замечательно.

В инструкции производитель дает рекомендации по размещению акустики, которые в целом применимы практически к любым колонкам: соблюдать симметрию, избегать препятствий сзади и спереди, оставлять пространство позади корпусов и так далее. Есть и еще один интересный совет:

Если АС будут устанавливаться в небольшом помещении, или в помещении с подчеркивающими басы акустическими особенностями, возможно, понадобится установить заглушки портов фазоинверторов. При этом нижняя граничная частота не повысится, однако будет понижена НЧ-энергия вблизи частоты настройки порта. При этом возникнет эффект уменьшения излишней басовитости при одновременном повышении чёткости и заметной живости басов. Рекомендуем поэкспериментировать.

Ну раз производитель рекомендует экспериментировать — конечно, поэкспериментируем. Тем более, даже специальные заглушки в комплекте имеются. Но чуть позже, сначала поговорим про управление Radiotehnika S-20NA и особенности ее эксплуатации.

Управление и эксплуатация

Начнем с регулятора звука на передней панели. Это валкодер без ограничения угла вращения. При этом на ручке регулятора есть метка, которая в данном случае не только неинформативна, но еще и основательно мешает. Пользователь вполне может убавить громкость до минимума, потом еще немного прокрутить регулятор в ту же сторону — и вот уже положение точки совершенно не соответствует реальному выставленному уровню. Более того, именно так чаще всего и происходит.

При этом хотя бы маленького экранчика, на котором отображался бы уровень громкости в цифровом виде, не предусмотрено. А всё, что может сделать светодиодный индикатор — это мигнуть красным в случае, когда достигнут максимальный предел. Этого, мягко говоря, недостаточно для комфортной эксплуатации акустики. Нажатием на поворотный регулятор можно переключать активные входы.

Пульт дистанционного управления компактный, кнопки нажимаются легко и с приятным мягким кликом. Но и тут не обошлось без странных нюансов. Так, например, регулировки эквалайзера вынесены на «кольцо» по центру, пользоваться которым действительно удобно. Но при этом кнопки громкости расположены в далеко не самом очевидном месте, да еще и сделаны очень маленькими. Привыкнуть, конечно, можно. Но процесс привыкания вряд ли будет приятным и комфортным.

Для рассказа про возможности пульта дистанционного управления вновь воспользуемся иллюстрацией и описанием из инструкции к устройству.

1. Вкл./Выкл.: перевод колонок из режима ожидания в рабочий. Индикатор на передней панели будет обозначать цветом, что актуален последний из установленных режимов.

2. Уровень громкости +/−: увеличение или уменьшение громкости звука. Отключение беззвучного режима.

3. Выбор входа: нажмите кнопку, соответствующую выбранному источнику. Индикатор состояния на передней панели левой колонки приобретет цвет в зависимости от активированного источника:

  • аналоговый — бирюзовый;
  • Phono — зеленый;
  • USB — желтый;
  • оптический — фиолетовый;
  • Bluetooth — синий.

4. Беззвучный режим (Mute): временное отключение звука или выход из беззвучного режима.

5. Режим звучания: для активации функции нажмите на кнопку Mode на пульте ДУ, дальнейшие однократные нажатия на нее будут приводить к выбору и установке режимов звучания.

6. Управление сабвуфером: выход на сабвуфер может быть активирован с помощью комплектного ДУ, при этом часть низкочастотного сигнала будет направлена сабвуферу.

7. Настройка НЧ: установка уровня басов на ваш вкус. При первоначальной активации уровень НЧ будет находиться в нулевом положении, то есть на середине всей шкалы.

8. Настройка ВЧ: установка уровня верхов на ваш вкус. При первоначальной активации уровень ВЧ будет находиться в нулевом положении, то есть на середине всей шкалы.
Примечание: при настройке НЧ или ВЧ индикатор состояния мигнет один раз красным, демонстрируя, что найдена средняя точка шкалы уровня. Если вы вышли на максимальный или минимальный уровни НЧ или ВЧ, индикатор состояния будет мигать при каждом нажатии, указывая на то, что вы достигли предела.

9. Прерывание Bluetooth-соединения: нажатие и удерживание этой кнопки в течение трех секунд приведет к отключению текущего Bluetooth-устройства. После этого станут возможными сопряжение или подсоединение к другому совместимому устройству.

10. Частота дискретизации: выбрать вручную частоту дискретизации (44,1 кГц или 48 кГц) можно следующим способом:

  • Удерживайте кнопку Opt нажатой в течение пяти секунд — будет установлена частота дискретизации 44,1 кГц. Индикатор состояния при этом должен дважды мигнуть зеленым.
  • Удерживайте кнопку Opt нажатой в течение пяти секунд — будет установлена частота дискретизации 48 кГц. Индикатор состояния при этом должен мигнуть синим.

Работающий в данный момент вход, достижение «нулевого» значения регуляторов темброблока, активный профиль эквалайзера — всё это отображается с помощью изменения цвета единственного светодиодного индикатора. Что опять-таки очень неудобно, хотя со временем, конечно, пользователь запомнит все цвета и будет в них оперативно ориентироваться. Кстати, о предустановленных звуковых профилях — их четыре: один базовый, плюс три дополнительных. Название, назначение и тип индикации для каждого можно найти в таблице ниже.

Режим Эффект Цвет индикатора
Стерео без изменений не светится
WideSound расширенная музыкальная сцена зеленый
Диалог повышенная ясность диалогов желтый
WideSound Plus расширенная музыкальная сцена с повышенной ясностью диалогов синий

Индикатор имеет три режима работы: высокая или низкая яркость, плюс полное отключение. Изменяются они с помощью долгого нажатия кнопки Sub Out на пульте ДУ. Если пользователь окончательно запутался в том, где и что он активировал, какой звуковой профиль задействован и так далее — можно вернуть заводские настройки, удерживая пять секунд кнопку EQ на пульте ДУ в режиме ожидания. При этом сразу заметим, что при выключении/выключении устройства все настройки сохраняются.

Звук и измерения АЧХ

Звучит Radiotehnika S-20NA очень неплохо — как действительно хорошие мультимедийные колонки. НЧ-диапазон довольно гулкий и подается с некоторым акцентом, что характерно для фазоинверторной акустики. Но при этом он есть, причем присутствует даже так называемый «глубокий бас», что далеко не всегда можно встретить в колонках подобного размера. Ну, а если и этого будет мало — предусмотрена возможность добавления в систему активного сабвуфера.

Середина довольно «ровная» и даже обладает приемлемым уровнем детализации, высокие частоты чуть форсированы, но при этом лишены характерных для них проблем. В общем, слушать музыку с помощью Radiotehnika S-20NA точно можно, причем с удовольствием. Конечно, бывают «полочники» с не менее обширными возможностями подключения источников, но при этом с более впечатляющим звучанием — взять хотя бы Klipsch The Fives. Однако там и цена раза в три повыше.

Традиционно проиллюстрируем сказанное выше с помощью графика АЧХ, полученного при размещении измерительного микрофона в метре от акустики на оси высокочастотных динамиков.

Бас заметно «гудит» на частоте настройки фазоинвертора, что хорошо видно по графику кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). В остальном же всё выглядит очень прилично.

Выше мы обещали поэкспериментировать с закрытием порта фазоинвертора — выполняем обещание. Закрываем порт и делаем еще серию измерений, не меняя положения микрофона.

Небольшие изменения видны как на графике выше, так и на «водопаде», но звучание при этом отличается не слишком сильно. Но тут надо заметить, что тестирование проводится в специально подготовленном помещении, колонки размещаются вдали от стен, углов и прочих отражающих поверхностей. Если бы мы поставили их куда-нибудь в угол и повторили эксперимент — эффект от закрытия порта фазоинвертора несомненно был бы более явственным.

На всякий случай проверим, что АЧХ не меняется при выборе различных способов подключения — иногда встроенный DSP при смене входа подкидывает неожиданные сюрпризы. В данном случае большой разницы нет, лишь при подключении посредством Bluetooth (кодек AAC) чуть уходит назад ВЧ-регистр. В общем, при выборе типа подключения стоит в первую очередь руководствоваться сценарием эксплуатации акустики и собственным комфортом. Мы продолжим использовать USB-подключение к ПК.

Посмотрим, как работают пресеты. А работают они не совсем так, как мы ожидали, исходя из их названия. Оба профиля WideSound заметно подчеркивают середину, что характерно для настроек, призванных сделать более читаемыми диалоги в фильмах. Профиль же «Диалог» при этом вообще не оказывает по-настоящему заметного влияния на тональный баланс.

Зато темброблок работает как надо, что прекрасно демонстрируют графики АЧХ, полученные в крайних положениях регуляторов. В частности, можно чуть прибрать акцент на НЧ — иногда это полезно, особенно если колонки стоят где-нибудь в углу, а эксперименты с фазоинвертором не привели к нужному результату.

С горизонтальной дисперсией звука всё очень неплохо: при повороте даже на 15° в сторону от слушателя ВЧ-регистр начинает уходить на задний план, но при этом всё еще остается вполне читаемым.

А вот за вертикальным расположением акустики всё же стоит следить, подъем измерительного микрофона даже на 20 см уже приводит к не очень приятным результатам — середина становится гораздо менее детализированной. Потому при прослушивании в ближнем поле колонки важно размещать на уровне головы слушателя — можно воспользоваться специальными стойками, полками, подставками, да хоть стопкой книг. Ну или в крайнем случае просто наклонить корпус немного назад, чтобы направить динамики в сторону головы, а не груди слушателя.

Итоги

Признаемся честно, ощутимого приступа ностальгии мы за всё время тестирования Radiotehnika S-20NA так и не испытали. Несмотря на присутствие пары узнаваемых элементов, в целом это просто хорошие мультимедийные колонки — как в плане дизайна, так и в плане конструкции или звука. При этом у них есть и сильные, и откровенно слабые стороны. Очень много вопросов вызывает управление: неудобно сделано всё — от регулятора громкости до ПДУ. Да еще и экрана, способного дать хоть какую-то информацию про текущие настройки устройства, не предусмотрено. Ну и комплектация могла бы быть чуть побогаче.

Еще один спорный момент — это стоимость, которая на момент публикации обзора составляла без малого 38 тысяч рублей. Очевидно, что активные колонки с приличным качеством звучания можно купить и подешевле — в конце концов, есть вариант подумать про всяческие «бюджетные мониторы», которым мы в свое время уделили немало внимания. Но и на этот случай у Radiotehnika S-20NA есть «козырь в рукаве».

Речь идет, конечно, про разнообразие вариантов подключения. Акустика может без проблем использоваться хоть с ПК, хоть с телевизором, хоть со смартфоном… Да и какой-нибудь «интерьерный» проигрыватель винила рядом с ней несложно представить — свой вход найдется для всего. Даже «продвинутые» кодеки — и те в наличии. Нечто подобное мы видели и раньше, но у гораздо более дорогих устройств. К тому же здесь комплектующие «уверенно среднего» уровня, приятный дизайн, качественная сборка… Насколько эти особенности важны, насколько они оправдывают стоимость — тут как всегда: каждый решает для себя самостоятельно.

Полный текст статьи читайте на iXBT