Активная акустика Creative T100: сочетание компактности и неплохого звука

Пару лет назад наш коллега выбирал себе настольную «компьютерную» акустику, отвечающую двум простым, на первый взгляд, требованиям: компактный размер и более-менее приличный для этого размера звук. Понятное дело, что без компромиссов в плане качества звучания тут не обойтись — совсем маленькие колонки вряд ли способны приласкать аудиофильский слух. Но всё же звук должен быть приемлемым, потому многочисленные пластиковые колонки, пригодные лишь для озвучивания системных уведомлений и разговоров в мессенджерах, тоже не рассматривались. А бюджет был при этом расширен до вполне солидных для такого плана устройств 10 тысяч рублей.

Неожиданно выяснилось, что выбор при этом крайне ограничен, на тот момент в продаже мы нашли два варианта: идеально подходящую по размерам Bose Companion 2 Series III и несколько менее компактную, но самую малость более «продвинутую» модель Edifier R1280DBs, которые с интересом и протестировали. Результаты были вполне предсказуемы: компактная акустика показала «очень средний» по качеству звук, но всё же Edifier R1280DBs, выполненные из MDF, увереннее чувствуют себя в НЧ-диапазоне, как минимум. Зато Bose Companion 2 Series III — компактные, симпатичные и особого раздражения своим звучанием не вызывают.

На этот раз перед нами встала та же задача: маленькие, с приемлемым звучанием и в пределах 10 тысяч рублей. И тут наш взгляд зацепился за Creative T100, которые потенциально соответствуют всем заявленным требованиям. При этом, помимо аналогового проводного подключения, оснащены Bluetooth и цифровым оптическим входом, а также опцией воспроизведения аудиофайлов с USB-накопителей. Осталось выяснить, насколько они лучше или хуже уже знакомых нам устройств.

Технические характеристики

Динамики ∅7 см (2,75 дюйма)
Выходная мощность 2×20 Вт RMS
Отношение сигнал/шум ≥ 72 dB
Регулировка тембра есть
Подключение линейный (миниджек 3,5 мм), оптический S/PDIF, USB, Bluetooth
Поддерживаемые кодеки SBC
Габариты одной колонки (В×Ш×Г) 208×103×93 мм
Масса одной колонки 1 кг
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Поставляются Creative T100 в белой картонной коробке с изображениями устройства и его краткими характеристиками. На передней ее части красуется надпись «Premium Hi-Fi Desktop Speakers» — немного самонадеянно для маленьких пластиковых колоночек, конечно. Даже если они одни из лучших в своем классе. Содержимое коробки удерживается ложементами из пенистого материала, которые защищают его при транспортировке.

В комплект входят пассивная и активная колонки, пульт дистанционного управления, инструкция, блок питания и кабель миниджек—миниджек для проводного подключения к источнику сигнала.

Адаптер переменного тока выдает 18 В 2 A, длина кабеля для подключения к активной колонке — 1,5 метра.

Про пульт мы поговорим отдельно, питается он двух батареек ААА, которые производитель почему-то решил не включать в комплект.

Аудиокабель вполне соответствует устройству, с которым поставляется: ничего сверхъестественного, но сделан качественно, со своей задачей справляется. Длина — 1,5 метра, может хватить, чтобы «дотянуться» даже до стоящего под столом системного блока ПК.

Дизайн

Выглядят колонки строго, лишнего внимания привлекать не будут. Из декоративных элементов — только логотипы производителя на передних панелях.

Качество сборки на высоте — никаких лишних зазоров, скрипов, люфтов и прочего. Пластик боковых панелей глянцевый — выглядит эффектно, но следы от прикосновений на нем появляются крайне легко. К счастью, и удаляются они тоже без проблем, а постоянно трогать колонки никакой необходимости нет.

Передняя панель полностью закрыта черной металлической сеткой, которая и смотрится хорошо, и с задачей защиты единственного динамика справляется отлично. Динамик, правда, маленький и расположен в верхней части корпуса, так что декоративная функция в данном случае является чуть ли не основной.

В нижней части размещен уже упомянутый выше логотип производителя. Он не очень большой, в глаза слишком не бросается и из лаконичного дизайна колонок не выбивается.

За сеткой примерно по центру панели размещен маленький светодиодный индикатор состояния устройства. Он едва заметен, но он есть. Вариантов свечения шесть:

  • Зеленый — линейный вход
  • Синий — Bluetooth
  • Бирюзовый — оптический вход
  • Фиолетовый — воспроизведение с USB-накопителя
  • Красный — режим ожидания

При взгляде сбоку видно, что корпус колонок чуть наклонен назад. И это прекрасно, так как позволяет направить звук от динамика в сторону головы слушателя при размещении Creative T100 на рабочем столе.

На верхней панели размещены клавиши управления. Вот к ней придется прикасаться часто, потому она выполнена из матового пластика и к появлению отпечатков устойчива — этот нюанс производитель учел.

На задней панели активной колонки находятся разъемы для подключения, у пассивной на этом месте размещено крепление несъемного кабеля для подключения к активной. Его длина — 2 метра, что позволяет широко расставить колонки на столе для получения выраженного стереоэффекта.

Место выхода кабеля из корпуса дополнительно укреплено, а над ним есть пометка о том, что пассивный спикер является левым.

В верхней части задней стенки размещено отверстие фазоинвертора далеко не самой привычной формы. Этой самой формой, да и вообще патентованной технологией BasXPort компания Creative очень гордится, так как именно благодаря ей удается «выжимать» из компактной акустики низкочастотный диапазон.

На дне активной колонки размещена наклейка с техническими данными об устройстве и логотипами систем сертификации. У обеих колонок есть по четыре маленьких силиконовых ножки, обеспечивающих их надежное размещение на столе и поглощающих маленькую часть нежелательных вибраций при работе.

Как уже говорилось выше, собраны колонки на совесть. И это в целом хорошо, но разобрать их не так-то просто. Тот самый случай, когда крепежные элементы вроде и на виду… Но после их демонтажа корпус и не думает разбираться — видимо, удерживается на защелках, о расположении которых в курсе лишь его создатели. А потому разобрать устройство, конечно, можно. Но шансы сделать это, не повредив корпус, далеко не так велики, как хотелось бы. Но всё же посмотрим на то, до чего удалось добраться. Решетка надежно удерживается в пазах на передней панели, но более-менее легко снимается. Под ней обнаруживается единственный динамик диаметром 7 см. Ниже видны светодиодный индикатор и окошка приемника ИК-сигнала от пульта дистанционного управления.

Демонтируем динамик — заглядываем внутрь. Видим, что кабели обернуты поролоном, а вот мягкого наполнителя во внутреннем пространстве колонки нет.

Посмотрим на не самую информативную маркировку динамика. Даташиты на него по маркировке, к сожалению, найти не удалось.

Подключение

Подготовка к работе начинается с подключения левого пассивного динамика к правому активному. Разъем для этого расположен в левом нижнем углу задней панели. Далее подключаем питание с помощью разъема в правом нижнем углу.

Сверху размещены три разъема для подключения источника звука: миниджек для аналогового сигнала, оптический разъем для цифрового, ну и USB-A для накопителей с аудиофайлами. Кабель для аналогового подключения есть в комплекте, а вот оптический придется докупить самостоятельно. Разъемы расположены очень компактно, но даже если подключить все кабели, они не мешают друг другу.

Беспроводное подключение осуществляется стандартным образом: активируем Bluetooth, некоторое время Creative T100 пытается соединиться со «знакомыми» устройствами, потом активирует сопряжение. Находим их в меню нашего гаджета и подключаем. Как подсказывает нам утилита Bluetooth Tweaker, кодек всего один — SBC, возможностей которого в данном случае достаточно.

Встроенный плеер у компактной настольной акустики — опция со спорной востребованностью. Хотя, вполне вероятно, какие-то сценарии использования у нее есть. Производитель заявляет, что поддерживается воспроизведение FLAC, WAV и MP3, вот именно их и только их колонки воспроизвели во время тестирования.

Управление и эксплуатация

Управление Creative T100 можно осуществлять с помощью клавиш на верхней панели. Но только базовое: включить-выключить, выбрать вход, изменить громкость. Для остального понадобится пульт дистанционного управления.

Нажимаются кнопки с небольшим усилием и приятным мягким кликом, ход минимальный, но позволяющий понять, что клавиша нажата и сработала.

Ради большей наглядности позаимствуем схему размещения клавиш из инструкции. Управление громкостью выполнено в форме «качельки», что облегчает использование панели на ощупь.

  • a) Выбор источника входящего сигнала
  • b) Увеличение громкости
  • c) Уменьшение громкости
  • d) Кнопка питания

Пульт управления небольшой, кнопки также нажимаются с приятным кликом. Здесь возможностей управления звучанием колонок уже намного больше — можно регулировать громкость, выбирать нужный вход одним нажатием, а также управлять воспроизведением при использовании Bluetooth-подключения и встроенного плеера.

Вновь обратимся к схеме из инструкции, где показано назначение каждой из кнопок:

  • a) Питание/Режим ожидания
  • b) Переключение между режимами входа (Bluetooth, MP3, Aux-In, Optical)
  • c) Возврат настроек звука к параметрам производителя (долгое нажатие)
  • d) Сопряжение через Bluetooth
  • e) Уменьшение уровня высоких частот
  • f) Уменьшение уровня низких частот
  • g) Уменьшение громкости
  • h) Эквалайзер: переключение между режимами «Музыка», «Фильм», «Концерт» и «Игры»
  • i) Остановка воспроизведения
  • j) Воспроизведение/пауза
  • k) Следующий трек
  • l) Предыдущий трек
  • m) Увеличение уровня высоких частот
  • n) Увеличение уровня низких частот
  • o) Увеличение громкости
  • p) Отключение звука

В силу отсутствия у колонок экрана сложно сказать, какой из пресетов эквалайзера выбран и каковы настройки темброблока — придется ориентироваться на слух. А в случае необходимости глобального изменения настроек проще сбросить их на дефолтные с помощью специальной кнопки, а потом активировать нужные. О том, что с параметрами работы что-то происходит, сообщает мигание светодиодного индикатора.

Звук и измерения АЧХ

Первое впечатление от звучания Creative T100 — громко, несмотря на размер. В комнате площадью около 12 м² громкости хватает даже с запасом, для озвучивания рабочего места будет достаточно совершенно точно. При этом присутствует даже НЧ-диапазон, который предсказуемо склонен к «бубнению» — от маленькой пластиковой акустики без мягкого наполнителя внутри сложно ожидать иного.

СЧ-диапазон при этом подается более-менее ровно и без заметных дефектов, высокие частоты тоже присутствуют в приемлемом объеме. В общем, скрасить рабочие будни фоновой музыкой Creative T100 могут, ну, а для большего и акустика должна быть побольше. Посмотрим на график АЧХ, полученный традиционным для наших обзоров способом: при расположении микрофона по нормали к плоскости динамика колонки на расстоянии 60 см.

Обращаем внимание читателей, что все графики здесь и ниже приводятся исключительно как иллюстрации. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.

График выше получен при подключении колонок через аналоговый вход. На всякий случай посмотрим, не будет ли разницы при использовании других вариантов подключения.

Графики почти полностью совпали, так что при выборе типа подключения следует руководствоваться в первую очередь удобством эксплуатации. Что же касается «гулкости» баса, то она прекрасно видна на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). При этом «гудение» присутствует не только в низкочастотном диапазоне, но и в средних частотах. Опять-таки нельзя забывать, что мы имеем дело с маленькими пластиковыми колонками.

Встроенные пресеты эквалайзера работают, но крайне деликатно: как именно — видно на графиках. Выделить тут стоит лишь пресет Game, который основательно подчеркивает середину и верхние частоты. На нем, кстати, иногда приятно бывает послушать какую-нибудь камерную музыку с яркими вокальными партиями — звучит интереснее, чем с установкой Music, активируемой по умолчанию.

Регулятор высоких частот позволяет немного управлять сделанным на них акцентом — кардинально изменить звучание диапазона ему не по силам, но на слух его работа заметна. Регулировка дискретная, всего доступно пять градаций в каждую сторону.

Регулятор баса работает сходным образом, но нужно отметить, что он слегка воздействует и на нижнюю часть середины, что позволяет не «потерять» ее при добавлении акцентов на НЧ-регистр.

Горизонтальная дисперсия звука лучше, чем можно было бы предположить, исходя из размера колонок. Как и всегда, настольную акустику лучше направлять непосредственно на слушателя.

Еще важнее размещать колонки на уровне головы слушателя, что прекрасно видно по графикам ниже. Особое внимание стоит обратить на красный, полученный при размещении измерительного микрофона на 40 см выше колонок — как раз примерно там, где находится голова слушателя, если просто поставить их на стол. Так что немного поднять их лишним точно не будет.

Ну и, конечно, нельзя было не сравнить Creative T100 с героями нашего прошлого тестирования. В сравнении с Bose Companion 2 Series III они однозначно выигрывают как по возможностям воспроизведения баса, так и по «ровности» середины.

А вот Edifier R1280DBs с корпусом из MDF звучат всё же поинтереснее. Ну или, как минимум, басовитее. Но если компактность важнее, а места на столе совсем мало — особых причин отказывать себе в Creative T100 тут нет.

При этом, конечно, есть даже компактные колонки с гораздо более высоким качеством звука — достаточно вспомнить хотя бы мониторы JBL 104-BT. Но и стоят они примерно в два с половиной раза дороже, так что сравнивать их с героинями сегодняшнего обзора было бы не совсем корректно.

Итоги

Если места совсем-совсем мало, а от звука хочется получать удовольствие — Creative T100 будет замечательным выбором. Более того, одним из лучших среди собратьев по габаритам. Опять же разнообразие вариантов подключения радует, качество исполнения на высоте. Еще бы экранчик, показывающий громкость, активированные пресеты эквалайзера и прочую информацию — было бы вообще замечательно. Но и так тоже хорошо. Стоит только помнить, что даже у самых лучших маленьких пластиковых колонок есть один важный недостаток: не менее бюджетные колонки размером побольше и с корпусом хотя бы из MDF звучат лучше.

Полный текст статьи читайте на iXBT