AirPods Max: насколько удачными получились накладные наушники Apple?

Под конец 2020 года Apple представила и выпустила в продажу одну из самых долгожданных новинок, слухи о которой ходили уже давно: полноразмерные накладные наушники AirPods Max. Утечки утверждали, что модель получит название AirPods Studio, также были предположения, что наряду с дорогой металлической версией будет и «спортивный» вариант за 349–399 долларов… Но в остальном предположения аналитиков оказались недалеки от истины. Это беспроводной аксессуар с активным шумоподавлением, во многом близкий по функциональности к AirPods Pro, но с физическими элементами управления и, разумеется, куда более продвинутым качеством звука. Насколько удачной вышла новинка?

Для начала перечислим общие моменты, суммировав самое важное из анонса. В AirPods Max установлен 40-миллиметровый динамический драйвер, разработанный Apple. За вычислительные операции отвечают два чипа Apple H1 (по одному в каждом наушнике). В каждом чипе — 10 ядер для обработки аудио, способных выполнять 9 миллиардов операций в секунду. Чипы обеспечивают работу таких функций, как адаптивный эквалайзер, активное шумоподавление, «прозрачный режим» и пространственное аудио.

В США AirPods Max стоят $549, в России — 63 тысячи рублей. Но даже за такие немалые деньги купить их быстро будет проблематично. На момент написания статьи при заказе на сайте Apple доставку обещали в течение 7–8 недель. То есть получите вы их не раньше весны. Причем в США ситуация аналогичная. К счастью, мы смогли получить сэмпл на тестирование еще в конце декабря и успели основательно изучить новинку.

Упаковка и комплектация

Упаковка новых AirPods Max выполнена в традиционном для Apple стиле, но обращает на себя внимание размер бокса: по длине и ширине он не сильно меньше, чем у ноутбука, а по высоте даже больше.

Когда мы открываем коробку, видны сами наушники в защитном чехле. Поскольку все вместе еще и защищено картоном, даже при падении упаковки вреда для устройства, скорее всего, не будет.

Извлекаем всё содержимое упаковки — и видим кабель USB-C для зарядки, набор листовок и собственно наушники в чехле.

Мы нигде не нашли информации о том, из какого материала выполнен чехол. По ощущениям это нечто вроде тонкой кожи с мягким бархатистым ворсом с внутренней стороны и гладким покрытием снаружи, напоминающем силикон ремешков Apple Watch. Внешний вид чехла при этом весьма противоречивый: практически никто из тех, кому автор его показывал, не удержался от сравнения с лифчиком.

Показателен и тот факт, что чехол далеко не полностью закрывает устройство. С одной стороны, это плюс: снизу есть выемка для разъема Lightning, так что даже наушники в чехле можно легко подсоединить к зарядке — их не надо для этого вытаскивать. С другой стороны, если вы положите их в чехле в рюкзак или сумку, и там что-то просыпется, они совершенно не будут защищены.

Важный момент: в той части чехла, которая накрывает наушники сверху, есть магнит. Это позволяет плотно их зафиксировать в чехле и избежать его спадания, а кроме того, наушники сразу переходят в режим сверхэкономичного энергопотребления.

В целом чехол производит смешанное впечатление. Но уже сейчас многие сторонние производители выпускают свои чехлы, которые могут защитить устройство более основательно.

Дизайн

Внешний вид самих наушников тоже вызвал споры, но одно приходится признать даже критикам: у них очень индивидуальный и запоминающийся вид. Хотя надкушенного яблока нигде нет, стиль Apple узнается сразу: прежде всего, за счет цельнометаллических чашек.

У нас на тестировании была серебристая версия. И у нее такой же оттенок алюминия, как у MacBook и других продуктов Apple светлой цветовой гаммы. Прибавим к этому белый силикон оголовья.

Конечно, самая прямая ассоциация здесь — часы Apple Watch. То же сочетание серебристого алюминия и белого силикона. Но дело даже не только в этом. Основные элементы управления AirPods Max тоже позаимствованы у Apple Watch. Это колесико Digital Crown и продолговатая алюминиевая кнопка.

Оба они расположены на правой чашке, сверху, около места крепления металлической дуги оголовья. И это удобное решение для правшей: если надо включить-выключить шумоподавление или режим прозрачности, нажать паузу или отрегулировать громкость — всё это легко делается на ощупь.

Колесико Digital Crown вращается очень гладко — пожалуй, даже более легко, чем на часах. Кроме того, как и на Apple Watch, его можно использовать и в качестве кнопки. Одно нажатие во время воспроизведения — пауза (а во время входящего звонка — ответ на него), два — переключение на следующий трек, три — на предыдущий трек (кстати, это весьма непросто — трижды быстро нажать). Еще можно нажать с удержанием — это запуск Siri.

Что же касается прямоугольной кнопки, она позволяет переключаться между режимом активного шумоподавления и режимом прозрачности (когда наушники через встроенные микрофоны улавливают звуки окружающей среды и передают их пользователю — полезно, например, когда вы собираетесь переходить дорогу, идя по улице, или просто хотите слышать, что происходит вокруг, не снимая наушников).

Амбушюры выполнены из мягкого материала, который производитель называет «акустически оптимизированным пеноматериалом с эффектом памяти», то есть со временем он приспосабливается к форме головы и ушей конкретного пользователя и ложится оптимальным образом. Сверху амбушюры и динамики покрывает сетчатая ткань. На фото ниже виден также микрофон, задача которого — улавливать и оценивать (передавая на процессор Apple H1) звуки вблизи уха пользователя. Такой же микрофон есть и в другом наушнике.

Помимо двух внутренних микрофонов есть также семь внешних: один из них используется для захвата голоса пользователя при телефонном разговоре, еще два помогают первому в этом деле и одновременно используются для активного шумоподавления, собирая информацию о звуках окружающей среды, и последние четыре заняты только шумоподавлением.

Амбушюры легко снимаются и надеваются — они просто примагничены к самой чашке. Но единственный практический смысл в их отсоединении — убрать случайно попавшие соринки или капельки.

Заметим, что недавно широко разошлась новость, будто под амбушюрами AirPods Max скапливается конденсат, который портит звучание. Допускаем, что, возможно, в местах с повышенной влажностью что-то подобное и может наблюдаться, но у нас они были абсолютно сухие, несмотря на активное многодневное использование.

AirPods Max — одни из самых удобных накладных наушников, которые нам встречались. Достигается это за счет сетчатой ткани оголовья, распределяющей давление от веса наушников равномерно по голове. В итоге ты вовсе не ощущаешь, что на голову что-то давит, хотя сами наушники весьма увесистые. Вдобавок, дужки-крепления оголовья можно выдвинуть больше или меньше (запас — чуть более 2,5 см), а единожды настроив их под себя, можно больше не думать об этом — они достаточно упругие и не теряют «настроек».

Заряжаются наушники через разъем Lightning, что, в общем-то, вполне предсказуемо. Никаких других разъемов здесь нет, и, следовательно, возможности использовать наушники как проводные — тоже.

В целом дизайн AirPods Max произвел на нас прекрасное впечатление, хотя мы понимаем, что внешний вид как самих наушников, так и чехла Smart Case может вызвать разные эмоции и оценки. Станут ли они таким же знаковым аксессуаром и элементом стиля, как AirPods первого и второго поколения — покажет время. Но в любом случае это очень удобный и хорошо продуманный продукт, который обладает стилем Apple.

Подсоединение, настройка и пространственное звучание

Первоначальное соединение с iOS-устройствами у AirPods Max происходит так же легко, как у предыдущих поколений AirPods: достаточно вытащить их из чехла и поднести к iPhone — сразу возникает окно с предложением соединить наушники. Потом соединение будет происходить автоматически. Причем если вы подсоедините наушники к нескольким устройствам Apple под управлением новейших версий операционных систем, то наушники будут автоматически переходить на то устройство, которым вы сейчас пользуетесь. Простой пример: вы работаете на iMac и слушаете музыку через наушники, подключенные к iMac. Звонит iPhone. Вы берете его в руки, отвечаете на звонок — и наушники тут же подключаются к iPhone.

Поскольку в чехле, в отличие от предыдущих AirPods, аккумулятора нет, то процент заряда показывается только у самих наушников. Настройки в разделе Bluetooth на iOS — такие же, как у AirPods Pro (в частности, речь о настройках шумоподавления), но обратим внимание на опцию пространственного звучания. В принципе, в актуальной версии ПО она поддерживается и на AirPods Pro, но, конечно, в накладных наушниках это уже совсем иное. Давайте остановимся на этом поподробнее.

Эта функция позволяет программным образом имитировать многоканальное звучание. Причем если вы поворачиваете голову во время просмотра или поворачиваете iPhone/iPad, на котором воспроизводится фильм, то звук следует за вами. Пока это работает только в приложении Apple TV и только на мобильных устройствах с iOS 14 / iPadOS 14. Почему нет поддержки macOS — большой вопрос, ведь очевидно, что фильмы лучше смотреть на экране iMac или MacBook. Кроме того, сам контент должен поддерживать многоканальность: у фильма должна быть дорожка 5.1, 7.1 или Dolby Atmos. Мы проверили, как это работает, на картинах «Грейхаунд» (военно-морская драма, эксклюзив Apple TV+ с Томом Хэнксом в главной роли), «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Крошечный мир» (замечательный документальный сериал Apple TV+). У всех у них аудиодорожка Dolby Atmos.

Пожалуй, наиболее впечатляющим эффект оказался в «Грейхаунде», в моментах морских сражений. Выстрелы, раздающиеся со всех сторон, крики моряков, перемещающихся по палубе — все это действительно стоит смотреть именно с пространственным звуком. Другое дело, что полноценно заменить звук кинотеатра или даже хорошую домашнюю систему 5.1, грамотно размещенную относительно экрана и места зрителя, AirPods Max все-таки не в состоянии. Но все же это лучше, чем обычное стерео в наушниках.

Что касается «Безумного Макса» и «Крошечного мира» — там преимущества пространственного аудио были еще менее ощутимы. В «Безумном Максе» даже звуки финальной битвы разворачиваются в основном во фронтальной плоскости, тогда как объем создается за счет музыки. В общем, данная функция в AirPods Max теоретически весьма интересна и полезна, но пока мы бы не стали считать ее серьезным конкурентным преимуществом. Слишком много условий требуется выполнить, чтобы насладиться ей.

Скорее, это приятное дополнение. А приобретать AirPods Max будут вовсе не для просмотра фильмов на iPhone/iPad, а, в первую очередь, для прослушивания музыки. И вот мы подошли к самой интригующей части нашего тестирования.

Качество звука

Прежде чем перейти непосредственно к изложению впечатлений от качества звучания, расскажем, на каких треках мы его проверяли. В качестве источника звука использовался MacBook Pro 15», плеер — Vox, поддерживающий воспроизведение FLAC 24 бит 96 кГц. Было решено сделать подборку показательных записей разных стилей: электроника с глубоким битом и вокалом, хард-рок с вокалом, джаз, симфоническая классика. Все треки были во FLAC 24 бит, причем три из них — официальные цифровые релизы, а один — качественный рип с винила первого пресса. Все записи сделаны в последние три года, за исключением ремастерированного трека Led Zeppelin.

И вот какие у нас впечатления от прослушивания.

Massive Attack «Come Near Me»

Второй трек с внеальбомного сингла Massive Attack интересен глубоким богатым битом и харизматичным, хрипловатым мужским вокалом Ghostpoet. Наушники нас порадовали в первую очередь тем, как выпукло и выразительно прозвучал этот вокал. Были слышны все мельчайшие нюансы, хрипы и поскрипывания голоса, которые, собственно, и составляют немалую долю очарования исполнения. Что касается бита, он объемный и «качающий». Может, басов здесь даже слишком много, но для трип-хопа — самое то. К слову, бывают и еще более басовитые наушники — те же Beats. Так что Apple здесь решила угодить и вашим, и нашим — и тем, кто любит умеренный бас, и фанатам «качающего» звука. Запись — 24 бита 192 кГц, битрейт — 5182 Кбит/с, рип с единственного тиража сингла на 180-граммовом виниле.

Led Zeppelin «Over the Hills And Far Away»

Второй номер из альбома «Houses Of The Holy» начинается с продолжительного гитарного акустического вступления, затем Роберт Плант поет нежнейшую мелодию, а через полторы минуты после начала вдруг резко вступают ударные и бас-гитара, и стиль сменяется на агрессивный хард-рок. Таким образом, в одной композиции у нас оба стилевых амплуа Led Zeppelin демонстрируются во всей красе, и, вдобавок, они сменяют друг друга практически без перехода. AirPods Max здесь продемонстрировали прозрачность и достаточную детализированность звука. Но главное, нас подкупило, насколько реалистично и нюансированно была подана гитара Джимми Пейджа — как будто он играет прямо рядом с тобой.

Эта запись — из серии Super Deluxe переизданий альбомов Led Zeppelin, сделанных под руководством Джимми Пейджа. Каждый бокс включает карточку с кодом на загрузку треков в 24 бита 96 кГц. Битрейт в данном случае — 3146 Кбит/с.

Keith Jarrett, Gary Peacock, Jack DeJohnette «Bouncin» With Bud» (Live)

Концертная запись великого джазового трио Кита Джаррета была издана в виде альбома «After the Fall» в 2018 году и доступна для покупки в 24 бита, но, правда, с частотой дискретизации только 44,1 кГц и не самым высоким битрейтом 1320 Кбит/с. Тем не менее, качество звука превосходное, и наушники здесь демонстрируют, как справляются с контрабасовой партией, не превращающейся в кашу и сохраняющей достаточную разборчивость, а также с передачей тарелок хай-хэт. Они ничуть не раздражают, как это бывает на менее качественных устройствах, и в то же время не теряются.

Густав Малер. Симфония №6 «Трагическая», IV часть (исполнители — Симфонический оркестр NHK, дирижер Пааво Ярви)

Один из самых сложных и показательных треков: финал Шестой симфонии Малера. В первых тактах скрипки играют на фоне арпеджио арф, а затем резко обрушивается tutti, и вступают медные духовые. Наушники и здесь не пасуют, создавая достаточную глубину сцены и обеспечивая детализированное преподнесение и разведение в пространстве каждой группы инструментов. Хорош и динамический диапазон: от пианиссимо до фортиссимо, порой почти без перехода.

Общие впечатления от звучания: не можем сказать, что AirPods Max нас потрясли и подарили своим звучанием какие-то неведомые ранее впечатления (здесь вспоминается, как аудиофилы часто любят рассказывать об акустике за сотни тысяч), но признаём, что это очень хороший, качественный звук. Наушники подходят для прослушивания музыки любого жанра, у них нет явной заточенности под какое-то одно направление. И даже акцент на басы здесь хоть и есть, но умеренный. В целом — очень сбалансированное звучание.

Ну, а поскольку мы уже предвидим бурю в комментариях, поднятую эппло-хейтерами, предоставим слово нашему коллеге, редактору раздела «Hi-Fi и Мультимедиа» Максиму Романову, составившему свое впечатление и выполнившему измерения АЧХ.

Мнение Максима Романова и инструментальные измерения

Первое, что обращает на себя внимание в звучании Apple Airpods Max — это ярко выраженный «глубокий бас», который наверняка приведет в восторг «басхедов». Низкочастотный диапазон подается очень ярко, но при этом совершенно не скатывается в «гулкость и бубнение» — напротив, он очень плотный и обладает хорошей атакой. Здесь Apple явно пошли на поводу у широкой публики — не секрет, что «качающие» решения с V-образной АЧХ являются наиболее востребованными. В танцевальных композициях и хип-хопе такой акцент будет смотреться весьма уместно, а вот в рок-музыке и джазе — уже неоднозначно.

Но «неоднозначно» — не значит плохо. Контрабас в джазе, например, немного выходит вперед, но при этом звучит вполне «в кассу» с остальными инструментами — получается оригинально и слегка непривычно, но очень интересно. Ну и не стоит забывать, что наушники предназначены не только для музыки, но и для просмотра кино, игр и так далее. И вот там «басовые таланты» смотрятся отлично — спецэффекты и взрывы звучат очень впечатляющие и вызывают должный эмоциональный отклик.

Но вернемся к музыке. Ощущение от звучания в целом получается крайне положительным за счет еще одной важной особенности наушников, которую на самом-то деле можно было бы упомянуть и в качестве основной. Это крайне детализированная середина, восприятию которой совершенно не мешает форсированный НЧ-регистр. Партии солирующих инструментов и вокал отлично читаются даже на фоне баса, заставляющего слегка вибрировать черепную коробку.

А если вы вдруг решите послушать композиции без ярко выраженной низкочастотной составляющей — например, песню вокалиста под аккомпанемент акустической гитары, то обнаружите, что звук максимально «прозрачен» и наполнен нюансами. Высокочастотный диапазон при этом довольно сдержан — видимых акцентов на нем нет. Но при этом он также звучит весьма детально и впечатляюще — можно выделить каждый удар по хай-хэту и тарелкам, что особенно хорошо заметно в свинговых композициях.

При этом ВЧ-регистр не имеет ни намека на характерные для него проблемы — с «песком», сибилянтами и прочими. Напротив, все звучит очень мягко и ненавязчиво — создается впечатление, что разработчики осознанно чуть увели его назад, чтобы обеспечить комфорт чувствительных к высоким частотам слушателей. Вообще, звук в целом явно сделан так, чтобы максимально угодить широкой публике — это видно и по акцентированным басам, и по чуть прибранным высоким. Ну, а более притязательных слушателей порадует детализированная середина. В итоге все довольны — на этой позитивной ноте и перейдем к измерениям.

Традиционно обращаем внимание читателей на то, что все графики АЧХ приводятся исключительно в качестве иллюстрации, позволяющей продемонстрировать основные особенности звучания тестируемых наушников. Не стоит делать из них выводов о качестве той или иной модели. Реальный опыт каждого слушателя зависит от множества факторов: начиная от строения органов слуха и заканчивая силой прижима амбушюров, способной серьезно влиять на передачу низкочастотного диапазона.

Все, о чем мы говорили выше, заметно и на графике: основательно форсированный «глубокий бас», ровная середина… К изрезанности графика в ВЧ-диапазоне мы традиционно не будем относиться слишком серьезно. График АЧХ показан на фоне кривой HEQ (headphone compensation for flat EQ target), предоставленной производителем используемого стенда. Задача кривой — помочь скомпенсировать резонансные явления в имитированном ухе и особенности оборудования, создав «звуковой профиль», максимально корректно иллюстрирующий то, как звучание наушников воспринимается слушателем. Ее можно рассматривать как адаптированный под конкретное устройство аналог так называемой «кривой Хармана», созданной командой Harman International под руководством доктора Шона Олива. Скомпенсируем полученный график АЧХ в соответствии с кривой HEQ.

И вот тут все становится совсем наглядно: акцентированный НЧ-регистр, ровный среднечастотный диапазон и чуть-чуть уведенная назад верхнечастотная составляющая. Еще раз заметим, что звучание в целом произвело очень хорошее впечатление: Apple AirPods Max вполне способны составить конкуренцию лучшим решениям на рынке, в том числе и сравнимым с ними по стоимости. Ну, а нам остается включить активное шумоподавление и посмотреть, как оно повлияет на звучание гарнитуры.

Как видно, некоторые изменения есть, но они крайне невелики. Не наблюдается даже часто встречаемого «проседания» низкочастотного диапазона, а середина и вовсе становится немного ровнее. При этом субъективно она чуть теряет в детализации, но чувствуется это не очень остро и не во всех треках, так что всерьез говорить об этом не стоит. Напротив, стоит отметить, что AirPods Max — одни из немногих наушников, у которых можно смело пользоваться системой ANC без опасений потерять в качестве звука.

Шумоподавление и автономная работа

Шумоподавление в наушниках включается автоматически, как только вы их надеваете. Качество шумоподавления хорошее, хотя нельзя сказать, что это принципиально иной уровень, нежели у AirPods Pro. Внешние шумы в некоторой степени все равно присутствуют и там, и там. Например, если вы едете в метро, то на полную тишину рассчитывать не стоит: слышны и объявления станций, и стук колес. Но в обеих моделях наушников это не особо мешает слушать музыку. Разница — в ощущениях. AirPods Pro как будто отдаляют все шумы, ну и в самих ушных каналах вы, конечно, чувствуете наушники. А вот AirPods Max создают иллюзию изолированности, хотя и не полную. Что приятнее. Но самое главное, что на качестве звучания музыки шумоподавление практически не сказывается, как уже было замечено Максимом Романовым.

Apple обещает 20 часов активной работы AirPods Max на одном заряде аккумулятора. Проверить, так оно или нет, проблематично, поскольку наушники работают, только будучи надетыми на голову пользователя, а слушать музыку 20 часов непрерывно мы все-таки не готовы. Перерывы же неизбежно нарушили бы чистоту эксперимента.

Так что было решено просто пользоваться наушниками в реальной жизни и потом суммировать впечатления. И, надо сказать, их автономность совершенно не вызвала у нас никаких нареканий. Возможно, дело в том, что AirPods Max умеют действительно бережно расходовать заряд, когда они не играют — и тем более, когда они в чехле.

Заметим, что в отличие от всех других моделей AirPods, чехол здесь не имеет встроенного аккумулятора и не может подзаряжать наушники. Но зато он «сообщает» устройству, что надо переходить в режим максимального энергосбережения. Как следствие, подзаряжать их действительно приходится очень редко. И здесь в общем-то не так важно, 20 часов они могут проработать, 15 или, скажем, 30, потому что если вы всё равно заряжаете их реже раза в неделю, то принципиальной разницы уже нет.

Выводы

Сколько же было обсуждений и споров вокруг AirPods Max, как только Apple их анонсировала! Сколько было криков, что звук у них плохой, дизайн ужасный, а цена — неоправданно высокая! Как оказалось, и звук здесь достойный (считающим обратное предлагаем объяснить нам, почему АЧХ в данном случае не показатель, и приложить свой диплом об окончании консерватории, как у одного из авторов этого текста), и дизайн как минимум удобный и функциональный, хотя визуально спорный, особенно если говорить о чехле. Что же касается цены, то надо понимать, из чего она в данном случае складывается. Это не только собственно звук, но и качество материалов (высочайшее), и отсутствие проводов, и взаимодействие с экосистемой Apple, и шумоизоляция, и дополнительные возможности, будь то Siri или пространственное аудио.

Мы допускаем, что можно найти другие Bluetooth-наушники за $550, которые будут звучать в чем-то лучше — и даже готовы поверить, что есть единицы-аудиофилы, которые эту разницу смогут почувствовать. Куда охотнее мы согласимся с тем, что у конкурентов существуют более дешевые модели, звучание которых сопоставимо — по крайней мере, подавляющее большинство разницы не почувствует или же не сочтет ее сколько-нибудь существенной. А уж доплачивать ли за дизайн, автономность, умную «начинку» и прочие вышеперечисленные бонусы — каждый решает сам. Так или иначе, продукт этот яркий, заметный, многие его особенности наверняка станут вскоре стандартом де-факто, по крайней мере для массового рынка. И наверное, это хорошо.

За совокупность дизайнерских и инженерных решений мы присуждаем AirPods Max нашу награду Original Design.

Полный текст статьи читайте на iXBT