Аааа! Мои сотрудники открывают собственную компанию, что делать?
Что страшнее — потерять ценные кадры или обрести нового конкурента? Дата публикации: 14.06.2017 Поделимся небольшим редакционным секретом — некоторую информацию мы не публикуем сразу по мере получения, а позволяем ей обрасти новой фактурой. В анкете прошлого года, которую мы предлагали заполнить руководителям студий, был в том числе и вопрос, ответы на который по разным мы не стали озвучивать сразу. А теперь готовы и представляем вам ниже соответствующую диаграмму. Чувствуете? 43% опрошенных руководителей веб-студий сталкивались с этим хотя бы единожды, а почти 20% — неоднократно. Какие выводы можно сделать? Следует ли бороться с этой тенденцией? Стоит ли беспокоиться насчет утечки данных или оттока клиентопотока в пользу вновь образованных компаний? Насколько взвешенные решения принимают сотрудники, планирующие уйти из своей Альма-матер, чтобы открыть свое дело? Отвечают представители отрасли. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Товарищи, релакс, это естественный эволюционный процесс! Вопреки расхожему мнению, уход сотрудника из компании для открытия собственного бизнеса в большинстве случаев не только не является из ряда вон выходящим событием, но и не имеет под собой ярко негативных эмоций со стороны бывшего руководства. Конечно, терять ценных сотрудников тяжко, но «ставить палки в колеса» вроде как никто и не собирается. Более того! Некоторые бывшие работодатели даже готовы делиться опытом и давать совет новоиспеченным бизнесменам. Главное — соблюдение документационно закрепленных договоренностей и негласных бизнес-протоколов. Не верите? Ниже — реальные примеры мнений на этот счет. Комментарий: Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL За 13 лет работы у нас было все — и открытые студии, агентства, попытки и кражи клиентов. Не могу сказать, что это «нормально», но это естественно. К открытию своих компаний я отношусь положительно — например, у нас работал дизайнер, который в 2008 ушел сначала в сетевое агентство, а потом открыл свою студию, мы до сих пор поддерживаем коммуникацию. Но был и другой случай, когда менеджер пришел из другой компании со словами «у меня есть база собственных клиентов на SEO», которая, как потом выяснилось, конечно же была базой клиентов предыдущего работодателя. Равно как и от нас человек ушел, попытавшись увести клиентов, но безуспешно. Наш клиент не привязан к одному человеку, нас покупают за комплексную экспертизу и за процессы, поэтому менеджер без команды не сможет переманить клиента к себе. Веб-разработка является огромной кузницей кадров. Порог входа низкий, работа интересная и перспективы роста огромные, как вглубь, так и в соседние направления. Поэтому важен не сам факт ухода из компании или начало своего бизнеса, а взаимоотношения людей. Если человек тяготеет к собственному делу, я стараюсь расширить его зону ответственности и полномочий, чтобы у него были необходимые условия для развития внутри компании. Если же мы не смогли найти алгоритм взаимодействия в рамках MINISOL, то сотрудника нельзя и нет смысла удерживать — лучше пусть он начнет свой бизнес и мы сможем совместно сотрудничать как компании. Комментарий: Ольга Баранцева, генеральный директор интернет-компании R52.RU За 18-летнюю историю интернет-компании R52.RU случаи открытия бывшими сотрудниками собственных студий бывали раза 3. Пару раз это были программисты и один раз креативщик и главный редактор наших внутренних проектов. Истории с бизнесами, начатыми разработчиками закончились довольно быстро, месяцев за пять. А вот студия, созданная нашим бывшим главредом, функционирует уже больше 10 лет и в ней трудятся 5 человек. Правда, зарабатывают они, в основном, на нейминге и брэндинге, а веб-продакшн случается нечасто. Мы не считаем, что создание или попытка создания собственного бизнеса кем-то из бывших сотрудников является чем-то опасным для нашей компании. Ну появится (или исчезнет) на рынке ещё один участник. Это происходит каждый день. Возможно, что наш оптимизм связан с тем, что мы не сталкивались (и прилагаем все усилия, чтобы не столкнуться) с подобным недружественным уходом ключевых менеджеров компании, например, коммерческого или арт-директора. Что касается проблемы хищения технических и организационных наработок, а также клиентской базы, то она, на наш взгляд, во многом преувеличена. В нашей отрасли, где многое устаревает «ещё вчера», критичным является только отсутствие движения вперед. А клиентская база любого агентства опубликована в CMSMagazine в соответствующем разделе. По нашей базе, например, коллеги по рынку проходятся с завидной регулярностью раз пять в год. Комментарий: Владимир Тупоршин, генеральный директор Webasyst Да, бывшие сотрудники открывали свой бизнес. Необязательно компанию, но, по крайней мере, становились индивидуальными предпринимателями и в одиночку, с семьей или другими партнерами создавали дело, основам которого научились, работая у нас. Благо у нас есть, чему научиться. Поскольку наш основной продукт — это движок интернет-магазина и большинство наших клиентов приходят к нам, чтобы создать свой интернет-магазин, то наши сотрудники учатся не только внутри компании, но в большой степени и на опыте наших клиентов. Недавно один парень из группы клиентской поддержки, проработавший в нашей команде десять лет (!), ушел от нас и открыл собственный интернет-магазин. Я всегда рад, когда подобное происходит. Этот как вырастить успешных детей. В какой-то момент им становится тесно в родительском доме. Ну и пусть идут и делают свое дело. По сути, продолжая то, что ты когда-то начал. И пусть им сопутствует удача. Крали ли?… Я могу вспомнить только один случай. Не кражи, а скорее «заимствования». Наша первая компания, созданная 25 лет назад, называлась «Деловые программы». Мы занимались производством заказного ПО, в основном для складского учета. Спустя несколько лет компанию реформировали и поменяли название. Один из наших сотрудников, проработавший у нас несколько лет, переехал в другой город и там открыл собственный аналогичный бизнес. Он назвал свою компанию… «Деловые программы». Уж больно ему нравилось это название. А я был этому только рад. Комментарий: В компании «ReadyScript» есть такие случаи. У нас был такой программист, который потом открыл аутсорсинговую компанию, которая работает на западный рынок. Я очень рад за него, ему удалось сделать новый виток развития. Хотя, может, мне бы и хотелось, чтобы мы по-прежнему работали вместе, но я понимаю, что люди должны развиваться и расти. Не вижу в этом ничего плохого. Комментарий: Собственную студию, специализирующуюся на разработке мобильных приложений, открыл Андрей, наш бывший iOS-разработчик. В Студии он занимался разработкой приложений, и продолжает развиваться в этом же направлении. Насколько успешен его бизнес, сложно судить, но мы сотрудничали в рамках проектов нашей студии. Конкурировать с такими новичками нам не приходилось. Хотя есть интересная история. В нашем учебнике для менеджеров написано, что любые проблемы прокачанный менеджер превращает в задачи и решает в рабочем режиме. Так один из наших бывших менеджеров всего через пару месяцев после увольнения открыл одну из лучших в Ростове бургерных. Мы удивлялись, но бургеры у него действительно отличные. И организовано все на отлично. Мы работаем с бывшими коллегами, которые ушли в сетевые агентства или крупные компании, и успешно там работают. Наши бывшие коллеги сейчас трудятся в Яндексе, BBDO и других известных компаниях. Это свидетельствует о том, о том, что Студия дает отличный опыт, который мало где в Москве можно получить, а на региональном рынке о таком вообще говорить не приходится. Иногда мы работаем с бывшими коллегами, которые ушли во фриланс, и это единственный случай, когда мы уверены и в качестве работ и в соблюдении сроков. Некоторые ребята даже возвращаются в Студию. Нам повезло работать с адекватными людьми, поэтому с какими-то пакостями со стороны бывших коллег не сталкивались. Наоборот даже, с большинством тех, кто работал в команде мы поддерживаем отношения и иногда пьем чай в офисе. От возможных пакостей защищают регламент увольнения и чек-лист, где есть в том числе и пункт о смене паролей. Кроме того, перед началом работы в Студии все подписывают NDA. Этого, как показывает опыт, достаточно. Из компании, где есть большая команда, работающая с крупными клиентами, сложно что-то такое невероятное забрать: контакты менеджеров со стороны клиентов не помогут «увести» заказы туда, где недостаточно опыта или компетенций. Главное, повторюсь, это опыт. И это самый важный ресурс, которым мы щедро делимся. Когда сотрудник открыл собственное агентство по уму Почему открытие собственной студии требует гораздо больших скилов и ресурсов чем 10 лет назад? Безусловно, чем крупнее и старше компания — тем чаще она будет сталкиваться с уходом сотрудников, мечтающих открыть собственную компанию. Но вот в чем дело — для открытия своего бизнеса по веб-разработке уже давно недостаточно быть только энтузиастом, нужно быть профессионалом в своем деле и иметь в своем пуле несколько специалистов по различным профнаправлениям. А бизнес-жилку, пожалуй, и упоминать не стоит, и так все понятно. Думаем, сотрудникам, которые мечтают об открытия своего собственного дела, будет особенно полезно мнение, озвученное ниже. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ Да, у нас бывали случаи, когда сотрудники уходили из компании и открывали свои студии, но в большинстве случаях спустя время люди уходили либо во фриланс, либо опять нанимались на работу в другие компании. Недостаточно быть классным специалистом своего дела, чтобы открыть компанию, надо еще быть бизнесменом — человеком, который понимает все устройство бизнеса, знает, как его вести и развивать. Сейчас уже не 2006–2008 год, когда был «бум» появления веб-студий, когда сайты были на очень низком уровне и порог входа в этот бизнес был минимальный. Сейчас порог входа в данный бизнес заметно выше и многим проще заниматься фрилансом. Чтобы делать сайты более-менее приличного уровня надо иметь в штате хотя бы 3–4 специалистов, а это минимум 200 тыс. руб. в месяц расходы на зп, плюс, к этому надо не забывать про расходы на налоги, помещение, технику и т.п. Подведя мини-итог: прибыль компании — 10–25% от оборота, т.е. чтобы компании зарабатывать чистых 100 тыс. руб., надо иметь оборот в 700 тыс. ?1 млн руб. А при организации подобного бизнеса — это нереальная сумма для начинающих, особенно в регионах. Насчет кражи и разглашении конфиденциальной информации — у нас со всеми сотрудниками подписывается NDA, в котором прописана вся ответственность и после подписания данного соглашения очень чревато его нарушать. В истории компании не было ни одного случая разглашения коммерческой или конфиденциальной информации текущими или бывшими сотрудниками. Я как руководитель, ставя себя на место сотрудника в современных реалиях экономики и ведения бизнеса, рекомендую воздержаться от открытия своего дела, если у вас нет экономического образования, пула клиентов, которые загрузят вас в первое время, и вы при этом слабо подкованы в ИТ сфере. Перед тем как гнаться за «американской мечтой» и «не работать на дядю», необходимо трезво взвесить все риски и умножить их на 3. Если вы классный специалист, приносите прибыль компании, работаете с энтузиазмом, то любая уважающая себя компания будет ценить вас, обеспечивать по максимуму и стараться создать максимально удобные условия труда По крайней мере, так делаем мы. Давно известно, что довольный IT-шник в разы продуктивнее недовольного. Всё-таки надо помнить, что отношение к IT-специалистам намного более лояльное и внимательное со стороны работодателя, нежели к специалистам любой профессии. Когда был уверен в своих силах, но не учел все необходимые параметры Уходите — не вопрос, но, главное — не переоценили ли вы свои силы? Впрочем, несмотря на то, что многие руководители относятся с пониманием к желанию сотрудников идти своим путем, есть и другие преграды для достижения успеха последними. Например, непонимание того, как реально устроены бизнес-процессы и на каких принципах базируется эффективная работа с клиентами. Полагаем, что мнения, которые идут ниже, послужат оздоровительным холодным душем для сотрудников, которые мечтают открыть собственные компании, но пока еще витают в облаках. Комментарий: Поделюсь довольно свежей историей. В конце прошлого года, проникшись Бизнес-молодостью и другими семинарами, один наш менеджер решил, что стоит начать свое дело и даже подбил на это двух других сотрудников. Они скинулись, сделали свое ООО и решили, что смогут самостоятельно потянуть государственный контракт (LOL) и заработать на нем деньги. Даже заручились поддержкой младшего помощника секретаря заказчика. Все проходило довольно спокойно. Мы дали коллегам возможность самореализоваться, взять кредит, нанять людей и поработать вдоволь. Но, как только заказчик понял, что инициатива младшего помощника секретаря является не попыткой сделать федеральному органу власти лучше, а просто попилить бабло — младший помощник секретаря ушел на проверку СБ и покинул работу, а внештатного подрядчика — убрали. АРТВЕЛЛ, конечно, успешно завершил этот контракт, а бывшие сотрудники приобрели ценный опыт и кредит в сбербанке. Комментарий: Алексей Соловьев, директор по развитию рекламного интернет-агентства x10 Сотрудники, открывающие свой бизнес, были и будут всегда. Дело в том, что они зачастую не совсем реально оценивают ситуацию. Ведь собственник шел к текущему положению не один год. К тому же, собственник работает по 10–12 часов в день, а иногда даже в праздники и выходные. Собственник жертвует своим временем, семьей в пользу работы. Зачастую сотрудники, которые принимают решение открыть свой бизнес, не задумываются о том, что нужно платить налоги, аренду, выплачивать зарплаты. И чтобы что-то продать, нужно оторвать часть себя и подарить клиенту (манагеры поймут). Такие сотрудники видят все в розовых очках. Они хотят здесь и сейчас. На практике у нас несколько человек уходили и пытались открыть свое дело, на это было смешно смотреть. Помучавшись 6–12 месяцев, они в итоге бросали это дело и устраивались на работу в другую компанию. В создании и развитии компании важную роль играет ее положение на рынке, диверсификация услуг, сформированная база клиентов. Если этого нет, молодая компания обычно работает до первого кризиса… Также хочу отметить, что руководителем просто так не становятся. На то ведь он и руководитель. Для этого нужно обладать определенными качествами, которых может и не быть у сотрудника. Чтобы сотрудник не унес с собой персональные данные клиентов и наработки студии, необходимо подписывать вместе с трудовым договором соглашение, в котором вы пропишите и защитите свои авторские права и конфиденциальные данные. Молодые сотрудники могут соперничать как фрилансеры в узких сферах, закрывая в своей специализации какое-то направление. За счет того, что они не платят налоги и не несут никаких дополнительных расходов, они могут сделать стоимость ниже. В этом случае да, они могут реализоваться и составлять конкуренцию. Когда сотрудник решил, что для открытия своего бизнеса достаточно лишь переманить часть клиентов, а потом столкнулся с реальностью Факт: люди часто обманывают себя и даже этого не замечают То, что в подзаголовке — обычно в равной степени касается и руководителей и подчиненных. Смысл в том, чтобы не обманывать друг друга, не тратить попусту драгоценное время и направлять свои усилия именно в нужное русло. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Открытие бывшими сотрудниками собственных компаний — это нормально. С этим невозможно бороться, да и не нужно. Это естественный ход развития профессиональной деятельности для части людей, которым близко предпринимательство. Они могут прийти работать в студию уже четко понимая, что позже будут пробовать силы в открытии бизнеса, а могут осознать это в процессе работы. Не думаю, что какие-то компании являются кузницей предпринимателей. Процент сотрудников, решивших открыть собственное дело, в среднем одинаковый. Это вопрос только масштаба. У крупных студий больше специалистов, поэтому может показаться, что часть из них штампует коммерсантов, открывающих новые компании. На собеседовании соискателям часто задают вопрос об их планах на будущее. Я тоже так делаю, но всё реже. Практика показывает, что часть людей врёт, другие искренне не думают о будущем, третьи что-то планируют, но совсем не факт, что будут действовать именно так. Важнее не то, что человек сказал на собеседовании, а то, что он делает и как ведёт себя дальше. С людьми вообще надо разговаривать и не считать, что если он устроился на работу, то дело сделано. Обычно всё только начинается. Это касается и увольнения. Каждый раз, когда специалист, решивший уйти из нашей компании, говорит, что хочет открыть своё дело, я стараюсь понять, насколько его решение является серьёзным. Если это временный порыв, за которым нет чёткой стратегии, то, на мой взгляд, лучше не начинать. В таком случае я стараюсь объяснить, какие вызовы ждут впереди. Если же видно, что сотрудник, теперь уже бывший, настроен решительно и чётко понимает, что делает, я даю ему несколько советов и желаю удачи. Когда бывший сотрудник пытается открыть свое дело А что на счет уютного сотрудничества и синергии? Как же мы рады перейти к самой интересной части. Не скроем — объединение ресурсов ради общей цели, нам очень по душе. Когда речь заходит о том, что можно не впадать в безумную конкуренцию, а наладить бизнес-процессы с выгодой для всех сторон — так для нас это отдельный праздник! Вы только вчитайтесь в цитаты ниже. Комментарий: Мы давно привыкли к тому, что сотрудники, проработавшие у нас несколько лет, высоко ценятся рынком и, если нашу компанию и покидают, то практически всегда это связано с переходом на более высокую позицию к одному из лидеров IT-индустрии. Уход сотрудников ради создания собственного бизнеса для нас — редкость, но несколько таких случаев все-таки было. Только однажды наш сотрудник создал, по сути, конкурирующую компанию. Никакой ревности мы не испытываем по этому поводу. Более того — я консультировал и консультирую этого специалиста по возникающим вопросам, а в этом году мы даже выступили в качестве субподрядчиков в одном из его проектов. Другой наш сотрудник создал собственный бизнес, не покидая нашей компании. Вместо этого он предложил мне стать совладельцем его бизнеса, инвестировав в его идею свой опыт, возможности, и часть финансов. Мои вложения уже несколько раз окупились, и я очень признателен своему коллеге за такую возможность. Разумеется, уход талантливых ребят не делает меня, как владельца бизнеса, счастливее. Но вместе с тем, мы в Студии гордимся такими случаями, а я лично горжусь тем, что сумел сохранить идеальные отношения практически со всеми ребятами, кто когда-либо работал у нас. Мы не работаем с мудаками. Это касается, как клиентов, так и специалистов. Поэтому случаев переманивания сотрудников или клиентов «отпочковавшимися» бизнесами у нас не было. Мы гордимся своими «выпускниками», рекомендуем их в качестве исполнителей, и стараемся оставаться на связи, считая, что сотрудничество гораздо полезнее конкуренции. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft Открытие компании — это большой шаг в жизни человека. И если, я каким-то образом способствовал этому — я считаю часть успеха бывшего сотрудника и своим успехом. Если воспринимать рынок не только как красный океан, но и как среду для собственного развития, такая отпочковавшаяся фирма может стать хорошим партнером для родительской, если процессы, корп.культура и структура ее будут примерно похожими. Не стоит бояться конкуренции с такими компаниями (конкурентов и без них полно), за исключением попыток увести часть команды и клиентов — в таком случае нужно пресекать такие попытки максимально жестко. Утечка части клиентской базы в таком случае почти неизбежна — менеджер может как минимум собрать контакты всех тех, с кем работал сам (данные ко всем клиентам в CRM от сотрудников у всех же закрыты, коллеги?). И договариваться «не воровать» надо сразу же, как только сотрудник изъявил желание уходить, и лучше — заранее подкрепить это в письменном виде в трудовом договоре. Но в целом лучшая стратегия — «дружить семьями», это может обеим компаниям принести больше пользы. Когда ты по сути вырастил своего конкурента, но любишь его и гордишься им Если вы готовы поделиться полезным для коллег опытом — велкам. Пишите на logvinova@ratingruneta.ru. Мы стремимся к тому, чтобы CMS Magazine стал трибуной для всех, кто желает конструктивно выразить свою точку зрения. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.cossa.ru/234/163778/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Нюансы стагнации Переработанная версия докладов КРОС 2011 и КРОС 2012 Что разработчику — хорошо, студии — смерть? О том, возможен ли компромисс между бизнес-интересами студии и программистами. Правило литра крови или как собрать суперкоманду Степан Овчинников (ИНТЕРВОЛГА) о собственных принципах и способах подбора персонала. ПОговорим за виртуалку? Про программульки и сервисы, которые упрощают жизнь digital-компаниямПолный текст статьи читайте на CMS Magazine