8K, VR и голограммы: каким будет телевидение завтрашнего дня?
Давно ли вы интересовались новинками в телеоборудовании? Как правило, технологии производства телевизоров совершают ощутимый рывок с периодичность раз в несколько лет, и на следующие 2–3 года приходится очередная волна прогресса в ТВ-индустрии. Предпосылками к этому послужат сети 5G, уменьшение техпроцесса, новые типы матриц и многое другое. Ниже мы поговорим о том, какие изменения произойдут с телевизорами и тем, как мы их используем.
8K
Актуальный ныне стандарт 4K был утвержден еще в 2012 году, и при том, что за прошедшие 6 лет телевизоры с разрешением 4096×3072 так и не стали настоящим мейнстримом, крупные производители бытовой техники уже начинают выпускать модели с разрешением следующего поколения. Хотя такие устройства и стоят сумасшедших денег, их можно найти в свободной продаже — одним из них является Samsung Q900 с QLED-матрицей диагональю 85-дюймов, а июне 2019 в магазинах появится решение от конкурирующей LG. Конечно, пока нет потребности в столь высокой детализации картинки, поскольку контент соответствующего качества приходится отыскивать буквально по крупицам: рядовому пользователю доступны лишь некоторые фильмы на Blu-ray носителях и единичные YouTube-ролики.
Еще одно препятствие для появления 8K-телевизоров заключается в малой распространенности широкополосного Интернета с достаточной пропускной способностью. Да, в России и Азии скоростью в 100 Мбит/с мало кого удивишь, но на Западе обладать таким подключением считается большой роскошью. При этом минимальным разрешением для стандарта 8K является 7680×4320, следовательно, для плавного воспроизведения потокового видео необходим канал не со скорость передачи данных не менее 15–20 Мбит/с, а, чтобы разглядеть отдельные пиксели невооруженным взглядом потребуется 11-метровый экран.
Если говорить об эфирном вещании привычных нам телеканалов, то здесь все еще сложнее: максимум для большинства стран ограничен значением 4096×3072 пикс. (в России есть десяток спутниковых каналов, ведущих трансляцию в 4K), поэтому медленно, но уверенно телеиндустрия выходит за рамки довольно старого FullHD. А вот на 8K традиционное TV пока и не засматривается, картинку сверхвысокой четкости со звуком формата 22: 2 передает только японский телеканал NHK.
Несмотря на высокую сложность производства, телевизоры с 8K-матрицами уже не за горами — если в случае с 4K первые совместимые медиапроигрыватели и игровые приставки появились в продаже лишь спустя 4 года с момента анонса технологии, то о новом стандарте было объявлено на выставке CES 2013, а 31 октября 2015 в продажу поступил первый телевизор Sharp LV-85001 с разрешением 7680×4320. Как и многие революционные устройства, LV-85001 на старте оценили в 16 миллионов йен (133000$), сегодня же его продают за пять тысяч долларов.
Следующий этап развития интерактивного TV
Как часто во время просмотра любимых передач вы наблюдаете бегущую строку или параллельно занимаетесь своими делами в смартфоне? С распространением умных часов, сгибаемых девайсов и прочей носимой электроники традиционному телевидению придется либо умереть, либо найти способ более эффективно привлекать внимание зрителя. В любом случае, от такой конкуренции конечные пользователи останутся только в выигрыше: у нас появится возможность заметно продуктивнее потреблять контент: то есть, усваивать больше информации за то же время. Но это все — пассивный интерактив. В активное взаимодействие входит возможность просмотра дополнительную информацию о просматриваемых передачах и фильмах (имена ведущих, актерский состав, год выхода и пр.), сегодня у многих провайдеров кабельных и спутниковых каналов уже давно есть подобный функционал. Еще один вариант вовлечения зрителя в происходящее на экране состоит в отказе от тех самых каналов. Иначе говоря, эфирное телевидение превратится в некий аналог YouTube, с индивидуальной сеткой вещания для каждого человека, основанной на анализе его истории просмотра. Впрочем, и такие возможности сейчас предлагают некоторые производители ТВ-приставок.
Следующим же шагом станет глобальное подключение абсолютно всех телевизоров к Интернету для создания таргетированной рекламы. Допустим, в новом фильме вы увидели какую-либо вещь и захотели купить ее. Достаточно будет сказать виртуальному голосовому ассистенту об этом и он сразу же поймет вас, добавив необходимый товар в корзину Интернет-магазина, обладающего минимальной стоимостью и оптимальным временем доставки.
Виртуальная реальность
Хотя технологии виртуальной реальности и пережили довольно «вялый» старт из-за дороговизны оборудования и отсутствия контента, за прошедший год VR-гарнитуры сильно упали в цене (например, знаменитый Oculus Rift вместо изначальных 70 000 рублей сегодня стоит около 40 тысяч, HTC Vive подешевел с 80 000 до 44 000 рублей, а консольный PlayStation VR и вовсе потерял 70% своей стоимости, которая на текущий момент составляет 16 тысяч) и у виртуальной реальности появились все шансы завоевать любовь широкого круга пользователей.
Этой возможностью просто не смогут не воспользоваться крупные телевизионные компании, в результате чего наши телевизоры будут принимать не обычное изображение, а полноценное стереоскопическое видео, позволяющее взглянуть на происходящее с любого угла: побродить по студии любимого шоу, пережить события фильма с известными актерами или поприсутствовать на съемках документального фильма.
5G
Из всего вышесказанного вы уже наверняка поняли, что объем передаваемой информации будет колоссальным. Похожая ситуация складывалась в 2006, когда во время чемпионата мира по футболу в Германии огромное количество пользователей наблюдали за мероприятием с экрана мобильного телефона. Конечно же, актуальные на тот момент сети 3G не справлялись с резко увеличившейся нагрузкой, и попытка совмещения телевидения и мобильных сетей провалилась. С появлением новых телевизоров, способных принимать сигнал в разрешении 7680×4320, да еще и в VR-формате, без перехода на Интернет-вещание обойтись уже не получится. Благо, сети пятого поколения поддерживают рекордное число подключенных устройств и развивают скорость до нескольких десятков Гбит/с, чего должно хватить для передачи петабайтов данных миллионам зрителей (об этих и других преимуществах 5G вы можете прочитать в этой статье). Помимо неоспоримых преимуществ для клиентов, новые мобильные сети облегчат работу оперативным группам новостных каналов, которым ежедневно требуется развертывать спутниковые точки передачи данных для своевременных репортажей с места событий.
Рост производительности
Естественно, для виртуальной реальности, интерактивной рекламы и сверхвысоких разрешений потребуется вычислительная мощность, в десятки раз превосходящая нынешние игровые ПК. И с этим вопросом проблем быть не должно. Во-первых, производители комплектующих беспрестанно наращивают производительность своих чипов, как следствие, рано или поздно телевизоры будут оснащаться процессорами, обеспечивающими плавную картинку в сложных VR-сценах. Если же к моменту появления VR-телевидения мы так и не получим достаточно мощных телевизоров, на помощь придут вышеупомянутые 5G-сети с вычислениями на облачных серверах.
Голограммы
Последняя технология, которая с большой долей вероятности появится в телевизорах обозримого будущего. Ранее мы уже видели взлет и головокружительное падение популярности 3D-телевизоров. Сперва их раскупали ради простого «вау-эффекта», поражаясь тому, что объемное видео можно было смотреть не только в кинотеатре, но и у себя дома.
Однако у подобных устройств было несколько критически важных недостатков:
Отсутствие контента. Фильмы и передачи с глубиной изображения требуют специального оборудования и куда более сложного монтажа, поэтому они обычно распространяются на довольно дорогих Blu-Ray DVD, а телеканалов с 3D-контентом практически не осталось.
Очки. 3D-телевизоры требовали обязательного использования соответствующих очков, которые оказались совершенно неюзабельны в домашних условиях. Дело в том, что стереоочки справляются только с трехмерным контентом, и если в темном зале кинотеатра ваше внимание полностью занимает экран и происходящее на нем, то дома невозможно не отвлекаться на смартфон, окружающих людей, сторонние дела и пр., из-за чего каждый раз приходится снимать очки.
Чрезмерное напряжение зрения, головные боли и тошнота. Принцип работы 3D-телевизоров построен на обмане зрения, создающем реалистичную иллюзию трехмерности на двумерном изображении. Организм некоторых людей просто не понимает дисбаланс происходящего, в результате чего сильно напрягаются мозг и зрительные мышцы, что вызывает упомянутые симптомы.
Дороговизна 3D-телевизоров вызвана высокой сложностью производства и инновационностью данной технологии. Такие устройства стоят на 30–60% дороже аналогичных по функционалу моделей без 3D.
И это еще не все минусы 3D-телевизоров, которым уже около 10 лет. Голографическое TV должно изменить ситуацию, вернув интерес потребителей к домашнему просмотру 3D-контента. Во-первых, для работы с голограммами не нужны специальные очки: проще говоря, у вас посреди комнаты будет «висеть» трехмерный объект, который можно увидеть в любой момент времени. Второе преимущество голограмм вытекает из первого: благодаря отсутствию стереоскопических очков исчезнут все неприятные побочные эффекты во время просмотра.
Третий, наиболее многообещающий плюс голограмм заключается во вполне вероятном появлении телевизоров, способных отображать тактильные голограммы. Причем, это не фантастические перспективы, а реальные разработки: первые пробные установки, создающие осязаемые голограммы появились еще много лет назад, но в силу не совершенности технологии, такие проекции обжигали кожу человека при соприкосновении. В 2015 году был совершен прорыв в управлении осязаемыми голограммами, когда ученые из научной лаборатории университета японского города Уцономия протестировали безопасную тактильную голограмму, уменьшив длительность импульсов лазерного излучения с наносекунд до нескольких фемтосекунд (миллионной доли миллиардной доли секунды).
Подведем итоги
TV-индустрии уже много десятилетий, именно поэтому почти всегда было относительно легко предсказать циклы ее развития на несколько лет вперед. Так и сейчас, большинство экспертов в этой области выделяют несколько тезисов, характеризующих телевидение следующих 5–10 лет:
- увеличение детализации современных дисплеев происходит каждые несколько лет, наступление эры 8K это всего лишь вопрос времени;
- высокие разрешения простимулируют поставщиков контента активнее развивать виртуальную реальность, подстегивая производителей электроники активнее совершенствовать VR-шлемы и телевизоры;
- без сетей пятого поколения распространение столь большого объема данных будет невозможно. Технологические гиганты и операторы мобильной связи понимают это и обещают запуск 5G-сетей в ближайшие 1–2 года
- персонализация эфирного вещания станет результатом слияния TV и Интернета. Обычная телевизионная реклама исчезнет, уступив место интерактивной.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра