7 игр в 3 разрешениях, часть 1: шесть процессоров для Intel LGA1151 «second edition» и Vega 56

chart-170.png 7 игр на 2 видеокартах, часть 3: шестиядерные модели AMD и Intel в сравнении с другими решениями

В предыдущих трех частях нашего мини-цикла тестирований мы успели ознакомиться с «игровой производительностью» нескольких современных процессоров AMD и Intel в связке с парой видеокарт, но ограничивались только разрешением Full HD. Сегодня же изменим концепцию и посмотрим, что там выше. Посмотрим для начала вкратце, поскольку, как уже не раз было сказано, основное, что нас интересует — определить направления дальнейших тестирований. Для чего нужны высокие разрешения на практике — понятно: хотя до сих пор подобные устройства отображения информации сложно считать штатной принадлежностью игрового компьютера, но… Если уж пользователь для каких-то целей купил такой монитор (или подключил телевизор) и в игры играет, то совместить первое со вторым ему точно захочется. Почему их нужно использовать при тестировании видеокарт — тоже понятно: производители обязаны не следовать за процессом внедрения «высокой четкости», а возглавлять таковой. И немного опережать :) А вот может ли дать это что-то интересное для тестов процессоров и платформ «за вычетом» видеочасти — вопрос интересный.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор Intel Pentium Gold G5400 Intel Core i3–8100 Intel Core i5–8500 Intel Core i5–9600K Intel Core i7–8700K Intel Core i7–8700K
Название ядра Coffee Lake Coffee Lake Coffee Lake Coffee Lake Refresh Coffee Lake Coffee Lake Refresh
Технология производства 14 нм 14 нм 14 нм 14 нм 14 нм 14 нм
Частота ядра, ГГц 3,7 3,6 3,0/4,1 3,7/4,6 3,7/4,7 3,6/4,9
Количество ядер/потоков 2/4 4/4 6/6 6/6 6/12 8/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 64/64 128/128 192/192 192/192 192/192 256/256
Кэш L2, КБ 2×256 4×256 6×256 6×256 6×256 8×256
Кэш L3, МиБ 4 6 9 9 12 12
Оперативная память 2×DDR4–2400 2×DDR4–2400 2×DDR4–2666 2×DDR4–2666 2×DDR4–2666 2×DDR4–2666
TDP, Вт 54 65 65 95 95 95

Мы не стали для первого тестирования брать слишком много процессоров, ограничившись шестью моделями Intel. Пять уже принимали участие в предыдущих статьях, шестая — формально новая: восьмиядерный Core i7–9700K, который обязательно надо сравнить как с шестиядерными Core i5, так и с шестиядерным же (но «двенадцатипоточным») Core i7–8700K. С остальными постарались слишком не частить. Но без Pentium обходиться не стали — хоть это и идеологически априори как-то плохо сочетается с идеей »4К-гейминга», да и с видеокартой на базе Vega 56 тоже. В этот раз у нас будет только одна эта видеокарта — понятно, что более медленные в таких режимах тестировать совсем неинтересно. Возможно, с какими-то играми, да еще и на средних настройках, они справятся —, но это частности. «Веги» же обязаны хотя бы в 2.5К вести себя хорошо — это мы как раз и проверим.

Остальная обвязка была одинаковой: все процессоры мы укомплектовали 16 ГБ памяти типа DDR4, работающей на «официальной» (для каждого процессора) тактовой частоте. Все работали, соответственно, на системной плате Asus ROG Maximus X Hero с одним и тем же кулером, SSD и т. п.

Тестирование

Методика тестирования

chart-170.png

Методика измерения производительности в играх iXBT.com образца 2018 года: предварительный вариант

Для измерений использовалась наша Методика измерения производительности в играх iXBT.com образца 2018 года в чистом виде. Ознакомиться с ней можно в статье по ссылке, там же и посмотреть настройки качества. Для сегодняшней статьи мы проверили режимы во всех трех разрешениях и в среднем и максимальном режиме. Отметим, что фиксируем мы только среднюю частоту кадров (именно она и будет приведена на диаграммах ниже), хотя для детального изучения вопроса интересны и другие метрики. Впрочем, для начала надо еще понять, требуется ли детальное. Вот именно такой пристрелочный вариант мы пока и реализуем.

World of Tanks enCore

Тот случай, когда можно пробовать и 4К на максималках —, а меньшие разрешения и вовсе вопросов не вызывают. Поэтому среднее качество на практике и не интересно. К сожалению, поскольку только в нем разница между процессорами и видна. В Full HD — очень хорошо видна, увеличение разрешения делает всех примерно равными (и только Pentium пытается хоть немного отстать от прочих, но у него это плохо получается), в 4К разница и вовсе исчезает. Впрочем, и частота кадров тут все еще зашкаливает за 120 FPS — с максимальным качеством такое прокатывает только в Full HD. Понятно, что на большом телевизоре ограничиваться «фулкой» не интересно — так и не нужно. Лишь бы видеокарта справлялась, поскольку когда обеспечиваемая ей производительность невысока, от процессоров уже ничего не зависит, а зависит только когда и без того «слишком много».

Tom Clancy«s Ghost Recon Wildlands

Как видим, использование этой игры для тестирования процессоров нецелесообразно — единственное, что мы можем сделать, так это отличить Pentium от Core, да и то для этого потребуется низкое разрешение и среднее качество. В максимальном, впрочем, небольшая разница между ним и другими испытуемыми есть (да и Ryzen 3 ведет себя сходно) —, но не более того. Определяющей является видеокарта, а полностью загрузить ее работой может и какой-нибудь уже и условно-игровой процессор — вплоть до «старых» Core i5, а то и Core i3: на последних частота кадров будет пониже, но в большинстве режимов не принципиально ниже.

Final Fantasy XV

Аналогичный вердикт в отношении этой игры был сформулирован еще в прошлый раз, так что в этом тестировании она принимала участие лишь для массовки. Использовать ее для тестирования видеокарт можно и нужно, благо к ним как раз предъявляются серьезные требования. Но, как и во всех подобных случаях, процессор значения не имеет. Разве что «чистый» двухъядерник какой не подойдет, но, поскольку все такие либо уж очень старые, либо современный Celeron — значения это не имеет.

Far Cry 5

Этот случай совсем не похож на два предыдущих — здесь от процессора зависит многое. Но, естественно, актуально это только тогда, когда видеокарта с работой справляется хорошо, а Vega 56 все-таки маловато для 4К-разрешения в этой игре (на настройки тут можно не обращать внимания, используя максимальное качество — много от его снижения все равно не выгадаешь). Снижение разрешения на одну ступень уже обеспечивает комфорт, независимо от процессора. Немного проигрывает прочим только Pentium, но, во-первых, не много, а во-вторых, это имеет лишь теоретическое значение — на практике такие связки «процессор+видеокарта» все равно не встречаются. Дальнейшее снижение разрешения позволяет понять, что максимум производительности в этой игре можно получить лишь при наличии хотя бы шестиядерного процессора, поскольку и быстрые современные четыре ядра 120+ FPS не обеспечат…, а надо ли? :) Если взять еще более быструю видеокарту, то да —, но они еще дороже, так что экономия сотни или даже двух сотен долларов на процессоре теряет всякий смысл. Да и вообще — более мощное видео в первую очередь позволит как раз с большим комфортом играть и в более высоком разрешении. Т. е. «тратить» эффект на большие FPS все равно будут разве что владельцы Full HD-мониторов (и меньших) — коих, конечно, все еще подавляющее большинство, но для нас сегодня не это основная тема.

F1 2017

При соблюдении ряда условий, игра очень хорошо подходит для тестирования процессоров. В частности, хорошо видно, что Hyper-Threading при наличии четырех и более ядер ей не слишком-то нужен, но, при этом, на четырех ядрах никогда не получается более 190 FPS, шесть выдают уже 225 FPS, а восьмиядерный Core «поднимает планку» до 250 FPS. Pentium же и вовсе ограничен 150 FPS. Однако все хорошо и наглядно разве что в низком (уже низком) разрешении и при среднем качестве картинки. Как только мы начинаем повышать как первое, так и второе — сразу же на первое место начинают выходить ограничения со стороны видеокарты. Однако для этой игры Vega 56 в принципе достаточно и для того, чтобы играть в 4К на максимальном качестве и вообще без оговорок — на средних настройках, а со вторым и, особенно, первым справляется даже Pentium.

Hitman

Еще одна «процессорозависимая» игра, которой на первый взгляд не хватает не только 2С/4Т, но и четырех «полновесных» ядер. Но если приглядеться — все это ограничивается разрешением Full HD, поскольку его увеличение очень быстро заставляет видеокарту «выложиться» на полную — и для этого уже достаточно всего, чего угодно. Причем заметим — настройки качества картинки здесь являются, скорее «комплексными», чем «видеосистемными» (хотя второе встречается чаще), так что их можно и не снижать — все равно не сильно поможет. С другой стороны, Vega 56 здесь в принципе справляется и с «максималками», что для нее можно считать хорошим результатом.

Total War: Warhammer II

А здесь — практически никак не справляется с 4К, да и «в промежуточном режиме» желательно перейти к режиму среднего качества. Удивляться, что при таких требованиях к видеокарте до процессора, собственно, дело не доходит (вопросы вызывают разве что Celeron и, в гораздо меньшей степени, Athlon) не приходится. Хорошая игра для тестирования видеосистемы —, но плохая для процессоров. Как минимум, для современных процессоров — в т. ч. и бюджетных.

Итого

В принципе, ничего неожиданного: увеличение разрешения усиливает требования ко всем компонентам компьютера, но в первую очередь — к видеосистеме. Поскольку видеокарты среднего (и даже чуть выше среднего) уровня с такой нагрузкой все еще справляются не безоговорочно, все остальное на результатах сказывается лишь постольку поскольку. Иногда, конечно, результаты продолжают зависеть от процессора, но степень этой зависимости сокращается. Например, в режиме средних настроек (более «щадящих» видео) в F1 2017 разница между Pentium G5400 и Core i7–9700K есть в любом разрешении, но по мере повышения разрешения мы быстро переходим от «разов» к «процентам» — даже в случае столь существенно различающихся процессоров и с видеокартой, которая вообще вряд ли может оказаться в системе с Pentium.

По крайней мере, все это справедливо, если продолжать оперировать средней частотой кадров, потому что минимальный FPS от процессора обычно зависит в большей степени. Зато от разрешения — куда в меньшей, так что детектировать ситуацию «все плохо» можно и в (относительно) низком. Высокое же разрешение имеет смысл использовать для тестирования видеокарт и/или законченных систем, но не процессоров, памяти и других «платформенных» компонентов.

Для современных платформ все это точно выполняется, а в отношении более старых мы пока точного ответа не имеем: не проверяли. Так что в следующем материале, скорее всего, этим вопросом и займемся. Никакие неожиданные результаты мы получить не планируем — просто для полной ясности.

Полный текст статьи читайте на iXBT