5 пленочных камер, которых не хватает в цифровом мире
В 2010 году Fujifilm вернула моду на ретро-дизайн, выпустив несравненную X100. Эта камера по-прежнему пользуется популярностью и практически не меняется внешне. Современная классика в чистом виде. Такой же подход использовали и в Olympus, подарив миру сначала цифровую серию PEN, затем блестящую линейку OM-D и совсем недавно — Olympus PEN-F. И надо отдать должное, эти камеры выглядят гораздо красивее любых аналогов в современном дизайне.
Сегодня я не стану в очередной раз философствовать на тему того, что «раньше было лучше». Вместо этого предлагаю вспомнить о пяти аналоговых фотоаппаратах, которые были хороши в свое время. И которые могли бы стать хитами в цифровом мире. Как бы ни были хороши камеры Olympus, есть и другие устройства, заслуживающие цифровой реинкарнации ничуть не меньше.
Rollei 35
Многим типично цифровым фотографам имя Rollei ни о чем не говорит. У профессионалов и любителей старой школы этот бренд ассоциируется скорее с двухобъективными среднеформатными аппаратами, которые были запредельно дорогими раньше, а сегодня стоят по 2–3 тысячи долларов на вторичном рынке.
Но есть и другая сторона Rollei — компактные камеры для 35-миллиметровой пленки
Один из них — Rollei 35 был впервые представлен на выставке Photokina 1966 и долгое время оставался самым компактным устройство в своем роде.
Rollei 35 S © Chris Dodkin
Сегодня компактная камера ассоциируется с чем-то дешевым и некачественным. Но этой ассоциации жить осталось недолго. Недорогие компакты вытесняются смартфонами, а на рынке камер популярность набирает класс премиальных компактов с крупной (а то и полнокадровой) матрицей. Скажем, Sony RX1. Или Leica Q. В таком образе Rollei 35 смотрелся бы превосходно. Во-первых, он мог бы стать самым компактным из миниатюрных фуллфреймов. А во-вторых, как и в случае с оригинальной моделью, его цена могла бы варьироваться в зависимости от объектива. Оригинальный Rollei 35 существовал в разных версиях: с объективами Tessar 40/3.5, Sonnar 40/2.8 и Apogon 40/2.8. Последний сейчас стоит немалых денег и представляет большой интерес для коллекционеров.
Nikon FM/FM2
В Nikon уже предпринимали попытку выпуска цифровой камеры с аналоговой внешностью. Эксперимент назывался Nikon Df и оказался не особенно удачным, о чем говорят и скромные продажи. И хотя технически аппарат бы неплох (по крайней мере, в его основе лежат превосходный сенсор от Nikon D4), со внешностью и эргономикой дизайнеры откровенно перемудрили.
А ведь казалось бы, что может быть проще, чем взять за прототип пленочный Nikon FM или FM2?
Nikon FM2
Эти камеры до сих пор называют эталонными механическими зеркалками. Во-первых, они были исключительно просты в работе. Во-вторых, их ресурс был практически неисчерпаемым. Но главное — удивительно лаконичный и компактный корпус. Напомню, байонет у зеркалок Nikon не менялся с самого начала, а значит компании не составило бы труда выпустить цифровой FM, который был бы совместим, как с новой, так и со старой оптикой. Более того, классический FM (или чуть более новый FM2) могли бы стать шикарными беззеркалками, если бы компания не выбрала особый путь с системой Nikon 1.
Leica R
Классические дальномерки Leica легко и непринужденно перешли из аналоговой эры в цифровую. Новые модели Leica M по-прежнему не имеют автофокуса, электронного видоискателя, а набор кнопок на корпусе стремиться к минимуму. И это не помешало им занять свою нишу и благополучно развиваться без какой-либо конкуренции. Впрочем, Leica научилась играть по новым правилам, во всяком случае модели T и Q получились вполне конкурентоспособными. Но раньше у Leica была и зеркальная система Leica R.
Leica R4
Сегодня гипотетическая цифровая Leica R могла бы потягаться с полнокадровыми беззеркалками Sony A7
А если бы байонет остался без принципиальных изменений, то у нас был бы огромный парк исключительно крутой и недорогой оптики. Правда, только с ручной фокусировкой. Но если новых поклонников Leica M это не смущает, то и с Leica R такой подход мог бы сработать безотказно. Плохая новость состоит в том, что ничего подобного мы с вами никогда не увидим. Хотя я буду искренне счастлив, если окажусь неправ.
Contax G1
Я не могу в полной мере назвать Contax G1 аналоговой камерой. Она скорее относится к переходному периоду от пленки к цифре. Компания Kyocera прекратила поддержку системы G только в 2005 году, когда «цифра» победоносно шагала по планете. Представьте: вместо карты памяти — катушка 35-миллиметровой пленки, а вместо экрана на задней панели — окошко, показывающее, какая именно стоит пленка. Contax G1 (равно как и более новая G2) представляла редкий класс 35-миллиметровых дальномерных камер со сменной оптикой и автофокусом, у которого практически не было аналогов.
Contax G1
Оптики под байонет G было не много, но все объективы были исключительного качества и стоили запредельных денег. Собственно, эта оптика и сейчас является лакомым кусочком для тех, кто снимает на NEX или Micro Four Thirds. Правда, использовать ее можно через переходник, который ограничивает функциональность. На мой взгляд, цифровой Contax G мог бы конкурировать с Fujifilm X-Pro2 (если говорить о самом форм-факторе) и с Sony A7 (если бы Kyocera вдруг выпустила цифровой фуллфрейм).
Зенит-С
Возможно, вы знаете, но Зенит официально возвращается. Пока, правда, нет никакой информации именно о камерах под этой маркой. А вот пара недавно представленных объективов буквально взорвала западную общественность. Говорят, полтинник со светосилой 0.95 будет стоить всего 500 долларов. За такие параметры это все равно что даром.
Зенит-С © Роман Какоткин
Зенитами снимали наши отцы и деды, да многие из нас еще в детстве начинали снимать именно на зеркалки Красногорского механического завода (а потом с сочувствием смотрели на тех, кто пользовался со «Смены-8М» и прочих недокамер). Зенитов было много, но если выбирать самый-самый с точки зрения эстетики, то это был бы Зенит-С. Если бы завод взял его за образец для подражания и выпустил цифровую камеру, то у Olympus OM-D E-M5 появился бы очень серьезный конкурент. И речь не только о российском рынке, во всем мире, оказывается, Зенит знают как отличную и невероятно доступную камеру из таинственной страны, которой больше не существует.
Вместо заключения
Камер, достойных второго шанса, было больше, чем пять. Я бы легко назвал еще штук 10, а то и 15, но боюсь, что в какой-то момент мне пришлось бы взять паузу, налить себе рюмку и посидеть у камина. Если у вас был любимый фотоаппарат — не стесняйтесь, расскажите о нем в комментариях.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru