3 вопроса о корпоративных (in-house) мобильных приложениях

uploadepfgp8e8rq.jpg

Прежде чем отправлять запрос на разработку, нужно разобраться, в чем же отличия корпоративных приложений от публичных.

Анастасия Ковтун — вела проекты на стороне заказчиков:»Главная задача корпоративных приложений — упростить работу бизнеса, собрав воедино все процессы. В публичных приложениях разработка отталкивается от знаний заказчика о своих клиентах, от пользовательского опыта и все направлено на доведение клиента до покупки. Разработчики, создавая корпоративную систему, предлагают наилучшие решения, основываясь на своем опыте».

С публичными приложениями все понятно, каждый из нас пользуется ими ежедневно.

Для чего же нужны внутрикорпоративные приложения?

Примеры корпоративных приложений

  • Приложение для проверки работы подрядчиков на стройке;

  • Приложения для опросов в магазинах;

  • Приложения для проверки мерчендайзинга;

  • Приложения для отчетности в полевых условиях;

  • Приложения со справочной информацией;

  • Приложения для общения сотрудников по рабочим вопросам.

Обычно такие мобильные приложения создаются для того, чтобы

  1. Исключить бумажные носители в работе, так как все равно потом сотрудник переносит данные в электронный вид;

  2. Дать возможность фото и видео фиксации объектов;

  3. Предоставлять максимально актуальную информацию о задаче для сотрудника в онлайн режиме;

  4. Работать с динамическими данными;

  5. Устранить проблемы с коммуникацией внутри компании.

Ольга Кардаш — аналитик KOTELOV: «Основа успешно работающего бизнес-приложения — хорошо продуманная бизнес-логика, позволяющая выполнять задачи каждого подразделения и отдельного сотрудника с минимальными затратами и максимальным результатом. Предварительная аналитика бизнес-процессов, поиск слабых мест и оптимизация значительно повышают эффективность работы приложения и компании в целом, а, следовательно, помогают бизнесу вырасти».
Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Покупать ли устройства сотрудникам или пусть работают на своих?

Преимущества закупки устройств:

Разработка на одном и нативном языке

Нужно понимать, что если вы не закупаете устройства сотрудникам, то вам необходимо будет разрабатывать на iOS и Android, так как сотрудники пользуются двумя платформами. Конечно, сейчас есть возможность разрабатывать сразу на двух платформах с помощью, например, Flutter или ReactNative. Но на практике приложения на неродных языках для iOS и Android больше подходят для несложных решений, где нужно вывести информацию с сервера. Зачастую необходимо, чтобы приложение работало с плохим интернетом или при полном его отсутствии, например, в строительной отрасли (парковки, объект за городом), в супермаркетах (глушилки на территории) и т.д. В таких случаях приложению необходимо хранить большой объем данных (фото, видео) до появления интернета, иначе вся проделанная работа пропадает. Мы рекомендуем использовать для таких приложения нативные языки Swift, Kotlin, Java.

Легкая поддержка

Скорее всего у некоторых ваших сотрудников старые тормозящие гаджеты. При закупке устройств закрывается проблема поддержания устаревших технологий. Вы будете знать на какую производительность вам стоит рассчитывать и будете уверенными в работоспособности системы.

Пользователи не будут жаловаться, что на их устройствах нет свободного места

Казалось бы, 2021 году это не проблема, но в действительности пользователи экономят мегабайты.

Возможность поставить MDM (Mobile Device Management)

Вы сможете контролировать все данные устройства: геолокацию, время использования, файлы, блокировку. Устанавливать и обновлять приложения, ограничивать посещение сайтов.

Недостатки

  • Вам придется потратить деньги на закупку и аксессуары (чехлы, зарядки в будущем) для устройств;

  • Необходимо будет вести учет устройств и наладить процесс выдачи;

  • Необходимо закупать симки и пополнять баланс.

Где размещать приложение для скачивания сотрудниками?

Службой безопасности часто распространен запрет на размещение корпоративных приложений в открытых маркетах GooglePlay и AppleStore или компании не хотят открытого размещения по причинам:

  1. Конфиденциальные данные (повышаются требования к безопасности, так как скачать может любой юзер);

  2. Конкуренты или клиенты видят приложения компании;

  3. Зависимость от модерации приложения Apple или Google (порой приложение модерируется 1–2 недели, так как постоянно приходят новые требования).

Если с Android вы можете кидать ссылку или файл пользователю, то с iOS сложнее. У вас есть два варианта:

Apple Developer Program (100$ в год)

Apple Developer Program подойдет, если число сотрудников, которые будут пользоваться приложением не превышает 100. Сотрудники устанавливают приложение через программу TestFlight и становятся якобы «тестерами» приложения. Имейте ввиду, что, если сотрудников больше 100, приложение пройдет модерацию от Apple и попадет в общедоступный AppleStore. Плюсы этого способа: небольшая стоимость, отсутствие модерации и юридических согласований. Минус: ограниченное число пользователей.

Apple Developer Enterprise Program (299$ в год)

Если же делать феншуйно, то необходимо использоваться Apple Developer Enterprise Program. Пройдя юридические процедуры, вы сможете давать ссылку на приложение для скачивания (не в AppStore). Вам не придется ждать модерации, и самое главное, вы сможете использовать более 100 юзеров без общедоступного размещения. Плюсы: неограниченное число юзеров. Минусы: стоимость обслуживания и юридические ограничения использования.

Итог

Ответьте себе на несколько вопросов перед разработкой:

  1. Для каких операционных систем вы хотите создать приложение?

  2. Готовы ли вы закупать устройства и оплачивать связь?

  3. Сколько сотрудников будет использовать приложение? И где вы будете размещать свое приложение для скачивания?

Плюсы внедрения таких приложений очевидны, но есть и страхи, мешающие некоторым руководителям как можно дольше оттягивать момент начала цифровизации. В консервативных коллективах есть опасность саботажа со стороны работников или снижение мотивации. Не всегда сотрудники рады нововведениям, которые требуют освоения совершенно новой культуры взаимодействия в компании и во главе этого может стоять сам руководитель. Но сегодня, даже если у вашей компании великое прошлое, даже если она является инфраструктурной частью страны, есть риск в один момент потерять преимущество. Молодые, гибкие компании с agile-подходом и креативными продуктами могут в один момент оставить за бортом неповоротливых консерваторов. В пресс-релизе британской авиакомпании Thomas Cook Airlines Limited было написано: не выдержали конкуренции с онлайн сервисами. Это происходит повсеместно. В локдаун во многих отраслях выжили те, кто освоил технологии. А компании, внедрившие корпоративные цифровые системы до эпохи коронавируса, меньше всех пострадали и быстро перевели работу на удаленку. Сегодня очевидно, что назад дороги нет и корпоративные приложения в любой компании лишь вопрос времени.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine