21 совет по управлению от человека, который никогда не руководил

Все таксисты — гениальные экономисты. Мужики перед телевизорами — лучшие футбольные тренеры мира. Вахтеры — идеальные политики. Получается, лучшие управленцы — не умные дядьки, которые пишут умные книжки, а те, кто никогда не руководил. Редактор блога «Нетологии» Павел Федоров в колонке рассуждает, как стоит управлять.

Я никогда не руководил. Помогал, брал на себя внутренние проекты, раздавал задания, курировал сотрудников, даже числился главой студенческой общественной организации, но не был полноправным руководителем.

Я никогда никого не увольнял, не брал на работу, не понижал зарплату, не лишал премии, не вызывал на приватный разговор, не угрожал выгнать. Но испытал почти все эти процессы на себе.

Поэтому имею право рассуждать о том, как нужно управлять. Часть моих советов — это очевидные и простые вещи. Правда, до них часто не доходят даже люди, которые руководят много лет.

Итак, поехали. Только возьмите с собой корзинку:

Она пригодится на тот случай, если вы узнаете что-то полезное и решите прихватить с собой.

1. Станьте лидером, а не просто начальником

То, что человека назначили руководителем, еще не делает его лидером. Для этого нужно приложить немало усилий.

2. Докажите делом

Кем бы вы ни руководили, докажите делом, что вам не просто так доверили управление. В конце концов, один раз можно и бурлаком побыть.

3. Займите четкую позицию

Руководитель должен занять четкую позицию и ее придерживаться. Все меняют мнение, но нельзя это делать регулярно. Иначе команда посчитает вас дурачком. О каком авторитете тогда можно говорить? Если вдруг передумали, расскажите почему.

4. Будьте человеком

Все иногда простывают, но не хотят брать больничный (открою тайну: это серьезная потеря в деньгах). У родителей бывают ситуации, когда нужно убежать пораньше, чтобы забрать ребенка из сада. Ярлык «НАЧАЛЬНИК» не заставляет вас становиться роботом.

5. Или все равны, или никак

Либо всех наказывают за опоздание и читают нотации, либо никого. Либо всем можно не отвечать клиентам, либо никому. Либо все могут громко разговаривать по телефону в кабинете, либо никто. Даже если в команде много грейдов, старайтесь относиться ко всем более-менее одинаково.

6. Не заводите любимчиков

Серьезно, не стоит. Со стороны подчиненных это выглядит так:

7. Критикуйте лично

Отчитать сотрудника за косяк публично — значит при всех стянуть с него штаны, нарисовать на ягодицах мишень, а потом метать в нее дротики.

Исключение — необычайно грубый прокол, от которого нужно предостеречь остальных.

8. Хвалите публично

Сладенькое любят все. Если кого-то мажут сладеньким, остальным тоже хочется. И они стараются.

Только хвалите за дело, а не потому, что человек — ваш любимчик. Вы же помните, как это выглядит со стороны?

9. Не упрекайте в ничегонеделании

Если вы не знаете, что всю неделю делал сотрудник — это не его вина. Не всегда рабочие процессы проявляются осязаемо. Лучше просто спросить.

10. Общайтесь

Просто иногда разговаривайте с каждым человеком из команды. Лично. Но не в приказном тоне.

11. Предложите решение

Вместо «вы сделали совсем не так, ну что за шляпа» лучше сделайте «давайте обсудим, вдруг я смогу помочь».

12. Никакой дружбы

Совместные походы на баскетбол — это романтика американского кино. Не работайте с родственниками и друзьями. Малейшая проблема на работе перечеркнет к чертям всю дружбу. Так что лучше и не заводите друзей на работе среди подчиненных.

13. Удобно должно быть команде

Менеджер должен заботиться о команде. Если людям не нравится что-то делать, но делают они это потому, что так удобно вам, то в какой-то момент придется давить бунт.

14. Иногда лучше быть жестким

Конфликты — это не самая приятная вещь. Но иногда их стоит решать жестко. Мой приятель стал директором учреждения и встретил бунт со стороны коллектива. Чтобы показать авторитетность, он уволил 10 человек за косяки в работе и нанял новых.

15. Доверяйте команде

Нельзя работать с тем, кому не доверяешь. Или доверяйте, или разбегайтесь. Прямо как в личной жизни.

16. Не бюрократизируйтесь

Да, важно вести документы. Важно совещаться. Важно заполнять акты и сметы. Но не стоит выделять на это 50 процентов рабочего времени каждого сотрудника. Только если вы не госучреждение. Тогда у вас просто нет выбора.

17. Будьте сдержаннее

Да, иногда хочется взять человека за шкирку, подвесить к потолку за пятки, взять самый большой степлер и отхлестать им по коленке. Экспрессия — это нормально. Но сдерживайтесь при подчиненных. Лучше запишитесь в секцию бокса. Или колотите стену дома по ночам.

18. Припрячьте сильные эмоции

И положительные, и отрицательные. Команда ловит эмоции и по ним определяет, довольны вы или нет. Иногда это мешает принимать решение трезво и рождает в коллективе лишние разговоры. Лучше с самого начала держите себя в руках и старайтесь реагировать нейтрально.

19. Начальник бывает неправ

Если вы заняли позицию, которая оказалась неправильной, признайтесь. Во-первых, вы тоже человек и ошибаетесь. Во-вторых, вы не баран перед раскрашенными под фрактал воротами и можете отойти от неверного решения.

20. Не говорите о личной жизни

Наклонности вашей матери, ссоры с детьми, рассказы о любовных похождениях — это ваше личное дело. Не грузите сотрудников своими проблемами. Для этого есть специалисты (к ним ходить не стыдно) и друзья вне работы.

Команда не должна знать, что вы поменялись с собакой местами и спите на коврике в прихожей.

21. Ведите себя адекватно

Не надо громко петь, прыгать по офису, вслух проговаривать свои действия, обниматься с незнакомыми клиентами, разбивать пиньяту в опен-спейсе, кидаться рыбными головами, готовить смузи из тушенки, обливать рубашку кофе и выщипывать у сисадмина бороду с криками «ХОТТАБЫЧ».

Такие дела.

\_(ツ)_/

Полный текст статьи читайте на Нетология