11-11: Memories Retold — мы не уснем. Рецензия
Жанр | Приключение |
Издатель | Bandai Namco Entertainment |
Издатель в Росии | «СофтКлаб» |
Разработчик | DigixArt, Aardman Animations |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор Intel Core i5–2500K 3,3 ГГц или AMD Phenom II X4 940 3,0 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с 2 Гбайт памяти, например AMD Radeon HD 7870 или NVIDIA GeForce GTX 660, 6 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7–3770 3,4 ГГц или AMD FX-8350 4,0 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с 4 Гбайт памяти, например AMD Radeon RX 480 или NVIDIA GeForce GTX 970 |
Дата выхода | 9 ноября 2018 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
И чавканье сапог. И лужи. И кашель в соседнем блиндаже. И вши. И хохот из-за карточного стола. И тихий разговор. И запах махорки. И сухие выкрики офицеров. И плохие чернила. И скрип перекинутых через лужи досок. И возня крыс. И туннели. И шорох прочищаемой винтовки. И грязный мундир. И скука. И тоска по дому. И ожидание. И рассвет. И маковые поля ждут нас. В свои объятия.
⇡#Мы жили, солнце грело нас
Гарри (в его роли — Элайджа Вуд) — фотограф, работающий в небольшой студии в Торонто. Война где-то там, за океаном — канадские войска принимают в ней участие, но жизнь идет своим чередом; ужас, что творится на полях Европы, не долетает через Атлантику. А вот истории о красавцах, героически сражающихся (за что?) — очень даже, на первых полосах газет. Надеть форму с иголочки и, с фотокамерой наперевес, рвануть через моря, завоевав славу и дочь владельца фотостудии? Неплохая идея!
Та, ради которой стоит воевать. Стоит ли?
Курт (в его роли — Себастьян Кох) — инженер, строящий дирижабли. Теперь — для немецкой армии. Война близко, но это не место для отца семейства, которое ждет его на ферме в Альпах. Но выбора, пожалуй, нет. Теперь Курт — доброволец, и отправляется на передовую в надежде найти сына, полк которого разгромлен где-то во Франции.
Гарри и Курт двинутся навстречу друг другу, их судьбы будут сходиться, расходиться и волшебным образом перекрещиваться в жуткой экскурсии по Войне: через Вими и Пашендейл, через постылые окопы сеющую смерть передовую, через клубы удушающего газа, солдатское кладбище, где всегда готовы гробы для новых постояльцев, плен и краткие передышки жизни, которая только на первый взгляд может показаться мирной.
Курт пишет письма своей жене мысленно, на манер товарища Сухова
11–11: Memories Retold — своеобразный интерактивный музей войны, и он не сосредотачивается на какой-то одной стороне событий, а пытается показать как можно больше. Но одновременно игра стремится раскрыть суть войны — не стрельбу по движущимся мишеням и веселую возню с боевыми машинами (один герой фотографирует, а другой — копается с радио, оружие брать в руки они не спешат), а бесконечные потери и расчеловечивание. Здесь нет образа врага как человека другой национальности — оба героя ведут схватку со смертью, забвением и с отменой собственной личности. Со всем тем, что кидает им в лицо война.
⇡#Алеют маки средь крестов
Враги, которые станут друзьями по воле войны, отец в поисках сына, животные, которые сопровождают героев (да-да, Генри с какого-то момента приручает голубя, а к Курту привязывается кошка — и за них тоже можно поиграть). Мы уже где-то видели это, не правда ли?
Valiant Hearts: The Great War, приуроченная к годовщине начала Первой мировой войны, стала одним из самых оригинальных проектов Ubisoft. Своеобразной инди-игрой внутри большой студии, очень эмоциональной и необычной — как по тематике, так и по пацифистской направленности; игрой про войну, в которой, по сути, не было понятия врага. 11–11: Memories Retold создана уже в честь окончания Первой мировой, и ее связывает с Valiant Hearts не только общая тема.
Окопные крысы через объектив фотоаппарата
Вскоре после окончания работы над Valiant Hearts глава разработки проекта Йоан Фаниз (Yoan Fanise) ушел из Ubisoft и основал собственную студию DigixArt — вторым ее проектом и стала 11–11: Memories Retold. Еще одна попытка зайти в ту же реку — снова по важному историческому поводу, но теперь с поддержкой замечательной анимационной студии Aardman Animations («Уоллес и Громит», «Побег из курятника», «Барашек Шон»), которая подарила игре невероятный визуальный стиль.
Игра действительно завораживающе красива — она написана словно бы крупными мазками импрессиониста, передающего не суть — реалистичными деталями, а настроение — умело подобранными красками и акцентами. В какой-то момент мы вместе с Куртом оказываемся во французском местечке Сомма — весной, в пору цветения маков: взглядом невольно начинаешь искать мольберт Клода Моне, где-то же он должен быть. Но вместо дам с зонтиками — длинные ряды крестов.
Вневременной и одновременно несовременный видеоряд сочетается с симфонической музыкой Оливье Деривьера (Olivier Deriviere), подражающей Малеру — они здорово соответствуют времени и месту действия событий.
А вот с повествованием все не так гладко — как я уже отмечал выше, это вторая попытка зайти в одну реку, и она очень редко бывает удачной. Взяв за основу свои же собственные находки и сюжетные маркеры, DigixArt рассказывает, конечно, другую историю, но то и дело возникает ощущение дежавю заодно с досадой от того, что такой замечательный материал разбивается о ходульность и корявый игровой процесс.
История движется как по неровной дороге — то набирая хороший темп, то спотыкаясь на слишком лобовых сюжетных ходах, то беря щемящие ноты, то удушая банальностями. Недостаток сюжетной глубины можно списать на то, что игра направлена преимущественно на подростковую аудиторию —, но разве подход «с учетом возраста» не слишком примитивен? Как и сам подход к видеоиграм как «детскому» развлечению? Это риторические вопросы.
А вот вопрос относительно игрового процесса вполне осязаемый. 11–11: Memories Retold не ставит почти никаких задач и по большей части держится в «экскурсионном» режиме: иногда — надо сделать фото ключевого персонажа (если речь идет о Гарри), иногда — починить радиоприемник (Курт), иногда надо будет с кем-то поговорить, иногда — пробежаться между препятствиями, пытаясь избежать пули снайпера. В последнем случае бороться придется не столько с противником, сколько с управлением — герои неповоротливы, весьма посредственно анимированы, процессу откровенно не хватает тактильности.
Еще один момент, перекочевавший напрямую из Valiant Hearts — коллекционирование предметов, «записок» с различными зарисовками на тему Первой мировой, от бытования пленных до случаев использования химического оружия. Отношение к собирательству в играх — дело сугубо субъективное (меня по большей части воротит), но здесь оно становится порой совсем неуместным — записки раскиданы даже в главах максимально эмоциональных, где уходить с магистральной линии означает подписывать приговор своему впечатлению от игры.
Между главами можно выбирать — за кого начинать играть
***
11–11: Memories Retold — интерактивный мемориал Великой войны. Воспринимать этот проект стоит именно так — и в этой роли он держится достойно. Как игра 11–11 неоднозначна — одновременно безумно красива (целиком) и эмоциональна (местами), но при этом грешит поверхностностью, «голливудской» ходульностью и прикрученным словно для вида игровым процессом.
Но при всех недостатках — в 11–11: Memories Retold заложен искупительный гуманистический посыл. Это игра-напоминание о том, что война — это в первую очередь не герои в орденах и не победные парады через триумфальную арку, а бесчеловечный вихрь, в котором элементарная способность дружить оказывается куда большим подвигом, чем прыжок на амбразуру. Первая мировая война должна была стать для человечества уроком, выучив который, оно просто не могло допустить больше ничего подобного. Вместо этого она оказалась просто одним из шагов на пути ко Второй мировой — на финальных титрах 11–11: Memories Retold ты осознаешь это в полной мере. И испытываешь настоящее отчаяние.
Достоинства:
- невероятно красивый визуальный ряд;
- прекрасная озвучка;
- игра как урок истории и человечности.
Недостатки:
- корявый игровой процесс;
- поверхностный, «экскурсионный» сюжет.
Графика |
Оригинальный визуальный стиль, несомненно, облегчил работу всем ответственным за графику, спрятав огрехи анимации и избавив от необходимости создавать детализированное окружение. Но какая разница, что причина, а что следствия — визуально она завораживает! |
Звук |
Озвучка замечательная — в основном это заслуга Элайджи Вуда и Себастьяна Коха, сыгравших двух главных героев, но и другие актеры не ударили в грязь лицом. Музыка отсылает своим звучанием к началу XX века, но по уровню это все-таки далеко не Малер. Слушать саундтрек отдельно от игры не тянет. |
Одиночная игра |
Интерактивный мемориал Первой мировой войны, в котором от игрока требуется просто следовать за сюжетом, попутно решая несложные задачки и борясь с управлением. Ближайший аналог — Valiant Hearts: The Great War. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Несмотря на поверхностность, 11–11: Memories Retold смогла передать яд войны, отравляющий участников изнутри, и чувство горечи от невыученных уроков истории. За гуманизм игре можно простить многое. |
Оценка: 7,5/10
Подробнее о системе оценок
Видео:
Ссылки по теме:
Полный текст статьи читайте на 3DNews