10 вопросов сценаристу: как им стать, с чего начать карьеру, кому продавать сценарии
Сценарист — это специалист, который пишет сценарии, создаёт сюжет, характеры героев, их диалоги, описание места действия. Он нужен при производстве кино, сериалов, телепередач, шоу, видеоигр, концертов, рекламных роликов и ещё во множестве ниш.
Профессия сценариста на сегодня очень востребована, ведь эти специалисты упаковывают для конечных потребителей идею и необходимую информацию в понятную интересную форму.
Мы собрали 10 вопросов о профессии и задали их Алексею Зотову — режиссёру, сценаристу, продюсеру и преподавателю Нетологии.
Алексей Зотов
Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на вопросы
Мария Горожанинова
Автор-фрилансер. Задавала вопросы
Что отличает сценариста сериалов от других сценаристов?
Основное различие — в подходе к истории: сценаристы полных или коротких метров пишут конечные истории, а задача сценариста сериалов состоит в том, чтобы придумывать истории, которые могут длиться бесконечно долго.
Ещё сценарист сериалов ограничен форматом — рамками, в которых он работает. Форматы бывают разными — среди них:
- хронометраж — одна серия должна длиться определённое количество времени;
- жанр — комедия, драма, детектив и другие;
- канал трансляции — ТВ, соцсети, интернет-кинотеатры и так далее.
С полными или короткими метрами всё проще: вы можете сделать фильм хронометражем 93 минуты, и это ни у кого не вызовет вопросов. А в ТВ-сериалах, например, такое невозможно — вы просто не влезете в эфирную сетку.
Какие навыки нужны для сценариста сериалов?
Самый главный — знать драматургию. А ещё:
- Уметь держать в голове большой объём информации (очень большой) — помнить обо всех сюжетных линиях, характерах героев.
- Уметь работать в команде. Часто сценарии сериалов пишутся в сценарных комнатах. Умение находить общий язык и слышать других — один из важнейших скиллов.
- Уметь работать на съёмочной площадке. Зачастую сценарист находится на съёмочной площадке (особенно при съёмках комедий: актёр может несмешно пошутить, и ему нужно помочь произнести реплику с нужной интонацией).
- Иметь запас терпения. Написание сценария — работа на несколько месяцев, а то и лет.
- Уметь работать с разными площадками или выбрать себе специализацию: ТВ-сериалы сильно отличаются от проектов, выходящих на онлайн-платформах.
Как пишут сценарии для ТВ-сериалов?
Главный принцип телевидения — охватить как можно большую аудиторию людей. Поэтому и сериалы должны создаваться, учитывая это правило. То есть сериал должен подходить всем.
Чем больше охваты, тем больше рекламы. Самый простой пример — сериал «Счастливы вместе». Этот сериал могут смотреть все: подростки (здесь Света и Рома прекрасно отыгрывают проблемы подрастающего поколения), взрослые и даже дети (в каком-то сезоне появился персонаж — маленький ребёнок).
Контент на телеканалах распределён по жанрам, и каждая кнопка на пульте ассоциируется у зрителей с определённым форматом. Поэтому за лёгким или смешным контентом идут на ТНТ или Пятницу, за драмой и историческими сериалами — на Первый канал и Россию-1, а, например, за детективами и триллерами — на НТВ и ТВ-3. Помимо жанра контент может отличаться посылом. ТНТ — юмор про жизнь, а СТС — слегка огламуренные истории.
Сценаристу на ТВ важно знать, для какого телеканала он пишет, как тот себя позиционирует. Чтобы понять формат, достаточно включить канал и посмотреть, за счёт чего он держит внимание зрителя.
Где ещё могут выходить сериалы?
Сейчас активно развиваются платформы. И качество сериалов на них становится всё лучше и лучше.
У онлайн-кинотеатров позиционирование ещё до конца не сформировано, они прощупывают почву. Поэтому сериалы разных жанров и сложности восприятия могут выходить, например, как на More.tv, так и на Okko. Главное отличие интернет-платформ от ТВ — они не стремятся работать на максимально широкую аудиторию, а сегментируются по целевым аудиториям.
Какие жанры самые популярные?
На этапе идеи гарантировать, что она выстрелит, нельзя. Имея на руках сценарий, отталкиваясь от проблематики и героев, спрогнозировать успех сериала можно. В этом поможет выбор жанра. Самые популярные на сегодня:
- комедия,
- детективы и мелодрамы (больше на ТВ),
- драмы (больше на онлайн-платформах),
- экранизация книг или событий,
- бюджетные сериалы (популярны на онлайн-платформах и не в прайм-тайм на ТВ).
А вот к менее востребованным жанрам сериалов можно отнести фэнтези, включая хоррор, и фантастику. Графика и декорации стоят дорого, поэтому даже с хорошим сценарием найти финансирование будет сложно.
КУРС
Как написать сценарий сериала
Узнать больше
- Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и управлять вниманием зрителя
- Разберётесь, как проходить питчинги сценариев
- Научитесь писать сценарии сериалов — одного из самых популярных и востребованных в мире форматов
Правдивы ли мифы о профессии сценариста?
Большая часть мифов, которые ходят о профессии, — правда, но с оговорками. Сложилось мнение, что сценаристы — интроверты. Зачастую это так, но в некоторых жанрах невозможно работать без постоянного контакта с коллегами. Например, в жанре комедии: здесь почти все шутки придумываются в команде. Если сценарист работает в одиночку, в большинстве случаев он не может понять, будет ли его шутка смешной для зрителей.
Говорят, что сценаристы могут сами выбирать график и не имеют никаких ограничений по времени работы, если успевают со сдачей до дедлайна. Это плюс-минус правда: если вы только начинаете работать сценаристом, то даже полгода на написание сценария может не хватить. Придётся работать ежедневно: первые сценарии идут тяжело. Это и сложности с продумыванием истории, и нехватка практических навыков, и ошибки, которые приходится исправлять. Со временем и опытом, однако, приходит и свобода: ошибок становится меньше, а свободного времени — больше.
Правда, что сценаристы сериалов зарабатывают очень много?
Зарплата сценариста может существенно разниться в зависимости от функций, успеха уже реализованных проектов, жанра, в котором работает сценарист, и платформы. Средние цифры на рынке для сценариста с опытом такие:
- серия 24 минуты — 100–300 тысяч рублей;
- серия 40+ минут — 250–700 тысяч рублей;
- сценарная комната — 100–150 тысяч рублей за месяц;
- хэд-райтер — 150–300 тысяч рублей;
- редактура — от 100 тысяч рублей;
- скрипт-докторинг — от 100 тысяч рублей;
- агент за привод клиента — комиссия 20–30%.
Я решил написать свой первый сценарий, с чего начать?
Лучше всего будет начать с наработки теоретической базы. Профессия сценариста может показаться лёгкой, но это не так. В кинематографе нет простых профессий: сказать, что писать сценарии может любой, — всё равно что утверждать, что любой может быть режиссёром, если умеет работать с актёрами. Нужны навыки, которые можно развивать бесконечно.
Сценаристу недостаточно хорошо рассказывать истории друзьям: нужны базовые знания в профессии, понимание глубины истории и того, о чём вообще писать. Сценарии, написанные без обучения, чаще всего непрофессиональные. Непрофессиональность здесь не равно некачественности: рассказанная история может быть очень хорошей, но если она выстроена криво, то редакторам придётся многое изменять и вносить большое количество правок. Знание профессии и особенностей работы в кинематографе позволяет избегать таких проблем.
Сценарий готов, правда, что по нему могут снять фильм?
Это абсолютная правда. Но важно понимать, что киноиндустрия — это сфера, в которой работает энергия. Если она у вас есть, вы готовы зажигать людей своими идеями, то всё получится и вы сможете захватить аудиторию и продюсеров своей историей. Все идут к тому, что горит, на то, что ярко. И напротив: без энергии людей будет сложно в чём-то убедить.
Как войти в профессию?
Начните с обучения. Без обучения в киношколе или на специализированных курсах может быть сложно сделать первый шаг: редактор, скорее всего, просто отправит ваш сценарий на доработки или не примет его. Можно попробовать научиться писать сценарии, читая книги по драматургии, но этот путь не всегда продуктивен: вы получите теорию, а в нашем деле очень важна практика. И ещё:
- Если у вас есть личные контакты и уверенность в своём материале, попробуйте направить сценарий напрямую в кинокомпанию, на ТВ-канал или платформу.
- Материал можно разослать на общие почты. Если вам не ответили — дублировать не стоит: скорее всего, ваш сценарий их не заинтересовал.
- Мониторьте паблики про кино в социальных сетях, гуглите питчинги сериалов. Ищите запросы и отправляйте свои работы.
- Отправляйте как синопсис, так и сценарий.
Сегодня в кинокомпаниях читают все входящие письма: количество производимого контента увеличилось многократно. Состоявшиеся сценаристы не всегда готовы быстро переключиться на что-то кардинально новое, поэтому кинокомпании постоянно ищут молодую кровь.
Если на начальном этапе вам предлагают купить сценарий серии не за 100 тысяч, а за 50 тысяч — продавайте, это пригодится для портфолио.
Пробуйте, мониторьте рынок и постоянно развивайтесь сами — изучайте дополнительные материалы, практикуйтесь, общайтесь в профессиональном сообществе.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Алексей Зотов
Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на вопросы
Мария Горожанинова
Автор-фрилансер. Задавала вопросы
Полный текст статьи читайте на Нетология