[Фокус-фактор] Леонид Бугаев (Nordic Agency AB)

I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?

Как руководитель рекламного агентства, я фокусирую свои усилия на количестве клиентов, которых мы радуем своей работой. Чем больше клиентов будет радоваться, благодаря нашим ежедневным действиям, тем больше будет выходить проектов, которыми мы можем гордиться, и тем больше денег заработает каждый сотрудник компании. Поэтому моя задача — это встречи, уговоры новых клиентов, встречи со старыми клиентами. Встречи, встречи, встречи… Какую-то часть встреч я провожу «живьем», а какую-то — буквально по звонку.

Встречи назначаю по настроению. Потому что бывают такие дни, когда нет настроения встречаться с клиентами. В этот момент я закрываюсь в кабинете и работаю над другими проектами.

Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?

1. Оперативное планирование.

Что касается оперативного управления: основная задача, которая сейчас меня движет, — это как можно меньше рулить своими руками. Там, где у меня есть возможность, я стараюсь этого не делать. И каждому руководителю очень рекомендую задуматься о том, что вы делаете не так и кому вы можете отдать ту работу, которая вам уже не нравится, ту работу, которую вы переросли.

KPI, который у меня стоит — это не более двух часов в день заниматься оперативным управлением, включая те встречи, о которых я говорил. Потому что такие встречи, по большому счету, являются тактическими, оперативными. В нашем портфеле клиентов есть, например, крупные компании, как «Росинтер», с которыми я встречаюсь два-три раза в начале проекта, и в дальнейшем мы практически не пересекаемся на проекте — его ведут уже менеджеры.

2. Стратегическое планирование.

Мы тратим на стратегическое планирование два рабочих дня в середине года и порядка пяти дней где-то в январе, когда есть тишина, спокойствие и возможность как раз помечтать, подумать и посовещаться на тему цифр. Буквально недавно мы с моей помощницей встречались по цифрам, которые в дальнейшем будут превращаться в задачи сотрудникам и, более того, в новые рабочие места, которые мы будем создавать.

3. Подбор персонала.

Так сложилось, что мне пришлось очень долго искать двух ключевых сотрудников, с которыми мы работаем уже три года. Всех остальных людей я очень хорошо знаю. Мы с ними встречаемся-пересекаемся большей частью в онлайне, потому что у нас в основном удаленные сотрудники. Но в целом я не занимаюсь подбором персонала, этим занимаются люди, которые умеют это делать, любят это делать и делают.

4. Управление проектами клиентов (роль project manager).

У нас есть project-менеджеры, которые, соответственно, делают эту работу. Передаю привет всему Nordic`у, project-отделу.

5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).

Я являюсь катализатором всех новых необычных вещей, которые происходят. Конечно же, у нас появляются безумные идеи. Недавно я как раз плакался на тему того, что нет времени на создание своего сайта. В компании, которая занимается разработкой креатива в digital среде, нет времени на то, чтобы создать свой собственный сайт. Три года уже мы говорим себе, что надо сделать свой сайт.

6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).

Сейчас очень сильно бью себя по рукам, стараюсь доверять людям, которые должны это делать, которые это проверяют в мое отсутствие. Но, в принципе, я вижу ход проекта в почте — в любую минуту могу вернуться к определенным шагам и посмотреть. Но, как правило, я закрываю глаза на это и не включаюсь в данные процессы. В этом можно найти огромную перспективу для тех руководителей студий, кто по-прежнему продолжает заниматься проверкой. Конечно же, вы рискуете потерять качество, это действительно так. Но если вы вырастите смену, которая будет так же маниакально чувствовать качество, как и вы — в этом есть возможность освободить ваш самый главный и ценный ресурс — ваше время.

7. Решение технических проблем на проектах.

Нет, вот этим я точно не занимаюсь, к счастью. Контроль, постановка задач, тестирование — все мимо. Признаюсь, честно, все это, к счастью, я не делаю уже два с половиной года и не планирую делать дальше.

8. Контроль задач.

9. Постановка задач.

10. Тестирование.

11. Чтение статей и новостей.

Да, любую свободную минуту я посвящаю этому, потому что это как раз и есть режим перехода в многозадачность. Обычно читаю с экрана мобильного устройства — у меня всегда лежит в рюкзаке iPad.

12. Чтение серьезных книг.

Да, много. Даже «в бумаге». Утром и вечером по 45 минут. Как правило, двух дней хватает на то, чтобы проглотить новую книжку и отрецензировать книги издательства «Манн-Иванов-Фербер», или издательства «Альпина», издательства «Питер». Я являюсь рецензентом и публикую отзывы на деловую литературу в своем блоге lbugaev.ru. Это одно из моих любимых увлечений. Оно не приносит мне денег, но приносит мне понимание того, как работает Big Datа, каким образом будет меняться политическое устройство в государствах на этом замечательном шарике под названием планета Земля. Читайте книги — они помогут вам. Это действительно так.

13. Написание статей и заметок.

KPI, который у меня стоит — 5000 знаков в день, в 24 часа в рабочие дни. Сейчас я пишу новую книгу, успешно выполняю этот KPI. Недавно написал 90 страниц в отпуске — в течение трех недель работал над новой книгой. И очень советую, если у вас есть такая возможность, — бегите из офиса к чертям собачьим и используйте любые возможности, оставляйте людей на хозяйстве — это не так страшно, как вам представляется.

14. Семинары и конференции.

Да, в обязательном порядке я присутствую, езжу, посещаю, выступаю. Потому что считаю, что это невероятно важный процесс, как в коммуникации, в нетворкинге, так и в PR.

15. PR своей компании.

Практически мы не вкладываем деньги в продвижение средствами медийных коммуникаций, то есть мы не покупаем никакую рекламу. Только за счет PR, только за счет того, что я, как руководитель компании, всегда на ходу — то Digital October, то «Крокус Экспо»… Поэтому PR моей компании, то, как делаю это я, он действительно важен.

16. Продажи.

Продажи — это моя функция. Но я мечтаю найти хороших, толковых продажников, которые будут делать это со мной, вместо меня — это как раз область для развития.

17. Общение с клиентами.

Как раз самое любимое — погружение в проблематику клиента. Желательно в его офисе, на его территории. Потому что в этот момент я вижу, что им нужно от digital, как они решают текущие задачи. Фактически, это, наверное, самая приятная часть работы, которая мне очень нравится.

18. Работа с подрядчиками и партнерами.

В начале процесса общаюсь я, в дальнейшем замыкаю своих подчиненных на этом. Мы очень любим дружить — приходите к нам общаться, коммуницировать. У меня есть список любимейших партнеров (Webinar.ru, Google, Microsoft, Samsung) — те компании, которые работают на рынке, которые производят отличные продукты, сервисы, решения, и с которыми мы точно так же сталкиваемся и продвигаем их в тот момент, когда чувствуем, что это отличное решение. На партнерстве строится очень многое в нашей жизни в настоящий момент.

Сколько времени занимает такая работа, точно не могу сказать — неучитываемое количество времени. Это может быть несколько дней на конференции, а может — буквально две минуты: пересеклись, пообщались, встретились, понравилось, начали работать уже в электронной коммуникации, что я очень люблю.

19. Планирование финансов.

Это невероятно важная часть, я оставляю ее за собой. Потому что любые ошибки, любые проблемы, связанные с финансами, приводят к краху компании. Я видел такого рода примеры, и боюсь этого. Поэтому учусь у больших и красивых агентств, например, уровня Grape.

20. Управление инфраструктурой компании.

Нет.

21. Электронная почта.

Да, да, да — дайте еще! И желательно — любые средства коммуникации, которые есть: Skype, WhatsApp, Viber, почта. Но все равно почта и Facebook, пожалуй, являются двумя главными средствами коммуникации. Я выступаю за электронную почту — в ней можно сохранить информацию, поставить в копию всех сотрудников и делать это быстро.

22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.

Это по настроению. В тот момент, когда я вижу, что человек задыхается, у него долото падает из рук, и он уже не готов так же успешно ковырять малахит, как он делал это еще месяц назад — нужно сесть и поговорить с человеком по душам. И в этот момент я включаюсь, потому что знаю, насколько важно это сделать, потому что сам испытывал чувство истощения в креативной индустрии. В один из, наверное, самых опасных моментов, когда сотрудник чувствует себя истощенным, я стараюсь это контролировать.

23. Обучение сотрудников.

Да, в обязательном порядке, через «не хочу», через «не могу». Вот вам новый интересный продукт от Google — давайте расковыряем его, давайте сделаем на нем что-нибудь новенькое, необычное, интересное. Фактически это дает нам фору и преимущество по сравнению с другими агентствами.

24. Решение проблем сотрудников.

25. Серфинг соцсетей.

Постоянно в телефоне. Не запрещаем, даже культивируем это, потому что понимаем, что никуда от этого не денемся.

26. Спорт.

Да, по утрам. Сегодня утром я в 7 утра катался на вэйке — традиционный сет из 15 минут. Пока еще стою «раскорякой», но учусь этому процессу и, надеюсь, очень скоро у меня будет хорошо получаться. Также сейчас проходит подготовка к Московскому марафону. Еще велосипед, общение с людьми, которые катаются на роликах, плавание. Благодаря «Школе новых медиа», в которой я преподаю, недавно сходил на регату под парусом на Москва-реке.

27. Хобби.

Хобби — это не работа. Хобби — все, что видится, но не приносит деньги. В какой-то момент хобби превращается в бизнес, превращается в работу, как только это приносит деньги. Для меня сейчас спорт, например, это вполне себе занятие, которое в том числе монетизируется через digital и взаимоотношения с крупными брендами, которые я очень люблю.

28. Тупняк.

Тупняк необходимо уничтожать нещадно и делать это системно, постоянно. У меня сейчас количество тупняка в среднем — не более 10 минут. Если я вижу, что 5 минут начинается тупняк — бросаю это дело, начинаю что-то другое. А «чего-то другого» в списке есть сто позиций. Я не шучу — их именно сто.

29. Авралы и непредвиденные задачи.

Сегодняшнее интервью еще 7 минут назад у меня отсутствовало в плане задач. Есть очень интересная рекомендация: если вы можете изничтожить аврал — тут же моментом отрубите ему башку, бросьте ее обратно человеку, который посадил вам эту обезьяну и скажите больше так не делать. Я, конечно, шучу, но именно так мы стараемся справляться с непредвиденными авралами. И, в частности, наши клиенты часто хвалят нас за то, что мы не тупим и не просим на подумать двое суток. В этом наше конкурентное преимущество — мы стараемся работать очень быстро.

30. Командировки.

Да, их много. В любой командировке, связанной с путешествием, с поездкой, я стараюсь включить режим «спорт». Это очень интересное занятие — вы можете увидеть город на ходу, если вы приучитесь бегать. Каждое утро я выхожу на пробежку в новом городе и пробегаю не менее 5 километров, в идеале — 10 километров. Потому что это позволяет мне увидеть город с совершенно другой стороны. Так в городах становится интересным освоиться в течение первых суток, развернуть портативную связь, купить несколько видов мобильной связи и коммуникации.

31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).

Секс — да. Драгс — нет, уже больше не помещается. Рок-н-ролл — да, в обязательном порядке: концерты, музыка, отрыв башки. Танцуй, пока молодой. А дальше можно танцевать танго.

II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?

Больше — своему сыну. Ему пока только два года, он только-только начинает разговаривать. И я рекомендую — уделяйте больше времени людям, которым вы должны уделять больше времени — вашей семье. Потому что ради этих людей мы с вами живем и работаем, и зарабатываем эти «маленькие желтые монетки», как говаривал Остап Бендер. Дети, моя любимая жена, наши родители — это те люди, которые меня окружают. Собственно, моя семья — это те люди, с которыми я живу и живу ради них.

III. Пара дополнительных вопросов.

32. Сколько дней в неделю ты работаешь?

Пять — точно. Пять рабочих дней. Но хитрость в том, что мы работаем иногда со сдвигом — со смещением воскресенья на какой-то из других дней. Главное, чтобы сотрудники оставляли возможность связаться с ними, взяли с собой телефон, чтобы можно было созвониться и оперативно решить определенный вопрос.

33. С чего начинается твой рабочий день?

Мой рабочий день непосредственно начинается с проверки почты. Дело в том, что это главное показательное действо — проверка в отсеках, понимание того, что все хорошо, все под контролем, нет никаких эксцессов, у всех есть работа, а если ее нет — надо бежать ее искать. И если, например, по финансовым показателям видно, что денег недостаточно, это значит, опять же, что мне необходимо включить дополнительные обороты, включить пинание, в том числе самому себе. Поэтому день начинается с почты, а заканчивается, как правило, глубоко вечером в общении с клиентами за деловым ужином.

34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?

Мы — компания без офиса. У нас есть офис разработки, но при этом он не находится в Москве. Поэтому в Москве мы радостно работаем иногда даже в переговорках у клиентов — напрашиваемся и после встречи, например, я с огромным удовольствием провожу там лишний час времени. Но, если честно, у меня дома оборудован по последнему слову техники кабинет. В нашем офисе дизайн-разработки работает 14 человек, там все неплохо устроено для работы и жизни. И жизнь там начинается в 10:30 — в 11. Памятуя практику работы в студии Лебедева, мы не наказываем дизайнеров, потому что они очень часто уходят домой поздно просто потому, что это такая профессия. Сам же я стараюсь закончить рабочий день к девяти часам вечера. Потому что в это время у меня есть священный ритуал купания своего сына Александра Леонидовича — я должен закрыться полностью от цифровых устройств и начать общение с ребенком.

35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?

Я сейчас стараюсь не сидеть все три дня на конференции, потому что примерно понимаю, о чем будут говорить те или иные докладчики во время своих выступлений, нахожу самые важные, ключевые доклады и до выступления этих людей знакомлюсь с ними для того, чтобы в дальнейшем, уже на кофе-брейке продолжить этот разговор более детально с теми целями и задачами, которые интересуют меня. Если это затягивается — ничего страшного: всегда есть интернет, есть телефон, с которым я не расстаюсь.

Друзья, не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь вверх и заходите на сайт nordic.me. Всем счастья, успехов, мобильности и свободы!

… и еще несколько десятков интервью, которые мы будем публиковать по три в неделю всю осень и начало зимы. Подпишитесь, что бы не пропустить следующий материал!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine