[Фокус-фактор] Илья Никулин ("Текарт")
Численность компании ~160 человек.
Структура — http://www.techart.ru/about/structure.html.
Бизнес и услуги — не столько «околоинтернетовские», сколько «широкомаркетинговые».
Все бизнес-процессы идут «под» внутренней управленческой системой.
Являюсь «генеральным» группы «Текарт», но по сути работы ближе всего к «директору по стратегическому развитию».
Регулярно пользуюсь техникой «помидора» (http://pomodorotechnique.com/) для управления временем в течение дня.
Рабочий день стараюсь делить на 2 логические части — до обеда текучка, непредвиденное, после обеда — что-то крупное и то, что нельзя отложить до следующего дня. Об этом знают сотрудники, которые со мной общаются, стараются учитывать в наших коммуникациях.
(Так многие ответы будут понятнее.)
I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?
На 1–3 задачах, которые считаю крупными (планирую таких 30–40 на год).
Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?
1. Оперативное планирование.
Соотношение между тактическим и стратегическим планами условно. По отношению к ментальности нашей компании горизонт моего тактического планирования — 1–3 месяца. Совсем оперативные вопросы — от 1 дня до недели. Времени занимает очень немного, поскольку есть прописанная стратегия компании на 3–5 лет, есть спланированные задачи, которые являются плановыми на год. Обычно я стараюсь каждую неделю делать 1–3 таких задач (как правило, это не означает «сделать буквально — закончить», а скорее — «запустить/ написать ТЗ/ оформить идею/ сформировать рабочую группу и т. п.»).
2. Стратегическое планирование.
Я бы поменял вопросы 1 и 2.Стратегическое планирование делаем крайне редко. Как правило, это не планирование, а внесение новых и/или корректирующих мыслей в тот путь, который мы себе определили еще в 2006–2007 году.
3. Подбор персонала.
За редкими исключениями по ключевым позициям, уже давно не занимаюсь сам этими вопросами. Иногда участвую в консультациях. Ответственность делегирована руководителям департаментов и службе hr. При этом я принимаю довольно деятельное участие в поддержании и развитии довольно уникальной внутренней системы работы с персоналом. Иными словами, мы фокусируемся не столько на подборе персонала с определенными свойствами, сколько на его обучении, развитии и создании комфортных условий для раскрытия, профессионального и личностного роста, для эмоций и общения. В частности, «по совместительству» являюсь руководителем нашего туристического клуба. Подробнее для понимания этого кадрового подхода см. http://hr.techart.ru.
4. Управление проектами клиентов (роль project manager).
Очень редко веду сам и только консалтинговые (не долгосрочные проекты) в области классического маркетинга и стратегии. Чаще вхожу в качестве консультанты в рабочие группы, руководимые проект-менеджерами.
5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).
Значительная часть времени. ~20–30%.
6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).
Не занимаюсь. Эта функция либо на начальниках отделов (например, маркетинговые исследования, дизайн), либо на исполнительном директоре направления (например, веб-разработка + интернет-маркетинг + интернет-реклама).
7. Решение технических проблем на проектах.
Не занимаюсь.
8. Контроль задач.
Только поставленных мной. Ничтожное время (напоминаю про внутреннюю систему).
9. Постановка задач.
Около 20%.
10. Тестирование.
Не занимаюсь. Есть отдел тестирования и соответствующие процедуры.
11. Чтение статей и новостей.
5% (хотелось бы больше) — почти всегда ситуационно — в контексте исследуемой области, новой идее, задаче и т. п.
12. Чтение серьезных книг.
Дома. Читаю регулярно. С 1992 года веду читательский дневник.
13. Написание статей и заметок.
Редко, навалами, когда приходится готовить доклад и/или выступать организатором модератором секций/конференций.
14. Семинары и конференции.
См. п. 13.
15. PR своей компании.
Сам не занимаюсь.
16. Продажи.
Иногда и с большим интересом участвую в сложных переговорах. Как правило, там, где нужна не реакция на задачу Заказчика, а требуется консалтинг — анализ проблем, формулировка целей и создание ТЗ/ плана решения задачи. Всегда подключаюсь, если есть тактическая возможность. По факту — 2–4 дня в месяц.
17. Общение с клиентами.
По потенциальным клиентам — см. предыдущий пункт. По действующим — только в исключительных ситуациях.
18. Работа с подрядчиками и партнерами.
Сам не общаюсь, иногда участвую в консультациях.
19. Планирование финансов.
5% времени. Агрегирую внутреннюю отчетность, соотношу с отчетами финансовой службы. Оперативно и сам контролирую финансовую ситуацию.
20. Управление инфраструктурой компании.
Вопрос не понятен. Техническими вопросами (сети, техника, закупки, бытовое, телефония, интернет, дизайн и ремонт помещений и т. п.) не занимаюсь, только в финальных/ «утвердительных» моментах.
21. Электронная почта.
Один из основных инструментов работы. Вот и интервью пишу в форме электронного письма. Точное чистое время указать сложно (очень фрагментировано). Грязное — постоянно (в фоне).
22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.
Очень много. ~10% времени. Под мотивирующими также подразумеваю рабочие вопросы, по которым можно что-то предложить новое, нестандартное, вовлечь и зажечь сотрудника.
23. Обучение сотрудников.
Редко, ситуационно.
24. Решение проблем сотрудников.
Не понял.
25. Серфинг соцсетей.
2–3 раза в день.
26. Спорт.
Если вопрос относительно офиса, то…
В кабинете у меня, как правило, на полу лежат два чистых листа бумаги — стараюсь несколько раз в течение дня (5 мин перерыв между «помидорами») — отжаться, присесть, поработать ручным эспандером. В офисе есть турник, где можно хотя бы повисеть и подтянуться, проходя мимо. В обед иногда играю в настольный теннис (сильная конкуренция — выше 4-ого места в корпоративном турнире пока не поднимался). Регулярно после работы совместно с коллегами тренируюсь в корпоративном crossfit-зале и, как основатель этого движения в «Текарт», недавно даже стал выступать тренером для примкнувших новичков.
Если вопрос не про работу, то список будет слишком длинным :)
27. Хобби.
Самое крупное хобби — активный туризм в различных направлениях (Горный/альпинизм, водный, пеший, спелео, вело, рыбалка).
См. альбомы: https://www.facebook.com/ilya.nikulin/photos_albums.
Регулярно занимаюсь спортом (различные направления фитнеса), в последнее время хобби — Crossfit.
Живу в частном доме, уже 4 года с увлечением занимаюсь газонам, а с этого года плотно занялся ландшафтным дизайном и озеленением.
В течение дня хобби время практически не уделяю, только при явной необходимости.
28. Тупняк.
?
29. Авралы и непредвиденные задачи.
К сожалению, довольно емкий сегмент. ~5–10%.
30. Командировки.
Редко, 1–3 раза в месяц.
31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).
Не понял. В 5-ти минутные перерывы между «помидорами» или в обед читаю сайты по хобби, новости, социальные сети и т. п.
II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?
Тем самым задачам, которых на год планирую всего 25–40, которые слагают основное стратегическое развитие и которые, к сожалению, всегда «можно отодвинуть на 1–2 недели», из-за непредвиденной текучки. Также хотелось бы увеличить объем живого общения с ключевыми сотрудниками.
Есть понимание, что при правильной организации рабочего времени, фокусировке и приоритетах, я смог бы за 4–5 часов работать более эффективно (если эффективность изменить интегрально на продвижении компании за 1–2 года). Вот это моя мечта — работать по 4–5 часов, делать то, что действительно важно, и делать в итоге значительно больше. А оставшееся время посвящать хобби, семье, путешествиям, общению и личностному развитию.
III. Пара дополнительных вопросов.
32. Сколько дней в неделю ты работаешь?
5–6 дней. Ранее было 6–7, но в последний год стараюсь иметь один полный выходной. Работа в выходные, как правило, не более 4 часов.
33. С чего начинается твой рабочий день?
По завету Хэмингуэя, стараюсь план на день написать предыдущим вечером и остановиться с какой-нибудь задачей, немного не закончив ее. Не всегда получается так, поэтому часто утро начинается с плана и разбора почты.
34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?
Прихожу обычно в 8:15—8:20 — за несколько минут до официального начала (8:30). Завершаю в диапазоне 18:00—19:00 (по ситуации).
35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?
Не очень понятный вопрос. Я редко провожу все время на конференции, если выступаю. В том числе день выступления обычно не весь.
… и еще несколько десятков интервью, которые мы будем публиковать по три в неделю всю осень и начало зимы. Подпишитесь, что бы не пропустить следующий материал!
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine