[Азбука клиента] Как выбрать подрядчика для создания сайта?

10.09.2014 | Автор: Валерий Комягин, Студия Валерия Комягина (Генеральный директор)  print.gif

uploadt090v3jeth.png

Ежедневно, получая вопросы о стоимости создания сайта от потенциальных заказчиков, я сталкиваюсь с одними и теми же типичными ошибками.

Самый простой пример — заказчик отправляет письма с просьбой оценить сроки и стоимость своего проекта сразу по нескольким электронным адресам. Рекордное число адресатов, с которым мне довелось столкнуться, было около 200. Мало того, что непонятна цель такого мероприятия, ведь сложно предположить, что отправитель всерьез собирается обработать две сотни ответов. Но и в целом подобная переписка оборачивается сущим кошмаром — компании-разработчики начинают дружно отвечать на запрос , используя функцию «Ответить всем». В конечном счете все это превращается в веселую вечеринку коллег-конкурентов, на профессиональном сленге называемую «чатик».

Смех-смехом, но выбор подрядчика среди многообразия компаний (на момент написания этой статьи в России насчитывается свыше 10 000 разработчиков интернет-проектов) для любого заказчика является очень сложной задачей. Кроме, пожалуй, тех случаев, когда это уже десятый сайт в его практике, и он успел собрать все шишки за предыдущие девять раз.

В этой статье я решил дать свои рекомендации о том, как организовать выбор подрядчика, затратив на это минимум сил и времени, и получить качественный результат.

1Выберите правильного сотрудника Я серьезно. Не стоит поручать «сбор ценовых предложений» секретарю. При всем уважении к этой замечательной профессии, я сомневаюсь, что именно этот сотрудник должен решать такую задачу.

Как правило, сайт лежит в зоне ответственности маркетинга, IT или связей с общественностью.

Но я бы советовал поручить это дело, исходя не из зоны ответственности. Поручите этот вопрос специалисту, который больше всех в вашей компании заинтересован в создании нового сайта. Это может быть руководитель отдела продаж или директор по развитию бизнеса.

Безусловно, можно собрать и рабочую группу из представителей нескольких отделов, в равной степени заинтересованных в задаче. Например, маркетинг, IT и руководитель компании — для организаций средних размеров такой триумвират встречается довольно часто.

В этом случае важно не перестараться. Однажды я приехал на переговоры, где меня встретили около десяти представителей заказчика. Вместо продуктивного диалога большую часть времени они переругивались между собой, споря о внутренних делах компании, не имевших прямого отношения к новому сайту.

2Определитесь с целями создания сайта Для этого достаточно будет честно ответить на следующие вопросы:

— Что вас не устраивает в нынешнем сайте?

Односложный ответ «дизайн устарел» , к сожалению, не годится. Ваша компания создавала сайт не ради красоты, а ради решения конкретных задач. Так какие из задач сайт перестал решать достаточно успешно?

— Для кого создается сайт?

Лучше выделить до трех основных целевых групп пользователей.

Еще лучше, если вы сможете охарактеризовать каждую из них.

— Чего вы ожидаете от нового сайта?

Сайт не всегда создается ради увеличения продаж. Целями могут быть, например, снижение нагрузки на call-center компании, автоматизация входящих заказов, формирование имиджа, соответствующего позиционированию компании и т.д.

— Какие критерии будут использоваться при оценке уровня успеха или неуспеха нового сайта?

Увеличение числа посетителей сайта? Или их вовлеченности (числа просмотренных страниц)? Увеличение числа заказов? Или увеличение среднего чека? Решать вам. Главное, чтобы критерии были, как минимум, достижимыми и измеряемыми.

Запишите полученные ответы. Они пригодятся при общении с разработчиками.

3Определитесь с бюджетом На данном этапе вы можете не иметь понятия о том, сколько может стоить создание вашего проекта. Но вы совершенно точно можете ответить на вопрос: «Какой максимальный бюджет вы готовы выделить на разработку сайта?».

Добейтесь от руководства компании хотя бы верхней допустимой границы, так как она во многом определит перечень подходящих кандидатов.

4Выберите небольшой круг потенциальных подрядчиков Один из самых сложных и ответственных моментов. На данном этапе вашей задачей является получение списка из 3–5 потенциальных исполнителей. Существует довольно много способов его составления. Я перечислю наиболее действенные с моей точки зрения.

Выбор компаний из отраслевых рейтингов На сегодняшний день наиболее авторитетными рейтингами являются:

1. ratings.cmsmagazine.ru — Рейтинг отраслевого издания «CMS Magazine».

2. www.tagline.ru — Рейтинг аналитического агентства Тэглайн.

3. www.ruward.ru — Сравнительно молодой рейтинг, позиционирующий себя как «индекс».

У каждого из них своя методология оценки, но все они неидеальны. ТОП-10 компаний у всех трех рейтингов более или менее совпадают. Но, стоит отметить, что компании, стоящие на соседних позициях, могут работать в совершенно разных нишах.

Разработчики понравившихся сайтов Скорее всего вы встречали в сети сайты, вызвавшие у вас неподдельное восхищение: они были удобны, функциональны, хорошо выглядели и отлично работали.

Как правило, в нижней части сайта можно найти копирайт, указывающий авторство.

Рекомендации знакомых и коллег Популярный в России метод. Ничего плохого в нем нет. Если работой компании остался доволен предыдущий наниматель, это дает небольшую надежду на то, что и вы останетесь удовлетворены.

Но все-таки 100% гарантии в этом случае нет. И если вы решили составлять свой список по рекомендациям, обязательно проделайте работу по предварительному изучению потенциальных подрядчиков. Не всегда то, что подошло соседу, подойдет и вам.

5Предварительно изучите потенциальных участников Настало время познакомиться с возможными участниками тендера поближе.

Изучение портфолио работ Первое, что стоит сделать, — посетить сайт компании и внимательно изучить несколько работ, выполненных в течение двух последних лет.

Более старые работы изучать смысла нет. Отрасль меняется настолько стремительно, что трехлетние работы зачастую выглядят настоящими динозаврами, и вины разработчика в этом нет.

Если у компании нет сайта (бывает и такое), можно связаться с ее представителями и попросить выслать презентацию или хотя бы простой перечень выполненных работ.

Не ограничивайтесь только просмотром кейсов на страницах самих студий. Обязательно посетите сами сайты. Часто бывает так, что в портфолио разработчика проект выглядит шедеврально, а при посещении сайта складывается совсем иное впечатление.

На что следует обратить внимание:

— Проекты должны вам понравиться. Если в портфолио компании нет работ, вызывающих у вас желание поработать с ней, нет никаких оснований считать, что именно при работе с вами случится прорыв.

— Постарайтесь влезть в шкуру того пользователя, для которого делался тот или иной сайт. Если это сайт магазина мебели — попробуйте выбрать шкаф для собственной гостиной. Вам удобно? Все ли понятно и логично? Удалось ли выбрать шкаф, наконец?

— Корректно ли работает сайт? При его посещении может выясниться, что половина страниц разваливается, ссылки не работают, а вместо текстов красуется что-нибудь вроде «Раздел в стадии наполнения».

Изучение специализации компании Это только на первый взгляд все студии занимаются одним и тем же — созданием сайтов.

Сегодня на рынке уже появились определенные специализации, и можно выделить следующие основные типы компаний:

Digital-агентства Диджитал-агентства

Специализация кроется в самом названии — как правило, эти компании отвечают за разработку креативной концепции и осуществляют продюсирование производственного процесса, который отдается «на сторону» одному из партнеров. Такие компании лучше справляются с небольшими яркими работами, промо-сайтами, в которых креатив и wow-эффект гораздо важнее технической составляющей.

Яркие представители: Red Keds, Grape, Promo.

Веб-заводы Веб-заводы

Признаюсь, я не нашел четкого определения такому типу компаний, поэтому придумал его сам. Заводы лучше других следят за себестоимостью продукта. Поэтому они выпускают недорогие и массовые решения (дело доходит до 150–200 проектов в год). Отличный вариант, если ваш бизнес — типичный, и вам требуется такой же типовой сайт. Но, как и при любом серийном производстве, попытка заказать нестандартную модификацию обойдется в копеечку.

Яркие представители: ReAspekt, Web Canape.

Веб-инженеры Веб-инженеры

Такие компании специализируются на заказных решениях, выполняемых в соответствии с нуждами конкретного клиента. Своеобразные «ателье» с сайтами «ручной работы». Здесь создадут сайт, который будет точно подогнан под особенности вашего бизнеса. Зачастую такие компании в равной степени обладают как сильными дизайнерами, так и сильными техническими специалистами. Но все-таки главный их козырь — руководители проектов, которые по степени своей компетенции могут соперничать с бизнес-аналитиками. Стоимость таких заказных решений будет достаточно высока.

Яркие представители: ADV web engineering, Актис, Nimax, Нота Медиа, Articul Media.

Компании «прямого подряда» Прямой подряд

Они готовы делать решение на заказ, но вам самим придется креативить и управлять процессом, давать четкий задачи, проверять результаты и контролировать выполнение. Работа с такой студией будет больше похожа на работу с фрилансерами. Заказчикам без опыта веб-разработки я бы не рекомендовал обращаться к таким организациям.

Выбирайте компании, специализация которой наилучшим образом отвечает нуждам вашего проекта и вашего бизнеса.

Студия Валерия Комягина, кстати, относится к третьей группе — веб-инженеров.

Региональная принадлежность компании Ничего плохого в компаниях из регионов нет. Они сегодня на равных конкурируют с московскими и петербургскими разработчиками, которые исторически считаются сильнейшими.

Однако, если собрать в один пул представителей нескольких регионов, пусть даже работающих в очень близких сегментах рынка, можно получить ощутимый разлет цен.

Наличие «звездных клиентов» и наград Если у студии богатое портфолио с обилием громких имен — это опытная компания, которая умеет работать с требовательным и, зачастую, капризным клиентом. Услуги такой компании будут дороже, чем той, в числе которых никому не известные заказчики. Пусть даже для них выполнены и очень хорошие работы.

Эти простые рекомендации наверняка помогут вам найти «команду мечты».

В следующий раз я расскажу о том, как действовать дальше, когда вы уже, с одной стороны, определились с тем, каким будет ваш проект и сколько вы готовы на него потратить, а с другой — присмотрелись к некоторым разработчикам и примерно поняли, кто что делает.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine