#РаботавДодо, или туда и обратно

upload3lwxgmm7a5.png

Почему исполнительный директор Студии Oneway отправился на стажировку в «Додо» и честно отработал свои шесть смен?

Несколько лет назад пошли разговоры о чудо-пиццерии из глубинки, которая использует новые технологии и делает лучшую пиццу.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Полтора года назад я наконец-то воспользовался их сайтом и заказал пиццу на день рождения друга в Калининграде. Увидел, как технологично и стройно они работают, как удобно, что есть веб-камера и статусы заказа, сайт с оплатой и доставкой ко времени. Даже пожалел, что в моем городе нет такой пиццерии.

2.png

Спустя всего полгода стало известно, что в Архангельске открывается первая Додо-пиццерия. Конечно, мы с коллегами не могли пропустить такое событие и в день открытия, 31 декабря 2017 года, завалили пиццерию заказами вместе со всем городом так, что она даже перестала их принимать!

В это время в Студии Oneway происходили важные внутренние изменения, направленные на систематизацию работы, улучшение качества выпускаемого продукта (интернет-магазинов) и выстраивание бизнес-процессов в рамках внедрения регулярного менеджмента.

Мы читали много бизнес-литературы. В том числе — книгу про ботаников и бизнес от Максима Котина (предпринимательский опыт Фёдора Овчинникова до Додо), на которую логично легла Додо-книга (уже про Додо). А тут ещё и история с закладками наркотиков в московских пиццериях «Додо»…

В итоге необычность компании и открытость основателя заинтересовали меня, и я стал следить за новостями, подписался на Фёдора, узнал о «Додо» в Вельске (даже съездил туда!), посмотрел несколько их внутренних видео…

Заинтересовало даже не то, что делают ребята, а как! Вроде бы просто делают пиццу, но как-то вдохновенно. Как всегда и бывает в успешных компаниях (почитайте, например, «Религию бизнеса» про IBM).

В общем, эта любовь с первого взгляда вылилась в то, что я решил пойти туда поработать. Не навсегда, конечно — мне очень нравится моя родная компания Oneway.

1.jpeg

Захотелось посмотреть, как там всё на самом деле (ведь в книге всего не напишешь), поучиться у них дисциплине (если это и правда такая системная компания с регламентом на каждое действие) и просто пройти за кулисы «Додо» (как всегда хочется взглянуть на внутреннюю кухню полюбившихся проектов, в данном случае это произошло буквально).

И я сделал это. И не пожалел. Было полезно:

  • вспомнить, как выглядит компания снизу иерархической лестницы, пообщаться с рядовыми сотрудниками на равных (никто кроме управляющего не знал, кто я);

  • попробовать самому исполнять все регламенты, которые придумали где-то там «наверху»;

  • просто поработать руками, засучив рукава (хотя никаких рукавов в «Додо» нет — все ходят в поло для постоянной дезинфекции рук).

В результате появилось много наблюдений и идей, которыми хочется с вами поделиться. Сейчас предлагаю вам перенестись со мной на одну текстовую неделю в Додо и узнать, как это было. После я поделюсь своими выводами.

Итак, свет, занавес и закулисный мир Додо…

День первый

С самого начала меня встретили правила — несмотря на то, что есть выход на кухню из зала, меня попросили войти через черный ход — так положено. Я удивился и порадовался одновременно — система в их работе есть, как и пишут в книгах. Подчинившись, я пошёл обходить здание по улице.

Первым меня встретил… никто. Я спокойно прошёл через две задних входных двери и очутился по ту сторону прилавка. Точнее, в подсобном помещении. Там, между входом и прилавком, сидел менеджер смены — главное лицо на смене. Стандартно они работают вместе со всеми в две смены по 8 часов каждый день, но местные ребята договорились работать по 2 смены через 2 дня.

Поразило количество регламентов — они развешаны буквально повсюду, для всех должностей и любых ситуаций, которые могут произойти. Кажется, каждый шаг здесь регламентирован.

Но, как и в любой компании, состоящей из живых людей, регламенты соблюдаются не на 100%. И для этого нужен менеджер и его помощники — наводить порядок.

Ещё были одноразовый халат и бахилы для экскурсии.

3.png

Поскольку человеческий фактор никто не отменял, оказалось, что на сегодня не был записан стажёр. Соответственно, формы на меня не было, и я не мог начать работать.

Однако форму организовали уже через час, а на это время мне выделили одноразовую одежду для экскурсий, в которой я смог изучить устройство кухни, многочисленные таблички с описанием процессов и смотреть, как эти процессы осуществляются другими работниками кухни. Такая отсрочка помогла мне быстрее влиться в процесс.

Надо сказать, что «Додо» действительно фанатики чистоты. Я и раньше не сомневался в их добросовестности, а теперь твёрдо убеждён. Заходя на кухню — мой руки (есть даже специальная черта на полу, пересекая которую, необходимо изменить правила поведения). Я сам помыл за этот день и обработал санитайзером руки по локоть раз 30.

Отношение к продуктам — щепетильное. Упало несколько аппетитных замороженных кусков курицы? В мусорку. Перцы потеряли товарный вид? Туда же. Тесто в холодильнике неправильной формы? Выкинуть. Женя рассыпал больше килограмма свежей моцареллы на пол? Ну, вы поняли.

К приготовлению пищи и к стандартам готовой еды подходят соответственно: всё должно быть красиво, аккуратно и вкусно. Даже края у пиццы должны быть только ровные и только круглые. Без вариантов. При этом даже самые нерадивые сотрудники делают своё дело хорошо. Тут по-другому никак: либо ты работаешь хорошо, либо ты не работаешь.

Мне, как новичку, доставалась самая простая и грязная работа. За этот день я раз 5 помыл посуду, раз 7 помыл пол, пару-тройку раз его подмёл, раз 10 очищал линию начинения пиццы, пару раз просеивал крупку (это такая крупа, на которой раскатывается тесто, на готовых пиццах она выглядит как белая посыпка), чтобы очистить её от примешавшейся моцареллы. Мне даже дали начинить пару пицц и испечь свою собственную! Правда, пока только для себя.

Мой первый обед собственными руками.

4.jpeg

В остальное время я тусовался либо на мойке, либо в холодильной комнате и холодном цеху, переставляя местами лари с ингредиентами и наводя там порядок.

В коллектив влился сразу: ребята очень открытые, никаких проблем в общении не возникало. Кормят тоже хорошо — любой едой, что продают, на выбор. Естественно, с ограничениями, но этого достаточно, чтобы наесться даже такому большому и вечно голодному парню, как я.

Сказать по правде, сегодня я отдыхал. Умом. Включиться в процесс оказалось очень просто, т.к. система и регламенты делают своё дело — нужно просто повторять то, что тебе говорят или показывают. В отличие от моей основной работы, где я каждый день решаю новые задачи, здесь нужно просто быть внимательным, аккуратным и расторопным. Всё остальное придёт само. В итоге, я отдохнул разумом, но устал телом — 8 часов на ногах дают о себе знать. Зато разминка после офисной работы.

Пока рано делать выводы, но уже можно сказать — эта история случилась не зря!

P.S. Бывший сотрудник Oneway сегодня зашел в эту пиццерию и, когда увидел меня, у него глаза на лоб полезли от удивления! Видели бы вы его :)

День второй

Сегодня была генеральная уборка. Нет. Генеральная Уборка. Даже Генеральная УБОРКА! Вторник — день ГУ (ПХД/субботник/день чистоты — как бы вы это ни называли). Это значит, что всё моется. Буквально ВСЁ. А я по счастливой случайности был в этот день стажером в пиццерии «Додо» на проспекте Троицком в городе с двумя буквами «А». Стажёры в «Додо» — это люди, которые моют всё подряд первые два дня своей стажировки. Желательно без остановки. Короче, я попал.

Менеджер смены сегодня был безжалостен (точнее — безжалостна) и сразу поставила меня на мойку. Я должен был вымыть всё помещение. А это, на минуточку, сколько-то там квадратных метров с несколькими стеллажами, полками (и они здесь не простые), сантехникой и прочим инвентарём. Это кроме обычных обязанностей по помощи всем и поддержания порядка в пищеблоке, а также мытья посуды. Забегая вперёд скажу, что всё вымыть я не успел — остались два стеллажа, одна полка и уголок за шкафом, который не дошли руки отодвинуть. Завершить начатое должна была вечерняя смена.

Также я удостоился чести помочь в сборке второй линии печи (её разбирали для очистки). Сразу после этого мне выпала еще большая честь эту самую печь надраить до блеска. Это я сделал, хотя и обжег палец.

Ну что я могу сказать: 7 часов на ногах и мытьё nonstop — это жёсткая штука! Правда, в армии бывало и пожёстче. Только я тогда был моложе на 9 лет.

Знаете, генеральная уборка даёт уйму полезного времени для размышлений. Переоцениваешь свою жизнь, нагнувшись над ведром с Септой и пытаясь оттереть пятна неизвестного происхождения с кафеля. Особенно полезно тем, кто тотальным наведением порядка никогда не занимался или уже забыл, что это такое, как я. Хотя, руки всё помнят —? спасибо товарищу майору.

5.jpeg

Пиццу мне так и не дали испечь. Правда, ценой испорченного додстера (который потом благополучно съел на обед), я научился более-менее их катать? —? это оказалось несложно.

И ещё сделал сытные палочки (по сути — та же пицца, только без пицца-соуса и нескольких ингредиентов). Их не осилил, поэтому забрал половину домой (как потом узнал, этого нельзя делать). На этот раз корочка не была такой зажаренной — постепенно учусь.

Ну и начинил пару пицц на линии начинения — расположил в определенном порядке ингредиенты на куске теста, которому уже придали правильную форму.

Я в ожидании завтрашнего дня. По правилам (если меня не выгонят), с третьего дня Женя-стажёр должен стать Женей-кандидатом: у меня увеличится зарплата на целых 5 рублей в час и, наконец-то, работа будет состоять не только из наведения порядка.

Надеюсь.

День третий

Пришёл на работу к 7:40 вместо 8:00 — хотел пообщаться с менеджером, т.к. накопились вопросы. Сегодня я был одет в синие джинсы: вчера мне сделали замечание, что чёрные брюки — это не по стандартам. Ждал, что сегодня наконец-то начну готовить — ведь 2 дня стажировки окончились, теперь я должен был стать кандидатом (раз меня до сих пор не выгнали).

6.jpeg

Вопреки моим ожиданиям, утро началось с самой грязной работы, которую я здесь делал. Ребята (менеджер и старший пиццамейкер) пришли загодя и разобрали первую линию печки с утра пораньше. Я даже слова не успел вымолвить, как меня позвали в дальний закуток моечной и любезно предложили облечься в костюм химзащиты, чтобы очищать печь от нагара с химией. Пришёл пораньше, называется.

Когда я с этим закончил, то робко предположил, что уже могу задавать вопросы и печь пиццу, но не тут-то было! Сегодня раньше обычного пришёл управляющий вместе с ВрИО управляющего другой точки и бухгалтер — и они что-то полдня обсуждали в зале, время от времени вызывая к себе менеджера. Урывками мне удалось с ним пообщаться.

Да и пиццу делать особо не довелось — снова мойка, снова мелкие поручения. Менеджер Дима сегодня выдал мне по моей просьбе лист стажёра, в котором написано всё, чему я должен научиться. Там ещё много вещей, которых я не знаю, особенно в части готовки еды! Также сегодня он сам решил выдать мне фирменный бейдж с моим именем. На бейдже красуется гордое слово «Кандидат». В общем, меня повысили (как оказалось в будущем — всё-таки нет).

7.jpeg

8.jpeg

Старший пиццамейкер сказал мне, что я его лучший сотрудник, без шуток. Я вообще многое узнал об исполнителях, по крайней мере, здесь. Но что-то мне подсказывает, что это повсеместная ситуация. Люди не хотят работать, ленятся и делают работу спустя рукава (не все)! Достаточно просто хорошо работать, быть ответственным и стараться делать всё правильно, чтобы начальство тебя заметило и оценило.

Поучаствовать в готовке мне всё-таки удалось. Во-первых, я сделал себе салат и научился таким образом делать его по стандартам «Додо». Во-вторых, я сделал себе додстер. Он получился уже довольно аппетитным, т.к. вчера я уже практиковался в этом! В-третьих, в последние полтора часа меня всё-таки поставили на линию начинения, где я раскладывал ингредиенты в заготовки из теста. Это проще, чем катать тесто, и новички обычно начинают готовить с линии начинения. Так что в среду несколько пицц клиентам приготовили при моём участии, ю-ху!

P.S. Показал жене фотографию управляющего. Оказалось, что это её бывший одногруппник.

День четвёртый

Наконец-то я готовил сам, по-настоящему! А ещё я был ответственным за что-то по-настоящему. Но обо всём по порядку.

День начался с того, что я впервые опоздал на работу в «Додо». Я приехал к восьми утра, хотя знал, что нужно быть заранее, чтобы в 8:00 уже шуровать на кухне.

9.jpeg

Смены в «Додо» настолько напряженные, что буквально некогда присесть, ответить на телефонные звонки и сообщения (у меня уже десятки скопились) и т.п. — ведь на кухне всегда есть, чем заняться!

Мы с пиццамейкером Денисом сегодня ГОТОВИЛИ! Он раскатывал тесто — я начинял. Он раскатывал — я начинял. Раскатывал — начинял.

Кажется, у меня уже начинает получаться. Но всё ещё далеко до идеала. Там есть нюансы, которые осваиваются только с практикой.

10.jpeg

Сегодня я сделал свои первые салаты на продажу. Правда, один салат случайно встряхнул — пришлось возвращать всё на место (там определённая раскладка овощей). А ещё пару раз переделывал в процессе, потому что забывал нарезать овощи или мерный стакан не тот брал… Их тут столько! Но, кажется, теперь я усвоил, какой для чего. Не так и много, как казалось вначале.

Также сегодня была пара косяков в приготовлении.

Первый — я сделал «Жар-баран» вместо «Додо» (забрал себе на обед, но осилил только половину, а выносить с собой нельзя). Хотя, это был не мой косяк, а другого пиццамейкера со сложным характером и судьбой, которая сказала мне не то название. Я сначала стал оправдываться, но потом понял, что зря. В итоге, со списанием пиццы на меня спорить не стал.

Второй — мой косяк по незнанию: положил один соус вместо другого. После этого мне объяснили, как определять, какой соус класть.

Ещё меня назначили ответственным за чистоту. Надо было проверить и сделать всё по чек-листу. Легко! И я наконец-то узнал предназначение и порядок некоторых предметов. Например, оказалось, что у каждой вещи на мойке есть своё место для сушки. А потом они должны перемещаться на свои места на специальных полках! Я этого не знал и не видел такого порядка в предыдущие дни. Кажется, менеджер оценил раскладку «по полочкам», когда проверял мою работу. Даже симпатичней стало выглядеть — есть у порядка своя красота!

Заходила пара знакомых в течение дня. Необычное ощущение видеть их по ту сторону прилавка.

День пятый

Чудо-день, когда я наконец-то начал готовить с самого утра. Точнее, с самого начала рабочего дня, т.к. смена была с 12:00 до 20:00. Завтра ещё позже: с 16:00 до 24:00, чтобы посмотреть, как закрывается пиццерия. Другие смены я уже опробовал.

Сегодня мне заменили бейджик на «Пиццамейкер», чтобы не пугать клиентов непонятным словом «Кандидат».

День у меня был посвящён сдаче нормативов. Завтра постараюсь сфоткать и выложить мою бумагу с чек-листом. По итогам дня там осталось только несколько пунктов, связанных с приготовлением пиццы, которым я меньше всего занимался эти дни. Оно требует больше практики, чем неделя, для новичков в поварском деле.

Пиццамейкер Денис обучал меня сегодня оставшимся тонкостям, которые ещё не были мне знакомы, и принимал нормативы, которые я мог сдать (например, правильно собрать додстер на скорость), попутно отмечая всё в чек-листе.

И я много готовил. Точнее, начинял пиццы. Точно не помню, но думаю, что около 20 пицц сегодня были собраны моими руками. Научиться бы ещё тесто раскатывать, и можно было бы поставить точку в моём обучении. Но уже вряд ли успею. Тем более, завтрашняя смена обещает быть жаркой (вечер субботы).

Также сегодня у меня было невероятное чувство — теперь я не самый новенький в этом коллективе, т.к. вышел новый стажёр. Ему 30 и он юрист, которому надоело вкалывать за двадцатку на госслужбе. Вот дела…

Мы с ним намыли сегодня вёдра, и уже я обучал его премудростям местного быта, как обучали меня всего 5 дней назад! Так круто не быть самым младшим. Уже позабыл это ощущение, полезно было его вспомнить.

Вообще, находясь здесь, я стал лучше понимать психологию рядового сотрудника. Заметил, что проще работать, когда много работы. Ты просто делаешь-делаешь-делаешь, и время летит незаметно. Особенно на линии начинения!

Это как игра: приходит оповещение о новой пицце, ты должен отметить на планшете каждый этап приготовления пиццы, чтобы фиксировалось время. Система тебя подгоняет, если ты не укладываешься в нормативы (начинить среднюю пиццу — две минуты, еще пять на печь — и через 7 минут она готова!) и хвалит, когда ты успеваешь уложиться, попутно подбадривая делать «еще быстрее». Тесто-начинка-печка-упаковка, и так много раз. Ещё надо успевать пополнять запасы теста/начинки/упаковки, которые ты должен был заблаговременно подготовить. Если ты хороший пиццамейкер. Говорю же — как компьютерная стратегия с управлением ресурсами.

Смена закончилась для меня на мойке. Опять печка. И опять химзащита. Снова вспоминал армию.

День шестой

Или день последний. Мой последний день в «Додо» в качестве стажёра-добровольца. И вот, что он принёс.

Я пришёл, когда на кухне заканчивался первый послеобеденный пик заказов. Денис потом негодовал, как так: 3 работника на кухне — много заказов, 6 работников — мало. В общем, ребята там попотели ещё до начала вечерней смены (она длится с 16:00 до 00:00 + час уборки).

Смена началась как обычно — я переоделся и зашел за зелёную черту, обозначающую пищевую зону (по-простому — кухню). Направился осматривать помещения (попутно здороваясь с коллегами по-додовски кулачками, т.к. нельзя за руку), чтобы отметить для себя, что можно сделать: пополнить запасы ингредиентов, помыть посуду, прибраться на полу или пищевых поверхностях (столах), встать на линию сборки пицц или закусок и т.д.

Как раз за пару часов до моего прихода начался пик заказов, но я пришёл уже под конец, поэтому помощь на линии не понадобилась. Ну, ничего — нас ещё ждала пара пиков впереди. Хотя полного треша, как в прошлое воскресенье (когда отдали много сертификатов за просрочку доставки пиццы), не произошло — благодаря большому количеству пиццамейкеров на смене и грамотному планированию выездов курьеров, сегодня мы расстались только с одним сертификатом.

11.jpeg

Поскольку сегодня было много стажёров — пиццы выходили не по стандарту с завидной регулярностью. То борта неправильно сделают, то посыпать орегано забудут, то ингредиенты перепутают, то порядок раскладки нарушат… Лично я умудрился в потоке пицц сделать «Дон Бекон»… без бекона.

Так что на обед у меня был «Дон Бекон» с ветчиной.

В начале смены произошло историческое событие — в комнате отдыха сотрудников (где все едят и переодеваются) раздавили первого таракана. Был ли он первый — я не знаю, но это точно было из ряда вон выходящее событие! Управляющий очень из-за этого расстроился и распорядился вынести оттуда всю мебель и надраить комнату с дезинфекцией. Предположили, что его принёс кто-то из сотрудников, живущих в общагах (ведь большинство работников — студенты).

Ещё ко мне приходили друзья и фотографировали меня (кто-то по моей просьбе, а кто-то по своей инициативе). А ещё я впервые раскатал большую пиццу для продажи в зале по кусочкам! Это была «Маррргарррита»! Получилось не идеально, но для первой пиццы на продажу было неплохо, как сказала мне инструктор (это такая должность).

12.jpeg

13.jpeg

14.jpeg

15.jpeg

16.jpeg

17.jpeg

Сегодня мне сказали, что зарплата у меня всё-таки будет (мы об этом раньше не говорили) — во вторник пойду за расчётом. Хочу ребятам принести небольшие памятные подарочки. В целом, те, с кем мне здесь довелось работать на сменах — классные ребята, мы даже немного привязались друг к другу за это время. Было немного грустно расставаться.

Дима показал мне сегодня, как работает «Додо ИС». К сожалению, там везде внутренняя информация, поэтому фотографий продемонстрировать не могу. Скажу одно: на поверку она оказалась не настолько сложная технологически, как я предполагал (мы такие системы делаем в Oneway), но продуманная и достаточно удобная. А главное — она везде, прямо как «Скайнет»: в планшетах, компьютерах, на экранах и в колонках, говорит с тобой…

За пару часов до закрытия ажиотаж спал, и мы начали потихоньку наводить порядок. Ближе к закрытию начали чистить вообще ВСЁ. Продолжалось это в совокупности часа полтора, закончили мы около часа ночи. Мне, по традиции, досталась мойка с посудой и горой лексанов (пластиковая тара для ингредиентов) и поддонов для плюшек (тесто-основа для пицц). Работы было так много, что даже инструктор пришла мне помогать, когда остальные места были уже вычищены.

С целью предотвращения воровства и торговли «налево» пиццы (даже обеды) запрещено уносить с собой. У нас из-за стажёров сегодня была целая полка некондиции (которую потом переделывали за счёт пиццерии, разумеется). Её обычно съедают на смене. В этот раз, по случаю моего триумфального завершения стажировки, мне разрешили взять несъеденный мной обед (не было времени и желания опять обедать пиццей) и ещё пару списанных позиций, а также шарики для детей. Так что сегодня я вернулся домой не с пустыми руками.

Так как большинство работников студенты, то они не очень заботятся о своём здоровье. После 17-часовой смены (у менеджера сутки через двое) едут тусить в ночной клуб! Я сегодня специально взял машину, чтобы развести людей по домам, но оказалось, что «Додо» оплачивает вечерней смене такси. Поэтому я отвез только пару ребят в ночной клуб.

Так вы познакомились с моими впечатлениями от #работавДодо в одном лонгриде. Дальше я поделюсь полученным опытом, сделаю выводы и выложу фотки, которые помогут взглянуть на меня за работой со стороны. А пока посмотрите то, что успел снять я.

Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой Он отдыхал. Пришло время и мне отдохнуть.

Выводы

Выводы коснулись нескольких сфер моей жизни. Поскольку эта история в том числе про меня лично, я опишу их все: обо мне, о процессах, о людях и о «Додо».

Обо мне:

  1. Я не такой объективный, как думал. Даже пройдя все ступени от секретаря до директора в Oneway, нельзя утверждать, что я знаю работу компании на всех уровнях одинаково хорошо. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, я привыкаю к тому уровню, на котором нахожусь. В-третьих, детали стираются из памяти, а они часто сильно влияют на общую картину.

  2. Мне нужно лучше расставлять приоритеты по времени и задачам. Работа в жёстких рамках помогла навести порядок в голове. Теперь мне привычнее отсекать всё лишнее и концентрироваться на том, что важно прямо сейчас. Например, закрыть постоянно отвлекающие мессенджеры и писать этот текст.

  3. Жизненно важно выходить время от времени из зоны комфорта. Я бы даже сказал, что это моя обязанность как управленца. Привыкнув к жизни в одном размеренном ритме, можно перестать успевать за этой самой жизнью. А она на месте не стоит! Хочешь жить — двигайся вперёд! Это трудно и больно, но жизненно необходимо! Ты либо развиваешься и побеждаешь, либо деградируешь и оказываешься на обочине. Мне нужно развиваться.

  4. Широкий опыт позволяет более широко взглянуть на любую ситуацию. Но он не позволяет сделать это более глубоко.

О процессах:

  1. Эффективность достигается за счёт чётко спланированных процессов. Чем понятнее и точнее они описаны и применяются — тем выше эффективность работы.

  2. Хорошие процессы вытянут работу даже плохой команды. И наоборот, даже хорошая команда не вытянет работу с плохими процессами.

  3. Даже хорошие процессы нуждаются в хорошем менеджменте. Без качественных управленцев — никуда. Процессы правильно внедряются и исполняются только при постоянном контроле.

  4. Развитие современной компании немыслимо без разумной автоматизации (кстати, «Додо ИС» чем-то похожа на «Битрикс24», которым мы сами активно пользуемся и внедряем клиентам).

  5. Сбор и анализ правильных метрик — ключ к своевременным изменениям (см. Moneyball).

О людях:

  1. Большинство людей не хотят работать. Они ленятся, думают не о работе, а о личных делах и ищут способы уклониться от исполнения своих обязанностей, особенно тех, которые им нравятся меньше всего. Но есть те, которые делают свою работу исправно. Со временем они становятся ключевыми сотрудниками.

  2. Подчинённые традиционно недовольны руководителями. Это общечеловеческая проблема, которая присутствует в любой компании, каким бы адекватным ни было её руководство. Люди всегда найдут, к чему придраться и кого обвинить в своих проблемах.

  3. Люди всегда хотят больше денег. И неважно, адекватно выполняемой работе их желание или нет. Не платите им мало или много. Платите им достаточно, чтобы они думали не о деньгах, а о своей работе.

  4. Одну из ключевых ролей в стабильной работе компании играет команда — костяк, ядро коллектива. Если она есть и сбалансирована в ролях — компания, как ледокол, будет идти вперед через любые преграды. Если с ней что-то не так или её вообще нет — компанию будет постоянно трясти из-за кадровой текучки. Делайте ключевых сотрудников лояльными вашей компании и поднимайте им зарплаты, чтобы удерживать на своих местах.

  5. Открытость, системность и прозрачность работы компании (в решениях, цифрах, перспективах) — огромный плюс для коллектива. Непонятность сразу порождает домыслы и нездоровую атмосферу. Понятность даёт лёгкость и свободу — когда не нужно ничего скрывать, ты можешь быть самим собой и действовать открыто.

  6. Когда над людьми не довлеет опасность наказания за ошибку, они начинают принимать самостоятельные решения, не боятся экспериментировать и могут работать гораздо эффективнее, чем когда приходится думать о том, как бы не ошибиться. Это позволяет поддерживать хорошую, здоровую атмосферу непринужденной работы и общения в коллективе.

  7. Гораздо проще работать, когда можно друг другу доверять. Уберите противоречащие интересы, сконцентрируйте людей на одной цел — и синергия не заставить себя долго ждать.

О «Додо»:

  1. Не надо никого идеализировать. «Додо» — не исключение. У них много внутренних проблем. Как и у всех. Но всё же они крутые. Обычно принято говорить: «Я там работал, поэтому ни за что не буду это есть». Про «Додо» скажу по-другому: «Я там работал, и ещё больше убедился, что есть нужно только это».

  2. Все пиццерии «Додо» разные, хотя и работают по одной системе. В конкретной пиццерии я увидел проблему отсутствия грамотного менеджмента. Отсюда растут корни всех остальных проблем.

  3. Опять же, не знаю, как в других пиццериях, но на моём месте работы не было команды, зато была большая текучка и проблема с кадрами. Решение этого вопроса поможет решить многие другие.Возможно, 3 и 4 пункт связаны с недавней сменой управляющего — может быть, новый управляющий еще не успел всё наладить. Я не смотрел на этот вопрос с управленческой точки зрения, делюсь только тем, что увидел как стажёр.

  4. «Додо» рассказывают про себя правду. Они действительно акцентируют внимание на поддержании чистоты. Они действительно используют только лучшие продукты. Они действительно следят за качеством продукта и стремятся сделать его лучшим! Я увидел за эту неделю удивительную заботу о клиенте. «Додо» всегда принимали сторону клиента, даже в спорных ситуациях. Даже когда можно было этого не делать.

  5. Они правда очень системные. И это их выручает. Наверное, поэтому они так быстро масштабируются. Даже малоопытные сотрудники вроде меня не могут выдать клиенту плохой продукт — его просто не пропустит система. Да, они будут работать хуже, чем опытные. Но не хуже, чем требуется по стандарту. А если вам всё-таки привезли плохую пиццу — просто позвоните в «Додо», и вопрос решат в вашу пользу.

  6. В «Додо» ещё есть что автоматизировать. Например, списания можно заносить сразу в «Додо ИС» с помощью планшетов. Чек-лист дежурства по чистоте заполнять там же. В общем-то, при желании можно даже форму сотрудника распознавать на соответствие стандартам. Кто знает, может, в будущем и менеджер для контроля за исполнителями не понадобится — всё будет делать «Додо ИС»? А может, и исполнители не понадобятся, когда выпустят механические руки в промышленном варианте? Мечта предпринимателя.

  7. Я бы порекомендовал объяснить применение некоторых стандартов. Например, почему пиццамейкеры должны носить только чёрные или тёмно-синие джинсы? Почему именно джинсы? А если жарко (напоминаю: там рядом открытая печь, нагретая до пары сотен градусов)?

  8. Я слышал от людей, что им было бы проще следовать стандартам, если бы они понимали, зачем. Понятно, что это стандарты, их нужно просто соблюдать. Но человек же такое существо — ему хочется понимать то, что он делает.

Я искренне благодарен «Додо» за их невероятную открытость и возможность, которую они мне предоставили. Буквально взглянул на свою жизнь и свою работу под другим углом. Надеюсь, что читателям был полезен и интересен мой опыт. Напоминаю, что главное в знании — это применение! Желаю вам в этом успеха.

Поэтому и я начну воплощать в жизнь в Студии Oneway то, чему научился, проходя стажировку в пиццерии на Троицком в городе с двумя буквами «А».

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine