#Эхо81: почему Netflix провалился в Индии и Китае
Содержание
- Чего ждать от отчёта Apple
- Веселая новость
- Про Netflix, cредний класс в Индии и почему Индия не станет следующим Китаем
Чего ждать от отчёта Apple
Уже завтра Тим Кук расскажет, как Apple провела очередной квартал. Вероятно, Apple отчитается о росте сервисов. Но результаты 3-го квартала (у компании свой финансовый год) важны по двум причинам.
Во-первых, для Apple 3-й финансовый квартал традиционно самый печальный. В преддверии новых iPhone никто не покупает старые аппараты. А коронавирус лишь усилил тенденцию, доля iOS упала, а вот доля Android подросла. К тому же у компании не получится поиграть с цифрами. Это 4-й квартал / 1-й квартал ещё можно подтянуть манипуляцией с началом старта продаж. Ну, со вторым кварталом можно что-то придумать, как это делали раньше, когда поставка iPhone диковинного цвета задерживалась. А третий — это всегда низкие продажи. Интрига, сможет ли бухгалтерия Тима Кука что-то придумать. Аналитики ожидают результата на пару миллиардов хуже, чем в 2019 году. Если будет действительно так, то Apple докажет свою непотопляемость. Я бы ставил на то, что результат будет скорее на уровне 2017 года.
Веселая новость
В 2019 году мир обсуждал смену власти в Казахстане, когда Нурсултан Назарбаев формально ушел с поста президента, но сохранил за собой особый статус, назвавшись «елбасы», или отец нации. Западные СМИ происходящее называли «опасным прецедентом» и всячески порицали. Но не все помнят, что ещё в 2015 году основатель Huawei Жэнь Чжэнфэй прошел этим путем. Основатель компании взял на себя роль верховного ментора, отца компании, создав вокруг себя систему из 3 заместителей, каждый из которых становится «калифом на час», а точнее, выполняет роль CEO в течение полугода при поддержке остальных двоих и консультационного совета из 4 человек. В то время как господин Чжэнфэй остаётся несменяемым, совет из 7 (3 сменных CEO + 4 советника) выбирается путем голосования. Причем это вполне настоящее голосование, так как компания Huawei находится в собственности сотрудников, а у Жэнь Чжэнфэя около 1.5% акций. Рядовые сотрудники выбирают 60 представителей, перед которыми выступают желающие руководить компанией. И эти 60 представителей уже голосуют как бы от имени рядовых сотрудников.
Стоит ли говорить, что на Западе все очень обрадовались такой настоящей демократии в сердце самой китайской компании, говорили про комбинацию лидерства и демократии. В какой-то степени система правильная, так как, во-первых, совет семерых под чутким менторством господина Чжэнфэя может наметить стратегию развития, а с учетом смены власти каждые полгода никто из временников не успеет осесть в кресле. Во-вторых, сам господин Жэнь Чжэнфэй укрепил свою позицию. Если что, всегда есть виноватые, а он над всеми.
Про необычную систему Huawei я вспоминаю каждый раз, как вижу новости по теме в российских СМИ. У нас уже есть один любимый термин, которые перевели напрямую — roadmap, дорожная карта. Для меня загадка, почему переводят дословно. Ведь roadmap — это стратегический план, план реализации, пошаговый план, маршрут реализации. Это ж не какой-то научный термин, чтобы переводить дословно. В случае с Huawei тоже почему-то предпочитают переводить в лоб: «В день открытия первого саммита Better World Summit, ротируемый председатель Huawei Го Пин (Guo Ping) рассказал о том…».
И каждый раз, как вижу подобные новости про вращающегося CEO, сразу рисуется определенная картинка, и я очень радуюсь за Huawei. Предлагаю радоваться и вам.
Про Netflix, cредний класс в Индии и почему Индия не станет следующим Китаем
В прошлом выпуске «Эха» написал, что наконец уверовал в обреченность бизнес-модели Netflix, и сразу прилетело, что неправ я. Мол, Индия есть, которая, как Китай, рванёт, и всё будет сразу хорошо у Netflix. И других стран ещё куча, где нет Netflix.
Давайте по порядку.
Я перестал верить в Netflix по итогам квартала, когда выяснилось, что компания подписала рекордное количество новых клиентов и даже заработала денег. И, вроде, это радостные новости, но на самом деле нет. Ниже — карта мира. Красным выделены страны, в которых официально присутствует Netflix. Всё сделано как надо: поддержка онлайн-оплаты, локальные цены, если нет голоса, то переводят субтитры.
Netflix присутствует почти в 200 странах мира начиная с 2016 года. Безусловно, сервис развивается и растет число подписчиков, но карантин послужил катализатором. Люди сидели дома. И если за время карантина человек не подписался на Netflix, то что должно произойти, чтобы впоследствии он это сделал?
Соответственно, в условиях карантина, когда подписалось рекордное количество новых пользователей (15 млн в первом квартале + 10 млн во втором), а затраты на производство новых фильмов и сериалов отменились, Netflix показала прибыль. Но CEO компании сразу же предупредил, что как только начнутся съёмки, компания снова станет убыточной. На текущий момент у Netflix 193 миллиона платных пользователей. Это громадное число. Сколько ещё пользователей нужно, чтобы наконец-то сервис стал прибыльным? Скорее нужны дополнительные способы монетизации.
Два слова про Китай
Netflix очень хочет в Китай. Но для этого от китайского правительства нужно получить соответствующее разрешение, которое, в свою очередь, требует, чтобы сервис подчинился цензуре. Какой удар по репутации, если православный западный сервис подчинится коммунистам! Да и цензурные запреты в Китае достаточно строги, там регулируются целые сценарии. Например, «Игра Престолов» формально запрещена в Китае.
Но главная причина, почему Netflix не рискует лезть в Китай, финансовая. На местном рынке уже давно всё плотно и занято. Точно так же, как существуют десятки магазинов приложений, так существуют и десятки стриминговых сервисов, начиная от Xiaomi и Alibaba и заканчивая мелкими сошками, о которых даже не все китайцы знают. И главное, что все сервисы значительно дешевле, чем Netflix. Годовая подписка находится в среднем на уровне 4.9–5 долларов. Также следует понимать, что выход на новый высококонкурентный рынок — это всегда обилие трат на продвижение. И велика вероятность, что, не получив значимую долю рынка, Netflix просто сожжет бюджеты.
Но Netflix не отказывается от планов на Китай. У сервиса другая стратегия. Во-первых, для демонстрации своей продукции он ищет на территории Китая партнеров. К слову, партнером Netflix в Китае ранее была стриминговая платформа iQiyi. Её CEO в интервью сказал, что они отказались от сотрудничества, так как фильмы и сериалы Netflix не соответствуют вкусам местных зрителей и их мало смотрели.
Другая стратегия заключается в том, что Netflix всё равно активно занимается переводом своих продуктов на китайский. Идея в том, чтобы подсадить на сервис китайцев, проживающих вне страны. Принимая в расчет ежегодное паломничество (в китайский Новый год) на родину, зараженные Netflix китайцы должны потихоньку распространять молву о сервисе.
Выглядит всё это достаточно жалко, правда?
Как Индия станет новым Китаем, а Netflix там зажжёт
Не могу удержаться, ибо сравнение Китая и Индии — один из приятнейших и интереснейших мысленных экспериментов, в ходе которого выясняется, что у этих двух стран нет ничего общего, кроме того, что и там и там численность населения стремится к 1.5 млрд. Но на самом деле и это не так. Демографы предсказывают, что население Китая, достигнув этой впечатляющей цифры, пойдет на спад и к середине века составит 1.3 млрд. Виной тому известная всему миру политика регулирования количества детей, создавшая значительный гендерный дисбаланс. А вот Индия, наоборот, должна к 2050 году стать самой большой экономикой мира (по количеству человек). Размер населения составит 1.7 млрд. А вот сравняется ли в плане доходов Индия с Китаем — это большой вопрос.
Китай начал проводить реформы по переходу к рыночной экономике ещё в 70-е годы. Разрешили путешествовать по провинциям и городам в поисках работы, закрыли неприбыльные государственные фабрики, высвободившие десятки миллионов свободных рук, создали экономические зоны, пригласили западные компании, дали дорогу иностранным инвестициям.
Другой момент, что Китай и сам активно вкладывался в развитие. Думаю, не будет ошибкой сказать, что в Китае самая продвинутая инфраструктура в Азии — многополосные магистрали, скоростные поезда, авиасообщение, порты. Всё это напрямую стыкуется с производственными мощностями. Китай стал мировой фабрикой, где удобно и выгодно держать производство. И этот факт до сих пор удерживает там многие компании. Делал тематический выпуск о том, с какими проблемами сталкиваются компании при попытке переноса мощностей, например, во Вьетнам.
Теперь посмотрим на Индию. Попытки начать экономические реформы были предприняты только в 90-е годы. Но, откровенно говоря, особых успехов в этом деле нет, и уже в «нулевые» реформаторская активность пошла на спад. Хотя, конечно, я не совсем прав. Благодаря реформам удалось значительно снизить даже не бедность, а нищету сельского населения, подтянув её до уровня бедности.
Соответственно, инфраструктура в Индии с её разбитыми дорогами, поездами, приходящими с многочасовыми задержками, а также проблемы в сфере образования делают страну непривлекательной для иностранных инвестиций. Например, Apple уже несколько лет пробует перевести сборку iPhone на фабрику в Индию (уже два сообщения в СМИ просачивалось), но каждый раз ответ один — низкая квалификация индийских рабочих не позволяет собирать качественные iPhone. Тут следует отметить, что в iPhone, в отличие от других смартфонов, где всё собирается блоками, много компонентов, которые приходится устанавливать вручную.
И, говоря про рабочих, важно отметить и другой момент. Несколько поколений китайцев усердно трудились за плошку риса в надежде на «светлое завтра». В плане идеологии Китай — это монолит, авторитарный режим с единой культурой, которому граждане привыкли повиноваться без раздумий. В свою очередь, Индия значительно более мультикультурная страна, 70% населения которой живет в деревнях. При этом в Индии до сих пор силён такой атавизм, как кастовая система.
Для понимания уровня развития в Индии посмотрите на график из исследования Mastercard. Это исследование конца 2016 года, но основной расклад верен до сих пор. На графике показано, какие бытовые удобства есть в домохозяйствах. Обратите внимание, что даже в условно богатом срезе не везде есть туалет или вода в кране (tap water).
Ну, а главное, обратите внимание на уровень наличия интернета. Благодаря низкому старту и подешевевшим смартфонам страна в последние 3 года показывает значительные темпы роста распространения интернета среди населения. На текущий момент в стране 503 миллиона интернет-пользователей. С одной стороны, это вдохновляющая цифра, даже 10 процентов от которой могут сделать Netflix прибыльным.
С другой стороны, если заглянуть внутрь этой цифры, то всё не так радостно. Компания Nielsen выпустила исследование по итогам 2019 года. Уже первая разбивка по устройствам показывает, почему Netflix провалился в Индии, собрав за 2 года около 2 миллионов подписчиков. Что в городе, что в деревне люди выходят в интернет с мобильных телефонов.
Ну, а средняя скорость доступа ставит крест на Netflix. Средняя скорость Wi-Fi в Индии составляет около 5 Мбит/с, скорость мобильного интернета — 11.5 Мбит/с, а скорость проводного интернета — 35 Мбит/с.
Средняя цена смартфона для Индии составляет при пересчете с долларов 9 500 рублей. Для сравнения, в России это 16.5 тысяч рублей, а в США, по данным Statista на 2017 год, это 567 долларов, или 40.8 тысячи рублей.
Подводя итог, можно сказать, что в плане распространения видеопродукции Индия до сих пор плотно находится в эпохе развалов и барахолок, когда фильмы и программы продают на дисках. Население страны и физически, и морально не готово платить за контент, особенно учитывая, что все Netflix-новинки в тот же день появляются уже на DVD. Фотографий из Индии у меня нет, но в плане пиратства схожая ситуация в Мексике. Уже к обеду продавались DVD с новой серией «Мандалорца», вышедшей утром.
Индии предстоит пройти путь ещё в пару десятилетий. Если всё будет хорошо, то лет через 5–8 начнут проявляться первые плоды и группы пользователей значимого размера, которые будут согласны платить за сервис. Но тут тоже большой вопрос. Пандемия коронавируса показала, как хрупка мировая экономика. И как вы знаете, все экономические передряги в первую очередь бьют по самым слабым экономикам мира.
Ну и, говоря про Индию, следует отметить один специфический факт. Если посмотреть на доходы кинотеатров, то неожиданно окажется, что за 2017 год голливудские фильмы принесли лишь 10% от всего бокс-офиса. В Индии любят и ценят отечественные фильмы и сериалы, где поют, танцуют слоны и всё прочее в лучших традициях Болливуда. Местная видеопродукция занимает большую часть эфиров телеканалов и кинотеатров. Netflix регулярно делает оригинальный контент для Индии, но компании надо гораздо больше, чтобы привлечь внимание.
Заключение про Netflix
Netflix с 2014 года стабильно убыточна. Компания каждый год теряет деньги.
В 2018–19 гг. по 3 млрд в год, до этого 2 млрд. Суммарно долг Netflix уже превысил 15 млрд долларов. Компания не смогла зарабатывать, когда была практически одна на рынке. Теперь свои позиции усилили Amazon Prime, появился Disney+, стриминг от NBC, Quibi, а из-за коронавируса у людей стало меньше денег. И, скорее всего, компания просто не доживет до того момента, когда всё будет хорошо.
К содержанию >>>
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review