Запуск ICO — пошаговая инструкция
Рекомендации от криптоинвестора Анатолия Иванова для тех, кто впервые проводит публичное размещение токенов.
Провести ICO с помощью внешних консультантов стоит от $200 до $500 тысяч. Что стартап получает за эти деньги, описано в этой статье. Я расскажу об этапах, через которые вам придется пройти на пути к ICO, — примите решение, что из этого вы сможете сделать сами, а что лучше делегировать.
Я сотрудничаю с командами двух стартапов: один уже прошел этап пресейла и организует всё собственными силами, второй проект планирует проведение ICO осенью 2017 года и использует труд привлеченных консультантов.
В обоих стартапах технические специалисты умеют делать продукт, но не умеют смотреть на него с позиции инвестора. Поэтому мои основные задачи — вычитка документов, уточнение позиционирования, составление FAQ и Terms. Качественный маркетинг в ICO пока встречается редко: в этой сфере инвестиции пытаются привлечь в основном технические специалисты, а не маркетологи. Поэтому сделайте всё грамотно — и вы получите инвестиции.
Даже если вы соберете отличную команду, для решения технических и юридических вопросов я рекомендую привлекать специалистов. Налоги, вывод в фиатные деньги, ответственность перед инвесторами — всё это должно быть продумано до мелочей.
Аккуратно и ответственно используйте термины: акции, доля в компании, инвестиции, распределение прибыли. О том, какие существуют правовые риски, описано в этой статье.
Шаг 1. Сформулируйте идею
Для сбора первых пользовательских мнений используйте биткоин-форум BitconTalk, раздел «Альтернативные валюты».
На этом этапе ваш проект может и закончиться. Основа криптоинвестиций — токены. И если в вашем проекте токены используются без необходимости, то вас справедливо отправят искать инвестиции в другом месте. Например, вы хотите открыть сеть пиццерий. Зачем вам токены? Как ваша идея вообще связана с блокчейном? От ICO, несмотря на ажиотаж, всё же ожидают развития именно блокчейн-технологий.
Назовите свою тему по шаблону «Название проекта и основная идея», поставьте префикс [pre-ANN]. Например: [pre-ANN] VC — Crypto Fund for Media Startups. Если пока совсем не владеете английским языком, то создавайте тему в русскоязычной ветке. Когда запустите основную маркетинговую кампанию, поменяете у темы префикс на [ANN] или [ICO].
Шаг 2. Соберите команду
Если не тратить деньги на внешних консультантов, то в любом случае придется потратить время. Тысячи часов один человек вложить в проект не сможет, поэтому для эффективного запуска понадобится команда (20–30 человек).
Кто будет нужен: контент-специалисты, редакторы, PR-специалисты, SMM-специалисты, комьюнити-менеджеры, дизайнеры, программисты, таргетологи. При этом специалисты должны быть языковыми универсалами, иначе количество сотрудников увеличится пропорционально количеству языков.
Для оплаты работы команды можно использовать следующие методы:
- Собственные или заемные средства. Рассчитывайте, чтобы вам хватило: подготовка к ICO — от двух до пяти месяцев, сам этап ICO — от двух до восьми недель.
- Закрытая предпродажа. Для этого нужен MVP, сайт (или презентация) и развитые коммуникативные навыки основателей. Собираете нужную вам сумму криптовалютой ($50–200 тысяч), обналичиваете — и используете для покрытия расходов. Для инвесторов это самая рискованная стадия, поэтому вам придется приложить усилия для убеждения.
- Небольшой оклад для сотрудников, нематериальная мотивация (новый рынок, новые знания, международный проект и так далее), но с условием большого бонуса по итогам ICO (от трёх до десяти окладов).
Основной язык для ICO — английский. Основные маркетинговые рынки — тоже зарубежные. Рунет, конечно, дает свой инвестиционный вклад, но сосредотачиваться придется на англоязычном маркетинге, а значит, специалистов подбирать с соответствующим опытом.
Рынок перегрет, собрать в одном месте два десятка человек вам вряд ли удастся, поэтому сразу осваивайте работу с удаленными сотрудниками. Trello, Slack, Google Drive, Google Hangouts и другие подобные сервисы станут вашими лучшими друзьями.
Шаг 3. Изучите конкурентов
Изучите, какие проекты недавно эффективно провели ICO. Проекты соревнуются за деньги инвесторов, поэтому ваши конкуренты за эти деньги — это любые ICO-проекты. Все они разные, у многих есть чему поучиться.
Из последних качественных ICO я рекомендую посмотреть на Civic, EOS, Polybius. Загрузите с сайтов этих проектов Whitepaper, FAQ, подпишитесь на их социальные каналы, вступите в их публичные чаты. Вам нужно погрузиться в эту среду, начать мыслить на криптоязыке.
Шаг 4. Зарегистрируйте компанию
Если у вас нет компании за рубежом, самое время её создать. На российское юрлицо привлекать такие инвестиции я бы не рекомендовал.
Какие юрисдикции выбрали проекты российских основателей:
- Starta — США.
- MobileGo — США.
- Golos — Белиз.
- Polybius — Эстония.
- ZrCoin — Кипр.
- Waves — Великобритания.
- SONM — Сингапур (ранее были в Швейцарии).
- Exscudo — Эстония.
- BitCAD — Сингапур.
Шаг 5. Опишите продукт на основе идеи
Whitepaper — основной документ проекта. Если вы качественно проделали работу на втором шаге, то знаете, как он выглядит. Это самый сложный документ: он дольше всего готовится и его нужно тщательно вычитывать.
Вдумчиво прочитают ваш документ, может быть, десять человек, но именно они могут создать вам проблемы. Криптоэнтузиасты имеют вес в сообществе, их читают тысячи людей. Если вы ведете масштабную рекламную кампанию, но вас есть, за что критиковать, криптоэнтузиасты с высокой вероятностью сделают это.
Большой и сложный Whitepaper массовый инвестор не читает, зато сразу ставит жирный плюс проекту. Если что-то в Whitepaper можно проиллюстрировать — сделайте это. Инвесторы будут пробегать текст по диагонали и фокусироваться на картинках.
Если пишете Whitepaper сами, дайте его на вычитку специалистам: за $300-$400 в час они поправят проблемные места. Вообще я рекомендую активно обращаться за разовыми консультациями по разным вопросам — это сэкономит много времени, нервов и, возможно, даже денег.
Типовая структура документа:
- Background — с чего всё началось.
- Introduction — описание рынка, применимость блокчейна на нем.
- Market Analysis — более глубокий анализ рынка, потенциал роста рынка, существующие конкуренты.
- Introduction to product — какой продукт, сервис или проект вы предлагаете.
- Product specific section — более подробное описание продукта, графики, таблицы, расчеты.
- Technical — более подробное описание технических аспектов продукта.
- Use cases — практики применения продукта.
- The pre-ICO — если проводится предварительное привлечение инвестиций.
- The ICO — смотрите шаг «Опишите условия для инвесторов».
- Roadmap of development — что сейчас сделано, что и в какие сроки планируется.
- Financial Projections — на что будут расходоваться инвестиции.
- Team — руководство, ключевые сотрудники и их опыт.
- Conclusion — заключение, выводы.
FAQ — соберите все возможные вопросы и опубликуйте их. По мере появления новых вопросов заносите их в FAQ. Удивительно, но лишь единицы проектов имеют полноценный раздел «Вопросы и Ответы».
Хорошим тоном считается выпускать пошаговые руководства (tutorial) на действия, которые потенциально могут вызвать затруднение: как пользоваться личным кабинетом, как сделать перечисления с разных типов кошельков, как получить токены после выпуска. Это и дополнительный контент для ваших социальных каналов, и забота об удобстве пользователей.
Шаг 6. Запустите сайт и email-рассылку
Что касается сайта — сейчас в основном используется одностраничная структура, она очень удобна для ознакомления. Если вы планируете масштабную рекламную кампанию, сразу подумайте о хостинге.
В момент старта продаж тысячи пользователей окажутся на вашем сайте одновременно. Случаются и DDoS-атаки, защиту от них тоже продумайте заранее (одновременно с такой атакой идет и массированный спам фишинговыми ссылками по всем социальным каналам вида «сайт временно не работает, переходите на копию и регистрируйтесь»).
Структура сайта:
- Форма подписки.
- Видеоролик.
- Дорожная карта: что и в какие примерные сроки (разбивка по кварталам) планируется сделать.
- Описание ICO.
- Команда: качественные фото, краткие биографии, ссылки на соцсети.
- Пресса: фотографии с Виталием Бутериным, ссылки на публикации, видеозаписи презентаций и выступлений.
- Описание продукта.
- Работающие кейсы.
- Документы: Terms, Whitepaper.
- Партнеры.
- Контакты и социальные каналы.
Что можно рассылать подписчикам:
- Еженедельные новости — держать в курсе проекта.
- Напоминания о дате инвестиций — за месяц, на неделю, за день до старта.
- Напоминание о старте инвестиций — за пять минут до старта.
- Оповещения о безопасности и ссылки на пошаговые руководства
Шаг 7. Опишите условия для инвесторов
На этом этапе нужно решить, будет ли у вас pre-sale и pre-ICO. Я рекомендую делать и то, и другое — это позволяет находить баги с помощью пользователей, а также отрабатывать работу в социальных каналах. Даже проводя pre-sale и pre-ICO, вы можете решить выпустить токены только в конце основного раунда инвестиций.
Проверьте следующее:
- Дата начала и окончания ICO (рекомендуемая длительность не более четырёх недель).
- Какие виды валют принимаются (биткоины, эфир и прочие)?
- Есть ли уже работающий продукт?
- Есть ли дорожная карта?
- На чем будут основаны токены?
- Токены: количество выпущенных и намайненных токенов, предусмотрено ли ограничение на выпуск, как определяется начальная цена токенов, что будет с непроданными токенами.
- Есть ли Escrow (гаранты, обладающие доступом к собранным средствам)?
- Аудит исходного кода независимыми аудиторами, наличие исходников на GitHub.
- Распределение токенов: сколько команде, сколько на ICO, сколько на bounty-активности. Распределение автоматическое или ручное?
- Pre-ICO: что получат первые инвесторы и на каких условиях (сколько уже выпущено токенов, сколько продано и сколько будет выпущено).
- Кто менторы, советники, эксперты?
- Какие есть партнеры среди блокчейн-сервисов и финансовых институтов (например, PWC, банки, инвесторы)?
- Условия bounty-программы.
- Предварительные договоренности о листинге на биржах и сроки листинга.
- Бонусы в зависимости от времени инвестирования. Или бонусы в зависимости от процента от общего выпуска.
- Предусмотрен ли максимальный hidden cap, прекращающий сбор средств.
- Для граждан США и других стран: принимаются ли от них инвестиции?
- Полученные средства: предусмотрена ли равномерная выдача их команде в течение двух-трёх лет?
- Мотивации для инвестирования: участие в прибыли, продажа на бирже, участие в управлении, байбэк? Это длительная инвестиция или краткосрочная?
- При каком количестве собранных средств кампания считается успешной? Предусмотрен ли возврат, если не достигнута цель?
- После завершения ICO: на что пойдут собранные средства? Предусмотрены ли разные модели развития в зависимости от собранных денег?
Шаг 8. Создайте социальные каналы
Для западных пользователей:
- Блог на сайте.
- Поддержка по почте.
- Reddit.
- Medium.
- Telegram.
- Twitter.
- Facebook.
- Slack.
- Linkedin.
- Если у вас открытый код, то поставьте ссылку на GitHub.
- Если ресурсы команды позволяют, то ведите YouTube и Instagram.
- Если пишете на китайском языке, то используйте и Weibo.
Для русскоязычных пользователей добавьте:
- Medium.
- Telegram.
- «ВКонтакте».
- Facebook.
Переименуйте свою тему на форуме BitcoinTalk, поставьте префикс [ANN] или [ICO]. Если можете, то создайте темы-копии и в локальных ветках (сейчас на форуме 19 языковых локальных веток). Поставьте ссылки с каждого канала на все остальные.
Часть каналов подразумевают общение, другие — только информирование. Соблюдайте баланс: предоставьте пользователям возможность задавать вопросы и ведите официальные каналы для объявлений и новостей.
Пользователи бывают разные: могут прийти и мошенники, которые будут публиковать фишинговые ссылки. Модерируйте все каналы, желательно круглосуточно. Во время ICO это особенно рекомендуется: ссылка от пользователя с ником вроде MainModerator, которая провисит всю ночь в ваших каналах, может значительно подпортить вам репутацию.
Идеально, если вы сможете поддерживать коммуникации во всех каналах и на всех языках. Если же вы понимаете, что не сможете выделить столько ресурсов, то ограничьтесь двумя-тремя социальными каналами. Социальные медиа пригодятся вам и после ICO. Интересный факт: один из фондов, инвестирующих в криптовалюты, считает сигналом к продаже то, что команда два месяца не публикует новости.
Помимо юридических и налоговых последствий, самое страшное, что может случиться с вашим ICO, — это обвинения в скаме (scum — на сленге обозначает любое негативное явление). Как шутят криптоэнтузиасты, любое ICO — скам по определению. Репутация очень важна. Постоянно задавайте себе вопрос: не может ли вызвать обвинения в скаме то, что я сейчас напишу или сделаю.
Шаг 9. Разработайте и опубликуйте bounty-кампанию
Bounty — вознаграждение пользователей за PR-активности: подписи на форумах, ведение тем в локальных языковых версиях, перевод документов на локальный язык, публикации в социальных сетях, блогах и прочее.
Условия баунти публикуются либо в основной теме на BitcoinTalk, либо во вспомогательной с префиксом [Bounty]. Я рекомендую создавать отдельную тему, потому что иначе в основной теме будет 90% обсуждений баунти.
Шаг 10. Разместите проект в ICO-трекерах
Трекеры изучают ваш проект, и если он не выглядит как скам, то размещают его в своём списке. Некоторые площадки могут попросить денег за размещение или за подробный обзор — примерно $1–3 тысячи.
Список основных трекеров:
Китайские трекеры:
Каждый месяц появляются новые трекеры, так что список ещё во время подготовки вашего ICO может увеличиться вдвое.
Шаг 11. Разместите материалы в тематических СМИ
Здесь традиционная PR-работа: составление списка площадок, подготовка материалов, контакт с редакторами площадок. Что-то расписывать здесь смысла не вижу, материалов по PR в интернете множество.
Шаг 12. Запустите рекламу
Используйте любые источники трафика, с которыми умеете работать. Ваша основная задача — сделать так, чтобы токены продались в первый же день (час). Чтобы потенциальные покупатели приходили на ваш сайт или в ваши социальные каналы, восхищались и заносили дату вашего ICO красным маркером в свои ежедневники.
Что для этого можно сделать
Ограничивайте максимальную сумму привлечения. Это хороший признак для инвесторов: вы не забираете с рынка все возможные деньги, а привлекаете столько, сколько нужно для развития. Чем меньше привлечённая сумма, тем больше шансов на кратный рост инвестиций.
Дайте бонусы или скидки по времени или первым инвесторам. Во всех статьях, блогах и социальных каналах пишите о том, каким высоким спросом вы пользуетесь: публикуйте данные о количестве email-подписчиков, участниках социальных каналов, прогнозы аналитиков о высоком спросе на ваши токены.
Шаг 13. Разработайте личный кабинет инвестора
Основная функциональность кабинета: прием криптовалюты, перечисление выпущенных токенов на кошелек, настройки. Дополнительная функциональность: подгрузка идентификационных документов, дополнительная защита, разного рода таймеры. Для разработки крайне рекомендую обратиться к специалистам, которые имеют в этом опыт.
Шаг 14. Сделайте переводы на другие языки
Сделать перевод можно своими силами или при помощи bounty-кампаний. Языки, которые пользуются популярностью: китайский, японский, корейский, русский, немецкий, французский.
Желательно полностью перевести сайт. Whitepaper можно не переводить целиком (помните, полную версию читают только несколько англоязычных гиков).
Шаг 15. Выпустите токены
Вариантов не так много: выпуск на платформе Ethereum, на платформе Waves или собственные токены. Для выпуска токенов крайне рекомендую обратиться к специалистам. Хотя Waves декларируют, что это очень просто, — решайте, пробовать самим или нет.
Шаг 16. Начните ICO
Наконец, настал этот день. Круглосуточное дежурство специалиста из каждого направления очень желательно. Даже в момент старта ваш сайт могут взломать и заменить кошельки для перечисления, как это случилось с ICO Coindash 17 июля.
Следите за сбором средств, подогревайте интерес в социальных каналах — создавайте финальный ажиотаж. Используйте на этом шаге всё, чему вы научились за предыдущие несколько месяцев.
Резюме
Цена на проведение ICO постоянно растет. На рынок выходит всё больше проектов, разобраться в них становится всё сложнее. Инвесторы разочаровываются в ICO: криптовалюты нестабильны, получить ROI в тысячи процентов удается редко. Возможно, через год $1 млн уже будет недостаточно для качественного маркетинга, а сегодняшние расходы будут казаться смешными.
© vc.ru