Зачем стартаперу ехать в Новую Зеландию: виза, рынки, финансирование

Издание Selfmadetrip рассказало об особенностях новозеландского рынка и перечислило основные требования к предпринимателям из другой страны, акселераторы и венчурные фонды.

В рейтинге Мирового банка за 2015 год Новая Зеландия признана страной, где проще всего создать стартап, и второй после Сингапура с наиболее благоприятными условиями для бизнеса в целом. Неудивительно, ведь Новая Зеландия — одно из наименее коррумпированных государств в мире, здесь нет налога на прирост капитала, а зарегистрировать предприятие можно за несколько часов. При этом 70% всех новозеландских компаний функционируют без наемных сотрудников вообще. Новозеландское правительство заинтересовано в развитии бизнеса: для стартаперов в стране введены специальные визы, предусмотрены доступные госпрограммы по финансовой поддержке, действуют инкубаторы и акселераторы.

6aac398651c18e.jpg

Перспективные сферы развития бизнеса в Новой Зеландии — информационные технологии, экотехнологии, наукоемкое производство, переработка мусора, туризм, сельское хозяйство с использованием инноваций, образовательные курсы для иностранных студентов. В последнее годы увеличилось производство в виноделии и кинематографе.

Особое внимание страна сейчас уделяет увеличению объема экспорта, поэтому для производителей экспортной продукции есть дополнительные льготы. Для стартаперов облегчены условия въезда в страну, также они могут получить дополнительное страхование бизнеса.

Среди успешных иностранных стартапов стоит отметить приложение для контроля доходов и расходов PocketSmith от выходца из Малайзии Джейсона Леонга и интернет-платформу KotahiNet индийца Кумара Викрама, которая развивает концепцию «интернета вещей».

Стартап-виза

Чтобы открыть свой бизнес в Новой Зеландии, нужно получить одну из разновидностей рабочей визы — Entrepreneur Work Visa, которая будет действительна три года. За это время молодой бизнес-проект должен получить первые результаты от коммерческой деятельности. Первый год считается этапом стартапа: иммигрант должен оценить ситуацию на новозеландском рынке и открыть предприятие. Следующие два года — этап баланса, который предполагает перевод денег в новозеландский банк, заключение контрактов, приобретение недвижимости и так далее.

Для получения стартап-визы предприниматель и его проект должны соответствовать нескольким критериям. Первый — возможность самого стартапера инвестировать в бизнес не менее $100 тысяч новозеландских долларов — около $68 тысяч. Сумма может быть меньше, если речь идет об ориентированном на экспорт и быстроокупаемом бизнесе. Также нужно предоставить хорошо продуманный бизнес-план. Еще один важный пункт — тестирование проекта: необходимо набрать не менее 120 баллов по шкале, которая определяет надежность бизнеса.

Требования к стартаперу

У предпринимателя не должно быть проблем с законом. Потребуется предоставить справку из полиции родной страны заявителя, а также из каждой страны, где он прожил не меньше пяти лет с момента наступления 17 лет.

Это требование общее для соискателей на получение долгосрочной новозеландской визы любой категории. Для бизнесмена оно подразумевает еще и отсутствие в его коммерческой истории финансовых махинаций, случаев мошенничества, банкротства и разорения бизнеса в течение пяти лет перед подачей заявки. Это, конечно, не нарушает законодательство, но накладывает тень на репутацию соискателя как успешного бизнесмена.

На стартапера-иностранца распространяются и другие общие визовые правила: знание английского языка (сертификат IELTS не ниже 4 баллов или доказательство опыта общения и работы на английском) и хорошее здоровье: у него не должно быть серьезных хронических заболеваний и необходимости в дорогостоящем лечении.

С чего начать

В первую очередь необходимо определиться с организационно-правовой формой будущей компании. Чаще всего стартапы — общества с ограниченной ответственностью, limited liability company. С такой организацией предприятия финансовый крах компании не будет ударом по личным накоплениям стартапера, в отличие от индивидуального предпринимательства — sole trader.

Выбирая дислокацию, нужно убедиться, что в законодательстве не запрещено вести интересующую вас деятельность в конкретном месте. Например, нельзя организовать авторемонт в спальном районе: он будет мешать жильцам. Для каждого региона есть экологические планы, в которых определены допустимый уровень шума, загрязнения окружающей среды и ухудшения качества воды. Если новое предприятие нарушает природный баланс (берет воду из реки или ручья, производит выбросы в атмосферу), то придется получить согласие на использование ресурсов. Этот документ выдается в областных, районных или городских советах.

Задумываясь об имени для новой компании, необходимо проверить ее название, домен и торговую марку, чтобы они не совпали с уже существующими в Новой Зеландии юридическими лицами.

Следующий шаг — поставить компанию на учет в налоговом органе и получить номер налогоплательщика. У иностранного бизнесмена, скорее всего, возникнет необходимость привлечь к работе профессиональных специалистов: бухгалтера и адвоката. Для ведения коммерческой деятельности в некоторых сферах — например, общественное питание — потребуется получить лицензию.

deb69f07f786de.jpg

Финансирование

Стартаперам в Новой Зеландии доступны три основных типа финансирования:

На начальной стадии проекта (seed capital) — $20−30 тысяч. Инвесторы будут больше доверять проекту, если значительные средства в него вложили сами основатели. Но даже на первом этапе развития бизнеса можно найти внешние источники инвестиций:

  • Ваучеры возможностей (capability vouchers) — ими можно покрыть до 50% расходов на расширение и развитие бизнеса. Такие ваучеры выдает организация Regional Business Partner Network, которая, в свою очередь, действует с разрешения государственного агентства по развитию бизнеса.
  • Гранты на научные исследования и разработки (research and development grants) запрашивают в другом государственном агентстве — Callaghan Innovation.
  • Краудфандинг, который сейчас очень популярен в Новой Зеландии. Есть масса площадок, самые популярные — PledgeMe, Snowball Effect, Liftoff.

Ангельское финансирование — $100−500 тысяч. Когда стартап уже выпустил продукт на рынок или хотя бы создал работающий прототип, он может воспользоваться помощью бизнес-ангела, который числится в одном из специализированных клубов. Среди них, например, Ice Angels в Окленде, Angel HQ в Веллингтоне, Enterprise Angels, Archangels, Flying Kiwis, Angel Association. Стартапы могут рассчитывать как на разовую инвестицию, так и на постоянную финансовую поддержку.

Инвестирование по серии А — до нескольких миллионов долларов. Компания может претендовать на финансирование серии А только тогда, когда уже утвердилась на рынке. Тогда она продает привилегированные акции — именно они и называются «серия А» — и получает деньги от инвесторов.

На всех трех этапах можно искать финансовую поддержку в венчурных фондах: New Zealand Private Equity & Venture Capital Association (NZVCA) и New Zealand Venture Investment Fund Limited (NZVIF). Венчурные фонды не вкладывают деньги напрямую — они лишь сообщают информацию о требованиях к стартапам и предоставляют список бизнес-ангелов.

Другие помощники

В стране множество инкубаторов и акселераторов, поддерживающих стартапы. Чтобы получить от них приглашение, нужно отправить заявку с описанием своего проекта и приложить документы: резюме и информацию об имеющихся финансах.

The Icehouse предлагает образовательные программы, бизнес-коучинг, помощь в оценке ситуации на рынке. Цены на все эти услуги можно узнать только по запросу. Здесь можно арендовать рабочее место в коворкинге — в среднем $400–600 за стол в месяц.

Lightning Lab реализует образовательные программы, каждая из которых длится несколько месяцев. От участников инкубатор просит небольшую долю от капитала стартапа (какую именно, не уточняется). Зато все участники получат инвестиции в размере $20 тысяч новозеландских долларов — $13,8 тысяч. В проект приглашают только тех, у кого есть команда, капитал (или поддержка инвесторов), интересная идея и готовый проект.

Venture Up предлагает шестинедельную программу для самых молодых стартаперов, от 16 лет до 21 года. Проживание, питание и обучение оплачивают спонсоры, участник только платит за проезд в Веллингтон.

CreativeHQ организует программы-акселераторы как индивидуально, так и корпоративно. Участники проходят обучение, получают советы опытных специалистов и знакомятся с потенциальными инвесторами. Стоимость программ сообщают по запросу.

R9 — акселератор, который реализует несколько образовательных программ продолжительностью по три месяца. На них предпринимателей учат взаимодействовать с правительством и эффективно решать проблемы. Участники программ получают стипендию на полное покрытие расходов, связанных с обучением.

Организация New Zealand Export Credit Office помогает стартапам, которые производят экспортные продукты: страхует сделки, управляет рисками и обеспечивает доступ к торговым финансам.

Полезные ссылки

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru