Xiaomi: мыльный пузырь, который скоро лопнет


Тут на днях Ведомости написали: за последние полгода продажи Xiaomi в России выросли почти в пять раз — 2% оборота и 2,5% всех заработанных денег с продаж. Народ заглотил наживку, вот только скоро может подавиться.

В 2010 году китайский предприниматель Лэй Цзюнь основал компанию Xiaomi. А за несколько лет имя никому неизвестного производителя китайских смартфонов оказалось на слуху буквально у всех, а он сам стал самым дорогим технологическом стартапом.

Но таких чудес не бывает.

Это уже поняли в Китае, начинают понимать в мире и должны понять у нас. Держите объемный ликбез.

Мнение автора может не совпадать с официальной позицией редакции сайта.

Ограниченные партии и эксклюзивный имидж

Самая горячая Xiaomi-новость года — Хьюго Барра, вице-президент компании, который до этого работал в Google над разработкой Android, покинул производителя ради Силиконовой Долины.

Хью сослался на чрезмерный ритм жизни в Пекине, который не выдержало здоровье. Но мне кажется, что он просто выполнил свою миссию — надул пузырь. И больше не нужен.

А главное «достижение» Xiaomi в 2017 году — отказ от участия в MWC. Кто-то подумал, что компания просто копирует в этом Apple. Но нет — до этого она демонстрировала здесь свои новинки. И сегодня ей просто нечего показывать.

И мыльный пузырь вот-вот лопнет. Осталось только дождаться этого. А после даже не вспоминать.

Сверхнизкие цены и «история». 29 декабря 2014 года — в этот день произошло два знаменательных события: я нашел любовь всей жизни (не шучу), и Xiaomi объявила о привлечении $1,1 млрд. от группы крутых инвесторов.

При этом ее бизнес оценили в $46 млрд., а эксперты говорили о беспрецедентной динамике производителя, который растет по всем фронтам.

xiaomi-hater-1
Лэй Цзюнь в неизменном образе Стива Джобса

Первая причина пресловутого роста — все те же сверхнизкие цены. Вторая — регулярные сравнения с Apple. Третья — набор топовых характеристик.

В итоге это вроде как Apple, но в три раза дешевле. Но таких чудес в мире не бывает.

Хитровыдуманный маркетинг. Он основан на создании искусственного ажиотажа вокруг новых смартфонов, первые партии которых вроде как раскупаются за считанные секунды — совсем как у Apple.

Но с американцами китайцы в данном случае не имеют ничего общего. Судите сами — спустя месяц новые iPhone уже не находятся в дефиците, и смартфоны можно без проблем купить на официальном или сером рынке.

xiaomi-hater-2
Mi Mix. Хотя бы на фото.

При этом самые горячие новинки Xiaomi вроде того же Mi Mix так и оказывают эксклюзивными и «имиджевыми». И достать их очень сложно даже в серой рознице. Создается даже такое ощущение, что нормально ими пользовались только несколько блогеров по пару дней до обзора.

Но все иначе. На самом деле у Xiaomi просто нет ни денег, ни вообще производства. И она сразу собирает ресурсы на предзаказах, а уже потом идет к тому же Foxconn и другим подрядчикам за партией-второй «безделушек». Вот и вся история — никакой магии.

Миллион промахов Xiaomi, о которых молчат

При этом у компании есть пару-тройку массовых моделей, которые действительно есть у какого-то процента пользователей на руках — что-то вроде линейки Mi Note.

Сказать, что каждый из них отвратителен — ничего не сказать. Они работают ужасно и умирают как мухи. Но об этом никто не говорит — ни мы, ни запад.

Некоторым кажется, что Xiaomi платит всем и вся за сокрытие фактов. Но нет — мы не пишем о ней потому, что это не интересно ровным счетом никому.

В центре внимания только топ-бренды. Судите сами — прекрасно знаете о каждом случае возгорания Samsung Galaxy Note7, проблемах со гнущимися корпусами iPhone 6, царапающимися глянцево-черными iPhone 7 и так далее.

xiaomi-hater-3
Справа — еще не взорвался. Слева — не должен взорваться. Или наоборот?

Еще пример — популярный YouTube-канал TechRax, видео которого мы регулярно публикуем на страницах нашего сайта. Блогер, который уже собрал вокруг себя 5,5 млн. подписчиков, регулярно убивает актуальные iPhone самыми разными способами.

Люди смотрят все это — пусть даже с отрицательными эмоциями. Но никто не станет читать про проблемы Xiaomi или смотреть на уничтожение смартфонов компании. Уверен.

Голод информационных поводов для СМИ. Давайте вот так навскидку проанализируем информацию о Xiaomi, о которой когда-либо говорили западные СМИ — особенно заокеанские.

Тот же Mi Mix некоторые популярные американские блогеры щупали. Но другие смартфоны производителя до их рук так и не дошли. И такая же ситуация с любыми хоть мало-мальски крупными IT-изданиями.

Xiaomi не поставляет телефоны в развитые страны. У компании просто нет патентов, чтобы легально продавать устройства в Европе и Америке.

xiaomi-hater-4
The Verge в неимоверном восторге

Поэтому англоговорящие СМИ переписывают громкие пресс-релизы с круглыми глазами. Еще бы — китайцы предлагают топовое железо, премиальные материалы и прочие имиджевые фишки за очень недорого.

При этом большинство отечественных журналистов просто переписывают запад. Получается замкнутый круг, когда все пишут о том, чем не пользовались. И негатива особо нет.

Китайская Apple с веером неслабых проблем

В это же время есть мнение реальных пользователей смартфонов компании Xiaomi, среди которых некоторые члены нашей редакции и автор (ваш покорный слуга) собственной персоной.

После нерегулярного опыта использования нескольких моделей могу уверить каждого интересующегося в несостоятельности Xiaomi как производителя в принципе. И у меня для этого есть целый веер доводов и эмоций.

Они регулярно перезагружаются. Китайцы переделали операционную систему Android каким-то очень странным образом.

Вот так мягко я называю повторяющиеся рестарты платформы без видимой причины и определенной закономерности.

Ужас.

xiaomi-hater-5

Сторонний софт работает кривее кривого. Некоторые приложения просто двигаются очень медленно, с безумными фризами и рывками.

А другие, что случается у того же Viber, часто не присылают уведомления о сообщениях, среди которых могут быть и очень важные.

Грусть.

Автономная работа только смешит. Да, смартфоны Xiaomi отвратительно оптимизированы в программном смысле, поэтому бездумно кушают заряд аккумулятора.

И даже псевдофлагманские Mi 4–5 при умеренной эксплуатации доживают только до 15–16 часов. Быть может так компания продвигает свои внешние батарейки?

Печаль.

xiaomi-hater-6

Быстрые анимации и смешная скорость. Компания действительно пытается обмануть всех нас плавностью происходящего.

Но по факту и флагманские, и тем более бюджетные решения \ запускают и ворочают приложения очень вяло.

Боль.

Десяток версий ОС и геморрой на сдачу. Каждый, кто хоть раз пользовался Xiaomi, уже познакомился с одновременной установкой пары версий Android.

На них нельзя даже дышать — слетят и точка.

Разочарование.

xiaomi-hater-7

Левый софт безбожно тормозит систему. Это в особенности касается официальных китайских прошивок, которые под завязку напичканы бесполезным хламом.

Недоумение.

Никаких новых прошивок и ноль сервиса. Почти или вообще никакой инфраструктуры и обновлений на новые версии ОС.

Отвращение.

Мыльный пузырь, который лопается в таймлапс

Мыльные пузыри лопаются моментально, и мы даже не успеваем заметить сам процесс. Но в замедленной съемке или таймлапсе он виден очень хорошо.

Что-то подобное сегодня наблюдаем в отношении Xiaomi. Сначала компания пыталась выставить себя в роли мессии, который принес в этот мир адекватные цены на современную пользовательскую электронику. Но в итоге не оправдал ожидания.

Сегодня Xiaomi не нужна даже в Китае. По оценкам специалистов Counterpoint в 2016 году доля Xiaomi на родном рынке сократилась с 14,9% до 10,9%. При этом конкуренты заметно выросли: Huawei с 14,3% до 16,4%, OPPO с 7,8% до 15,5%, Vivo с 8,4% до 13,9%.

При этом «капитан» Лэй Цзюнь похоже не спешит сбегать с утопающего корабля и продолжает уверять сотрудников Xiaomi, что все хорошо.

xiaomi-hater-8

По его словам компания просто росла слишком быстро и допустила порядочно ошибок. А сегодня ей нужно остановится, отдышаться и продолжить удивлять собой мир — какая сладкая ложь.

Никаких патентов и ноль успеха вне Китая — именно это реальность Xiaomi. Несмотря на все маркетинговые потуги производителя и попытки создать позитивный имидж, на мировой арене нужны собственные разработки, которых просто нет.

xiaomi-hater-9

Именно поэтому дуться дальше Китая и ближайших стран, которые не заморачиваются патентами и не делают погоды в продажах, точно некуда. А лезть в Штаты и Европу не получится без правовой базы — даже с нормальными устройствами, а не тем, что есть сейчас.

В итоге у Xiaomi нет ни реального успеха, ни нормальных смартфонов, ни собственных технологий, ни каких-либо шансов на наш интерес к ней в будущем. Жаль, внешние аккумы у нее были неплохие. Прощай.

©  iphones.ru