Столкновение поколений

По иронии судьбы старожилы технической индустрии и молодые таланты вынуждены состязаться друг с другом за рабочие места.

На переполненных ярмарках вакансий, в залах заседаний и ИТ-отделах на всей территории США разворачивается огромная битва между специалистами поколения послевоенного "беби-бума" и новоиспеченными выпускниками - двумя разными поколениями с разными стилями работы, конфликтующими культурами и совершенно отличными друг от друга знаниями и умениями.

С одной стороны, ИТ-ветераны: их ценят за непоколебимую рабочую этику и большой опыт работы. С другой стороны, молодые специалисты, знакомые с технологиями Web 2.0, которые скорее станут общаться по электронной почте, чем вести пространные беседы, и у которых не хватает терпения выполнять задания по старинке.

ИТ-менеджеры оказались сейчас в серьезном затруднении: они наблюдают, как происходит лобовое столкновение между двумя чрезвычайно талантливыми (но по-разному!) поколениями, которые борются за полную занятость в условиях экономического кризиса. И так происходит повсеместно. "Возвращение представителей поколения послевоенного "бэби-бума" - обычное дело, - считает Брук Клайн, главный директор по технологиям компании iBank. - В то же самое время, мы видим огромное количество молодых выпускников вузов, стремящихся исследовать новые возможности".

Решение, кого взять на работу, а кого уволить, требует тщательной сортировки кладези конкурирующих технических умений, деловых качеств, культурных предпочтений или карьерных ожиданий.

Новые правила

Представители поколения послевоенного "бэби-бума" и молодежь возможно избавились бы друг от друга на рабочем месте совсем без боя, поскольку старички постепенно уходили бы на пенсию, а новички занимали их должности. Но нынешний экономический кризис все изменил.

По данным Бюджетного управления Конгресса США, за последние 15 месяцев биржи потеряли 2 трлн долл. пенсионных сбережений американцев. И даже до того, как финансовый кризис набрал полную силу, опрос, проведенный в феврале 2008 года рекрутинговым сайтом CareerBuilder.com, показал, что почти трое из пяти американских работников в возрасте 50 или старше планировали поискать работу в другом месте после выхода на пенсию. И это заставляет их конкурировать с кандидатами, которые по возрасту им в дети годятся.

Теперь ИТ-менеджерам приходится пересматривать свои взгляды на то, что значит быть ИТ-профессионалом, и проводить сравнение традиционных и молодых специалистов.

Но не всегда это дается легко. Например, у молодежи четко прослеживается тенденция есть, спать и наслаждаться технологиями Web 2.0, а ценность всего этого может быть не сразу понятна рекрутеру.

"Когда мои старшие коллеги видят, как я общаюсь с помощью SMS, пишу в блогах и пользуюсь Википедией, они полагают, что это больше относится к социальной сфере, нежели к самой работе, - рассказывает Бретт Гарднер Боннер, 26-летний технический специалист FedEx Corp. - Но это всего лишь инструменты, которыми я пользуюсь, чтобы достичь более высоких результатов в работе, добиваясь консенсуса при общении с другими".

Это именно те инструменты, которые делят поколения на две враждующих группировки. "Молодежь предпочитает больше общаться с помощью электронных средств связи или социальных сетей", - говорит Шерри Ахольм, вице-президент по ИТ компании FedEx.

Сейчас существует огромное количество новых технологий, в которых молодые ребята в отличие от "старичков" разбираются прекрасно, считает Джефф Шустер, рекрутер консалтинговой ИТ-компании Halo Group LLC. Представители же старшего поколения известны своим опытом использования более традиционных технологий, поэтому это несколько ограничивает их перспективы.

И это касается не только знаний; отношение кандидата тоже играет большую роль при найме на работу. Например, желание новичка применить новые технологии - а среди старшего поколения, наоборот, наблюдается сопротивление внедрению всего нового - может заставить рекрутера дважды подумать кого брать.

"Представители поколения "бэби-бума" немного более постоянны в своей области и не так открыты новым технологическим знаниям, - говорит Ахольм. - Это отличает их от поколения нового тысячелетия, которое, наоборот, стремится расширить свою базу знаний и умений".

Стремление учиться дает многим молодым кадрам фору в нелегкой конкурентной борьбе. Но менеджерам следует обратить внимание и на обратную сторону медали. Молодые ИТ-сотрудники, которые рьяно занимаются новыми технологиями, более нетерпимы к ограничениям, царящим на работе.

"Молодые специалисты ждут, что те, кто ими руководит, не станут рассматривать их в качестве винтиков в большой машине, а будут с ними гибкими и станут принимать в расчет их преференции", - заявляет Том Клемент, ИТ-менеджер компании Serena Software Inc.

В молодых специалистах главное заключается в том, что они могут увлечься и создать что-то новое, в то время как "бумеры" не настолько смелы в проявлении новаторства.

Однако молодежная тенденция смешивать работу с удовольствиями - это другой фактор, который может повлиять на решение ИТ-менеджеров о найме.

Молодежь хочет, чтобы между работой и реальной жизнью не было препятствий; они хотят общаться с друзьями, пока находятся на работе, говорит Клайн. Более старшее поколение, наоборот, хочет "трудиться с 8.00 до 17.00 и сосредоточиться только на работе".

Определение "профессионала"

Нерегулярный подход к работе молодых специалистов может иметь в дальнейшем негативные последствия, которые менеджерам также необходимо учитывать. По данным исследования 2008 года, проведенного Symantec Corp., на вопрос, чувствуют ли они себя вправе использовать то приложение, устройство или технологию, которые им нравятся, вне зависимости от источника или корпоративной ИТ-политики, 69% молодых специалистов ответили положительно, в то время как среди остальных работников так ответили только 31%.

Представителям обоих поколений, возможно, придется согласиться с той точкой зрения, что значение ИТ-профессии сейчас резко поменялось. Но для ИТ-менеджеров, главное взвесить, что представители обоих поколений могут привнести в общее дело и дать каждому наиболее подходящую ему работу. И это именно то качество, которое сейчас следует быстро развивать, потому что со временем конкуренция между молодым и старшим поколениями будет только усугубляться.

©  @Astera