Все только начинается!
Алексей Паньшин — генеральный директор агентства «Паньшин Групп» настолько скромен, что назвал компанию в честь себя. Но на достигнутом он останавливаться не собирается, считая, что его путь бизнесмена пока еще в самом начале.
«Мой восторг от жизни обоснован,
Бог весьма украсил жизнь мою:
я, по счастью, так необразован,
что все время что-то узнаю».
© Игорь Губерман
Первый вопрос — традиционный: расскажи о себе? Кем ты мечтал стать, какое образование получил?
Я родился в Сибири, в городе Кемерово, где и прожил до 29 лет, а затем уехал в Москву.
Что касается образования, то это только средняя школа. Я два раза учился в университетах, но дальше первого курса не пошло.
Сначала, под давлением родственников, я поступил в КузГТУ, на горно-электромеханический факультет и хватило меня примерно на полгода. Сдал первую сессию, а вторую даже не пошел сдавать — открыл с партнером свой первый бизнес. Типично тому времени, это была палатка на крупнейшем продуктовом рынке города, прогорел я очень быстро тогда зато научился быстро считать прибыль с учетом НДС и без :).
Шесть лет спустя я поступил в Кемеровский государственный университет на факультет политологии. Тогда меня очень интересовала политика. Но и тут, отучился полтора года и бросил это дело.
Ну все-таки политикой ты успел позаниматься: принимал участие в выборных компаниях и даже создал независимое интернет-издание «Новый Кузбасс»…
В политике я был с 2001 года до 2012. Это было время надежд и моей бесконечной наивности: я считал, что мои политические амбиции, политические взгляды и желания, участие в политической жизни могут что-то изменить в стране. Тем более сейчас уже все знают, какая авторитарная система была создана в Кузбассе за последние двадцать с лишним лет. По моим оценкам, та политическая система в России, которую Владимир Путин выстроил к 2007 году, уже прекрасно работала в 1999 в отдельно взятом Кузбассе. В регионе практически не осталось ни одного печатного и электронного СМИ, которое бы не выражало точку зрения администрации области. Впрочем и интернет-порталов таких тоже не было.
Поэтому я два года вынашивал идею создания такого интернет-издания. Проект «Новый Кузбасс» задумывался и создавался в 2010–2012 годах.
Не стану скрывать, что это одновременно был и бизнес-проект, с помощью которого я планировал зарабатывать деньги.
Но это же был не единственный твой бизнес-проект в то время?
Конечно нет. Надо сказать, что я вырос в очень небогатой семье. И еще в детстве понял, что хочу жить по-другому, а для этого надо иметь собственное дело, заниматься бизнесом, работать на себя. В 13 лет я читал «Думай и богатей» Наполеона Хилла и искал секрет успеха в книгах. Ни черта не понял, конечно…
За 17 лет предпринимательства чем я только не занимался: у меня было два торговых бизнеса (продукты питания и, только не смейся, женская одежда), агентство недвижимости и печатное издание по этому рынку, сейчас я занимаюсь интернет-маркетингом, а пару лет назад была компания, которая функционировала как страховой брокер.
В 2006 году я пошел учиться во второй раз, к тому моменту у меня уже вовсю работало агентство недвижимости, и я занимался куплей-продажей квартир, помогал клиентам находить друг друга и совершал сделки. Весь «бизнес» заключался в расклейке объявлений с друзьями по вечерам, приеме звонков и показах квартир потенциальным покупателям.
Это вот те самые объявления «Куплю квартиру в вашем доме»?
Да, именно они. Расклейка вечером, утром уже идут звонки. И никакого интернета. Из-за 14 часового рабочего дня в агентстве я и бросил КемГУ: был так занят, что на учебу времени совсем не оставалось. Вот таким длинным путем я шел к тому, чем занимаюсь в настоящее время — интернет маркетингом.
Вернусь к истории с «Новым Кузбассом»… это — медийный проект, посвященный конкретному региону — Кемеровской области. Предполагалось, что кроме освещения жизни региона оно будет зарабатывать на рекламе.
Но получилось так, что проект самостоятельно зарабатывал только 10% от всех затрат, а все остальное приходилось вынимать из основного бизнеса.
Сейчас я очень хорошо понимаю, что большинство медийных проектов убыточны, и это иллюзия, что на этом можно зарабатывать. Без серьезных инвестиций в такие проекты невозможно сделать хороший контент и новостную ленту. В настоящее время проект существует в полузамороженном режиме. И я не могу с уверенностью сказать буду ли я его возобновлять.
Насколько я помню, ты уехал в Москву именно из-за своей политической деятельности?
Я уехал из Кемерово в 2012 году, после того, как меня избили в подъезде «хулиганы». Я до сих пор считаю, что это было продуманной акцией со стороны противников оппозиции в Кузбасса. Мы тогда провели несколько митингов, на которые собиралось довольно большое для Кемерова количество народа. Вот и тогда, на следующий день был назначен пикет. Я возвращался поздно вечером домой и в подъезде было совершено нападение.
Я до сих пор помню те ощущения, когда ты лежишь на полу, а тебя пинают ногами, и все удары наносятся по голове… Было ясно, что они старались испортить мне лицо, чтобы я сидел дома и не высовывался.
Это была сильная эмоциональная встряска и стресс для меня. До этого так в открытую никто не нападал… И я принял решение от политики отдохнуть и уехал к своему другу в гости в Москву. Изначально планировал на пару недель, сменить обстановку, проветрить голову. А в итоге остался насовсем.
Еще раз подчеркиваю: я не ехал в Москву, я уезжал из Кемерова.
Сейчас я не занимаюсь активной политической деятельностью. Я принял и понял фразу: «Хочешь изменить этот мир, начни с себя» Хочешь сделать мир лучше, сделай мир лучше для себя, своей семьи, для своих близких.
Ну надо сказать, что у тебя все очень непросто складывалось… Помотало тебя! Что самое запоминающееся было в каждом из твоих бизнесов?
Каждая неудачная попытка заставляла меня делать выводы и учиться идти дальше, переживать эту трагедию и заново поднимать голову и смотреть вперед. В торговле продуктами питания я заработал грыжу, когда сам, тощий паренек, весом в 46 килограммов, таскал сорокакилограммовые мешки с солью, потому что нанять грузчиков денег не хватало. Или когда уже торговал одеждой, подменяя в обед штатного продавца, я продавал нижнее белье девушкам… Сегодня мои подруги ужасаются этому: мол, никогда бы не купили у мужчины трусики. Ну, а я продавал! Один раз правда, но с тех пор, вот, хвастаюсь.
Дальше я уже сильно повзрослел, и эмоций стало поменьше.
Я живу — не придумаешь лучше,
сам себя подпирая плечом,
сам себе одинокий попутчик,
сам с собой не согласный ни в чем.
© Игорь Губерман
И ты занялся интернет-маркетингом? А почему не недвижимостью, ведь у тебя уже был опыт?
Знаешь, даже при всех моих попытках ведения бизнеса все-таки большая часть моего времени с 99 года была связана с интернетом. Впервые я познакомился с сетью в КемГУ, где был зал открытого доступа в интернет для студентов и старшеклассников. Это было забавное время: у меня был специальный блокнот для записи адресов сайтов на которые надо сходить и почитать что-то. Это была эпоха новой информации, которую непонятно как использовать, но было интересно и любопытно. Кстати среди некоторых ребят было принято сохранять на дискеты целые браузерные страницы с информацией и произведениями интернет-писателей, а затем обмениваться ценными файлами.
В 2008 году я работал наемным сотрудником в компании-представителе известного брокера «Финам». Там доступ в интернет был каждый день с 9 до 21. И именно тогда я понял, что нужно начать инвестировать часть зарплаты в какие то проекты, а также научился измерять ценность различных комиссий и считать проценты. Но ничего умнее, кроме как запускать «интернет-сайты под рекламу» я тогда не придумал. К слову сказать, я уже тогда имел понимание и некоторый опыт самостоятельного продвижения сайтов.
Я планировал постепенно вкладывать свободные деньги в интернет-проекты, не уходя с основного места работы. Но, случился кризис 2008 года, и меня сократили. Полтора месяца провел в разных переговорах с потенциальными партнерами. И все это время я сидел в интернете и читал форумы. Именно тогда я принял решение о полном уходе в интернет заработки. О чем сейчас ни капельки не жалею!
Но тогда, признаюсь, наслушался о себе от родственников, которые пытались меня загнать на работу чуть ли не охранником-сторожем… Самое сложное в жизни — делать то, что считаешь нужным и правильным, а не то, что считают многочисленные советчики — родственники и друзья.
Ты начинал один или тебе кто-то помогал?
Совсем один, с полного нуля. Точнее даже с минуса в виде огромного количества долгов. По мере накопления опыта в SEO и работы с собственными проектами пришел к мыслям о клиентском SEO.
Предыдущие попытки ведения бизнеса были не очень удачными: я был молод и горяч, слишком мало думал, слишком мало планировал и, естественно, совершал ошибки. Проанализировав эти ошибки, я сделал определенные выводы и к следующему бизнесу подошел более планомерно.
Я понимал куда я стремлюсь и примерно сколько времени придется потратить на построение своей маленькой империи, и я пробовал себя в разных сферах бизнеса. С SEO-компанией действительно получилось и я счастлив от этого. На сегодняшний день агентство интернет-маркетинга Паньшин Групп, это не только SEO. Мы занимаемся продвижением в социальных сетях и контекстной рекламой разработкой сайтов и saas-сервисов, т.е. оказываем комплекс услуг в продвижении бизнеса на рынок.
Кроме того, в компании есть еще ряд других проектов, которые мы активно развиваем.
Самое трудное в бизнесе — видеть конечную цель. И не сбиваться с пути, не отвлекаться на какие-то мелкие детали, не зацикливаться на текущей деятельности, а заниматься стратегическим планированием развития компании.
За последний год я перестроил процессы в агентстве для того, чтобы полностью выключиться из операционной деятельности. На старте бизнеса часто бывает, что владелец, он же гендиректор, он же бухгалтер, иногда он же и делопроизводитель, курьер, сам сеошник, линкбилдер, аккаунт менеджер, и т.д. То есть, владелец бизнеса закрывает собой все амбразуры какие только существуют. Именно от этого я ухожу в последний год, перестраивая процессы, чтобы выключить свое личное влияние.
Таким образом сейчас я не принимаю участие в реализуемых проектах, хотя иногда с удовольствием помогаю своим сотрудникам.
Моя работа как раз и должна заключаться в стратегическом управлении, в понимании какие услуги мы будем оказывать, на каких условиях. Где мы хотим быть через год, три или пять. На мой взгляд руководитель должен работать с людьми, через службу персонала, должен управлять деньгами компании, контролировать управленческий учет, контролировать состояние дел, и понимать куда двигается эта компания дальше.
И «куда» ты планируешь развиваться?
Сегодня все мои усилия связаны с развитием агентства. В прошлом году мы изменили систему управления, полностью изменили структуру, назначили новых людей на новые должности и сформулировали вектор развития.
Очень часто предпринимателей, в том числе и меня, сносит в сторону решения каких-либо операционных задач, текучки. Например: самому проанализировать сайт клиента, сделать аудит. Постоянно хочется заниматься этим, вместо того, чтобы думать о том, где найти толкового начальника отдела продаж. Вот и стоишь перед выбором, что делать сегодня… А заниматься нужно именно стратегическими задачами. Просто потому, что для остальных наняты специально обученные люди.
Промежуточный результат этих усилий меня радует: компания развивается, я множество задач делегировал и могу сконцентрироваться на стратегическом развитии всего бизнеса. В будущем, когда я сам смогу выключится полностью из агентства, я планирую уходить в офлайн бизнес. У меня есть уже несколько наработок и несколько идей как все это делать.
И конечно же весь опыт, который я получил создавая агентство, будет использоваться в новых бизнесах. Сейчас я закладываю фундамент, на основе которого будет строится холдинговая компания, занимающаяся абсолютно разными видами бизнеса.
«Я понял вдруг, что правильно живу,
что чист и, слава Богу, не бездарен,
по чувству, что во сне и наяву
за все, что происходит, благодарен».
© Игорь Губерман
Ты развиваешься за счет собственных средств или находишь инвесторов?
В основном за счет собственных средств. Я достаточно скромно, экономно живу, и все доходы уходят на погашение кредитов, которые были взяты для развития компании и инвестиций в последующее развитие. Я порядка семи лет развивался за счет кредитных денег, которые брал как физическое лицо. Большинство кредитов я уже погасил. Сегодня я во многом за счет своих личных средств развиваю бизнес и продолжаю погашать кредитные обязательства.
Лет пять-шесть назад я в разговоре с отцом шутил: «Чем больше я должен, тем лучше у меня идут дела». Тогда это была инвестиционная деятельность: я скупал сайты и интернет-проекты. Брал деньги у банков под 20–30% годовых и вкладывал в проекты с доходностью в 200%. Жалко, что такой вариант заработка быстро закончился.
Ну начинал-то ты один, а сейчас?
Сейчас в агентстве работает около 35 человек. Над агентством существует надстройка в виде управляющей компании в которой работают еще 4 человека. Есть и другие, смежные проекты. Скажем так: суммарно в группе компаний нас около 70 человек различных специальностей: копирайтеры, профессиональные журналисты, разработчики, бизнес-консультанты, маркетологи, управляющие проектами и так далее. Мы очень разные. И это здорово, потому что рядом работают молодые мальчишки и девчонки и умудренные опытом специалисты, которые стоят во главе отделов или подразделений. И попугай!
Пара попугаев жили в Московском офисе агентства. Выжил сильнейший.
Как ты подбираешь людей к себе в команду?
По Фен-Шую! А если серьезно, то на самом деле команду подбирает служба персонала. Сейчас я понимаю, что это очень важное подразделение, которое должно работать с персоналом, понимать коллектив, создавать там микроклимат, мотивировать. Я принимаю в этой работе минимальное участие, провожу личные собеседования только с претендентами на ключевые должности в компании. Что касается лично моего ближнего круга, топ-менеджеров компании, то все эти люди прошли путь из линейных сотрудников и постепенно выросли до руководящих постов.
Много спорят о том, что выгоднее: «выращивать» и обучать сотрудника с нуля, или постараться найти уже грамотного специалиста. У каждого специалиста своя методика работы и это накладывает определенные трудности для работы в команде. Начинающих сеошников с теоретической базой много, и их можно достаточно быстро встроить в уже сформированный алгоритм работы.
Критерием отбора являются в первую очередь профессиональные качества, однако мы смотрим как человек себя ведет в разных ситуациях. Нередки случаи, когда мы задаем стрессовые вопросы на интервью и просто смотрим на адекватность соискателя. Бывает, что часто отказываем в приеме на работу именно по этим субъективным факторам, которые для нас важны.
Для нас важно поддерживать микроклимат в коллективе, чтобы обстановка была доброжелательной и спокойной. Я не скажу, что мы команда — семья, но близко к этому. Мы поздравляем друг друга с днями рождения, общаемся после работы, играем в покер, развлекаемся вместе и я считаю, что это очень важно, поддерживать не только рабочие отношения с людьми, которые на тебя работают.
Используешь ли ты аутсорсинг в своих проектах?
Да, конечно. Например, служба персонала, о которой говорил, это сторонняя компания. Я не считаю себя специалистом по построению отдела кадров, службы персонала, и, к сожалению, сегодня, когда необходимо масштабировать бизнес, расти, у меня нет на это времени.
Иногда для исполнения задач наших клиентов привлекаем программистов для разработки проектов, на редко используемых CMS, которых держать в штате не рентабельно т.к. нет полной загрузки специалистов, и эти задачи мы выносим на аутсорс, потому что нам так проще и иногда дешевле.
Ты работаешь в двух странах — в России и в Украине. Почему именно там? Насколько наши страны различаются с точки зрения ведения бизнеса?
Особенность моего бизнеса в том, что в Украине мы производим то, что продаем в России. У нас нет украинских клиентов, поэтому работает единый отдел продаж, который находится в Москве. Условия ведения бизнеса отличаются системой налогообложения.
Передо мной стояла задача снижения себестоимости производства услуг и Украина была выбрана потому, что средняя заработная плата сотрудника, отчисления в налоговую и прочие фонды там значительно меньше чем в России. С точки зрения экономики очень выгодно иметь подразделение производства именно в Украине. Я открыл офис в Харькове. Это большой город, в котором есть специалисты, разбирающиеся в тематике, которые обладают достаточными компетенциями для работы на американский, европейский, российский рынок.
Момент открытия Харьковского подразделения.
Как тебя воспринимают в связи с политической обстановкой?
Да никак не воспринимают. Я не позволяю себе втягиваться в какие-либо дискуссии на политические темы, особенно на тему взаимоотношений Украины и России. У меня, естественно есть свое мнение по этому поводу, но высказывать его публично я не намерен.
Мы ведем бизнес как единая компания, с подразделением в Украине, мы в компании не обсуждаем политическую ситуацию, не обсуждаем санкции, войну на Донбассе или Крым. В этом нет необходимости, мы в этой компании чтобы работать и зарабатывать деньги и решать задачи своих клиентов. Мы не политический кружок.
За 2,5 года существования офиса, особенных проблем не было, только в конце прошлого года случился скандал, после того как рекрутер службы персонала в беседе с соискателем в Харькове позволила себе не совсем корректно ответить. Ее фраза: «Мы вас не примем на работу потому что вы участник антитеррористической операции» была вырвана из контекста и действительно выглядела не корректно. К сожалению, соискатель поделился скриншотом ответа в интернете, и разгорелся скандал. Меня полоскали во многих украинских СМИ, пугали гранатой в окно офиса. К счастью всего этого не случилось, никто не пострадал, все сотрудники живы и здоровы. Мы с соискателем конфликт урегулировали, я принес ему свои извинения и думаю, что эта проблема исчерпана.
В чем сложности дальнейшего развития этого бизнеса на твой взгляд?
В этом бизнесе достаточно тяжело донести до клиента, что мы делаем и как это измерить.
Клиенты умнеют и требуют все больших гарантий и прозрачности, это заставляет компании больше работать над проектами, объяснять что именно и для чего они делают. Растет общий уровень рынка. Само по себе продвижение в поисковых системах постоянно усложняется и требует все более комплексного подхода, когда приходится делать клиентам и SMM, потому что нужны ссылки из социальных сетей, и размещать не SEO-статьи, а полноценные рекламные релизы, чтобы были органические переходы из этих статей и многое другое. SEO-компании становятся всё больше комплексными маркетинговыми агентствами.
Вместе с тем, хотя большая часть бизнеса в интернете сосредоточена в Москве, так как это наиболее развитой рынок, он продолжает расти за счет небольших городов. При этом среди компаний интернет-маркетинга достаточно жесткая конкуренция.
Именно поэтому я и диверсифицирую бизнес: агентство сегодня не только агентство, а 3 агентства (бренда). Сейчас у нас есть сервис для автоматизации работ в таких же агентствах — SEO-CRM. Это бизнес-проект, который помогает упрощать коммуникацию и бизнес-процессы в агентстве, мониторить состояние сайтов в поисковых системах, изменения на сайте и упрощает работу всего агентства за счет сведения данных, для того чтобы работать из одного окна.
Алексей участвует в конференции в Харькове — Ukraine Digital Conference
Как ты оцениваешь место своей компании в этом сегменте рынка? На кого бы тебе хотелось ориентироваться?
Основной ориентир для меня группа компаний «Кокос» — один из лидеров нашего рынка. Мне очень нравится, как ребята развиваются, запускают Saas-сервисы, скупают конкурирующие агентства и сервисы, развивают оффлайновые проекты. При этом я обратил внимание, что управленцы «Кокоса» отладили управленческий учет и собрали огромную команду, отладили бизнес-процессы, внедряют свой опыт и, за счет этого, выводят в большую рентабельность и получают прибыль.
Мы позиционируем агентство Паньшин Групп как потоковую компанию, со средней стоимостью услуг и качеством выше среднего. Это внутренняя оценка моей команды. Я считаю, что мы оказываем качественные услуги за счет глубокой работы с клиентом, за счет понимания «нашего» клиента, за счет отлаженного взаимодействия. А вот снизить себестоимость нам позволяет именно вынесение производственного офиса в Украину.
Алексей, не уходи от ответа, я перефразирую вопрос: чем вы отличаетесь от сотен таких же компаний?
Уникальными компетенциями на рынке. Мы владеем «черными технологиями продвижения в поиске», есть отдельная команда дорвейщиков (отдельная специализация в среде SEO-специалистов), которая работает над соответствующими проектами. И выстраивая работу «чернушников», мы используем этот опыт и наработки для работы над клиентскими проектами в «белом» отделе. В первую очередь, это, конечно, программное обеспечение и средства автоматизации. Во избежание недоразумений, я уточню: мы не используем Black SEO для продвижения клиентских проектов, а используем софт, который разрабатывался и придумывался для чернухи. Это разные вещи.
Наша разность — не в мечтаниях бесплотных,
не в культуре и не в туфлях на ногах;
человека отличает от животных
постоянная забота о деньгах.
© Игорь Губерман
Таким образом, ты нашел дело, которым согласен заниматься всю жизнь или есть еще идеи?
Идей, как я сказал, очень много, не хватает рук и времени. Бизнесом я планирую заниматься до старости, все больше и больше делегируя полномочия, и принимая только стратегические решения.
Кто-то сказал, что бизнес это не спринт, это марафон. И очень важно правильно распределить силы, чтобы не сойти с дистанции. Иногда важно вовремя остановиться и выдохнуть, чтобы продолжить двигаться дальше.
Ты не думал уехать из России?
Нет. Я не собираюсь уезжать из России. Я планирую после 2021 года поездить по всему миру, но до этого, по моему личному плану, я вкалываю, вкалываю и вкалываю. Так что все еще только начинается.
Справка: Паньшин Групп — агентство, специализирующееся на разработке и продвижении интернет-проектов различного уровня сложности (сайты услуг, интернет-магазины, лендинги, новостные порталы, saas-сервисы).
Компания Паньшин Групп была организована в Кемерово в 2010 году и изначально позиционировалась как региональная SEO-студия.
В 2011 году в список оказываемых услуг добавились продвижения в социальных сетях, блогосфере.
В 2012 году компания запускает собственные медиа и СМИ сайты. Переезжает в Москву и открывает офис продаж.
В 2015 открывается производственное подразделение в Украине, открывается отдел web-разработки.
В 2018 открывается офис продаж в Краснодаре.
В настоящее время в Паньшин Групп входят: агентство интернет-маркетинга; СМИ Новый Кузбасс; система управления проектами для агентств — seo-crm.ru и ряд непубличных проектов.
Интервью взято в июне 2018 года для конкурса #навсюголову .
© vc.ru