Восемь советов по открытию бизнеса в Турции

Основатель экспортной компании HDM Group Юлия Мурзина о том, как иностранному предпринимателю зарегистрировать фирму, разобраться с налогами и нанять сотрудников.

7ea6448c864a8d.png

Открыть своё дело в Турции несложно — достаточно иметь подходящую идею и быть уверенным в её успешности. А регистрация компании — дело всего нескольких недель.

Наша команда с 2013 года консультирует турецкие компании по вопросам экспорта в Россию и СНГ, а также помогает российским предпринимателям выбрать подходящего поставщика в Турции. Сложно ли было открыть ООО в Турции? Скорее нет, чем да. Процедуры максимально упрощены: никакой беготни по бюрократическим инстанциям, никаких очередей по два часа — всё быстро, просто и понятно. Но обо всём по порядку.

1. Изучите процесс регистрации компании

По вопросам регистрации компании в Турции бесплатно проконсультирует любой бухгалтер. Да, здесь этим занимаются вовсе не юристы. Единственный минус — мало кто из них говорит на иностранном языке. Бухгалтера нужно выбрать до начала регистрации компании, именно он будет представлять интересы фирмы перед государственными структурами — причём как у иностранцев, так и у турецких граждан.

Конечно, мы приехали открывать бизнес в Турции не с нуля. На момент запуска я уже неплохо понимала турецкий язык, что стало настоящим спасением, потому что практически вся информация, которую можно получить на русском, либо неполная, либо запутанная, либо противоречит сама себе. Это первая сложность, с которой придётся столкнуться большинству иностранцев.

Всё остальное — просто и быстро. Сначала мы получали индивидуальный налоговый номер. Для этого нужно было иметь при себе только паспорт. В налоговой нам помогли написать заявление для регистрации. Через 20 минут после подачи документа мы уже забрали свои налоговые номера.

Следующим шагом был поход к нотариусу для заверения переводов паспортов. Важно заверить документ именно у турецкого нотариуса, российский не подойдёт. Остальные документы подготовит бухгалтер. Останется только заплатить пошлину и внести часть уставного капитала на счет.

Вместе с заявлением мы отдавали пакет документов на регистрацию в Торгово-промышленную палату. Компания считается официально зарегистрированной после выхода объявления о регистрации юридического лица в официальной газете коммерческого реестра, которая издаётся раз в месяц. Подать такое заявление можно через онлайн-систему Mersis.

После регистрации остаётся только заказать печати, счета-фактуры, расходные и приходные ордера, заверить электронные подписи (это обязательно для всех компаний в Турции) и открыть банковский счет для компании, переведя туда уставной капитал.

Важно не забыть перечислить 0,4% от уставного капитала в Антимонопольный комитет, но в основном за этим следит бухгалтер. Начинать деятельность можно сразу после того, как документы примет регистрационный комитет Торгово-промышленной палаты.

2. Подготовьте необходимые документы

Первое, что важно сделать ещё до выезда в Турцию, — приготовить заверенный перевод заграничного паспорта. Этим занимается Минюст по месту регистрации.

Второй момент: деньги на регистрацию компании лучше брать не наличными, а везти с собой на карте «Сбербанка». В партнерском банке «Дениз» все деньги можно обналичить без комиссии и с прямой конвертацией на лиру. Это значительно выгоднее, чем везти доллары, ведь, поскольку сумма немаленькая, придётся платить таможенную пошлину.

Подготовить остальные документы поможет бухгалтер. При подаче на регистрацию лучше составить чек-лист. Мы пользовались вот таким:

  • Четыре копии и один оригинал нотариально заверенного устава (на турецком языке).
  • Две переведенные и нотариально заверенные в Турции копии заграничного паспорта.
  • Нотариально заверенные образцы подписей (две копии) для каждого уполномоченного лица.
  • Заверенный перевод паспортов управляющих компаний (один).
  • Заявление о регистрации.
  • Четыре копии формы уведомления об учреждении компании.
  • Копия и оригинал банковской квитанции об уплате суммы 0,4% от уставного капитала в Антимонопольный комитет.
  • Заявление учредителей (оригинал).
  • Форма регистрации Торгово-промышленной палаты.
  • Свидетельство банка о внесении четверти суммы уставного капитала.

Все документы, в том числе и устав, подаются только на турецком языке. Всем процессом подготовки обычно занимается бухгалтер — как для иностранных граждан, которые имеют сложности с языком, так и для граждан Турции, которые никогда не оформляют все эти документы самостоятельно.

Права и обязанности иностранных инвесторов ничем не отличаются от прав и обязанностей турецких граждан так же, как и компании, зарегистрированные иностранцами, равны компаниям, зарегистрированным гражданами Турции. Единственное, что придётся сделать дополнительно, — это перевести документы.

Если ни один из учредителей не понимает турецкого языка, при походе к нотариусу придется доплачивать за присяжного переводчика. Иностранцы часто предпочитают нанять фирму для подготовки документов, но на самом деле в этом нет необходимости. Максимум, чем она занимается, — переводит указания от бухгалтера. Только стоят подобные услуги «консультирования» от $5000. Если есть сложности в общении с бухгалтером, лучше просто нанять переводчика.

В целом оформление проходит очень быстро: никакой бюрократии, лишних хождений и нервов — всё очень комфортно и приятно. В некоторых учреждениях, пока вы ожидаете, даже предлагают выпить кофе или чай — вот такая разница в бизнес-культуре.

3. Рассчитайте затраты на регистрацию юридического лица

Затраты на саму регистрацию ООО в Турции составляют 4–5 тысяч лир (до 85 тысяч рублей). Туда входят все пошлины, переводы, оплата услуг нотариуса и другие мелкие расходы, которые необходимы для открытия юридического лица.

Стоимость заверенного в Минюсте перевода паспорта в России составила в 3,5 тысячи рублей: 2 тысячи рублей за перевод на турецкий язык и его заверение нотариусом, 1,5 тысячи — сумма пошлины в Минюсте за сам апостиль.

Расходы на бухгалтера составят 250–500 лир в месяц (8,5 тысяч рублей). В Турции бухгалтеры не оформлены в самой компании, эти госслужащие (что-то среднее между бухгалтером, юристом и финансистом) работают на несколько предприятий. Они занимаются всеми вопросами, касающимися взаимодействия с госорганами и другими предприятиями: проверяют договоры, представляют организацию в налоговой, таможенной службе, ведут финансовые документы и консультируют по любым вопросам в своей сфере. Лучше на этом не экономить и найти опытного бухгалтера, которые подскажет все детали ведения бизнеса в нужной сфере.

Аренда помещения обойдется в сумму от 500 до 3000 лир (от 8,5 до 51 тысячи рублей). Это может быть как домашний офис, так и кабинет в офисном здании или дюкян (помещение с отдельным входом, которое обычно расположено на первом этаже жилого дома).

В нашем случае идеальным вариантом было зарегистрировать домашний офис, поскольку мы ориентированы на b2b-клиентов, а взаимодействовать с ними можно на выставках и других мероприятиях. Конечно, те, кто открывает кафе или магазин, скорее выберут дюкян.

Самая большая часть затрат — это уставной капитал. Для ООО это 100 тысяч лир (1,7 млн рублей). Его можно внести частями в течение двух лет. При регистрации на счет мы вносим минимум (¼) — 25 тысяч лир. Но в дальнейшем эти деньги можно использовать для первичных затрат на деятельность организации: покупку авто, аренду помещения, зарплаты генеральному директору и бухгалтеру, создание сайта, закупку товара.

В общей сложности нужно иметь при себе от 33 до 35 тысяч лир (около 600 тысяч рублей) для того, чтобы зарегистрировать компанию и дать ей старт.

4. Изучите, какие налоги учесть в бизнес-плане

Налоговая система в Турции, конечно, отличается от российской. Поэтому было бы не лишним проконсультироваться всё с тем же бухгалтером: что и как нужно оплачивать в течение года в зависимости от вида деятельности.

Для нас основные налоги — это НДС (KDV), налог на прибыль и стопаж. НДС варьируется в зависимости от вида услуг или товара — от 8% до 18%. Налог на прибыль составляет 20%. Расчетная база для него высчитывается следующим образом: (расходы/100 — доходы/150) — 20%. Стопаж — это 20% от стоимости аренды помещения, которое используется для юридического адреса, и 20% от суммы оплаты бухгалтеру.

Расчетом и оплатой всех налогов занимается бухгалтер, но их важно учесть заранее при просчёте своего бизнес-плана — особенно если дело касается купли-продажи. Важно обговорить ежемесячные даты встреч, а тем, кто привык, что бухгалтер всегда сидит под боком, принять тот факт, что в Турции система построена немного иначе. Обычно коммерческий директор собирает всю первичную финансовую документацию и встречается с бухгалтером раз в месяц.

5. Определите, кто будет управлять компанией

Для управления компанией можно нанять менеджера–гражданина Турции. Это в разы упростит волокиту с документами. Дело в том, что по закону иностранный учредитель может быть генеральным директором собственной компании, только если имеет разрешение на работу, которое ещё нужно получить.

Из ситуации есть два выхода. Первый — изучить требования Министерства труда, чтобы получить разрешение на работу иностранца. Если они окажутся выполнимы для компании, то можно смело регистрировать одного из учредителей в качестве генерального директора, а затем в течение года выполнить обязательства и получить все необходимые разрешительные документы.

Второй вариант — назначить на должность генерального директора гражданина Турции. Да, такая должность предполагает большие полномочия, но все права, обязанности и процедуры принятия решения прописываются в договоре о найме. Это помогает заранее предупредить большую часть проблем.

Также иностранец на посту гендиректора обязан большую часть года находиться на территории Турции, чтобы получить вид на жительство, иначе срок будет аннулирован. Оба варианта нужно взвесить, оценить все за и против и только тогда приступать к регистрации компании.

6. Получите разрешение на работу иностранца

Для трудоустройства иностранца компании необходимо сначала получить специальное разрешение на его работу. Для этого нужно подать необходимый пакет документов, который подтвердит важность работы иностранца в компании, а также предоставить свидетельства о том, что компания выполняет основные требования, предъявляемые Министерством труда к организациям, в которых работают иностранные граждане.

Основные требования:

  • Годовой оборот компании должен быть не менее $100 тысяч в год.
  • Для трудоустройства одного иностранного сотрудника в компании должно работать как минимум пять турецких граждан.

После получения организацией разрешения на работу иностранца она имеет право пригласить сотрудника из другой страны — будь то генеральный директор или любой другой специалист. Иностранец со своей стороны должен оформить разрешение на работу и вид на жительство. После чего, получив одобрение от Министерства труда, он может приступать к своим обязанностям.

В целом гораздо проще и удобней нанимать граждан Турции, в том числе и для управления компанией.

7. Арендуйте помещение или зарегистрируйте компанию на домашний офис

В Турции арендовать помещение для офиса довольно просто, и стоит это недорого. В среднем кабинет в офисном центре можно арендовать за сумму от 500 лир (8,5 тысяч рублей) в месяц. Торговые помещения с отдельным входом будут стоить от 2 тысяч лир (34 тысяч рублей) в месяц. Для юридических лиц в оплате предусмотрена одна особенность: арендодатели обычно просят заплатить как минимум за полгода сразу, а иногда и за год или за весь срок аренды, прописанный в договоре.

Если платить такую сумму сразу не хочется и у вас нет необходимости принимать клиентов в офисе, то вам подойдёт вариант с арендой домашнего офиса. Для нас это оказалось лучшим решением. Мы арендовали квартиру, заранее предупредив хозяина, что на этот адрес также хотим зарегистрировать юридическое лицо.

Арендовать квартиру в Стамбуле обойдется в 1500–5000 лир (25,5–85 тысяч рублей) в месяц. Вдобавок в первоначальную стоимость обычно входит депозит в размере двух- или трехмесячной оплаты, но его возвращают по окончании срока аренды. Арендовать квартиру, например, в Аланье уже на порядок дешевле — 500–1800 лир (8,5–30 тысяч рублей), а также депозит в размере одной арендной платы.

Разумеется, в идеале можно купить собственное помещение и записать его на имя компании. Для этого бюджет придётся увеличить ещё на сумму от 100 тысяч лир (1,7 млн рублей), но это совершенно необязательно. В конечном счете то, какой вариант вы выберете, повлияет только на ежемесячные расходы и удобство общения с клиентом.

8. Наймите персонал

Минимальный размер оплаты труда в Турции составляет 1400 лир (23 700 рублей) до вычета подоходного налога. К этой сумме нужно прибавить взнос в Фонд социального страхования (SGK), 22,5% из которого оплачивает работодатель. Получается, минимальное содержание одного сотрудника в месяц обойдётся примерно в 1715 лир (29 135 рублей).

Подоходный налог колеблется от 15 до 35% в зависимости от размера заработной платы. Также сотрудник перечисляет в Фонд социального страхования еще 15%. Важно не забывать и о взносе в Фонд страхования от безработицы: работодатель платит 2%, работник — 1% и государство — 1% от размера оклада до вычета налогов.

Максимально допустимое время работы по нормативам Министерства труда — 45 часов в неделю. Сверхурочные часы должны оплачиваться с надбавкой в 50%. Количество дней оплачиваемого отпуска зависит от стажа работы в компании: до 5 лет — от 14 дней, до десяти лет — от 20 дней, более 15 лет — от 26 дней. Дополнительные пенсионные отчисления не обязательны и регулируются каждой организацией самостоятельно.

Как и везде, средняя заработная плата, за которую возможно нанять сотрудника, варьируется в зависимости от региона. Так, например, в Стамбуле сотрудники готовы работать только за относительно внушительный оклад от 5000 лир (85 тысяч рублей). Тогда как, к примеру, в Анталийском регионе соискатели готовы взяться за работу и за минимальный оклад.

В Турции очень распространена работа за комиссионное вознаграждение без окладной части. Так исторически сложилось, что люди здесь впитали в себя принципы коммерции ещё много столетий назад — когда Стамбул был главным центром, связывающим торговлю Европы и Азии.

Все здесь понимают, что на процентах с продаж и комиссионных вознаграждениях можно заработать гораздо больше, чем даже с самого высокого оклада. Поэтому строить бизнес с такими сотрудниками-партнёрами очень приятно и удобно. Для этого достаточно просто заключить агентский договор с указанием условий выплат и размером комиссии.

В силу особенностей менталитета в Турции по-прежнему очень популярен семейный бизнес. И здесь часто можно встретить семейные фирмы, кафе, бюро и производства. Поэтому даже от посторонних людей сотрудники обычно ожидают такого же отношения, как если бы в организации работала одна семья.

В целом трудовое законодательство Турции не так сильно отличается от российского. Важно изучить основные расходы и нормативы труда. Если после изучения всех деталей об открытии бизнеса в Турции кто-то всё-таки решится на этот шаг, то он будет приятно удивлён отличиями от ведения бизнеса в России.

В Турции меньше бюрократии, все дела можно решать, не простаивая в очередях в десятках учреждений, чтобы получить одну бумажку и срочно бежать за другой. Сервис в банках и в госслужбах быстрый и приятный. Кредиты бизнесу и частным лицам дают под очень низкие, по российским меркам, проценты.

Тут никому не приходит в голову вести «чёрные» кассы. Бизнес-менталитет партнеров и клиентов позволяет мгновенно решать любые задачи и сложности: всегда найдется какой-то знакомый, который может помочь, или тот, кто знает кого-то, кто может знать кого-то, кто может организовать всё что нужно.

И да, открывая бизнес в Турции, будьте готовы к бесконечным чаепитиям, посиделкам с кальяном и разговорам до полуночи — здесь это основная манера решения всех бизнес-задач вне зависимости от уровня компании.

©  vc.ru