В созвездии Кита нашли планету, на которой есть все условия для жизни

Европейские планетологи нашли в созвездии Кита относительно небольшую каменистую планету, которая находится в «зоне жизни» и обладает густой атмосферой, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
    Планету LHS 1140b астрономы считают перспективным кандидатом в обитаемые миры

За прошлый год ученые нашли сразу несколько планет, которые претендуют если не на звание «двойника Земли», то ее «сестер» или «кузин». Первую нашли у ближайшей к нам звезды, Проксимы Центавра, а три других — в звездной системе TRAPPIST-1 в созвездии Водолея, которую населяет сразу семь землеподобных планет.

Их объединяют то, что они обладают небольшими размерами, находятся в «зоне жизни» — на орбите, где вода может существовать в жидком виде, и вращаются вокруг красных карликов. Последний пункт является одновременно и плюсом, и минусом — красные карлики живут очень долго, что оставляет много времени для зарождения жизни. Однако некоторые из них имеют крайне беспокойный характер в юности, вырабатывают много ультрафиолетового излучения и порождают большое число вспышек, способных уничтожить атмосферы планет.

Планеты у TRAPPIST-1, и Проксима Центавра b — хорошие кандидаты на роль потенциально обитаемых планет, но у них есть серьезные «недостатки». Планеты в созвездии Водолея скорее всего находятся в резонансе со звездой и всегда смотрят на нее одной стороной, а частота вспышек на Проксиме Центавра может делать жизнь на ее спутнице фактически невозможной. Кроме того, масса и размеры всех этих планет пока точно не вычислены.

Диттман и его коллеги утверждают, что открытая ими планета LHS 1140b лишена подобных недостатков. Она вращается вокруг спокойной звезды, на ней есть атмосфера, она состоит из каменистых горных пород и обладает сопоставимыми с Землей размерами — ее диаметр в 1,4 раза больше земного, а масса — в шесть раз выше.

Эту планету, как и многие другие аналоги Земли и Венеры, открыли при помощи автоматизированного телескопа MEarth-South в чилийских горах Серро-Тололо, специально предназначенного для поиска планет у тусклых и холодных красных карликов.

Как и ее «конкуренты», она расположена внутри зоны жизни, примерно в 11 раз ближе, чем Землей от Солнцем. Здесь, несмотря на близость планеты к светилу, она получает лишь 50% от того тепла и света, который Солнце дарит Земле, так как LHS 1140 — достаточно тусклая и холодная звезда. Поэтому климат на ней может быть больше близок к марсианскому, чем к земному.

Планеты таких размеров, как сегодня предполагают ученые, часто оказываются водными мирами, чья поверхность полностью покрыта океаном, но в случае с LHS 1140b это не так — ее большая масса говорит о том, что она по большей части состоит из твердых горных пород. По этой причине сила притяжения на ее поверхности примерно в три раза сильнее, чем на Земле, что может оказывать специфическое влияние на возможную жизнь.

И планета, и звезда существуют уже более пяти миллиардов лет, что говорит о том, что жизнь на ней уже могла зародиться при соответствующих условиях. В ближайшее время Диттман и его коллеги планируют провести сессию наблюдений за атмосферой планеты при помощи «Хаббла» которые помогут нам понять, способна ли LHS 1140b поддерживать жизнь, есть ли на ней парниковый эффект и как много тепла она в действительности получает.