Почему инвесторы видят потенциал в российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий


Исследование издания East-West Digital News, «Нетологии Групп», ФРИИ и других компаний.

a7fdb1d93da36c.jpg

Издание East-West Digital News в партнёрстве с Фондом общественного мнения, изданием Russia Beyond The Headlines, digital-платформой VB Profiles, изданием Rusbase, «Нетологией Групп», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore представило большое исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Редакция vc.ru публикует документ с сокращениями.

Мировой контекст

Мировой рынок онлайн-образования

Объем мирового рынка образования — $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до $6–7 трлн.

Доля онлайна в нем — около 3%, или $165 млрд. Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год. А по более оптимистичному прогнозу, достигнет величины $252 млрд уже к 2020 году при среднегодовом приросте в 17%.

США — наиболее крупный и зрелый рынок в EdTech, и темпы его прироста замедляются — приблизительно +4,0–4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия, в первую очередь Китай и Индия, набирающие обороты значительно быстрее (+17%). В 2016 году они обогнали Западную Европу: $11,7 млрд против $6,8 млрд. Пока по объему рынка Восточная Европа с её $1,2 млрд отстает от Западной, зато набирает обороты заметно быстрее (+17%).

Драйвер рынка Восточной Европы — Россия со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%.

Предполагаю, что к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой ещё никто не знает​.

Томас Фрей, ведущий футуролог Института Да Винчи (из интервью Business Insider)

По прогнозу г-на Фрея, в образовательном центре будущего преподавателей заменит искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности, склонности и цели учащихся.

Основные инсайты

  • В разрезе типологии продуктов один из наиболее высоких показателей роста — у компаний, которые создают и продают обучающие решения, (а) построенные на игровых механиках и (б) симуляции реальных процессов: +22,4 и +17,0% в год вплоть до 2021 года соответственно. Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 году измерялась $315,7 млн.
  • В числе наиболее привлекательных для инвесторов EdTech-стартапов в 2016 году были онлайн-платформы и решения, обеспечивающие подготовку к стандартизированным экзаменам. Пять крупнейших инвестиций в такие проекты суммарно превысили $175 млн.
  • Сжимается в денежном отношении направление self-paced learning, или асинхронного обучения, при котором учащийся сам, независимо от преподавателя, выбирает распорядок, график, интенсивность занятий. Его среднегодовой темп роста (CAGR) на пятилетнем интервале будет отрицательным (-6,4%), что на фоне подъема онлайн-образования в целом означает перетекание денег в другие направления EdTech.
  • Наиболее перспективны с точки зрения потенциала роста на текущий момент сегменты дошкольного и школьного образования (K-12), корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства.
  • Ажиотаж вокруг массовых открытых онлайн-курсов улегся. MOOC доказали свою востребованность, но не доминируют в мировом масштабе. Создатели таких проектов ищут — и находят — новые бизнес-модели для них, см. раздел «MOOC-платформы». ​

Устройство мирового рынка онлайн-образования

Дошкольное и школьное образование

За один только 2015 год в американские стартапы, связанные с цифровизацией дошкольного и общего среднего образования (K-12), был вложен $741 млн.

Особенно бурный рост направления дошкольного и школьного обучения в онлайн-образовании наметился в 2016 году в странах Юго-Восточной Азии.

  • В первом квартале 2016 года 62% всех инвестиций китайского EdTech приходилось на компании в сфере дошкольного и общего образования. ​
  • Также K-12 — крупнейший сегмент индийского EdTech. Одна только ниша «цифровых классов» в Индии на середину 2016 года оценивалась приблизительно в $1 млрд. Примечательно, что на частные школы приходится около четверти названной величины — $266 млн. В среднем предполагается ежегодный рост направления на 13% с 2016 по 2020 год.

К сегменту дошкольного и школьного обучения мы относим — по критерию возраста целевой аудитории — часть игроков, предлагающих услуги и сервисы для подготовки к стандартизированным экзаменам. В частности, индийскую Byju«s.

694388a5ab3a0e.png

Высшее и среднее профессиональное образование

Отраслевые исследования показывают увеличение частного сектора в различных направлениях образования и на разных региональных рынках. Так, согласно данным за 2014 год, более четверти (28%) студентов в США обучались в негосударственных учебных заведениях. В 2013 году соответствующий показатель находился на уровне 25,6%.

По сведениям на 2015 год, в США насчитывалось 18,6 млн студентов высших учебных заведений. Из них около 29% обучались онлайн — полностью или частично.

Полностью дистанционное обучение с присвоением государственного диплома предлагает большое количество американских колледжей и университетов, среди них — Университет штата Пенсильвания, Бостонский университет, Университет Индианы.

Вместе с тем, как следует из отчета компании Eduventures, вплоть до 80% от 2,6 тысяч вузов в США, предлагающих онлайн-образование, в том числе, например, Йель и Университет Южной Калифорнии, передают разработку и обслуживание своих онлайн-курсов на аутсорс (компаниям категории OPM — online program management).

По прогнозам, в 2017–2021 годах мировой рынок высшего образования будет показывать среднегодовой рост на 20%. В 2016 году объем его ИТ-части был равен приблизительно $29,19 млрд.

К сегменту «Высшее и среднее профессиональное образование» мы относим часть игроков, предлагающих услуги и сервисы для подготовки к стандартизированным экзаменам, например BenchPrep (США). Направление продолжает расти, хотя и уступая по темпам среднему образованию, и при достаточно острой конкуренции в него входят новые вендоры.

68d00be1981ffd.png

Мы по-прежнему сфокусированы на серьезных, задающих высокую планку клиентах (университетах) в США: одна такая учебная программа требует от нас вложений в размере $5–10 млн до получения первого заработка.​

— Чип Почек, CEP 2U

Дополнительное профессиональное образование

В числе прочего к сегменту профессионального и навыкового обучения мы относим большую часть образовательных платформ широкого профиля, включая Udemy — одного из флагманов мирового EdTech, а также агрегаторы, такие как Degreed и SkilledUp, и сервисы наподобие LRNGO — маркетплейса учителей-тьюторов по разным направлениям и специальностям.

В b2b-часть сегмента входят ИТ-решения, в первую очередь LMS. Среди лидеров на долгой дистанции здесь — EdModo и Moodle. Доля данной ниши сокращается. Конкуренция в ней за последние годы обострилась, удовлетворенность заказчиков снизилась. В частности, 44% компаний в ближайшие два года планируют сменить поставщика LMS.

Целых 42% международных компаний — респондентов исследования Brandon Hall Group — в 2017 году намерены увеличить бюджет на внедрение и поддержку EdTech-решений для корпоративного обучения.

d353af4af8833b.png

MOOC-платформы

Отдельная подкатегория — MOOC-платформы. В карьерно-возрастной классификации они относятся частично к высшему образованию, частично к профессиональному и навыковому обучению. У массовых открытых онлайн-курсов на начало 2016 года насчитывалось больше 35 млн слушателей.

Как и прежде, тон задает флагман направления — Coursera. По оценке экспертов, выручка компании в 2016 году могла составить $50–80 млн при 23 млн зарегистрированных пользователей. Основной способ заработка — выдача платных дипломов и сертификатов по окончании курса. Новые модели монетизации: дистанционные MBA-программы совместно с вузами (действует пилотный проект с Университетом Иллинойса); изначально платные курсы — так называемые «специализации»; создание корпоративных образовательных центров — Coursera for Business.

Еще один пример переосмысления бизнес-модели MOOC — запущенный в марте 2014 года на платформе edX курс Массачусетского технологического института по big data. При стоимости $495 он собрал около 3,5 тысячи слушателей из 88 стран.

ffd45d11e6a59a.png

Языковое обучение

Как исключение в карьерно-возрастной классификации выделяется сегмент обучения языкам — в силу его величины и специфики. В 2015 году объем мирового рынка обучения английскому языку составлял $60 млрд, с проникновением онлайна на уровне 2%. В 2017–2021 годах «цифровая» часть рынка обещает расти в среднем на 23,36% в год — быстрее отрасли в целом.

b4d1fe8224a445.png
На графике показана популярность языков по числу частных преподавателей, обучающих им

Крупнейшие сделки и инвестиции

По итогам 2016 года объем мировых инвестиций в EdTech уменьшился приблизительно на 30% — до $2,0–2,2 млрд. Но, судя по более широкому контексту, это не признак стагнации, а отражение мировых трендов.

  • В относительном выражении спад не резче, чем на других технологических и связанных с digital рынках. Так, в 2016 году, согласно оценке KPMG, общие вложения в финтех, находящийся, по мнению экспертов, на подъеме, сократились до $24,7 млрд — на 47,2% по сравнению с 2015 годом.
  • ​Сам рынок онлайн-образования в количественных показателях растет.
  • Внутри отрасли меняются тренды, а с ними и инвестиционные приоритеты. Вложения с наибольшей вероятностью будут получать: компании с доказанной бизнес-моделью, стартапы из самых «горячих» ниш (K-12, языковое обучение и так далее), заметные и перспективные игроки в регионах, растущих быстрее рынка в среднем (Юго-Восточная Азия, Восточная Европа).
2fc1d1b2dd2fc1.png
7a7dd3a6078f51.png
90c7f4b733e0dd.png

Заметные игроки рынка

471e0fcb8f1d39.png
4ce575ca078e30.png
256d7dbad31eb4.png
f4ee8f21ff12c8.png
a71b64070ba651.png

Онлайн-образование в России

f8a29ca8891346.png
Объём рынка
95fe49103b14fa.png
Структура рынка на 2016 год
1f1cdab31e4706.png
Структура рынка на 2021 год

Дошкольное образование

Структура дошкольного образования

В своих расчетах мы сочли важным учесть не только сегмент общего дошкольного образования (детские сады), но и сегмент дополнительного образования для детей и молодых родителей: он стремительно набирает обороты.

  • Услуги детских садов: воспитание, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. По показателям охвата аудитории формируют бóльшую часть рынка дошкольного образования.
  • Услуги дополнительного образования для детей: кружки, секции, курсы; дополнительные занятия со специалистами и частные занятия с репетиторами, в том числе в формате онлайн. Предоставляются детскими садами, а также сторонними организациями детского дошкольного образования (центрами дополнительного детского образования, группами кратковременного пребывания, центрами развития) и частными преподавателями.
  • Услуги образования для молодых родителей: курсы для беременных; курсы родительского мастерства; занятия для родителей с детьми; обучающие онлайн-ресурсы. Предоставляются частными школами в виде тренинговых курсов в очном формате или дистанционно, через специализированные сайты.​

Сегмент общего дошкольного образования

Инфраструктура общего дошкольного образования включает в себя государственные и частные детские сады, преимущественно для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В расширенную когорту входят и воспитанники ясельных групп в возрасте 1–3 лет, однако их доля незначительна, и применительно к предмету исследования мы сочли разумным ею пренебречь. Всего в России, по данным Росстата на конец 2015 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования.

На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка услуг общего дошкольного образования, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей.

Почти все услуги, оказываемые в сегменте общего дошкольного образования, приходятся на решение образовательных задач, <1% — на услуги по присмотру и уходу за детьми. Спектр услуг в частных дошкольных учреждениях, как правило, заметно шире, чем в бюджетных. Более разнообразны и услуги дополнительного образования для детей дошкольного возраста, включая воспитание по авторским методикам (например, педагогика Монтессори).

Сегмент дополнительного дошкольного образования

По данным исследования НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» (2016), приблизительно 64% всех воспитанников детских садов получают дополнительное образование.

59d28f51f28cb3.png

Исследование НИУ ВШЭ показало, что спрос на услуги дополнительного образования в сторонних организациях, то есть вне детского сада, выше среди родителей, чьи дети посещают именно государственные учреждения, тогда как воспитанники частных детских садов в большинстве случаев получают дополнительные образовательные услуги в своем же учреждении.

Добавим, что в настоящее время детей, которые не посещают никаких дошкольных учреждений, насчитывается порядка 3,4 млн. И это потенциальная аудитория услуг дополнительного дошкольного образования.

Среди наиболее востребованных услуг в сегменте дополнительного дошкольного образования — занятия в музыкальных и творческих кружках, занятия с отдельными специалистами (в частности, с логопедами и психологами), подготовка детей к школе, спорт, а также обучение иностранным языкам.

Аудитория дошкольного образования

60eed4c9d0dbd4.png
Здесь приводятся прогнозные показатели на 2021 год

Аудитория детских садов

На текущий момент в дошкольные учреждения России ходит около 7,5 млн детей. Согласно Росстату, 69% всех дошкольников в стране посещали детский сад в 2016 году. Мы прогнозируем постепенный рост показателя — вплоть до 76% к 2021 году. В наших расчетах учтены динамика демографической ситуации и увеличение числа мест в детских дошкольных учреждениях.

Как отмечалось ранее, дошкольников, не посещающих детские сады, сегодня насчитывается около 3,4 млн. Показатель снижается, и тем не менее на начало 2021 года приблизительно 2,6 млн детей дошкольного возраста по разным причинам будут исключены из системы общего дошкольного образования. По данным выборочного обследования Росстата (2015), самой распространенной причиной, по которой ребенок не посещает детский сад, является отказ родителей от услуг дошкольных учреждений: таких детей в России сейчас около 1,3 млн. В свою очередь, 802 тысячам дошкольников в детских садах не хватило мест.

Нехватка мест в детских садах — заметный стимул к развитию частного сектора дошкольного образования. По последним актуальным данным всероссийского опроса ФОМ, датированным 2013 годом, 15% опрошенных родителей предпочли бы отдать своего ребенка в частный детский сад. Относительно того, в каких детских садах условия для ребенка лучше — в частных или государственных, мнения респондентов разделились: 30% считают, что в частных, 31% — что в государственных (оставшиеся затруднились дать ответ).

Причины непосещения детских садов

51dee6ab7034e7.png
По данным выборочного обследования домохозяйств с детьми, Росстат, 2015 год

Очереди в детских садах

Хотя образовательная система РФ в ближайшей перспективе будет охватывать все большую долю дошкольников, в конце 2016 года численность детей дошкольного возраста, зарегистрированных в очереди на прием в детские сады, приближалась к 2,6 млн человек. До зачисления в сад ребенок может находиться в очереди 2–4 года.

По сведениям Росстата, в 2016 году на 1 тысячу детей в России приходилось в среднем 626 мест в детских садах. Однако детальная статистика указывает на то, что в отдельных частях страны ситуация значительно более острая.

70544cec24eee7.png

Развитие частной образовательной инфраструктуры в упомянутых округах представляет особый интерес: учитывая два показателя — длину очередей на прием в детские сады и доли родителей, отказавшихся от услуг дошкольных учреждений, — можно говорить о перспективах бизнеса в этих частях страны применительно как к общему дошкольному, так и к дополнительному детскому образованию.

Государственная политика

Государственная политика России в сфере дошкольного образования сегодня направлена на создание условий для эффективной реализации плана «частно-государственного партнерства». Среди ее ключевых целей — решение проблемы доступности дошкольного образования за счет укрупнения частного сектора, повышение качества услуг и снижение инвестиционных рисков.

По итогам круглого стола при Совете Федерации в апреле 2013 года были составлены рекомендации ответственным органам Совфеда и Министерства образования РФ по разработке регламента частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, контроля и мониторинга правоприменительной практики в этом направлении: «При рассмотрении федерального закона № 238827–6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» предусмотреть механизмы государственно-частного партнерства на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления».

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годах увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей закреплено в качестве одного из направлений развития образования.

Исследователи НИУ ВШЭ отмечают, что механизмы государственного регулирования в этой сфере требуют существенных доработок: «Один из путей решения комплекса проблем современного дошкольного образования — расширение спектра его организационно-правовых форм, что подразумевает подключение негосударственного сектора к решению государственных проблем.

Ст. 43 Конституции РФ предполагает, что образование может быть предоставлено не только в государственных и муниципальных организациях, но и «на предприятиях». Эта формулировка может быть основой для развития негосударственного сектора дошкольного образования, хотя стратегически эта статья должна оказаться в ряду тех, которым требуются изменения для более четкой современной формулировки».

Объем рынка дошкольного образования

89fbe4b87e0036.png
Здесь приводятся прогнозные показатели на 2021 год

По нашей оценке, общий объем российского рынка дошкольного образования в 2016 году составил порядка 434,5 млрд рублей. Из них на частные детские сады приходится 31,8 млрд рублей. В итоговой сумме учтены годовые выплаты из бюджета в расчете на одного воспитанника и сумма родительской платы за услуги детских садов. Средняя величина государственного норматива — 47 тысяч рублей в год. Показатель варьируется в зависимости от региона. Так, в Москве он равен 36 тысячам рублей, а в Республике Коми — 114 тысячам рублей.

Соответствующий норматив, выделяемый государством, доступен и частным детским садам. В 2016 году бюджеты частных дошкольных учреждений на 80% формировались из денег, вносимых родителями, и на 20% из бюджетных отчислений в расчете на одного воспитанника; мы говорим о 5,4 млрд рублей. обязательных отчислений из бюджета, доступных частному бизнесу.

В то же время плата за услуги частных детских садов со стороны населения составила в общей сложности 26,3 млрд рублей. Средняя сумма родительской платы, по результатам анализа и сопоставления расценок в российских частных детских садах, составила 229 тысяч рублей в 2016 году (в Москве и МО — 335 тысяч рублей). Итого в 2016 году частные детские сады получали в среднем около 252 тысяч рублей в год на одного воспитанника.

Принимая во внимание демографический прогноз, мы ожидаем, что в 2021 году объем рынка общего дошкольного образования вырастет до 516,3 млрд рублей и, таким образом, приблизится к объему рынка общего среднего образования за 2016 год. В свою очередь, динамика развития частного сектора услуг дошкольного образования позволяет говорить о росте в пределах 6,5 млрд рублей уже к 2021 году.

Объем рынка дополнительного образования

Аудитория рынка дополнительного детского образования на текущий момент — приблизительно 4,8 млн детей. Из них 2,6 млн посещают дополнительные занятия в детских садах. Предположительно, число воспитанников детских садов, получающих дополнительное образование, к 2021 году достигнет 5,5 млн человек. Уже сейчас совокупный объем рынка дополнительных образовательных услуг составляет 27,4 млрд рублей. В дальнейшем мы прогнозируем его рост до 31,3 млрд рублей.

В 2016 году родители детей, посещающих государственные детские сады, заплатили этим учреждениям за дополнительные образовательные услуги в общей сложности 14,6 млрд рублей. Между тем частные детские сады, при значительно более скромном числе воспитанников, получили от их родителей за дополнительные занятия 12,6 млрд рублей. К 2021 году мы ожидаем увеличения обоих показателей — до 16,7 млрд рублей и 14,4 млрд рублей соответственно. Средний месячный чек за дополнительное образование для детей сейчас составляет порядка 1,5 тысячи рублей при средней интенсивности занятий пять месяцев в году.

Доля подсегмента родительских курсов сравнительно невелика, его объем — 166,3 млн рублей в 2016 году. Через пять лет, согласно нашим прогнозам, он вырастет до 170,6 млн рублей.

Проникновение онлайн-образования

В дошкольном образовании наибольший потенциал цифровизации у сегмента дополнительного детского образования: результаты онлайн-опроса, проведенного нами в ходе исследования, указывают на сравнительно высокую долю проникновения онлайн-механик в нем. Единственное, на сегодняшний день монетизированы они в малой степени.

Самая общая оценка проникновения онлайна в сферу дополнительного детского образования — 49%, включая бесплатные занятия через интернет. Иначе говоря, 49% опрошенных нами родителей, чьи дети посещали дополнительные занятия, пользовались инструментами онлайн-образования, тогда как платили за эти услуги в общей сложности лишь 3,2% респондентов.

За пять лет аудитория онлайна вырастет до 8% от числа всех детей, получающих дополнительные образовательные услуги: с 242 тысяч в 2016 году до 687 тысяч в 2021 году. В свою очередь, объем рынка онлайн-услуг в денежном выражении увеличится за тот же период почти в три раза и достигнет 1,7 млрд рублей, то есть 5,5% от рынка услуг дополнительного дошкольного образования.

c3aeae4866117d.png

Под онлайн-технологиями в дополнительном образовании мы понимаем образовательные интернет-ресурсы для детей, развивающие мобильные приложения, компьютерные игры и обучающий видеоконтент. Все перечисленные форматы подходят для домашнего обучения, но требуют адаптации к общим образовательным программам детских садов.

Достижению этой цели могут послужить b2b-решения в области разработки методик дистанционного и онлайн-обучения для детей, обучающий видео-, онлайн-контент для развития эмоционального интеллекта, памяти, логических способностей и так далее, а также смешанные (blended) формы обучения.

Общее среднее образование

Структура общего среднего образования

Инфраструктура общего среднего образования в РФ включает в себя государственные и частные учебные заведения для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. Общеобразовательные школы рассчитаны в первую очередь на дневную форму обучения: на школы вечернего и сменного формата приходится лишь 1,2% от общего числа учеников. На конец 2015/2016 учебного года в России действовали 43 374 школы. Среди них безоговорочно преобладают государственные организации. Доля частных — 1,8%, или, в пересчете на деньги, 5% рынка.

Проникновение частного сектора в сферу общего среднего образования показывает положительную динамику: мы прогнозируем рост рыночной доли частного бизнеса до 6% уже в 2021 году. В денежном выражении рынок частных школ, предположительно, прибавит 12,3 млрд рублей.

Результаты всероссийского опроса ФОМ также свидетельствуют о высоком потенциале рынка частных образовательных услуг: 13% респондентов предпочли бы отдать своего ребенка в частную школу. Кроме того, 21% опрошенных считает, что в частных школах условия и образование лучше, чем в государственных.

Аудитория частных школ

В учреждениях среднего образования в 2015/2016 учебном году было около 15 млн учащихся. Система среднего образования охватывает 94% всех детей и подростков школьного возраста, живущих в стране. Из всех учащихся 39% состояло в начальной школе (в 1–4 классах), 44% получало основное общее образование (в 5–9 классах), 17% — общее среднее образование (в 10–11 классах).

С учетом демографического прогноза численность учащихся к 2021 году дойдет до 17,2 млн человек. По нашим расчетам, к тому времени реальная доля аудитории частных школ будет составлять 0,9% всех учащихся, но даже минимальный рост численности аудитории существенно увеличит объем рынка.

В 2016 году средний чек в расчете на одного учащегося частной средней школы был равен 254 тысячам рублей в год — он складывается из суммы НПФ и родительской платы (например, в Москве не самые высокие показатели НПФ, но велика сумма родительской платы, порядка 336 тысяч рублей в год, тогда как в регионах в среднем — 156 тысяч рублей). Согласно прогнозу, каждый год этот рынок будет увеличиваться более чем на 2 млрд рублей за счет увеличения аудитории. С 2011 по 2016 год она выросла на 25%

4ed0944d5affd4.png

Малокомплектные школы

Одна из актуальных проблем системы общего образования РФ — труднодоступность школьного обучения в сельской местности. Удаленность школ от иных образовательных организаций, затрудненная транспортная доступность, низкая численность обучающихся — основные характеристики так называемых малокомплектных сельских школ.

Для того чтобы обеспечивать работу таких организаций, государство вынуждено предпринимать дополнительные усилия, отдельно субсидируя малокомплектные школы за счет региональных бюджетов. Далеко не всегда такая поддержка приводит к ожидаемому результату. Так, по данным Росстата и НИУ ВШЭ, количество учащихся в сельской местности в последние годы продолжает сокращаться.

Едва ли это свидетельствует о невостребованности школьного образования на селе: согласно тем же источникам, количество детей, обучающихся в частных сельских школах, на том же отрезке времени растет. Отсюда следует, что государственная школьная инфраструктура на селе не отвечает запросам аудитории и ее место естественным образом начинает занимать частный бизнес.

Качество образования в школах

Численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей (динамика показателей за пять лет приводится ниже).

В частности, это может привести к увеличению количества малокомплектных школ в сельской местности — удаленных от больших городов и образовательных центров и страдающих от нехватки преподавателей. В то же время с увеличением нагрузки на образовательную инфраструктуру растет доля родителей, недовольных качеством образовательных услуг: по результатам опроса ФОМ, доля родителей, отмечающих снижение качества школьного образования, с 2011 по 2016 год увеличилась на 9 пунктов — до 46%.

Что касается фактического положения дел в школьном образовании, по данным ФОМ, 32% россиян оценивают ситуацию как плохую (заметим, жители Москвы чаще, чем население в целом, давали негативные оценки — в 40% случаев).

2fce820ea4d23c.png

Объем рынка общего среднего образования

3d417d3d3b4038.png
Здесь приводятся прогнозные показатели на 2021 год

Совокупный объем российского рынка общего среднего образования в 2016 году — около 572,5 млрд рублей. Согласно нашим подсчетам, из всей суммы на рынок образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными общеобразовательными организациями, приходилось 544,2 млрд рублей. Общий объем рынка частных общеобразовательных школ составил 28,4 млрд рублей.

Текущие расчеты основаны в первую очередь на действующих нормативах подушевого финансирования (НПФ), выделяемых государством на одного учащегося школы вне зависимости от формы ее собственности (частная или государственная), и на сумме потребительских расходов на обучение.

В 2016 году НПФ в среднем равнялся 36 тысячам рублей в год. Изучив динамику государственных расходов на образование за предыдущие годы, мы пришли к заключению, что размер госфинансирования будет расти и в 2021 году составит 39 тысяч рублей в год. Частные школы уже получают только от государства порядка 4,9 млрд рублей. в год, а к 2021 году, по нашим оценкам, эта сумма достигнет 7,2 млрд рублей.

Отметим, что величина НПФ варьируется в зависимости от региона: в отдаленных частях страны (например, в Камчатском крае, Республике Коми, Магаданской области) норматив значительно выше и может доходить до 106 тысяч рублей. Для сравнения: в Московской области он составляет 46 тысяч рублей.

Помимо бюджетных денег, частный бизнес получает родительскую плату за обучение ребенка, и та составляет большую часть его финансовых поступлений. В 2016 году усредненная сумма родительской платы за услуги частных школ в расчете на одного ребенка составила 210 тысяч рублей. Доля потребительских денег на текущий момент — 82% от всего рынка частного общего образования. В 2021 году родители принесут негосударственным школам приблизительно 33,5 млрд рублей.

Согласно прогнозу, суммарно российский рынок услуг частного общего образования за пять лет увеличится до 40,8 млрд рублей в год.

Государственная политика

В декабре 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования Владимир Путин отметил необходимость внедрения инноваций в образовательный процесс: «Мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу» (из выступления Президента РФ 23 декабря 2015 года).

В свою очередь, в рамках национальной программы развития образования на 2016–2020 годах распоряжением правительства сформулирован ряд требований к реализации пилотного проекта «создания сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания (не менее 200)».

Поскольку эти требования не были учтены в целевых показателях (индикаторах) программы, их выполнение остается потенциально перспективным направлением госполитики в этой сфере, требующим уточнения и доработки.

По мнению одного из основателей центра онлайн-обучения «Фоксфорд» Алексея Половинкина, на сегодняшний день существенных препятствий для организации полноценной онлайн-школы нет, за исключением требований надзорных органов об обязательном содержании аудиторных помещений для школы, что не является непроходимым барьером для бизнеса. В ближайшей перспективе возможно партнерство компаний, оказывающих услуги онлайн-образования, с частными школами.

Проникновение онлайн-образования

Российские школьники в массе своей готовы принять новые формы школьного обучения, связанные с частным онлайн-образованием, и, более того, к тому же готово и государство. Однако родители, по факту выбирающие формат школьного образования для своих детей, настроены гораздо более консервативно, о чем свидетельствуют опросы ФОМ (2015). Вместе с тем нужно учитывать, что 8% респондентов уже сейчас готовы к домашнему обучению ребенка.

Среди соображений, отталкивающих родителей от домашнего обучения ребенка, главными

©  vc.ru