Учиться не поздно: как быстро освоить новое, если вам за тридцать

Может ли взрослый человек учиться так же легко, как и молодой, и для чего вообще взрослому человеку изучать новое? Консультант сервиса по поддержанию здоровья всей семьи Medical Note, психолог и HR-консультант Елена Давыдова рассказала о способах быстрого и эффективного обучения.

В избранное

В избранном

Каждые 15 лет количество научной информации в мире удваивается. Это настолько быстро, что часть исследований устаревает сразу после публикации. Сегодня теория превращается в практику раньше, чем в новое научное учение.

Новые знания каждый день меняют мир: согласно атласу новых профессий, уже к 2030 году исчезнут 57 профессий (в том числе провизор, копирайтер, бухгалтер и системный администратор). Всех этих специалистов заменят искусственный интеллект и умные машины.

На смену ушедшим профессиям придут 186 новых специальностей: к примеру, оператор медицинских роботов или биофармаколог. И осваивать все эти профессии придется не только школьникам, но и взрослым людям.

Возможно, вскоре сменить профессию придется всем нам — и это замечательно!

Почему важно учиться в любом возрасте

Еще со школы мы знаем, что «нервные клетки не восстанавливаются», а «старую собаку не научишь новым трюкам». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, действительно ли изучать иностранный язык или осваивать новую профессию во взрослом возрасте — заведомо бесполезная затея.

Гомер Симпсон стремительно наращивает новые нейронные связи

Обучение — естественный процесс, в результате которого формируется новое знание или навык. Новая информация сохраняется в мозге благодаря связям между нервными клетками, по которым передается импульс к определенному участку нервной системы.

Как и любой физиологический процесс, скорость формирования нейронных связей меняется с возрастом. Но этот процесс не прекращается ни на минуту — ни у молодых, ни у пожилых.

В 60-х годах 20 века исследователи доказали, что у мозга нет фиксированной структуры. Так, взрослые слепые люди способны научиться «видеть» руками, когда осязают предметы. При этом мозг слепых меняется — в нем возникают новые клетки. То же самое происходит с мозгом взрослых космонавтов, организм которых адаптируется к невесомости.

Оранжевым цветом выделены участки мозга, которые увеличились в объеме у космонавтов, которые побывали в невесомости

В 60-х годах коллеги попросту не верили ученым, утверждавшим, что своими глазами видели новые клетки в мозге животных и людей. Но прошло тридцать лет, и в 1997 году шведский нейробиолог Питер Эрикссон доказал, что в мозге взрослых людей есть стволовые клетки. Из этих клеток всю жизнь формируются новые нейроны.

После открытия Эрикссона говорить, что нервные клетки не восстанавливаются, стало попросту ненаучно. Это открытие подтолкнуло ученых к простой мысли: если у людей всю жизнь появляются нервные клетки — значит, и учиться люди могут всю жизнь.

Прошло еще несколько лет, и исследователям удалось доказать, что учиться взрослые люди не только могут, а попросту обязаны.

8 плюсов обучения для взрослого человека

Способность к обучению помогает Дарту Вейдеру сориентироваться в Диснейленде

1. Улучшает моторику

Человек, который занимается спортом или учится играть на музыкальном инструменте, в целом начинает лучше двигаться. Он проще запоминает последовательность движений и точнее их выполняет.

2. Повышает скорость адаптации

Умение ориентироваться в чужом районе или городе помогает быстрее освоиться в любой незнакомой обстановке.

3. Защищает от старческого слабоумия

Физические упражнения, изучение иностранных языков или обучение игре на музыкальном инструменте защищают от болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

Благодаря обучению разум становится устойчивым к повреждениям. Тренированный мозг учится компенсировать негативные возрастные изменения за счет привлечения дополнительных нейронных ресурсов.

4. Развивает интеллект

Люди, которые учатся концентрировать и расфокусировать внимание, в целом становятся умнее — они лучше справляются с тестами на интеллект, быстрее принимают решения.

5. Улучшает внимание

Обучение меняет мозг: после обучения появляются новые нейронные связи

Обучение иностранным языкам, вокалу или игре на музыкальном инструменте повышает уровень произвольного внимания. Человеку становится проще концентрироваться на задаче, даже если она не связана с английским или с музыкой Рахманинова.

6. Ускоряет мышление

Физические упражнения улучшают мыслительные функции — для видимого результата хватает короткой тренировки в 45–60 минут, состоящей из аэробных упражнений, тренировки на выносливость, функционального тренинга или тай-чи.

7. Увеличивает креативность

Чем больше мы узнаем, тем выше наша креативность. Творчество требует крепкого фундамента. Таким базисом и становятся знания, которые мы комбинируем, изобретая новый продукт или решая нестандартные задачи.

8. Повышает осознанность

Человек, который изучает новое, больше узнает о самом себе, показывает большую осознанность в поступках, легче мотивирует себя и в целом находится в контакте с самим собой.

Как учиться, если вы уже выросли

Взрослые люди отличаются друг от друга еще сильнее, чем дети. В этом «виноват» жизненный опыт, который получает каждый из нас. Обучение взрослого человека должно строиться с учетом этого опыта.

Эйнштейн применял непрерывное обучение, когда это еще не было мейнстримом

Когда ученые накопили достаточно сведений о развитии и изменении человеческого мозга, пришло время концепции «непрерывного обучения» (lifelong learning) взрослых людей. Это понятие придумал Лесли Уоткинс, а профессор Клинт Тейлор начал использовать его в своих работах и выступлениях.

На первый взгляд, в идее непрерывного обучения нет ничего революционного. Но только сейчас, когда у нас появились интернет, возможность учиться на рабочем месте и всевозможные обучающие девайсы, человечество получило шанс превратить теорию в практику.

12 секретов обучения взрослых людей

Хозяин атомной электростанции Монти Бернс разбирается в обучении взрослых

1. Тренируйте нейронные связи

Уделяйте внимание факторам, влияющим на образование нейронных связей: упражнениям, режиму сна, медитации, нагрузке на наши органы чувств, социальным связям и самоопределению.

Эти факторы — их еще называют «драйверы» — формируют и изменяют наш мозг. Научившись управлять драйверами, мы можем заставить мозг работать на полную мощность.

2. Решайте практические задачи

Приближайте обучение к реальности. Чем больше обстановка класса напоминает условия, в которых вы будете применять полученные знания и навыки, тем лучше.

3. Выстраивайте логику обучения

Обучение должно быть не спонтанным, а структурированным, организованным и направленным на конкретную цель. Важно не запоминать факты, а находить закономерности и принципы, объединяющие эти факты.

4. Активно участвуйте в обучении

Хорошие преподаватели не зря постоянно задают ученикам вопросы и спрашивают их мнение. Благодаря активному участию мозг формирует нейронные связи, чего не происходит во время пассивного слушания лекции за партой.

Лучше попробовать сделать задание на тренажере или отработать полученные знания в игре, чем просидеть два дня за столом, конспектируя слова лектора.

Пинки не очень активно участвует в обучении

5. Подключайте яркие эмоции

Все обучение строится на эмоциях. Быть отстраненным и рациональным во время занятий вредно, ведь в реальной жизни мы редко бываем невозмутимыми и отрешенными.

Включайте в обучение эмоциональный опыт: например, обсудите, какое задание было самым сложным и почему.

6. Расслабляйтесь

Для усвоения новой информации требуется внимание и концентрация. Однако мозг устроен так, что непрерывная концентрация ослабляет внимание.

Чтобы успешно учиться, нужно чередовать концентрацию, периоды расслабленного медитативного состояния и периоды получения новой информации. Старайтесь переключаться не реже раза в 20 минут.

7. Учитесь не дольше 20 минут за один урок

Обучение должно быть коротким, ведь мы отчетливо помним только начало и конец урока. Чем короче учебная сессия, тем прочнее запоминается информация. Тех же 20 минут будет достаточно.

8. Визуализируйте информацию

Студенты лучше усваивают материал, если записывают, пересказывают, зарисовывают и обсуждают его с товарищами. Перескажите то, что узнали на занятии, коллегам во время кофе-брейка, или быстренько зарисуйте схему в блокноте.

9. Не торопите события

Мы далеко не всегда сознательно участвуем в обучении. Когда мы спим или находимся в расфокусированном состоянии (например, расслабляемся на пляже), наш мозг продолжает обрабатывать информацию и создавать новые синаптические связи.

Некоторым навыкам требуется время, чтобы сформироваться. Не забывайте об этом и не торопите события.

Гомеру Симпсону просто нужно больше времени

10. Применяйте знания на практике

Мозг взрослого человека развивается и изменяется, когда мы приобретаем новые навыки. Но если не применять эти навыки на практике, мозг быстро вернется к «не обученному» состоянию.

Для закрепления навыка используйте электронное обучение. Этот формат позволяет учиться прямо с рабочего места, когда выпадет свободная минутка.

11. Избегайте многозадачности

Многозадачность, которую иногда практикуют на рабочем месте и в жизни, мешает понимать и запоминать информацию. Дело в том, что сознание может фокусироваться только на одном стимуле в один момент времени.

Если мы пытаемся одновременно выполнять две задачи, мы перегружаем память и внимание, ведь нервной системе требуется время, чтобы переключаться с одной задачи на другую. В итоге два дела одновременно делаются дольше, чем каждое по отдельности.

Поэтому, когда учитесь, не читайте почту и не переписывайтесь в чате.

12. Выбирайте собственный стиль обучения

Исследуйте свой стиль обучения. Ищите то, что сработает именно для вас. Пробуйте разные источники для получения знаний: от аудио-подкастов и тестов на 5 минут до традиционных занятий в классе с преподавателем.

Обучение взрослых: итоги

1. Взрослые люди могут и должны учиться — конечно, если собираются вести долгую и успешную профессиональную жизнь.

2. Вопреки распространенному мнению, с возрастом объем накопленных знаний только увеличивается. Снижение мыслительных способностей у взрослых людей — миф.

Напоследок скажем пару слов в защиту дедушек и бабушек. Ученые выяснили, что пожилые люди «глупеют» всего по двум причинам (если речь идет не о болезни, конечно):

1. После увольнения человек не получает новой информации. Окружающая обстановка становится однообразной, и нейронные связи исчезают за ненадобностью.

2. Стереотип о «глупости» и неприспособленности пожилых людей настолько силен, что пожилые люди следуют ему, сами того не сознавая.

Поэтому повторяем еще раз: и взрослые, и пожилые люди не теряют способности усваивать новую информацию. Если научиться управлять умственными способностями, жизнь навсегда останется полноценной и насыщенной.

©  vc.ru