Технологичное ЖКХ из Екатеринбурга
Директор управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин об опыте внедрения информационных технологий и принципа холакратии в сфере ЖКХ.
В избранное
В избранном
«Лига ЖКХ» обслуживает около 30 домов в Екатеринбурге и области, а еще 130 подали заявки. В 2017 году компания вышла в Подмосковье и параллельно открыла продажу франшиз, получив более 20 заявок из разных городов. Стоимость франшизы — от миллиона рублей, говорится на сайте проекта.
Ежегодная выручка «Лиги ЖКХ» составляет 50 млн рублей в год, чистая прибыль — 600–700 тысяч рублей в месяц. Директор компании Илья Сотонин оценивает «Лигу ЖКХ» в 100 млн рублей. Его оценка подтвердилась в конце ноября 2017 года, когда удалось привлечь первые инвестиции в размере 5 млн рублей за долю в 5%. Имя инвестора основатель «Лиги ЖКХ» не раскрывает.
Директор компании Илья Сотонин рассказал vc.ru, что такие результаты связаны с внедрением ИТ-подхода в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В начале 2000-х семья Сотониных переехала во второй корпус Городка Чекистов — комплекс домов в стиле конструктивизма, построенного в 1930-х годах. В 21 веке эти здания оказались не готовы к такой проблеме, как сливание канализации на земляной пол в подвале — дома гнили.
В 2006 году родители Сотонина решили создать ТСЖ (товарищество собственников жилья) и начали приводить всё в порядок: отремонтировали общедомовое имущество и поменяли систему отопления. Постепенно на базе этого товарищества сформировалась маленькая управляющая компания, в штат которой вошло три сотрудника.
Жители одного из домов Екатеринбурга, посмотрев на успешный опыт Сотониных, попросили помощи в создании ТСЖ, а чуть позже, не понимая, как действовать дальше самостоятельно, просто наняли молодую УК на обслуживание примерно за 80 тысяч рублей.
Родители Ильи Сотонина продолжили дальше развивать ТСЖ, а он сам в мае 2012 года собрал документы и поучаствовал в первом тендере на выбор управляющей компании в одном из районов города. Так как его компания оказалась единственным участником конкурса, «Лиге ЖКХ» досталась только что введенная в эксплуатацию новостройка.
На самом деле, это была большая авантюра. Сотрудников на тот момент практически не было, я на все звонки отвечал сам и знал только контакты нескольких сантехников и электриков. Как только что-то случалось, направлял этих мастеров в дом, часто приходилось и самому выезжать на место
Илья Сотонин
директор «Лиги ЖКХ»
Холакратия и ИТ
Позже появилась небольшая команда, но как только Сотонин пришел к тому, чтобы сделать «Лигу ЖКХ» ИТ-компанией, пришлось опять начинать с нуля, потому что все, кто уже был в штате, не хотели переучиваться.
Он начал искать мастеров, у которых не было опыта работы в управляющих компаниях, потому что все, кто уже проходил через это, привыкли к некорректному стилю общения с жителями. Директору «Лиги» хотелось сломать стереотип о «пьяных сантехниках». Кроме того, нужны были программисты для реализации всех идей.
Сейчас бизнес построен по принципу холакратии (управлении без иерархий и менеджеров). В основе — центральный круг, то есть штаб-квартира компании. Там расположен консьерж-офис, который представляет собой аналог службы технической поддержки, помогающей любому жителю через чат на сайте или телефон.
Также в центре находятся команды, занимающиеся ИТ-разработками, в том числе развитием глобального помощника Liga IS. Еще в основном круге происходит прием платежей, и находится «Академия Лиги», где занимаются подготовкой будущих сотрудников компании.
Помимо центрального, существуют базовые круги. Каждый из них обслуживает около 100 тысяч квадратных метров жилья и у всех членов его команды есть своя роль.
Комьюнити-менеджер — человек, который контролирует все финансовые аспекты деятельности домов, хаус-мастера (их обычно от двух до четырёх) — специалисты, которые ухаживают за домами, в основном это касается сантехники и электрики. Также в базовых кругах работают дворники и уборщики.
Требования к персоналу высокие. Например, на сайте управляющей компании в разделе вакансий указано, что хаус-мастер должен относиться к дому как к своему, а также запоминать жильцов и дружить с ними. Хороший сервис — главная отличительная черта «Лиги ЖКХ», считает Илья Сотонин.
Каждая команда на 100 тысяч квадратных метров автономна. И каждый базовый круг — отдельное юридическое лицо. Таким образом обеспечивается безопасность работы. По мнению Сотонина, в текущих условиях на рынке можно легко «потопить» любую управляющую компанию и не так страшно, если это случится с одной из многих небольших, чем с единственной на миллион квадратных метров.
У всех домов есть свой счет на оплату жилищных расходов. Информация о том, на что были потрачены средства, находится в открытом доступе на специальном сайте, данные на который поступают напрямую из банка. Это одна из разработок «Лиги ЖКХ».
Кроме того, компания разработала конструктор подъездов, в котором как в конфигураторе автомобилей можно выбрать любую отделку и сразу увидеть её стоимость.
Также «Лига ЖКХ» разрабатывает совместный проект с электроэнергетической компанией «Т Плюс», а именно рейтинг домов по энергоэффективности. Любой житель сможет увидеть, сколько его дом тратит тепло в пересчете на квадратный метр по сравнению с аналогичными домами по городу.
На разработку всех этих программ Сотонин потратил 2 млн рублей, а всего в проект было вложено 6 млн рублей, вырученных с продажи трёх земельных участков.
Блокчейн в сфере ЖКХ
Согласно новому законопроекту Минстроя, жители должны будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям и управляющих компаний. Поэтому в планах у Ильи Сотонина трансформация «Лиги ЖКХ» в жилищный сервис на блокчейне, создание собственной криптовалюты под названием «Ликоины» и проведение ICO.
Внедрение «Ликоинов» запланировано уже на 2018 год, но сначала это будет больше напоминать систему лояльности в банках. Жители смогут получить «Ликоины» как бонусы за те или иные достижения, например, своевременную оплату услуг, а потом их можно будет потратить на те же услуги.
Открытость и сарафанное радио
Никакую рекламу и продвижение «Лига» не использует, заявки на новые дома приходят только через сарафанное радио.
«Традиционные» компании, по словам директора, не готовы принимать конкурента, поэтому уже неоднократно поджигали служебные машины, офис и лифты в жилых домов, которые выбрали «Лигу».
Несколько раз Сотонина приглашали выяснить отношения на улице, предлагали ему продать компанию, а получив отказ, в очередной раз портили имущество УК или её клиентов.
После подобных случаев появляется еще больше заявок не только из Екатеринбурга, но и из Челябинска, Калуги, Костромы, Ставрополя, Краснодара, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, говорит основатель «Лиги ЖКХ».
Сотонин считает, что успех его бизнеса состоит именно в открытости и прозрачности. Он также полагает, что такую схему работы удается реализовывать благодаря ИТ-разработкам.
Директор компании сравнивает «Лигу ЖКХ» с технологической сетью ресторанов быстрого питания: «У нас большое пересечение с «Додо Пиццей». У них есть Dodo IS, мы развиваем аналогичную систему, только для сферы ЖКХ».
Директор «Лиги ЖКХ» изучил опыт других стран и не обнаружил похожих управляющих компаний. Например, в Германии рынок управления жильем хорошо функционирует и на старых технологиях, говорит он.
Знакомые Сотонина из Екатеринбурга открыли УК в Дубае и обслуживают две башни по 100 000 квадратных метров. Сотонин думал, что сможет научиться у них чему-то новому, но оказалось, что в этой компании всё тоже работает на ручном управлении.
Дело в том, считает Сотонин, что в других странах процессы отлажены — и жители не сталкиваются с болью, которая заставила бы их что-то поменять. В России такая боль есть: подавляющее большинство жителей негативно оценивают то, что происходит с их домами, и активно борются с управляющими компаниями.
Раз существует боль, нужно чтобы появилось что-то крутое, что решит проблемы, возможно, это крутое и есть мы. Так что после налаживания работы в России, в планах прийти с нашими технологиями в другие страны.
Илья Сотонин
директор «Лиги ЖКХ»
#офлайн #регионы
© vc.ru