Таймлайн: Laicka

Чат-бот для связи клиентов и мастеров, предоставляющих услуги.

В избранное

В избранном

Запуск

Меня зовут Максим Родин, мне 32 года. В апреле 2017 года в соавторстве с Павлом Олифером мы запустили чат-бота Laicka. Это далеко не первый мой проект в сфере ИТ. За 10 лет работы мне удалось реализовать больше 15 успешных проектов, большинство из которых работает на территории РФ и сегодня. Однако Laicka в моей профессиональной деятельности — это первый стартап, связанный с чат-ботом.

Мысль о создании сервиса пришла мне в голову неслучайно. У меня никогда не было персонального мастера-парикмахера, и для того, чтобы подстричься, мне приходилось из раза в раз повторять одни и те же действия.

Выглядело это примерно так: открываю справочник »2ГИС», нахожу на карте ближайшие парикмахерские и начинаю нажимать на каждую из них, чтобы посмотреть цену. Если меня устраивали условия, то я начинал звонить туда и спрашивать, есть ли сейчас свободные мастера. Как правило, мне отвечали, что в данный момент все парикмахеры заняты. Так могло продолжаться до бесконечности, на это тратилось огромное количество времени.

Я понимал, что использую свое время нерационально. И вообще, было бы классно, если бы появилась возможность просто оставить запрос, указав свою локацию, а затем получить список подходящих мастеров, свободных в нужное время.

Примерно полтора года назад я узнал о чат-ботах и широком спектре их возможностей. Мысли о способах использования таких сервисов не давали мне покоя, мелькали идеи внедрить это в медицину, образование и многие другие сферы. В какой-то момент поиск парикмахера и мысль о чат-боте пересеклись, и проблема нашла свое решение.

Продукт

Мы с Пашей собрали группу единомышленников и рассказали о предстоящей работе. Как выяснилось, большинство из нас сталкивалось с абсолютно идентичной проблемой, пусть и при поиске других услуг. Тогда мы стали размышлять, какие еще категории необходимо добавить, чтобы Laicka стал универсальным помощником.

В результате мы выпустили чат-бот с набором следующих услуг:

— Ногтевой сервис (маникюр и педикюр).

— Парикмахерские услуги.

— Фото и видеосъемка.

Анализ рынка показал, что эти направления вызывают интерес аудитории: как со стороны тех, кто ищет услуги, так и со стороны тех, кто их предлагает. Однако возникла предсказуемая гендерная классификация с явным перевесом в сторону женщин. Но нашей задачей было создание универсального бота, который охватит максимально широкую аудиторию.

Тогда было принято решение расширить перечень услуг автомойками, автосервисами и шиномонтажем. Позднее мы объединили эти услуги в большой раздел «Авто».

С течением времени Laicka все больше и больше расширялся. К существующему перечню мастеров были добавлены:

— Стилисты и визажисты.

— Массажисты и косметологи.

— Ведущие мероприятий и DJ.

— Аниматоры и операторы.

— Мастера, изготавливающие подарки ручной работы.

Все вышеперечисленные мастера были сегментированы на три большие сферы: «Красота», «Авто» и «Праздники и события».

Команда

Над проектом Laicka сейчас работают четыре Scala-программиста. Что примечательно, у нас нет жесткого разделения по специализации. Технические задачи, связанные с бэкендом, мессенджером, бизнес-логикой или чем-то еще, разделяются между членами команды. Что же касается развития и продвижения, то здесь задействованы еще два сотрудника: маркетолог и SMM-специалист.

Продвижение

В эпоху активного использования мессенджеров как приоритетного способа связи важно с умом подходить к их выбору. Мы не стали выбирать, а просто решили объединить четыре популярные соцсети: Facebook, «ВКонтакте», Telegram и Skype. В каждой из них абсолютно идентичная логика и одинаковые диалоги. Мастера и клиенты могут общаться и договариваться об услугах вне зависимости от того, какой мессенджер установлен в их смартфоне. Право выбора мы оставляем за пользователями Laicka.

Разобраться с устройством чат-бота может любой человек, у которого есть смартфон. Общение клиента с Laicka начинается со слова «Привет». Затем бот задаст несколько уточняющих вопросов из серии: «Мастера в какой сфере мне найти?», «Когда нужна услуга?», «Если хочешь, можешь отправить мне геолокацию» и так далее. Клиент отвечает на вопросы, нажимая на соответствующие кнопки. В среднем за пять шагов формируется запрос для мастеров.

Когда второй стороне приходит заказ, те либо соглашаются на него, указав примерную стоимость, либо отказываются. В случае с мастерами существует важный момент. Для того, чтобы попасть в базу Laicka, мастеру необходимо зарегистрировать услуги в личном кабинете на официальном сайте проекта.

Особенностью нашего чат-бота мы считаем анонимность. Ни клиент, ни мастер не видят друг друга, не заспамляют друг другу личные сообщения. Переписка происходит исключительно в диалоге Laicka. Там же подтверждается согласие сторон на определенную услугу. Мастер и клиент смогут увидеть друг друга в двух случаях: при личной встрече и при добровольном обмене контактами в процессе общения.

Наши однозначные преимущества:

— У нас нет прямых конкурентов на рынке, тем более в формате чат-бота.

— Мы избегаем рекламы. Она раздражает и сбивает с толку, когда вы ищете нужную услугу.

— Мастера могут больше не заниматься самопродвижением, вкладывая в это большие суммы. Свой бизнес с нуля перестает быть сказкой и становится реальностью.

— Клиент и мастер могут общаться друг с другом в любом удобном мессенджере.

— Огромная экономия для мастеров.

Монетизация

Личный кабинет мастера необходим не только для того, чтобы зарегистрировать свои услуги, но и для статистики. Благодаря этой функции мастер может увидеть:

— В какое время идет наибольшее количество заказов от клиентов.

— Топовые услуги в поиске.

— В каком районе города больше всего заказов.

Конечно, эта информация имеет свою ценность, поэтому мы ввели абонентскую плату. За счет нее осуществляется монетизация. Мастера платят не только за постоянный поток клиентов, но и за расширенную статистику, которая способствует увеличению их прибыли. Еще одним плюсом мы выделяем систему лояльности. В определенный период времени, когда заказы только-только начнут приходить, мастера пользуются Laicka бесплатно.

Метрика в динамике

До начала сентября 2017 года Laicka развивался исключительно на территории Екатеринбурга.

За это время:

— Чат-боту написали свыше 37 000 сообщений.

— Зарегистрировались более 600 мастеров.

— Количество клиентов перевалило за 1100 человек.

С выходом на Москву и Санкт-Петербург показатели резко взлетели, причем всего лишь за месяц активной работы. Мастера превысили планку в 2000 человек, а число клиентов возросло до 3000.

Планы

В дальнейшем планируем охват всех городов-миллионников на территории РФ. После покорения России (или в параллели с ней) шагнем за границу. Наша цель: популяризировать чат-бота Laicka во всех развитых и развивающихся странах, где активно функционирует частное предпринимательство.

Все диалоги в Laicka уже переведены на английский и испанский языки. Если говорить о наполнении самого чат-бота, то, безусловно, категории будут обновляться. Все будет зависеть от потребностей клиентов.

Прогноз

#стартапы

©  vc.ru