Стоит ли обновлять iOS и macOS на личных устройствах или это ловушка
Есть мнение, что Apple — корпорация зла, которая заставляет потребителей покупать новые устройства, выпуская тормозящее на гаджетах прошлых поколений ПО. Давайте разберемся так ли это на самом деле.
Wintel — начало истории о тормозящих новых ОС
Не могу похвастаться ранним знакомством с продукцией Apple — оно началось лишь в 2007 году с iPhone. Зато новейшая история PC разворачивалась буквально на моих глазах, а с начала 90-х принимал в этом непосредственное участие. MS-Dos 5 + Windows 3.11 для рабочих групп, Windows 95, Windows 95 OSR 2, Windows 98, Windows 98 SE, Windows Millenium, Windows XP и вот это все. Естественно, в процессе эволюционировал и личный PC.
Именно в те времена родился маркетинговый термин Wintel, обозначающий тесное сотрудничество Microsoft и Intel (Windows + Intel = Wintel). Мол, первая выпускает все более тормозящую на старом оборудовании ОС, а вторая с радостью предлагает новые, более производительные процессоры. Хотите плавности и захватывающей дух производительности компьютера — меняйте оборудование, устанавливайте новый дорогой процессор и больше оперативной памяти.
Так политику компаний воспринимали простые пользователи. Рынок же видел в Wintel чудовищных размеров монополию, которая живет по сей день, пусть и не в таких масштабах.
Включаем логику.
Монополия действительно есть, что вполне ожидаемо от двух лидеров рынка. Почему бы не посотрудничать, когда для этого имеются все предпосылки. Да и в целом процессоры Intel всегда превосходили решения от AMD по скорости и качеству работы. В последнем случае большое значение имели стабильные драйвера на чипсет и его аппаратная совместимость со сторонним оборудованием вроде звуковых и видеокарт.
Сговор ради потрошения кошельков пользователей вряд ли имеет место быть. Вечная проблема Windows в том, что операционная система должна поддерживать десятки тысяч единиц совершенно разного оборудования, и идеально адаптировать операционную систему под все доступные решения невозможно. Хотя есть и другие костыли, вроде не самой совершенной системы реестра, общих файлов и необходимости беспокоиться об обратной совместимости со старым ПО и оборудованием.
Проблема с большим количеством разношерстных устройств сущесвует и у Android, хотя не в таком большом масштабе.
Что действительно потрошило кошельки обывателей, так это компьютерные игры.
Игры — двигатель PC-прогресса
Мы живем в очень хорошие времена, когда даже видеокарта 2–3-летней давности способна обеспечить весьма приличный уровень графики и хорошую скорость работы в играх, а платформа в целом (процессор + материнская плата) актуальна до пяти лет и более, если в свое время было куплено мощное оборудование.
Например, я вполне комфортно прошел новый Doom на видеокарте AMD Radeon R9 280x, которой уже три года. Причем на высоком уровне графики.
Но вспомните времена 3Dfx Voodoo, Riva TnT, GeForce, Radeon R300 — вторая половина 90-х и начало 2000-х. Бывали случаи, когда даже на топовых видеокартах новые игры работали неспешно. Запомнившиеся примеры из личной практики — Doom 3, Far Cry, The Elder Scrolls III: Morrowind.
Тем не менее, выпускались графически столь сложные игры не потому, что разработчики и производители оборудования сговорились против кошельков потребителей. Все дело в стремлении реализовать фотореалистичную картинку на экране монитора. Сколько разработчикам ни дай графической мощности, они все используют и еще попросят. Довольно интересно об этой теме рассказывают в 116 выпуске подкаста »Как делают игры».
Забегая немного вперед, отмечу, что мое мнение касательно модернизации операционных систем Apple ровно то же — компания пытается по максимуму использовать возможности своих новых устройств, балансируя между производительностью и крутыми фишками в старых.
Но сперва давайте рассмотрим…
…Плохой сценарий
Допустим, что Apple действительно корпорация зла, которая выпускает свежее ПО в том числе из желания заставить потребителей выбросить старое устройство и купить новое.
Кода она начала творить безобразие? Наверное, с марта 2001 года, когда выпустила Mac OS X 10.0 Cheetah. Если покопаться в Сети, то можно найти множество гневных отзывов, мол, компания все сломала и создала какое-то глючное и несовместимое «нечто». Более того, отголоски недовольных можно найти даже спустя пять лет, например, здесь.
В случае с мобильной операционной системой впервые серьезное недовольство по производительности вызвала iOS 5. Особенно у владельцев iPad первого поколения. Слишком уж задумчивой она стала на почтенном устройстве, а если говорить откровенно — нещадно тормозила. Со следующими апдейтами это немного починили, но осадок сохранился. Кто ж при этом подумает о скромных 256 МБ оперативной памяти в планшете, которых и для предыдущих прошивок было впритык.
Стоит еще вспомнить о не самой гладкой работе iPhone OS 2.0, но на это народ не особо обратил внимание, ведь нам дали App Store, после чего iPhone официально из «звонилки» превратился в полноценный смартфон с обширной библиотекой стороннего ПО.
Следующая боль в мире Mac случилась с релизом OS X 10.7 Lion. У вас 2 ГБ RAM? Выбросьте свой компьютер! Для комфортной работы желательно 4 ГБ оперативной памяти. Да и процессор помощнее не помешает тоже. Особенно все печально было на базовых моделях MacBook Air. А потом случилась OS X 10.8 Mountain Lion, интерфейс которой умудрялся бодро тормозить даже на свежем Retina MacBook 13 (Late 2012).
Мало боли? Держите OS X 10.10 Yosemite с новым интерфейсом и новыми тормозами. Теперь и на машинах с 4 ГБ RAM. Да, потребитель, нам в Apple нужны твои деньги. Выбрось свой старый MacBook и купи новый, чтобы не тормозила операционная система.
А ведь до того жахнула iOS 7 с «вырвиглазным» плоским интерфейсом, который вроде бы как проще графически, но при этом операционная система очень неспешно шевелилась на iPhone 5 и предыдущих моделях. Только новенький iPhone 5s спасал от лагов.
Казалось бы, все печально и с очередной операционной системой Apple пытается нас заставить купить новый смартфон, планшет и ноутбук.
Но раз уж сказали «А», давайте говорить и «Б».
Ведь каждое обновление ПО приносило и новые функции, интересные возможности и усиливало экосистему продуктов в целом. Кроме того, далеко не всегда новая операционная система работала хуже предыдущей и это на корню ломает стройную теорию заговора Apple против наших кошельков.
Пришла пора обсудить…
…Хороший сценарий
Не делает ошибок тот, кто ничего не делает. Если масштабировать это утверждение на рассматриваемую тему, то ошибки предстанут в форме тех самых лагов даже на весьма мощных устройствах предыдущего поколения и в виде нестабильной работы новых сервисов и функций. Со временем эти ошибки Apple исправляет с помощью программных заплаток и новых версий операционных систем.
За примерами далеко ходить не надо. Самой быстрой и стабильной в мире OS X считается версия 10.6 Snow Leopard, а потом якобы началась деградация. Хотя по факту компания приступила к реализации очень плотного взаимодействия между мобильной и настольной платформами. Но пока не будем говорить о расширенной функциональности и взглянем лишь на качество работы операционной системы. Так вот уже к OS X 10.11 El Capitan компания сделала огромный прорыв в этой области, реализовав поддержку API Metal в рамках интерфейса (прямой доступ ПО к аппаратному обеспечению без «прокладок» в виде драйверов и других API).
Я лично это особенно ярко ощутил, так как в тот момент переехал на MacBook 12 с энергоэффективной, но довольно скромной в плане производительности начинкой. После перехода с Yosemite на El Capitan возникло такое чувство, что пересел на совершенно новый ноутбук. Скорость и плавность работы интерфейса возросли чуть ли не в разы. Никаких лагов и подтормаживаний, быстрый запуск приложений, переключение между задачами и т. п. Более того, не менее приятно и шустро на El Capitan работает почтенный MacBook Air 11 сына. Машинка 2010 года, но вышедшая спустя пять лет операционная система на ней летает. Правда, аппарат в топовой комплектации для своего времени (4 ГБ RAM, 128 ГБ SSD).
Также небольшой прирост в скорости работы операционной системы и интерфейса в целом я получил при переходе на macOS 10.12 Sierra, а вот на старичке MacBook Air (2010), судя по отзывам в Сети, ситуация хуже. Так что с обновлением ПО не спешу. Хотя и компьютер совсем уж почтенный.
Видите аналогию? Нет? Она просматривается довольно четко. Вначале покажу ее на настольных ОС, а потом подтвержу на мобильных.
Народ ругал OS X 10.1 за новизну, тормоза и проблемы. При этом критики зачастую упускали факт поддержки мультимедиа (например, расширенная работа с оптическими накопителями), возможность адресации более 2 ГБ RAM, реализацию работы с защищенными областями памяти, когда зависание одного приложения не приводило к зависанию всей операционной системы, и массу других фишек. Ну да ладно, речь не о том. Через пять поколений Apple «вылизала» платформу до блеска, выпустив каноническую OS X 10.6 Snow Leopard. А потом вновь начались эксперименты, тормоза, проблемы, недовольство народа… Но! Через пять поколений мы вновь получили практически вылизанную до блеска платформу с целой кучей новых фишек.
Переходим к примерам на мобильных платформах. Какая iOS считается самой шустрой и стабильной? Правильно — iOS 6. Потом Apple ударилась в плоский интерфейс и смелые эксперименты. Но уже через четыре поколения она добилась завидной стабильности и отличной скорости работы операционной системы, а заодно интерфейс привела в полный порядок. Это не шутка — iOS 10 даже на iPhone 5 местами работает шустрее, чем предыдущие версии iOS, включая шестую. Наглядно это показано в видео ниже:
Трехлетний iPhone 5s вообще самолет на iOS 10, да и в целом в сравнении с предыдущей версией платформа держится бодряком, предлагая при этом более приятный интерфейс (имхо):
И вот тут возникает разумный вопрос…
…Действительно ли Apple корпорация зла, которая выпускает новые операционные системы только ради того, чтобы вытрясти из нас, простых пользователей, побольше денег?
Я не вижу смысла в этой теории заговора и никогда не видел.
Понятно, что Apple — это коммерческая компания, цель которой заключается в заработке денег. Ей нужно создавать и продавать новые устройства, что бы держаться на плаву, нужны деньги потребителей, необходимо их чем-то привлекать и увлекать. Она так и делает, используя по максимуму возможности новых гаджетов и их начинки, но при этом реализуя поддержку старых. Пусть не всегда идеально, пусть не сразу, но компания исправляет ошибки, адаптирует и улучшает ПО, делает его более стабильным и производительным даже на устройствах 3–5-летней давности.
Компания не боится экспериментировать и доводит свои эксперименты до конца, превращает смелые идеи в рабочие и удобные решения. Не гнушается заимствованием каких-то решений у конкурентов, но мне лично плевать на это, если в итоге фишка оказывается реализованной лучше, чем у других производителей.
Во время жарких споров некоторые люди в качестве аргумента приводят тот факт, что »Apple самостоятельно контролирует ПО и «железо» и ей якобы легче создавать всякие крутые фишки, делать их удобными в использовании, легче адаптировать платформу, потому что присутствует аппаратная унификация — так каждый бы смог».
Тогда пусть этот самый «каждый», так же как и Apple, вначале создаст все условия для такой работы (контроль ПО и «железа») и при этом выживет на рынке. После чего будет собирать все упомянутые сливки. Некоторые люди любят судить по итоговому результату работы, но забывают о том, что для достижения такого результата требуется преодолеть большой и тяжелый путь.
Так стоит ли обновлять iOS и macOS на личных устройствах или это ловушка?
А это уже ваше личное дело — стоит или нет. Если устраивает работа текущей версии ПО и не нужны какие-то новые функции и возможности — не обновляйте. Есть желание попробовать новинку — обновляйте. Тем более что это бесплатно.
Ловушки тут в любом случае нет. Хотя от устройства тоже многое зависит. Да и от конкретных задач. Бывает, что специализированное ПО требует определенной версии операционной системы. Бывает, что привык к интерфейсу или каким-то фишкам, которые компания «выпилила» в новой ОС, и нет желания переучиваться. Все это индивидуально.
Я лично всегда обновлял свои устройства Apple до последней версии ПО (исключение лишь шестилетний MacBook Air 11), причем сразу, как только оно появлялось. До сих пор не жалею. Нравятся новые функции, и я готов немного подождать решения возникающих проблем.
Из года в год операционные системы становятся сложнее, обрастают массой полезных функций — это миллионы строк кода. Невозможно в таких условиях все сразу сделать идеально, но можно исправить ошибки, что одни компании делают, в том числе Apple (которая поддерживает свои старые продукты дольше всех на рынке), а другие дружно забивают болт на потребителя.