Стартап дня: закрывшийся сервис для отправки посылок из дома Shyp

cover.jpg

Курьер забирает посылку из дома и отправляет её в ближайшем почтовом отделении.

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Основатель сервиса Shyp Кевин Гиббон (Kevin Gibbon) написал на заблокированном в России LinkedIn трогательную историю своего проекта, всем бы такую мину делать при плохой игре. Прочтя её, не могу удержаться от обзора.

Стартап начинался как Uber для отправки посылок от дома до почты. Клиент вместо возни с упаковкой и похода на улицу нажимал несколько кнопок на смартфоне, к нему домой приезжал курьер, забирал посылку и отправлял её в ближайшем почтовом отделении.

Экономия получаса времени не кажется чудом или прорывом, но жители родного Сан-Франциско зажрались ещё сильнее, чем в целом весь цивилизованный мир. Сервис взлетел, заказов с каждым днём становилось всё больше.

Shyp привлёк $60 млн инвестиций, когда совершенно внезапно выяснилось, что люди отправляют посылки редко, клиент делает мало заказов, расходы на привлечение не отбиваются, экономика не сходится.

Тут Гиббон явно недоговаривает: легко поверить, что они с командой не понимали, что делают, но Kleiner Perkins лидировал в раунде на $50 млн. Один из умнейших фондов Кремниевой долины точно смотрел на когорты перед решением об инвестициях. Идиотизм — не причина.

Можно предположить, например, что маркетинг Shyp сработал очень хорошо в таргетинге и завербовал аудиторию регулярных отправителей, продал её инвесторам, а потом, когда она кончилась, а расти надо было, у компании начались проблемы с обычными людьми. Причина могла быть и другой.

Дальше стартап оглянулся вокруг и обнаружил потенциальных клиентов, которые часто отправляют посылки: продавцы на eBay и прочий малый бизнес, ещё не подключившийся к логистике Amazon. Shyp сделал пивот и сфокусировался на обслуживании профессионалов.

Количество повторных заказов выросло, экономика сошлась, проект расцвёл, и тут, по словам Гиббона, пришла пора закрыться, потому что «не успели». Куда и к чему не успели — остаётся загадкой.

Предположим, кончились деньги с предыдущего раунда —, но почему никто не дал новый? Продукт есть, окупаемость заказа есть, знакомые инвесторы тоже есть, причём они уже плывут в той же лодке. Предположим, перспективы b2b-сервиса оцениваются ниже, чем b2c, так был бы даунраунд, всё равно лучше, чем закрываться.

Если Гиббон когда-то всех обманул с нерепрезентативными когортами, то сейчас его числам могли уже просто не верить, но это уже спекуляция над спекуляцией. Можно придумать ещё пяток догадок с такой же степенью правдоподобности, без инсайда правду не узнать.

В любом случае, проект закрылся.

#стартапдня

©  vc.ru