Спортзал на катере, рисование дронами и прочие крутые проекты Карла Ратти

Дрон и краски, катер и спортзал, интернет и мебель — итальянский профессор знает, как объединять технологии с жизнью и искусством.
3687187aca4e89ab9591466b4506fb44_cropped
Роман Фишман
3 октября 2017 12:00

Обсудить 0

Много лет «Популярная механика» рассказывает о современных художниках, которые вдохновляются наукой и техникой, используют их в работе. Наш нынешний герой на создание произведений искусства не претендует. Профессор Карло Ратти не художник, не скульптор и не дизайнер. Но его влияние на искусство, архитектуру и даже на жизнь горожан будущего чувствуется уже сегодня.

Летающие кисти квадрокоптеров

Беспилотники уже изменили фотографию, позволив вести съемку с новых и неожиданных ракурсов, а скоро они смогут сказать заметное слово и в графике. Вообще говоря, это слово уже сказано, и оно ругательное: по всей видимости, первым в истории применением дронов в уличном искусстве стала работа японского граффити-хулигана, выступающего под псевдонимом KATSU. Еще в 2015 году он использовал беспилотник DJI Phantom, измазав алой краской один из самых дорогих рекламных щитов в центре Нью-Йорка.

Paint by Drone, 2017 год Paint by Drone, 2017 год Идея: нанесение граффити CMYK-цветами группой беспилотников. «Задумывалось, что этот проект поможет превратить строительные фасады в гигантские живописные полотна».

Проект Карло Ратти, напротив, выглядит исключительно мирным, а Берлин и итальянский Турин принимают его вполне официально. Осенью нынешнего года в этих городах появятся первые художественные работы, созданные с помощью новой техники — рисования группой дронов. «В обоих городах художественная жизнь процветает, — объясняет Карло Ратти. — Мы это прекрасно знаем: в Турине расположен наш офис, а в Берлине мы делали несколько проектов». Следом за ними Paint By Drone начнет кочевать по другим городам Европы, представляя новый инструмент для художников.

Currie Park, 2016 год Currie Park, 2016 год Идея: плавучая набережная, опирающаяся на систему заполненных воздухом резервуаров. «Система резервуаров автоматически заполняется воздухом или водой, поддерживая постоянный уровень погружения с учетом числа посетителей и нагрузки».

Стайка вооруженных красками дронов, управляемых общим алгоритмом, жужжа, поднимается вверх и наносит рисунок на глухую стену здания, трубу или крышу. Каждый из квадрокоптеров диаметром около метра оснащается пульверизатором, заполненным одной из трех красок схемы CMYK (голубой, пурпурной или желтой). Цвета смешиваются согласно инструкциям, которые автоматически формирует мобильное приложение на основе загруженной художником картинки. Для точной ориентации на вертикальной поверхности вдоль нее предварительно расставляются маячки, а фасад здания снаружи укрывается защитной строительной сеткой.

Холсты из камня и железа

Тот же KATSU уже использовал аппараты DJI Phantom с прикрепленными к ним пульверизаторами, но тогда это были грубые попытки привлечь внимание галерейной публики, одноцветные и неточные мазки на холсте. В сравнении с этим мелким хулиганством Paint By Drone — система уже другого уровня, способная смешивать цвета и автоматически координировать действия всей группы беспилотников. Для начала «холстом» для дронов станут глухие стены строительных площадок, но, по словам Карло Ратти, система может использовать почти любую вертикальную поверхность.

«Представьте, насколько проще и безопаснее станет создание масштабных произведений на городской инфраструктуре — вдоль автомобильных трасс и железнодорожных путей, на мостах и виадуках, — сообщают разработчики. — Любой фасад может стать пространством для демонстрации новых форм уличного искусства или отражать жизнь города, его текущее состояние на основе актуальных цифр и данных мониторинга».

  • Искусство

    Самые красивые работы в жанре ленд-арт: проект «ПМ» и Signet Land Art

  • Искусство

    Медленные машины: удивительные механизмы Альбина Карлссона

Первой попыткой Карло Ратти создать систему для рисования на больших фасадах стал «вертикальный плоттер», в 2015 году работавший на выставке в Милане. Дроны оказались лишь более удобными и универсальными инструментами для достижения этой цели. Вообще же работа Карло Ратти куда шире и плоттеров, и дронов. В лаборатории Senseable City Массачусетского технологического института (MIT) и в студии инноваций Carlo Ratti Associati, которыми руководит итальянский профессор, берутся за все, в чем сходятся искусство и дизайн, технологии будущего и наша городская жизнь.

Cloud Cast, 2015 год Cloud Cast, 2015 год Идея: отслеживая перемещения людей, система локально охлаждает воздух туманом. Цитата: «Мы хотели показать, как можно сделать общественные пространства комфортнее, синхронизировав работу климат-контроля с присутствием людей».

«Умные» табуреты и катер-спортзал

Пример такого проекта — «умный» пуф, разработанный как концепт для швейцарского мебельного бренда Vitra. Комплект шестиугольных табуретов Lift-Bit использует технологии «интернета вещей» и получает команды через Wi-Fi. Каждое сиденье готово стать частью кресла или софы по сигналу, который владелец отправляет со смартфона. «Идея состояла в том, чтобы создать целостную систему из независимых элементов, которые оснащены собственными приводами, могут подниматься и опускаться, — объясняет Карло Ратти. — Каждый из них взаимодействует с другими, нужно лишь составить их вместе и управлять с iPhone».

Paris Navigating Gym, 2016 год Paris Navigating Gym, 2016 год Идея: плавучий спортзал, приводимый в движение велотренажерами. «Проект раскрывает возможности использования мускульной энергии и одновременно создает новый опыт знакомства с городом».

Кажется, подход Карло Ратти достаточно прост: вспомнить про одну из перспективных технологий, оглянуться по сторонам, взять какие-то обычные вещи, попавшиеся на глаза, — и соединить их. Дроны и граффити, «интернет вещей» и мебель… или, например, дополненная реальность в супермаркете: прототип проекта Supermarket of the Future Карло Ратти представил на выставке World Expo, прошедшей в 2015 году в Милане (именно его фасад тогда раскрашивал «вертикальный плоттер»).

Интерактивная система управления такого магазина отслеживает поведение покупателей: стоит поднести руку к нужному товару, и на экране рядом появится детализированная информация о составе, изготовителе, советы для аллергиков, цифры питательной ценности и т. п. Крупнейшей в стране сети супермаркетов Coop Italia идея понравилась, и не так давно открылся первый такой магазин, где продается больше 6 тыс. наименований продуктов. Таких проектов в портфолио профессора Ратти десятки, и во всех есть что-то от урбанистики, что-то от инженерии, что-то от искусства.

Микророботы, которые за пять минут превращают селфи, снятые на камеру смартфона, в рисунки-скетчи. Роботизированный манипулятор, который смешивает коктейли в баре круизного лайнера. 20-метровый плавучий спортзал, приводимый в движение мускульной силой тренирующихся. Беседка, в прозрачных стенах которой живут фотосинтезирующие водоросли… Карло Ратти — выпускник Кембриджского университета, прежде всего инженер. Но его работы выставлялись в крупных музеях и получали престижные дизайнерские премии. Он умудрился попасть в списки «людей, которые изменят мир» журналов Wired и Blueprint — можно считать, что его искусство смешивать получило полное признание.

c66b33971c0d7ce36b90a7ea8c915751_fitted_ Имя: Карло Ратти Город: Турин, Италия
Специальность: инженер, архитектор
Работа: профессор Массачусетского технологического института (MIT), глава бюро инноваций Carlo Ratti Associati

©  Популярная Механика