Скончалась единственная женщина - лауреат Филдсовской премии
«Иногда незнание — благо; не зная, как сложна задача, можно просто заниматься своим делом», — говорила Марьям Мирзахани. Она начала заниматься главной задачей своей жизни в 2003 году, развив и расширив задачу, которую как раз тогда решил её научный руководитель, математик Кёртис МакМуллен. Его задача была о расчёте движения шаров на гипотетическом бильярдном столе с двумя лузами, пространство которого можно свертуть в тор (геометрическую фигуру, напоминающую бублик).
Мирзахани спросила:, а почему луз должно быть только две? Почему не решить эту задачу для пространства с произвольным количеством «дырок» — выходов? Тогда она ещё не знала, насколько это окажется сложно.
На эту задачу у Мирзахани и её коллеги, Алекса Эскина ушло 10 лет. Чтобы записать решение, потребовалось 172 страницы; статья вышла в 2012 году, и за неё Мирзахани получила Филдсовскую премию — аналог Нобелевской премии для математиков. С препринтом статьи можно ознакомиться на ArXive.org.
Кроме задачи о шарах, которая решается на пересечении геометрии, топологии и теории динамических систем, Мурзахани занималась теорией струн и геометрией гиперболических поверхностей.