Shorland: как терроризм подталкивает автопром
Ирландская республиканская армия образовалась в 1916 году, а после Второй мировой, примерно с начала 1950-х, активизировала террористическую деятельность, превратив Северную Ирландию и Белфаст в частности в минное поле. Особенно страдал Ольстер — по несколько сотен террористических и военных операций в год, немало, правда?
Королевская полиция Ольстера не справлялась, не хватало техники и вооружения. В результате военный инженер Фредерик Батлер в 1961 году представил концепцию бронирования серийного Land Rover, позволявшую превратить внедорожник в боевую машину. К 1964-му прототип довели до совершенства, а в 1966-м в Белфасте началось серийное производство броневика Shorland Mk I на шасси Land Rover Series IIA.
Производила машину единственная технологическая компания Белфаста — крупный авиазавод Short Brothers — она была основана в 1908 году и существует до сих пор, являясь крупнейшим производством Северной Ирландии, правда, уже не самостоятельным, а принадлежащем канадскому гиганту Bombardier. Бренд Shorland появился как гибрид Short Brothers и Land Rover.
Броневики Shorland были основной боевой машиной Королевской полиции и армии на территории Ольстера вплоть до начала 1990-х. Они пережили пять поколения — последняя модель, Mk 5, пошла в производство в 1985 году и активно эксплуатируется до сих пор. Помимо Ольстера, броневики Shorland работают в десятках стран мира, например, сотню машин закупила турецкая жандармерия.
Со снижением напряжённости и окончанием террористического периода Shorland стали потихоньку сдавать позиции, уступая своё место «более гражданской» машине Land Rover Tangi — модернизированному силами Королевской полиции варианту гражданского Land Rover.