«Самое обидное, что Podium не возвращает то, что ему никогда не принадлежало»
Что случилось с модным домом Полины Киценко и почему к нему поданы иски на 74,5 млн рублей.
В конце апреля 2017 года сразу несколько российских дизайнеров на своих страницах в Facebook обратились к руководителям модного ритейлера Podium Market с требованием погасить задолженность перед производителями одежды и аксессуаров.
Владелец ювелирного бренда Velichenko Jewellery Studio Дарья Величенко утверждала, что Podium Market на протяжении четырёх месяцев не платит ей деньги за реализованную продукцию.
Основатель петербургского бренда одежды Oh, my Сергей Ковеленов заявил, что ритейлер перестал платить в ноябре 2016 года, а к марту долг вырос до 1,6 млн рублей. По его словам, периодические сбои в оплате начались в сентябре 2015 года, а задержки стали регулярными и затяжными в марте 2016 года.
Позже бренд удалил обращение со своей страницы на Facebook. Ковеленов рассказал vc.ru, что после публичного обращения Podium Market всё же расплатился с Oh, my.
С Дарьей Величенко также рассчитались после того, как в пресс-службу Podium Market обратилось издание «Афиша Daily». По данным журнала, ритейлер выплатил сумму целиком. Она также удалила свою публикацию о неплатежах сети.
«Афиша Daily» писала, что это не единственные модные бренды, которым Podium Market оказался должен — таких поставщиков оказалось более десяти. Многие из них активно комментировали обращения вышеуказанных дизайнеров к Podium Market, заставив ритейлера опубликовать на своей странице в Facebook сообщение о том, что компания «столкнулась с информационной атакой со стороны блогеров, пользователей социальных сетей и корреспондентов отдельных СМИ».
Некоторые поставщики, сообщавшие о задолженности со стороны ритейлера, не стали подавать в суд. Тем не менее, по данным базы «СПАРК-Интерфакс», с начала 2017 года к ООО «Подиум Маркет» был подан 41 иск от поставщиков одежды и аксессуаров, арендодателей и других контрагентов. Общая сумма требований составила 74,5 млн рублей.
Что такое Podium Market
Согласно информации на официальном сайте компании, Podium Market существует с 2012 года. К 2017 году сеть магазинов увеличилась до пяти универмагов в Москве и ещё трёх в Казани, Сургуте и Краснодаре. В 2013 году Podium Market запустил собственный онлайн-магазин.
Основателем и действующим президентом Podium Market, по данным газеты «Коммерсант», выступает бизнесмен Эдуард Киценко. Издание отмечает, что свой первый модный магазин он открыл ещё в 1994 году.
В 1990-е годы он начинал бизнес с партнёром Игорем Краюшкиным — им принадлежало по 50% компании ОАО «Подиум». В августе 2011 году он продал свою долю в компании Эдуарду Киценко, который оформил её на новое юрлицо — «Подиум маркет», писало издание «Бизнес Online».
По словам Краюшкина, после этого ОАО «Подиум» фактически перестало обслуживать кредит «Росбанка» в размере 1,3 млрд рублей, который был взят в 2007 году. В начале 2012 года ОАО «Подиум» подало на банкротство, в мае суд признал юрлицо банкротом и назначил конкурсного управляющего.
Сейчас брендом Podium Market управляет ООО «Подиум Маркет», которым владеет ЗАО «Подиум» (68,59%), зарегистрированная на Британских Виргинских островах «Компания Кинде Истэблишмент лтд» (21,38%), ООО «Тринфико Пропети Менеджмент» (10%) и действующий гендиректор компании Сергею Трегубцу (менее 1%). Учредителями ЗАО «Подиум» выступали Краюшкин и Киценко.
Однако у широкой общественности бренд Podium Market ассоциируется не с Эдуардом, а с его супругой Полиной Киценко. Как писал журнал Tatler, «познакомившись с будущим мужем, тогда чиновником Росвооружения и хозяином первого Podium на Новинском, Киценко убедила его доверить ей управление модным бизнесом. С годами Podium оброс всеми видовыми признаками фэшн-империи».
Сейчас в группу брендов Podium входит несколько направлений магазинов: бюджетный Podium Market, спортивная одежда Podium Sport, украшения и аксессуары Podium Jewellery и люксовые бренды Podium Concept Store.
Сколько зарабатывает Podium, не известно, отчётность компании не публикуется. Последние финансовые результаты материнской ЗАО «Подиум» датируются 2009 годом, тогда выручка юрлица составила 3,8 млн рублей, а убыток — 1,5 млн рублей.
Модно и без денег
Главный принцип, по которому работает Podium Market, — «модно и недорого», отмечается на сайте. В ассортименте магазина представлены как люксовые зарубежные бренды, так и молодые российские дизайнеры. Многие из них вспоминают, что байеры (закупщики одежды) Podium Market изначально сами обращались к ним и предлагали сотрудничество.
Договор о реализации, который Podium заключал с поставщиками, предполагал выплаты за уже проданный товар, то есть после его реализации в магазинах, рассказали vc.ru несколько дизайнеров. Каждый месяц до 15 числа магазин был обязан предоставить отчёт о продажах за предыдущий месяц, и в течение месяца перевести деньги на расчетный счёт. Отчёты продолжали приходить вовремя, а вот деньги — всё дольше задерживались.
Совладелица и управляющая модного бренда Laroom Юлия Перевалова рассказывает, что сотрудничает с Podium Market уже шесть лет. Сейчас она тоже судится с ритейлером: 28 марта подала в Арбитражный суд Москвыиск о взыскании с Podium задолженности в размере 1,3 млн рублей. Долгое время Podium Market был «одним из лучших реселлеров и ведущим магазином по продажам» для её бренда, замечает Перевалова.
Перебои с платежами начались год назад, вспоминает она, но тогда речи об обращении в суд не шло. «Они сами были заинтересованы в продолжении сотрудничества с нами, и поэтому погасили задолженность в первоочередном порядке», — говорит Перевалова.
Однако под конец 2016 года Podium вновь перестал платить за товар. По словам предпринимательницы, это якобы было связано с инвестициями в новые проекты ритейлера. К концу марта 2017 года задолженность реселлера перед Laroom превысила миллион рублей, и Перевалова обратилась в суд.
«Мы пошли судиться не для того, чтобы кого-то наказать, а просто чтобы вернуть свои деньги», — подчёркивает она. По её словам, как только у Podium «всё наладится» и он расплатится по долгам, бренд возобновит сотрудничество с магазинами.
Похожую историю сотрудничества с Podium описывает и основательница бренда Tami Елена Снежко. Работать с ритейлером её марка начала в 2014 году. «В течение первого года работы всё было круто, отчёты приходили вовремя и платили как по часам», — рассказывает она.
Несмотря на небольшой ассортимент, Снежко получала от сотрудничества с Podium 60–90 тысяч рублей в месяц. В какой-то момент продажи обвалились до 6–15 тысяч рублей (это несколько единиц товара). Но Podium продолжал заказывать, а Снежко — шить и поставлять товар.
Однако с апреля 2016 года ритейлер перестал платить совсем, рассказывает она. Обращаться в суд Снежко не стала — слишком незначительны суммы задолженности —, но писала письма и общалась с менеджерами. Те в ответ пожимали плечами и говорили, что финансовая ситуация «вот-вот наладится».
Когда задолженность достигла 30–40 тысяч рублей, Снежко напомнила о себе официальным письмом. Руководство Podium пообещало заплатить, но потом пропало: больше на письма и звонки никто не отвечал.
Только после отправки письма-претензии и угрозы подать в суд в феврале 2017 года — к тому моменту прошло 11 месяцев без оплат — менеджеры Podium вышли с ней на связь и выплатили половину суммы, пообещав заплатить остаток до конца марта. Окончательно Podium рассчитался по долгам со Снежко только после того, как в апреле разразился скандал в Facebook.
Дизайнер Александра Косова рассказывает, что только первые полгода сотрудничества — её бренд Kokosina bags начал работать с Podium Market осенью 2014 года —, но затем начались задержки выплат за товар.
К середине 2015 года Kokosina bags стал поставлять новые сумки только после погашения долга за уже распроданные. Последняя поставка в Podium была сделана полтора года назад, рассказывает Косова.
«С тех пор мы выбивали из них деньги за предыдущие продажи, а потом за продажи остатков», — рассказывает она. Ритейлер расплачивался постепенно, и к марту 2017 года долг составлял всего 70 тысяч рублей. Косова уже собиралась подавать заявление на ритейлера в суд, но с ней также расплатились после скандала в соцсетях.
Тем не менее, по подсчётам vc.ru на основании публично доступных арбитражных исков в базе «СПАРК-Интерфакс», другие модные бренды с начала года подали иски к ритейлеру на общую сумму 41,7 млн рублей.
Коммерческий директор сети Илона Кузьмина заявила изданию «Афиша Daily», что «в рамках работы по договорам комиссии у Podium предусмотрена система отсрочки платежей». Она отметила, что условия согласовываются с каждым поставщиком отдельно, а ритейлер находится в постоянном контакте со всеми партнерами и все обязательства перед ними будут выполнены в полном объеме.
Как рассказал vc.ru один из дизайнеров, попросивший об анонимности, Podium Market обращался к нему с требованием подписать соглашение о конфиденциальности. «В документе было написано что-то вроде: «Мы вам заплатим, честно, но вы подпишите, что вы не будете про нас ничего плохого писать в соцсетях». Очень смешно, что взамен на обещание молчать они предлагали лишиться единственного работающего рычага давления», — отмечает он. Его компании деньги также вернули только после публичных комментариев в адрес Podium Market.
Дизайнер Елена Нечаева (бренд CandyShop) 27 февраля подала в Арбитражный суд Москвы заявление о взыскании с Podium 1,5 млн рублей (иск всё ещё рассматривается в суде), а 12 апреля подала в суд иск о банкротстве (он был оставлен без движения до 30 мая, поскольку Нечаева не предоставила в суд всех необходимых документов). В разговоре с vc.ru Нечаева сообщила, что сама попросила юристов забрать документы о банкротстве, и сейчас не имеет претензий к Podium Market.
Представители Podium Market не ответили на вопросы о том, соответствует ли действительности отображаемая в базе «СПАРК-Интерфакс» сумма предъявленных к ритейлеру материальных требований, и планирует ли компания рассчитываться с истцами. Сотрудник пресс-службы Podium Ирина Вдовина не стала отвечать на вопросы устно и попросила направить их по электронной почте.
Полина Киценко сказала корреспонденту vc.ru, что не будет комментировать неплатежи и иски, и положила трубку.
Почему могли не платить
Ритейлер в разговорах с представителями брендов объяснял невыплаты открытием новых магазинов — это происходило каждые полгода. Денег для расчёта с поставщиками в эти моменты якобы не было, рассказывает Косова из Kokosina bags.
Её слова подтверждает Снежко из Tami: «Есть ощущение, что всё стало валиться в пропасть, когда сеть начала строить Podium Market в торговом центре «Европейский» в Москве». Этот магазин открылся 22 марта 2016 года.
Версию о том, что Podium мог не справляться с платежами за аренду магазинов, подтверждают и иски от арендодателей в картотеке арбитражных судов.
С декабря 2016 года с Podium Market судится инвестиционная компания «Тетис», которая за неисполнение договора аренды требует с ритейлера более 24 млн рублей.
В феврале 2017 года иск на 6,5 млн рублей к ритейлеру подало ООО «Галерея Юго-Запад», которое управляет торговым центром Avenue Southwest на станции метро Юго-Западная. А также ООО «Торговая галерея», которое управляет «Модным сезоном» в гостинице на Охотном ряду, начало процесс по взысканию 8,2 млн рублей.
3 мая с требованием 10,5 млн рублей в суд обратилось ООО «Фасилити Менеджмент» — оно управляет торговым центром «РИО Ленинский», который расположен на Ленинском проспекте в Москве. В нём находился закрывшийся магазин Podium Market. На официальной странице в Facebook представитель ритейлера отмечал, что магазин закрыт по «техническим причинам».
Представитель группы группы компаний «Ташир» (владеет торговыми центрами Avenue Southwest и «РИО Ленинский») подтвердил vc.ru закрытие магазина Podium в «РИО Ленинский», но отказался комментировать иски до окончания рассмотрения судебного дела.
Почему с Podium продолжали работать, несмотря на невыплаты
Многие молодые дизайнеры соглашались работать с Podium Market, несмотря на регулярные задержки оплаты товара — с одной стороны, ради имиджа, с другой — из-за того, что ритейлер обеспечивал продажи сразу в нескольких крупных магазинах в Москве и в четырёх городах в России, объясняет Снежко из Tami. «Хотя ещё в 2015 всем дизайнерам, молодым и не очень, было ясно, что они не платят вовремя и очень плохо продают», — замечает она.
Дизайнеры, для которых был важен денежный поток, либо перестали работать с Podium, либо даже не начинали и нашли другие каналы для дистрибуции, говорит Снежко. Она сама рассматривала этот канал продаж как имиджевый: присутствие продукции в магазинах Podium хорошо влияло на репутацию молодого бренда, и его охотно покупали более мелкие игроки.
Впрочем, для кого-то цена за модный имидж оказалась слишком высокой. Генеральный директор бренда Oh, my Сергей Ковеленов в интервью «Секрету Фирмы» отмечал, что ущерб от «замороженных денег» несопоставим с выгодой, которую бренд получил от сотрудничества с Podium. Он также заявил, что теперь марка одежды переходит на предоплату со всеми контрагентами.
Совладелица бренда Laroom Перевалова отмечает, что для начинающих брендов —, а многие из контрагентов Podium именно такие — невыплата даже в 100–200 тысяч рублей может стать критической. «Это оборотные средства для бизнеса, без которых они не могут делать новую коллекцию, производить новые вещи. Это верная смерть для маленьких компаний», — замечает она.
Самое обидное, что Podium не возвращает то, что ему никогда не принадлежало — деньги за сам товар. Он получает от продаж прибыль, и при этом не возвращает наши деньги, вкладывая их в собственное развитие. А у тебя из-за этого страдает всё производство.
— Юлия Перевалова, cоосновательница и управляющая бренда Laroom
В то же время Снежко решила с Podium не судиться. «Любой суд — это время, очень много времени, и деньги, то есть ресурсы, которые у меня в данный момент сильно ограничены», — отмечает она.
Так ли всё плохо для Podium
С начала 2017 года Podium Market получил 41 иск почти на 75 млн рублей, в том числе один иск о банкротстве, который оставлен без движения до 31 мая.
По мнению юриста фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры» Александра Баринова, к ритейлеру было подано «очень много» исков — в общей сложности 71 за восемь лет существования. Для сравнения — «Озон.ру» при несопоставимо больших масштабах бизнеса участвовал в 82 судебных спорах за 17 лет, отмечает юрист.
Вероятно, ещё не все кредиторы компании заявили свои требования в суде, а значит, число исков и сумма заявленных требований будет расти, полагает Баринов. Это ставит компанию в очень тяжелое положение, учитывая, что при наличии подписанных первичных документов, подтверждающих задолженность по поставкам или аренде, добиться положительного решения в суде для взыскателя по таким спорам — не проблема, указывает он.
Уставный капитал компании превышает 70 млн рублей, но этого хватит для удовлетворения примерно половины требований кредиторов, замечает юрист. При этом 90% долей в уставном капитале заложены в качестве обеспечения по кредиту, полученного в АКБ «Абсолют Банк», указывает Баринов. Это означает, что в случае нарушения магазином договора кредитной линии банк сможет получить свою долю в первоочередном порядке. Остальным заявителям можно на возврат долгов не рассчитывать, резюмирует юрист.
Первое заявление о банкротстве компании (от Нечаевой) подано без решения суда о взыскании долга, но ничто не мешает кредиторам, имеющим вступившее в силу решение суда о взыскании просроченной задолженности с «Подиум Маркет», подать второе и последующие заявления о банкротстве, замечает управляющий партнер юридической фирмы Gaffer & Gaffer Денис Косенков.
На практике первые кредиторы, подавшие требование о банкротстве, имеют больше шансов на удовлетворение своих требований, объясняет юрист. Сценариев развития ситуации может быть много, и это сильно зависит от платежеспособности участников общества или желания тех или иных кредиторов в получении активов и сохранении компании, отмечает Косенков.
© vc.ru