"Мы не волшебники, однако..."
Технологии позитивного мышления могут стать лучшим инструментом для создания мотивации у сотрудников, считает Sally O"Reilly.
Волшебство не входит в компетенцию отдела персонала (HR). Но иногда кажется, что только сверхъестественные силы способны превратить обреченно считающих минуты людей в команду, работающую продуктивно и с удовольствием. Есть хорошая новость – изобретен способ повысить боевой дух сотрудников без использования волшебного порошка, и называется он "позитивная психология".
Проще говоря, это область психологии, которая помогает работникам создавать позитивное эмоциональное состояние, позволяющее трудиться в полную силу своих возможностей.
Вероятно, это звучит неубедительно, но некоторые организации, например, компания BAE Systems (оружие и технологии) или Norwich Union Insurance Group, работающая в сфере страхования, уже инвестируют в позитивную психологию для развития и улучшения работы с персоналом.
Стрессу - нет
Позитивная психология становится популярной темой на предприятиях, потому что является эффективным средством борьбы со стрессом, повышает боевой настрой и производительность труда. Каждый год стресс стоит (британской) экономике 3,8 млрд фунтов стерлингов, поэтому даже самым скептически настроенным работодателям стоит призадуматься.
Сторонники позитивной психологии утверждают, что персонал, поглощенный работой, которую они считают значимой, выглядит более "жизнеспособным". Такие люди лучше справляются с оказываемым давлением и задачами, чем их коллеги, которые ощущают себя недооцененными или чувствуют отсутствие какого-либо контроля над тем, что они делают.
"Эксперты по счастью", такие, например, как американский психолог Мартин Селигман, определили три стиля жизни, способствующие состоянию счастья. Приятный стиль, увлеченный стиль (когда человек всецело поглощен увлекательной деятельностью) и осмысленный стиль (когда человек чувствует, что его работа подчинена какой-то большой цели).
Благополучие: позитивное мышление приносит свои плоды
Положительное влияние
Итак, надо ли HR-специалистам относиться к этому серьезно? По мнению Тима Анстисса, врача-специалиста по охране здоровья на производстве, если вы примените некоторые основные принципы позитивной психологии к управлению своими сотрудниками, решить прочие задачи будет намного легче.
"Отделы персонала отошли от совместных чаепитий и проявления сочувствия и стали разрабатывать возможности управления кадровыми ресурсами, – сказал он. - Сейчас специалисты по кадрам рассматривают такие глобальные вопросы, как культура компании, управление, буллинг (т.е. психологический террор) и так далее. Наряду с этими проблемами имеет смысл обратить внимание и на позитивную психологию".
Принципы позитивной психологии могут помочь нам избавиться от стресса и стать более продуктивными, эффективными в своей работе и быть готовыми к сотрудничеству.
"Хорошее состояние – это не просто долгие прогулки, бег трусцой или соблюдение диеты, это открытие и использование своих сильных сторон и достижение своего человеческого потенциала", – считает он.
В то время как многие организации применяют когнитивную поведенческую терапию для того, чтобы помочь людям избавиться от депрессии или волнений, использование принципов позитивной психологии в отделе персонала может способствовать предотвращению появления этих проблем уже в самом начале.
"Это происходит потому, что она помогает создать более благоприятную атмосферу и усиливает "психологический контраст", совмещая задачи организации с целями, ценностями и внутренними потребностями персонала", - заявил Анстисс.
Принятие ответственности
Как только персонал перестает негативно воспринимать все происходящее, появляется больше шансов, что они возьмут ответственность и за свое собственное благополучие. Опять же, речь идет не просто об упражнениях йоги во время обеденного перерыва, а о том, чтобы помочь персоналу перестроить собственную работу и команду, используя свои самые сильные стороны и таланты.
"Финансовые директора должны быть заинтересованы в этой новой науке не меньше, чем руководители отделов персонала, потому что это имеет непосредственное отношение к эффективности работы всей организации", - отметил Анстисс.
"Все, что вам нужно – это взглянуть на противоположное явление. Деморализованный, мрачный и несчастный сотрудник работает менее эффективно на каждом уровне, включая обслуживание клиентов. Контраст с занятыми, довольными сотрудниками, которые помогают друг другу, делятся идеями и уважают друг друга, будет очевиден".
Если Анстисс прав, отдел персонала может возглавить Великую Позитивную революцию и борьбу за хорошее настроение всех трудящихся.
© @Astera