С какими юридическими задачами сталкиваются предприниматели на старте

Как выбрать правильное название, распределить доли в компании и почему обязательно нужно сотрудничать с юристами.

В избранное

В избранном

Материал подготовлен при поддержке юридического онлайн-сервиса «Удобное право»

Как зарегистрировать компанию, какую форму бизнеса выбрать, когда подавать в суд на неисполнительного контрагента и стоит ли экономить на бухгалтерах — начинающие предприниматели на стадии запуска вынуждены решать задачи, с которыми прежде не сталкивались.

Сотрудники сервиса «Удобное право» рассказывают, с чем предстоит столкнуться и как решать возникающие задачи с минимальными потерями.

С чего начать регистрацию собственного бизнеса

Сперва нужно определиться с юридической формой бизнеса. Если предприниматель собирается управлять бизнесом в одиночку, удобнее зарегистрировать ИП.

Для ИП не нужны учредительные документы и уставный капитал — сумма средств или имущества, которые вкладывают участники при регистрации ООО. Единственный минус ИП в сравнении с ООО — предприниматель будет лично нести ответственность по всем финансовым обязательствам.

Если учредителей несколько, проще зарегистрировать ООО — общество с ограниченной ответственностью. Всего учредителей в ООО может быть от одного до 50. Процесс регистрации ООО следующий:

  • Подписывается учредительный договор — документ, в котором учредители компании обязуются создать юрлицо, фиксируют виды деятельности новой компании и другие детали: какой долей будет владеть каждый учредитель, их права и обязанности, название компании и так далее.
  • Составляется устав ООО, прописываются основные права и обязанности участников и генерального директора, порядок управления компанией, распределения прибыли и проведения общих собраний. В устав рекомендуется включить пункт о возможности проведения общих собраний без нотариального заверения — иначе каждое общее собрание участников придется проводить у нотариуса. С 1 сентября 2014 года, согласно закону N99-ФЗ, протокол общего собрания участников ООО считается действительным, только если он заверен у нотариуса или если в уставе ООО есть пункт о проведении собраний без нотариального заверения.
  • Для регистрации в качестве ООО потребуется уставный капитал. Минимальный размер уставного капитала для ООО, согласно ФЗ «Об ООО», — 10 тысяч рублей, но при желании или необходимости можно вложить больше. Например, чтобы открыть фирму, которая будет продавать спиртные напитки в розницу, нужно около 1 млн рублей.

После того, как выбрана юридическая форма, предстоит выбрать систему налогообложения. При регистрации небольших компаний обычно выбирают упрощенную. Это льготная система налогообложения для малого бизнеса — 6% с общего дохода или 15% с дохода после вычета расходов.

Правда, по закону пользоваться льготной системой налогообложения не могут компании, занимающиеся производством алкогольной и табачной продукции, ломбарды, банки и целый ряд других организаций. Их полный список можно посмотреть в 316 статье НК РФ.

Как распределить доли в ООО

Доли нужно распределять в соответствии со вкладом каждого учредителя в проект — в будущем от этого будет зависеть распределение прибыли и значимость мнения каждого из участников при принятии решений.

Нередко владение компанией распределяется по равным долям. Например, партнёров трое, и доли распределены по 33,3%. Но если владельцев двое и доли разделены пополам, могут возникнуть неразрешимые корпоративные споры — когда без согласия обоих партнеров невозможно принять итоговое решение по назначению генерального директора, главного бухгалтера, или по одобрению крупных сделок.

Если доли распределены неравномерно, владелец большей части имеет преимущественное право на принятие решений по вопросам, которые обсуждаются на общем собрании участников. Владелец меньшей доли может оспорить только те решения, которые приняты с процессуальными нарушениями, или если докажет, что решение может привести к убыткам.

Кого можно выбрать гендиректором и что учесть при его назначении

Генеральным директором может быть как один из участников ООО, так и человек, не имеющий доли в компании. Вопрос избрания генерального директора решается на общем собрании. Там же определяется, кто от имени компании будет подписывать с ним трудовой договор. Это может сделать любой из учредителей, уполномоченный общим собранием участников ООО.

Срок, на который выбирают генерального директора, обычно определяется уставом. По окончании этого срока полномочия гендиректора надо продлять. Если не сделать этого вовремя, могут возникнуть проблемы с заключением сделок или получением доступа к банковскому счету компании.

Чтобы сменить генерального директора, необходимо:

  1. Снять полномочия с нынешнего.
  2. Заключить трудовой договор с новым на общем собрании членов ООО.
  3. Зафиксировать его в протоколе собрания.

Перейдем к названию: что делать, если учредитель хочет дать компании имя «Эппл»

Юридическому лицу можно дать практически любое имя —, но следует помнить, что в нём не может быть латинских букв, названий иностранных государств и органов государственной власти. При этом можно не бояться, что название занято: юрлиц с идентичными наименованиями может быть сколько угодно — закон это никак не ограничивает (согласно статье 1473 ГК РФ).

Однако если владелец в дальнейшем захочет зарегистрировать товарный знак, ему придется придумать оригинальное название. Наименования товарных знаков не могут повторяться — тот, кто его регистрирует, получает исключительное право на использование (согласно статье 1477 ГК РФ).

Перед регистрацией знака следует обратиться к патентному поверенному — он проведёт оценку названия на предмет схожести с другими. Для регистрации товарного знака надо обратиться в Роспатент, и весь дальнейший процесс может занимать более года.

Обязательно ли нанимать бухгалтера и юриста

Дальше нужно открыть расчетный счет в банке и решить, как вести бухгалтерию и всю коммерческую деятельность. Большинство услуг для бизнеса сегодня доступны в онлайне — расчетный счет в банке можно открыть, просто оставив заявку на сайте.

Бухгалтера не обязательно нанимать на постоянную работу — можно воспользоваться услугами специалистов на аутсорсе или специальным сервисом. Простейшие операции по подготовке отчетности в налоговую предоставляют сами банки, но, когда компания подрастет, ей обязательно понадобится человек, который занимается учетом доходов и расходов, оборотных средств, проведением оплат, начислением и выплатой заработной платы.

При заключении первых договоров часто используют скачанные шаблоны договоров из интернета. Это опасно: в них могут быть вписаны огромные неустойки, штрафы, пени или подсудность в случае спора.

Используя документ из интернета, предприниматель рискует подписать договор, который выгоден не ему, а его контрагенту.

Поэтому обязательно следует найти подходящего юриста — которого, кстати, тоже не обязательно нанимать в штат. На первом этапе можно заказать собственные шаблоны договоров, где будут прописаны условия, предполагающие максимальную финансовую безопасность. После в эти шаблоны надо будет только вставлять подходящие цифры — суммы сделок, цены, неустойки.

Также можно заказать у юриста проверку договора, который контрагент прислал на подпись. Юрист объяснит детали, и последующие переговоры с контрагентом можно будет проводить с полным пониманием содержания всех пунктов документа, прав, обязанностей и ответственности обеих сторон.

Получить юридическую консультацию или решить различные правовые вопросы можно при помощи онлайн-сервиса «Удобное право». Работу выполнят практикующие юристы и адвокаты, которые помогли в подготовке этого материала.

Услуги выполняются в онлайне по ценам, указанным на сайте сервиса. Никуда выезжать не требуется. Оплата — через выставление счёта или банковской картой.

Обратиться в «Удобное право»

#партнерский

©  vc.ru