Прокатимся на тренде: успехи электросамокатов в России
Комментарии представителей YouDrive, «Делимобиля», «Яндекс.Маркета» и магазинов.
В 2017 году мировой рынок электросамокатов оценили в $630 млн — он составил 8% от всего рынка двухколёсного электротранспорта без учета электробайков. Но согласно прогнозам, доля электросамокатов к 2024 году вырастет до 14,5%.
Есть несколько причин роста популярности:
- Мобильность. Электрическая версия самоката слабо отличается от обычной — немного больше габариты и вес. Электросамокат допускается к провозу в наземном транспорте и метро, с ним можно перемещаться на лифтах и переносить на руках.
- Мощность. Электросамокаты могут развивать скорость до 40–50 км/ч.
- Дорожные условия и качество общественного транспорта.В Китае и США общественный транспорт становится неудобным из-за увеличения пассажиропотока — жители постепенно отказываются от него и личных автомобилей, заменив их на электрический двухколесный транспорт.
- Экология. В развитых странах создают условия для роста электротранспорта: автомобилей, скутеров, самокатов. К примеру, на Тайване запрещён двухколесный транспорт, работающий на топливе, а за «экологически чистую» машину в некоторых странах возвращают часть стоимости.
- Улучшение качества и времени работы, снижение стоимости электротранспорта.
- Развитие шеринговых сервисов.
Двухколёсный Uber Санта-Моники
Компания Bird начала работу в 2017 году в Санта-Монике. За аренду электросамоката нужно заплатить $1, а затем доплачивать 15 центов за каждую пройденную милю (1,6 км). За первые пять месяцев число пользователей выросло до 50 тысяч, совершивших 250 тысяч поездок. Инвестиции вложили в расширение сети — весной 2018 года сервис открылся в Сан-Франциско и Остине. С помощью инвестиций фонда Sequoia Capital Bird поднял капитализацию до $1 млрд.
Аренда электросамокатов развивается и растёт. В начале 2018 года у Bird появились конкуренты: сервисы из Сан-Франциско Spin и Limebike, получившие $335 млн (большая часть инвестиций от Google Ventures) закупили электросамокаты и предлагают аренду с похожими условиями.
До августа 2019 года пять компаний в Сан-Франциско получат разрешение на услуги шеринга. В течение полугода общее число самокатов у всех фирм не должно превышать 1250, а если граждане не будут жаловаться, то возможно увеличение до 2500 самокатов.
В Азии аренда тоже пользуется спросом: с ноября 2016 года в Сингапуре запустился Telepod, к которому присоединился PopScoot и другие конкуренты. В Китае с марта 2017 года заработал сингапурский Innomake.
Samocat Sharing
Первый российский стартап по прокату самокатов появился осенью 2015 года. Предприниматель Василий Быков вложил $100 тысяч собственных средств в открытие Samocat Sharing. Вначале сервис предлагал только обычные самокаты — электрические были слишком ненадёжными и громоздкими.
По этой же причине зарубежные стартапы появились позже: новые модели электросамокатов от Ninebot и Xiaomi вышли только в конце 2016 года. Устройства снизили вес до приемлемого и получили объёмную батарею на 25–30 км хода.
Samocat Sharing открыл пять станций в Москве и семь в Финляндии: российский пользователь платит 2 рубля в минуту в течение первого часа, в последующие часы 1 рубль. За 500 рублей можно кататься круглосуточно. В Финляндии 30 минут стоят €2, но поездки до 10 минут бесплатные.
Быкову удалось заинтересовать инвесторов: он привлёк около $1,5 млн от BMW, Фонда Бортника, URBAN-X и SOSV. Деньги вложил в увеличение числа самокатов и станций: до конца 2018 года планируется открыть 40 станций в Москве, а в Хельсинки — 50. Кроме 400 обычных самокатов в Samocat Sharing появится 100 электрических. Ведутся переговоры о запуске сервиса во Франции и Испании.
В 2016 году Быков пробовал заключить партнёрство с сервисами каршеринга «Делимобиль» и YouDrive, но им электросамокаты ещё не были интересны.
Запуск YouDrive Lite и «Делисамокат»
В мае 2018 года практически одновременно «Делимобиль» и YouDrive запустили собственные сервисы аренды электросамокатов — «Делисамокат» и YouDrive Lite.
По мнению гендиректора «Делимобиля» Леонида Сысоева, городские электросамокаты отлично подходят концепции «последней мили», предложенной департаментом транспорта Москвы. Она заключается в том, что от метро до дома жители должны добираться не на автомобиле, а на малогабаритном транспорте, который не нуждается в парковочном месте и не создает пробок в час пик.
Кроме того, электросамокаты лучше велосипедов подходят для поездки от дома до работы и обратно: они не требуют от владельца серьёзной физической силы и подходящей одежды. В будние дни больше всего самокатов берут в обеденное время и вечером — с 17:00 до 23:00. На выходных спрос высокий весь день.
В следующем году «Делисамокат» потратит €19 млн на развитие шерингового сервиса, в планах запуститься в семи городах. Общее число самокатов в сервисе должно увеличиться до 16 тысяч.
За первый месяц зарегистрировалось более 70 тысяч пользователей, а количество поездок приблизилось к 20 тысячам. Сервис пришелся по душе не только москвичам, но и гостям столицы, включая иностранных болельщиков.
Во время чемпионата мира по футболу в сервисе резко увеличилось число регистраций иностранных пользователей. На сегодняшний день это 620 человек. При этом самыми активными клиентами «Делисамоката» стали фанаты из Германии, Аргентины и Мексики.
Леонид Сысоевгенеральный директор «Делимобиля»
Генеральный директор YouDrive Борис Голиков считает, что пункты выдачи снижают мобильность: нужно позволять брать и оставлять электросамокат там, где он понадобился. Модель их сервиса похожа на Bird: оставить самокат можно на любой парковке велосипедов, предварительно сделав фотографию места для следующего пользователя.
В Санта-Монике и Сан-Франциско отсутствие станций выдачи не способствовало удобству. Жители городов оставляли электросамокаты на тротуарах, скамейках, проезжей части, из-за чего люди получали травмы, спотыкаясь о самокаты.
Власти городов решили проблему: за каждый брошенный самокат компания-владелец штрафовалась на $100.
Голиков утверждает, что уже сейчас сервис приносит прибыль: компания зарабатывает на сдаче в аренду больше, чем тратит на обслуживание техники.
За первый месяц в YouDrive Lite было совершено 12 тысяч поездок, среднее время которых составило 25 минут. Стоимость одной минуты — 5 рублей. Сейчас YouDrive Lite предлагает 200 самокатов Ninebot ES1, планируется дальше увеличивать их число — спрос на самокаты оказался выше ожидаемого.
Наши самокаты не бросают в неположенных местах. Система устроена так, что для завершения аренды необходимо отсканировать QR-код, который есть на доступных парковках. Без этого завершить аренду просто невозможно.
За месяц работы сервиса не было ни одной механической поломки. Случались сбои в электронике, но их быстро исправляли наши техники, либо самокат снимался с линии на время, и его ремонтировали в мастерской.
Борис Голиковгенеральный директор YouDrive
Что говорит розница
При выборе самоката для покупки всё больше жителей крупных городов предпочитают рассматривать электрический вариант. По данным «Яндекс.Маркета», если в 2016 году 89% пользовательских запросов приходились на обычные самокаты, то летом 2018 года показатель снизился до 61% — 39% покупателей выбрали электрическую модель.
Самые популярные электросамокаты на «Яндекс.Маркете» за июнь 2018 года:
Интерес к электросамокатам подтверждается запросами в Google: по статистике Google Trends, число запросов «электросамокат» за 2018 год в два раза выше, чем в 2017 году.
Категорийный менеджер фирменного магазина Xiaomi «Румиком» Кирилл Когут рассказал vc.ru, что в 2018 году около 80% всех покупок электротранспорта пришлось на электросамокаты, в частности, Xiaomi Mijia M365.
По его словам, этому способствовало то, что множество магазинов электротранспорта и спортивного снаряжения включили электросамокаты в свой ассортимент. Благоприятное влияние на популярность самокатов оказала погода — большинство людей покупают их в солнечные дни.
С Когутом соглашаются руководитель отдела маркетинга и рекламы сети магазинов Eltreco Анастасия Горецкая и руководитель магазина Volt Age Юлия Юрина. Например, в Eltreco наблюдается трехкратный рост продаж электросамокатов по сравнению с сезоном 2017 года.
Какой самокат выбирают покупатели
По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», самый популярный бренд среди электросамокатов — Xiaomi: около 14% посетителей сервиса хотят купить устройство китайского производителя. Второе место у Tech Team — 12,5% запросов. В пятерку также входят Ninebot, Razor и Novatrack.
Покупатели стараются выбирать надёжные, легкие и прочные электросамокаты, жертвуя дополнительными функциями: амортизатор и ручной тормоз оказались лишними для 65% покупателей.
Почти 50% всех запросов в «Яндекс.Маркете» пришлось на самокаты из алюминиевого сплава с колёсами из полиуретана — у них лёгкая рама и прочные колёса, которые не сдуваются и не прокалываются, как резиновые. Самокаты с надувными резиновыми колесами составляют лишь 25% запросов.
Так как самокаты можно провозить в общественном транспорте, 67% покупателей выбирают складной вариант. 52% покупателей стараются выбрать модель до 12 кг.
Российский климат не отпугивает покупателей и сервисы: несмотря на очевидную сезонность, интерес к электротранспорту продолжает расти.
Представители «Делисамоката» и YouDrive Lite уверены, что в ближайшее время появятся новые сервисы аренды электросамокатов, а себестоимость транспорта снизится. Оба сервиса будут предлагать услуги до октября, пока не выпадет первый снег.
Представители розничных магазинов видят желание покупателей сменить передвижение на общественном транспорте на электросамокат. На спрос и популярность электросамокатов влияют сервисы аренды, постепенное снижение стоимости покупки и улучшение технических характеристик в новых моделях.
#транспорт
© vc.ru