Правила найма в блокчейн-стартап
Как выбирать сотрудников, сколько им платить и какие существуют риски
По следам развернувшихся в русском сегменте Facebook криптобаталий, наше подразделение «производства замечательного контента для Jury.Online» отправилось в кадровый отдел и расспросило настоящих крипто-эйчаров о том, так ли всё ужасно, и как нам с этим жить дальше.
Спойлер: Да, всё ужасно.
Павел Вашпанов (HR Krypton.Moscow):
Если ICO занимается мошенничеством — достаточно одного программиста и пары менеджеров. Если проект действительно собирается в обозримом будущем выпустить хоть какой-то продукт, то команда одних только разработчиков будет не менее 3–7 человек
Екатерина Больбат (HR Jury.Online):
Давайте говорить откровенно: если специалист, нанимаясь в блокчейн-стартап, чрезмерно акцентирует свое внимание на оформлении контракта, соц. пакете, абсолютной легальности всех процессов — он, скорее всего, не имеет никакого представления об индустрии, в которой был заявлен опыт.
Говоря о криптостартапах, будет правильнее применять не какую-то из классических сегментаций персонала (линейный, функциональный и т.п.), а «народную», которая делит 90% всех сотрудников на три типа, назовем их:
- Технари (программисты, team-лиды, технические директоры).
- Гуманитарии (менеджеры, продажники, рекламисты, PR, SM).
- Гуманитарии с классической экспертизой (бухгалтеры, юристы, финансисты).
Попробуем сформулировать основные риски по каждой из категорий. Пункты сгруппированы не в порядке приоритетности, а в порядке, в котором пришли в наши светлые головы
Категория «Технари»
- Ворованное портфолио. Юные solidity-программисты частенько не брезгуют стащить у кого-нибудь пример — другой смарт-контракта, а порой и вовсе используют для этих целей общедоступные публикации. В классическом IT у тебя есть время на факт-чекинг, в крипте его намного меньше, да и сама проверка может обойтись в копеечку;
- Деньги. Добавляя слово «блокчейн» к любой из своих компетенций, соискатель хочет получать за это двойную, а порой и тройную оплату. Сравнение с классическим IT будет выглядеть примерно следующим образом: в Москве junior, приходя в небольшой «гаражный» проект или на конвейер по производству низкокачественного кода на внешние рынки, со старта просит от 40 до 60k в месяц, такой же «специалист» на Solidity, приходя в помощь team-лиду в ICO, хочет получать от 100 до 120k;
- Настоящие деньги. Выясняйте, на каких именно условиях соискатель работал на прошлой позиции. Если существенная часть оплаты производилась в токенах проекта — следует быть внимательным, т.к. это может являться как признаком того, что это неравнодушный увлеченный специалист, который искренне верил в успех своего проекта, так и признаком того, что на прошлом месте его экспертизу не сочли заслуживающей чего-то более весомого, чем пригоршня ничего не стоящих монет;
- Амбиции. В классическом IT, уверенный в себе «технарь» регулярно обновляет резюме, прохаживается по собеседованиям, не забывает попросить прибавку — и это нормально. Когда речь заходит об ICO, важно понимать, что у проекта был достаточно короткий цикл жизни (либо смерть, либо переход в классическую фазу) и, если человек ищет работу на самых первых стадиях продажи токена, он подставляет свою команду и наносит критический ущерб проекту, в который был нанят;
- Эмоции. Если соискатель чрезмерно активно демонстрирует свою увлеченность «криптой» и блокчейном, с упоением рассказывает о том, что скоро грядет революция и каждая бабушка будет оплачивать коммунальные счета биткоином — скорее всего, перед вами новичок, нахватавшийся поверхностных попсовых заголовков. Доля здорового скептицизма для технаря обязательна;
- Увольнение. Следует быть весьма осторожным, прощаясь с высококвалифицированными технарями: их мнение и отзывы о проекте могут оказаться намного важнее вашего отзыва о нем как о сотруднике. Инвесторы и комьюнити внимательно наблюдают за поведением стартапа, и неосторожное увольнение может стать красным флагом, отпугнуть инвестора или обвалить курс.
Категория «Гуманитарии»
- Экспертиза. Отсутствуют однозначные критерии оценки экспертизы рекламиста, продажника, пиарщика. Портфолио зачастую сформировано проектами, где сам соискатель выполнял достаточно небольшую роль. В криптовалютной сфере обширного опыта и вовсе быть не может — индустрии, как таковой, пять лет отроду;
- Репутация. Имидж отрасли на текущий момент находится между «финансовыми пирамидами» и сетевым маркетингом. Сложно осуждать специалистов, которые боятся оказаться замешанными в откровенно-мошеннических схемах, а определить порядочность стартапа не представляется возможным даже для крупных фондов. Вполне закономерно, что опытный маркетолог, для которого публичность — один из основных инструментов, старается держаться подальше от подобных рисков. Выхода два: нанимать на личном доверии и связях, либо предлагать сумму, за которую соискатель готов рискнуть своим социальным капиталом;
- Время. Необходимость наличия в команде маркетинговой инфраструктуры зачастую проявляется на этапе, когда проект уже доказал свою жизнеспособность, а возможно, и получил первые серьезные инвестиции. Которые, как водится, надо отрабатывать, и отрабатывать максимально быстро. Соответственно, сроки выхода на позицию оказываются сжаты настолько, что нет времени нормально оценить даже профессиональные качества, не говоря уже о личных — адекватности, совместимости с коллективом;
- Опыт. Любая новая быстрорастущая отрасль притягивает много авантюристов, криптовалюты — не исключение. Особенностью можно считать тот факт, что соискатель действительно может считаться топовым сотрудником, ни дня не проработав в крупной компании, реальном секторе, реальном бизнесе, в конце концов. Как? Запустив четыре успешных ICO. И такие примеры есть. Интегрировать такого специалиста в коллектив крайне сложно; управлять, влиять, ставить задачи — еще сложнее;
- Опыт 2.0. Нанимать в криптовалютный стартап соискателя, отработавшего десять лет в классической корпоративной структуре (не важно, о коммерческой, или государственной структуре идет речь) — дело не менее безнадежное, чем брать человека вовсе без опыта. Привычка приходить к 9, уходить в 18, не забывать своевременно пообедать и ждать того же от коллег, часто оказывается неисцелима. Возможно, потому, что это вовсе не болезнь — это нормальная жизнь, а мы занимаемся стартапами;
- Скорость. Банально, но если специалист действительно способен быстро обучаться и вливаться в темп команды — он на несколько голов выше абсолютного большинства конкурентов. Запомните, никто ничего не понимает в крипте. Вопрос только в том, готов ли соискатель проталкивать в голову новые знания;
- Спекуляции. Криптохайп последних лет подарил нам некоторое количество новых bitcoin-миллионеров. Сотрудник, которого вы нанимаете, будет иметь доступ к инсайдерской информации и вполне может располагать средствами для того чтобы этой информацией распорядиться в спекулятивных целях. Он знает, когда выгодно покупать токен, и когда от него лучше избавиться, помните, что соблазн может оказаться достаточно велик;
- Увольнение. В отличие от технарей, увольнять маркетологов легко и приятно. Но не топов. Топ может не просто навредить репутации, он может ее полностью уничтожить. Остаемся друзьями-консультантами.
Категория «Гуманитарии с классической экспертизой
- Оформление. Наименее проблемная группа сотрудников: бухгалтеры, финансисты, юристы — тем не менее требует к себе определенного внимания в части оформления трудовых отношений. Они хотят белую зарплату, соц. пакет, контракт, дающий уверенность в завтрашнем дне. Совет: просто дайте им это;
- География. Не недостаток, а возможность. Нанимайте на эти вакансии максимально разношерстных кандидатов. Регион проживания не должен ограничиваться СНГ и Европой, покажите аудитории проекта, что с вами работают и в Азии, и в США, и в Латинской Америке;
- Экспертиза. Не бывает локальных криптостартапов. Каждый проект в нашей сфере рассчитывает покорить весь мир. По крайней мере, он должен вести активную деятельность именно в этом направлении. Соответственно, нам нужны специалисты, обладающие экспертизой именно в международном праве, способные найти информацию об особенностях ведения бухгалтерии на самых разных рынках. Знание одного-двух иностранных языков — обязательное условие. Да, иначе никак;
- Деньги. Требуешь работы по международным стандартам — будь готов по таким же стандартам платить.
Где искать
· Блокчейн-митапы, конференции и форумы
· Хакатоны
· На развалинах других проектов (применимо, в основном, к технарям, так как проект, вероятно, развалился не по их вине)
· HeadHunter
· Habr.com — Мой круг
· Linkedin и Telegram (и забудьте уже про Facebook — поиск там явно не из самых удобных, да и вся IT-тусовка прочно сидит в LI)
Лайфхак напоследок
На время закрыть себе доступ к HH, выйти из зоны комфорта и тестировать новые инструменты
© vc.ru