Почему Lightroom — самая интересная камера для iPhone
Любой рассказ об отличном мобильном приложении хочется начать с банальности. iPhone изменил все. Это правда, но давайте сузим область его влияния на фотографию.
Доступность и удобство камер спровоцировали общественный феномен — визуальную культуру, в которой главные жизненные события фиксируются снимками. Дошло до абсурда. Не сфотографивал — значит не было.
Фотография ушла в народ
Если отбросить формальные и профессиональные стандарты, теперь фотографы — не только фриковатые парни с горой оборудования, тяжеленными зеркалками и синяком от постоянного залипания в видоискатель.
Гораздо чаще фотографы — это мы сами. Несем ответственность за качественные и оперативные снимки, экспериментируем. А это обязывает не только творчески, но и технически. Цифровая фотография требует обработки. У нее, по умолчанию, нет уникального пленочного характера.
Как было раньше
В эпоху персональных компьютеров, каких-то семь-десять лет назад, вариантов было немного. Adobe намертво зацементировала за собой рынок.
Монструозную корпорацию есть за что поругать. Так, например, доставка в её офисы специалистов по оптимизации софта — очевидно, ближайшая и важнейшая задача пилотируемой космонавтики. По-другому они туда упорно не добираются.
Но какой монополист не чувствует себя вальяжно. У Adobe со своим «золотым дублем» графических редакторов, Photoshop и Lightroom, хотя бы имелись законные основания.
Десктопный Lightroom любят за простоту в организации файлов, возможность бесконечно откатывать изменения, заудобный и понятный интерфейс, синхронизацию правок, за пресеты. При всех нюансах, это индустриальный стандарт.
Почему сейчас все по-другому
Тем более стыдно должно быть Adobe за позорный провал мобильного рынка. Поначалу компания выпускала тьму несостоятельных и глючных программ, пока конкуренты давили простотой и скоростью.
Photoshop для iPhone — до сих пор несобранный монстр Франкенштейна.
Мобильные операционки установили свои правила — инстаграммеры выбрали модный VSCO или бесплатный Snapseed. Чего врать — и я их люблю. Но после знакомства с последним обновлением Lightroom для iOS понял, что в игру вступили серьезные ребята.
Момент, когда оптика стала достаточно хороша, чтобы заинтересовать спецов из Adobe — наступил.
Платить или не платить?
Разберемся со стоимостью. Для рынка, в котором продукты Adobe стабильно висят в топе популярности на торрентах — это важно. Формально, Lightroom для iOS распространяется бесплатно.
Программа сразу попросит зарегистрироваться или залогиниться в облачном сервисе Creative Cloud, на базе которого продается подписка к десктопному ПО. Делать это необходимо — без логина приложение не пускает дальше демонстрационных слайдов.
Новички могут воспользоваться триалом и попробовать платный вариант или выбрать бесплатную альтернативу. Последнее решение — тупиковый путь. Для нулевого тарифа Adobe отрезала поддержку редактирования RAW-файлов и убрала инструмент Local Adjustment, а также синхронизацию изменений между всеми устройствами по воздуху.
Иными словами, настоящая кастрация софта — точечная, но очень действенная. Я честно плачу в карман Adobe по $20/мес за доступ ко всем приложениям, но план для фотографов обойдется всего в $10/мес.
За эти деньги компания выдаст последние версии Photoshop и Lightroom на два компьютера и откроет дополнительные возможности мобильной версии. Опуская все условности, цена приложения — от 10$/мес. Нормально, учитывая десктопные решения.
Вокруг чего такой шум
Чем Lightroom так отличается от остальных? В первую очередь функциональность. Угрюмые дизайнерские решения вряд ли кого-то удивят, зато под капотом программы уйма возможностей.
Программа позволяет вести съемку в формате RAW (на устройствах с 12МП оптикой). Снимки получаются гораздо увесистее, но в них, упрощенно говоря, больше информации. Это сырой формат, в отличие от пережеванного первичной обработкой JPG, в котором пишет стандартная камера любого iPhone.
Работа с RAW, прежде всего, открывает большие возможности по коррекции света. Очень-очень темные снимки легко правильно экспонировать, баланс белого тоже выравнивается успешнее.
В случае с Lightroom множество параметров можно выбрать еще при съемке кадра.
Есть три режима: автоматический, профессиональный и HDR. Я всегда полагаюсь на простое правило — наилучшего качества стоит добиться прямо при съемке, не слишком полагаясь на пост-обработку. С Lightroom этого можно достичь.
Настраивается общая экспозиция (её можно заблокировать), параметры ISO, выдержка, баланс белого. Даже сфокусироваться можно мануально. Одна из полезнейших возможностей — дополнительный слой, показывающий «пропавшие» области, полностью черные или белые от неправильно выставленного света.
В общем, профессиональный режим действительно дает свободу действий. Еще одна интересная штука — HDR. Это съемка с расширенным динамическим диапазоном.
Камера делает несколько снимков с разной экспозицией, а потом совмещает их вместе. Adobe сильно заморочились над процессом, чтобы достичь максимально приятного результата. И преуспели —, но серьезной ценой.
Эта штука прогреет ваш iPhone
Снимки в RAW HDR не сразу появляются в общем фотопотоке. На их обработку даже топовый iPhone 7 Plus тратит по несколько десятков секунд. А еще безбожно греется и садит аккумулятор. За качество приходится расплачиваться.
Впрочем, снять кадр это лишь половина дела. Дальше дело за обработкой. Тут программа тоже сильна. Главное не использовать готовые пресеты, которые безбожно поганят картинку, а вручную отрегулировать каждый параметр. Есть все нужное для работы.
Если настройками экспозиции никого не удивишь, то раздел работы с цветом приятно удивляет — есть даже инструмент Split Toning, совмещающий два оттенка на снимке и успешно перекочевавший из десктопа.
Самый оперативный вариант это, конечно, использование кривых для обработки — есть как совмещенный вариант со всеми параметрами, так и отладка каждого цвета.
Хорошо реализовано и выборочное редактирование областей: при закрашивании нужного пространства можно использовать 3D Touch, что влияет на плотность кисти.
Это позволяет выделить отдельный объект на фотографии, а затем подсветить его или навести резкость, что опять же отсылает к десктопной версии. Еще одно приятное дополнение — возможность исправить визуальные искажения объектива. Они заметны по краям снимка, где прямые линии немного изгибаются.
Помимо изменений, есть в Lightroom и средства для управления контентом — можно ставить фотографиям рейтинг, а также создавать коллекции. К сожалению, долгожданная функция выставления ключевых слов по-преженему за бортом.
Что в этом особенного
Главный вопрос, конечно же, не в перечислении фич. На их детальное описание можно потратить десятки страниц и все равно, нюансов будет много. Мастерски овладеть каждым инструментом — тоже виртуозная задача.
Для меня ключевым показателем при использовании Lightroom стало отсутствие ощущения, что такие заморочки с фотографией — излишество.
Смартфоны дошли до момента, когда они не просто «играются в серьезные камеры». Это и есть устройства, позволяющие в точности реализовать свои творческие задумки. При хорошем освещении, конечно. Но любой технический потенциал нужно дополнить софтверно. Традиционно, в этом Apple не было равных —, а сейчас на помощь вовремя приходит Adobe.
Да, с оптимизацией нужно основательно поработать. И возможно, расширить функциональность бесплатной версии. Однако у этой программы есть свой характер и позиционированием. Она для любителей тонко настраивать отображение каждого оттенка или незаметно исправлять неудачное экспонирование отдельных областей.
При условии, что снять можно на iPhone, а после облачной синхронизации вносить правки на iPad, это убойная связка.
Возвращение к истокам
Может быть, диковинный рост Instagram и сделал фотографию «попсовым» искусством, а также превратил обработку в нудный выбор нужного фильтра. Но ведь запущен и обратный процесс.
Сугубо профессиональные программы выбираются в народ. Их интересно пробовать и крутить. И поэтому я однозначно за то, чтобы дать Lightroom шанс.
Попробуйте и вы. А заодно расскажите, какие еще приложения используете для обработки и съемки на смартфон.
Хочу всё знать про Apple: Facebook, ВКонтакте и Telegram