Компания OCS: итоги 2009 года - «Обстоятельства переменчивы, принципы - никогда»
10 марта на специальной пресс-конференции компания OCS, входящая в «Национальную компьютерную корпорацию», подвела итоги работы в 2009 году и сообщила о планах на 2010 год. В заголовок статьи вынесены слова Оноре де Бальзака, которые любят цитировать топ-менеджеры OCS.
«Мы считаем этот год одним из самых тяжелых и одновременно успешных в истории компании. Компания увеличила свою долю рынка, закончила год с прибылью, повысила финансовую стабильность, сократила затраты, усовершенствовала бизнес-процессы. Мы стали умнее и эффективнее. Эти блестящие результаты были достигнуты невероятным напряжением сил всей команды OCS. Нас в очередной раз восхитили наши люди, их готовность самоотверженно работать даже тогда, когда никто не видит просвета, их готовность стараться ради будущего», - так оценила итоги года Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент компании OCS. Она и отчиталась перед собравшимися журналистами.
По ее словам, поквартальная динамика выручки была позитивной. Наиболее удачным был 4 квартал. В целом по году выручка оказалась немного больше, чем в 2007 году. Падение к 2008 году составило 22%. А вот как менялся оборот компании в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Январь - -40%, февраль - -45%, март - -45%, апрель - 40%, май - -27%, июнь - -26%, июль - -25%, август - -27%, октябрь - -21%, ноябрь - +19%, декабрь - +17%. На 1 января 2010 года резервы (заказы) партнеров в три раза больше,чем на 1 января 2009 года.
Несмотря на кризис, в 2009 году квартальное распределение оборота незначительно отличалось от среднего за многие годы: 15%, 19%, 25%, 41%.
В докризисные годы распределение продаж между центром (Москва/Санкт-Петербург) и регионами следовало тенденции увеличения доли регионов. Однако в кризис (4 квартал 2008 года и 2009 год) из-за замораживания деятельности ключевых предприятий во многих индустриальных и добывающих регионах эта тенденция несколько изменилась. В 2009 году увеличение доли Москвы произошло также вследствие реализации партнерами - московскими интеграторами ряда крупных проектов и развития бизнеса OCS с федеральными ритейл-сетями.
Однако необходимо отметить, что большее падение рынка в регионах в 4 кв. 2008 и первой половине 2009 года сменилось на более быстрое восстановление в 4 квартале 2009 года.
Партнерская сеть в 2009 году представлена 6 650 компаниями. Это примерно на 8% больше, чем в 2008 году. Параметр «потерянных /умерших дилеров» практически не отличается от многих предыдущих лет и составляет 2% от оборота. В 2009 году число городов, в которых оборот превысил планку в 1 миллион долларов, составило 50. Доля самого крупного партнера составила 3.5% от оборота компании.
По сравнению с 2008 годом немного выросла доля сегментов периферии (с 26% до 28%), а также ноутбуков, компонентов, мониторов (с 31% до 34%). Вольюмные продукты, даже несмотря на дефицит, в 2009 году меньше подверглись влиянию кризиса, чем «тяжелое» проектное оборудование.
2009 год был самым насыщенным за всю историю компании по количеству подписанных соглашений. Порядка двух десятков новых линеек появилось в нашем продуктовом портфеле. Компания начала активное развитие на трех продуктовых направлениях:
В 2009 году OCS сохранила первое место в EMEA по продажам оборудования АРС, первое место в Восточной Европе по продажам АМР, звание платинового партнера в целом по объему бизнеса НР, стала № 1 в России по продажам Asrock, D-Link, Foxconn.расходных материалов (сейчас здесь представлена продукция Xerox, Canon, HP, Samsung); программное обеспечение (Microsoft,VMWare, Symantec, Veeam, «Доктор Веб», Atlansys); аксессуары (Port Designs, Logitech, Microsoft).
В прошедшем году компания уделяла много внимания поиску более эффективных инструментов финансового управления, снижению издержек и оптимизации бизнес-процессов.
Конец 2009 и начало 2010 годов внушают оптимизм при оценке перспектив. Так, например, если в ноябре-декабре 2008 года было ощущение, что рынок «живет до 31 декабря», то в ноябре-декабре 2009 года шла активная работа над перспективными проектами. На 1 января 2010 года объем резервов (заказов партнеров) превышал в три раза объем резервов на 1 января 2009 года. Январь и февраль 2010 года характеризовались высоким спросом в розничном и SMB сегментах. Все это позволяет поставить планы не менее чем 20% роста бизнеса на 2010 год.В 2009 году произошла существенная диверсификация кредитного портфеля. Это произошло, в первую очередь, за счет увеличения спектра кредитных продуктов и количества банков-партнеров. Сейчас OCS работаеn с десятком различных банков, в том числе, и рядом крупнейших банков страны. В компании была пересмотрена процессная составляющая кредитной политики по отношению к партнерам. Более строгая процедура оценки кредитоспособности контрагентов, усиление контроля за соблюдением платежной дисциплины привели к стабилизации и прогнозируемости инкассации выручки. При этом соотношение отгрузок в кредит и по предоплате осталось практически прежним, как и в докризисное время: 79 % в кредит и 21 % по предоплате. Процессы усовершенствования бизнес-процедур не обошли стороной ни одно подразделение компании. Так, например, внедрение на складе в Санкт-Петербурге и последующая доработка специализированной системы WMS Solvo позволили увеличить вместимость складских площадей на 25%, увеличить производительность труда в два раза, на 40% снизить непроизводительные затраты. В 2009 году был запущен В2В-портал, предназначенный для предоставления партнерам компании широкого спектра современных интернет-сервисов, обеспечивающих круглосуточный доступ к размещению заказов и отслеживанию транзитных перемещений товаров. Был введен в эксплуатацию ЦОД для хранения и обработки всех массивов информации компании. Завершены процессы автоматизации нескольких крупных блоков, например, казначейства, юридических и бухгалтерских служб в аспекте документооборота. Начат процесс автоматизации транспортного департамента и его взаимодействия с бухгалтерией. В завершающей стадии - модернизация кадровой системы. Был открыт филиал в 22-м городе нашего присутствия - Иркутске. В 2009 году служба Tsupport компании OCS обработала 100-тысячный запрос. Технический Центр OCS - это высококлассные эксперты: более 10 специалистов по сетевым технологиям, из них 1 Cisco CCIE и 6 CCNP, 3 специалиста высшей квалификации по телефонии Avaya, 2 специалиста высшей квалификации по телефонии Nortel, 4 сертифицированных специалиста по технологиям Sun, два специалиста по системам хранения EMC. Было проведено более 60 промо-программ по различным линейкам.
Важной частью планов на 2010 год является дальнейшее расширение продуктового портфеля, быстрый рост и увеличение доли рынка на тех сегментах, куда компания вышла недавно. Планируется также выход на новые рынки.
Ранее редакция THG рассказывала, что в начале марта на специальной пресс-конференции группа компаний «Аквариус», входящая в «Национальную компьютерную корпорацию», также подвела итоги работы в 2009 году и сообщила о планах на 2010 год.