«Аквариус»: итоги 2009 года и планы на 2010 год
В начале марта на специальной пресс-конференции группа компаний «Аквариус», входящая в «Национальную компьютерную корпорацию», подвела итоги работы в 2009 году и сообщила о планах на 2010 год.
В 2009 году ГК «Аквариус» отметила 20-летний юбилей, а в 2010 году исполняется 20 лет Шуйскому заводу «Аквариус». «2009 год был очень непростым и для рынка в целом, и для ГК «Аквариус». Однако мы сумели не только сохранить, но и упрочить свои позиции, сформировать для рынка новые решения и реализовать новый производственный проект», -- сказал президент НКК и президент ГК «Аквариус» Александр Калинин. Объёмы бизнеса Группы в «кризисном» 2009 году на 31% превысили показатели 2008 года (данные в долларах США), традиционно ГК «Аквариус» закончила 2009 год с прибылью.
Об итогах года рассказал старший вице-президент ГК «Аквариус» Владимир Шибанов. Он сказал, что компания ориентирована на корпоративный сегмент российского рынка. Поставки в государственный сектор (включая государственные компании) составили 70% бизнеса компании, остальные 30% - это крупные и средние частные корпоративные клиенты. Если в первой половине года бюджеты целевых заказчиков были заморожены, то в III-IV кварталах пошло финансирование и первым стал восстанавливаться именно госсектор. Пик активности пришелся на последние месяцы года - по объему отгрузок декабрь 2009 года стал рекордным за всю историю компании.
Основным фактором роста ГК «Аквариус» является активное участие в проектах совместно с партнерами как на этапе выработки системно-технических решений, так и в ходе реализации проекта. «Кризис показал, что персонифицированная работа с партнерами по каналу в каждом конкретном проекте дает результат, - подчеркнул г-н Шибанов. - Да, она трудозатратна, но результативна. Это понимание явилось неформальным изменением партнерской политики». Вторым фактором роста стало предложение рынку принципиально новых для ГК «Аквариус» решений с более высокой интеллектуальной составляющей и добавленной стоимостью - промышленное производство программно-технических комплексов (ПТК).
Безусловно, сыграла свою роль и целенаправленная работа по снижению издержек, которые в 1 полугодии 2009 года сократились в долларовом выражении на 34%. Особо следует отметить, что снижение издержек производилось не за счет сокращения персонала. «Аквариус» сохранил весь персонал компании, а в конце 2009 года возобновился набор новых сотрудников. При этом количество сотрудников НКК было сокращено примерно на 12%.
Объем канальных продаж в 2009 году составил 71% (в 2008 году - 80%) от общего объема бизнеса группы. Состав дистрибуторов компании «Аквариус» в кризисный год не претерпел изменений, их по-прежнему три - это OCS, Landata и Verysell. Количество авторизованных партнеров 2-го уровня практически не сократилось, при этом статусные партнеры «Аквариуса» обеспечивают более 80% канальных продаж.
Заметное увеличение доли прямых заказчиков до 29% (в 2008 году - 20%) обусловлено спецификой работы крупных федеральных структур, которые, руководствуясь определенными ведомственными регламентами, в рамках крупных проектов предпочитают работать напрямую с производителем.
В распределении продаж по собственным продуктовым линейкам в 2009 году произошло смещение в сторону более дешевых продуктов. Доля ПК увеличилась с 57,2% до 68,0% при относительно небольшом сокращении доли серверного оборудования с 21,4% до 18,4%. Заметному снижению подверглись линейки продуктов, которые используются ГК «Аквариус» в своих отраслевых решениях. Составляющая ноутбуков в общем обороте компании снизилась до 3,3% (в 2008 году - 8,9%), что напрямую связано с недостаточным государственным финансированием в 2009 году сферы образования, куда традиционно осуществлялись поставки мобильных классов AquaCart на базе ноутбуков Aquarius.
В дополнение к решениям для образования и медицины в 2009 году ГК «Аквариус» вывела на рынок ряд новых решений по направлению информационной безопасности, включая защиту персональных данных; информационные терминалы самообслуживания и электронные очереди, а также программно-аппаратный комплекс AquaCallCenter, предназначенный для организации корпоративных центров обслуживания вызовов.
В кризисный 2009 год ГК «Аквариус» предприняла ряд шагов, направленных на диверсификацию бизнеса и формирование новых направлений деятельности. Так, в 2009 году ГК «Аквариус» приступила к предоставлению новой для российского рынка услуги - созданию программно-технических комплексов с настройкой оборудования и ПО непосредственно на производстве. В 2009 году на Шуйском заводе начался выпуск ПТК на основе оборудования Aquarius и ряда других производителей для реализации сложных инфраструктурных проектов. Производство ПТК, или комплексирование, - это производственный процесс, который включает целый спектр решаемых задач. Сборка ПТК, настройка активного оборудования и программного обеспечения выполняется непосредственно на заводской площадке на основе технологических карт. Поскольку «Аквариус» имеет лицензии ФСТЭК и ФСБ России, то в ряде проектов в состав работ входит установка и настройка программных и аппаратных средств защиты информации.
«При этом «Аквариус» остается производителем техники и комплексных решений на ее основе и не занимается системной интеграцией, - подчеркнул Александр Калинин. - Завод по-прежнему тесно взаимодействует в рамках проектов со своими партнерами - системными интеграторами».
Вторым новым направлением деятельности ГК «Аквариус» стало производство узлов современной электронной аппаратуры методом поверхностного монтажа (технология SMT, surface mount technology). Потребность в такого рода продукции существует во многих отраслях - производстве электронной аппаратуры, оборудования АСУ ТП, массового (клиентского) оборудования и т.д. В настоящее время в специально подготовленном по 8 классу чистоты цеху Шуйского завода «Аквариус» установлена и введена в эксплуатацию автоматизированная линия поверхностного монтажа, на которой осуществляется выпуск плат для одного из внешних заказчиков. Заложенные возможности позволяют быстро, буквально за несколько часов, перестроить производство на выпуск и других изделий. «Это первый этап большого проекта, - отметил Владимир Шибанов. - В дальнейшем важно не только производить отдельные узлы, но и перейти в ряде случаев к производству готовой продукции, в том числе и для целей комплексирования собственного оборудования».
В 2009 году компания «Аквариус-Сервис» начала реализацию новой стратегии, направленной, в первую очередь, на сокращение сроков ремонта, повышение качества обслуживания и поддержки основных авторизованных региональных сервисных центров. Из достижений 2009 года следует отметить внедрение Service-Desk в целях создания единого информационного пространства, позволяющего обеспечить оптимальное и эффективное функционирование бизнес-процессов компании. Помимо этого, важным этапом развития сервисной компании является получение в 2009 году сервисных авторизаций от компаний HP и APC.
Ранее корреспондент THG.ru взял интервью у Камиля Исаева, тогда занимавшего в корпорации Intel должность директора по маркетингу в России и странах СНГ. В феврале Intel сообщила, что Камиль занял пост генерального директора по исследованиям и разработкам в России. Из интервью вы узнаете, что Камиль Исаев думает о текущих разработках Intel, перспективах и тенденциях, кризисе и выходе из него.