«Обычные автокомпании оцениваются рынком слишком дорого»

Инвестор Стив Бланк о том, почему компания Tesla стоит дороже других автопроизводителей.

388815046ed8d0.jpg

Неправильно сравнивать Tesla с другими автопроизводителями. С начала двадцатого века структура транспорта оставалась неизменной — люди продолжали находиться в салоне (кареты или автомобиля), только первая приводилась в движение лошадьми, а второй — двигателем внутреннего сгорания. Теперь карету можно найти только в музее, возможно, такая участь ожидает и современный автомобиль. Tesla меняет саму суть транспортировки.

Электрические автомобили меньше загрязняют атмосферу, имеют меньше движущихся частей, двигаются тише, чем существующие автомобили. Транспортной отрасли необходима технологическая революция, и она может стать причиной того, что беспилотные электромобили станут доминирующей формой транспорта к середине века.

Это плохая новость для существующих автомобильных компаний. Во-первых, они имеют огромный опыт в разработке и создании двигателей внутреннего сгорания — навык, который при переходе на производство электромобилей станет бесполезен. Через несколько лет от традиционных автомобилей останутся только стены и крыша.

Во-вторых, несмотря на масштабы автомобильной промышленности, за плечами у Tesla больше опыта и вложений в экосистему электромобилей, чем у кого-либо. Инвестиции Tesla в литиево-ионную аккумуляторную фабрику Gigafactory, дизайн электропривода и производство превышают инвестиции остальных автопроизводителей вместе взятых.

В-третьих, будущее электротранспорта связано с беспилотным вождением. В зависимости от доли участия человека в управлении выделяют несколько уровней:

  • Уровень 0. Вождение в обычном режиме — водитель самостоятельно регулирует ситуацию на дороге, руки всегда на руле, нога на педали.
  • Уровень 1. Вспомогательные функции автомобиля — интеллектуальные функции повышают уровень безопасности и комфорта. Водитель нужен для разрешения всех чрезвычайных ситуаций.
  • Уровень 2. Частичная автоматизация — часть задач может быть автоматизирована, однако пока контролируется водителем, который остается, в большинстве случаев, вовлечен в процесс вождения.
  • Уровень 3. Условная автоматизация — автомобиль управляет большинством важных для безопасности функций, водитель берет на себя управление только при сложных сценариях.
  • Уровень 4. Высокая автоматизация — самостоятельное движение возможно в большинстве дорожных условий без вмешательства человека. Водитель становится пассажиром.
  • Уровень 5. Полная автономия — полностью автоматизированное вождение в любых условиях без водителя-человека.

Каждый уровень автономии требует экспоненциального роста объема разработки программного обеспечения и инноваций. Автомобили постепенно превращаются в компьютеры на колесах.

f02763f9a27960.jpg

В-четвертых, крупные компании работают по заданной заранее бизнес-модели и имеют установленные показатели эффективности. Но когда происходят технологические сбои, изменить бизнес-модель бывает сложно. Очень немногим компаниям удается без потерь перейти от одной модели к другой. И хотя Tesla идет в авангарде новой технической революции в транспорте, нет никакой гарантии, что она станет конечным лидером.

Вопрос не в том, почему Tesla так высоко оценивается рынком, а в том, почему существующие автомобильные компании не оцениваются, как раньше оценивались лошадиные повозки. Урок усвоен — немногие лидеры рынка в меняющейся отрасли оказываются способны подчиниться новым правилам. Активы, опыт и менталитет, которые делали их лидерами в прошлом, мешают видеть будущее.

©  vc.ru