Обратно за рубеж

Как развивалась компания Wheely — от неудачной работы с таксопарками до выхода на зарубежные рынки.

Антон Чиркунов

Основатель Wheely спорил с менеджерами европейских таксопарков, экспериментировал с бизнес-моделями и продуктом. Сейчас его компания лидирует в премиум-сегменте российского рынка ride-hailing (заказ автомобилей с водителями — vc.ru) и готовится выйти на глобальный. У Wheely был неровный путь, сейчас компания растёт и постоянно нуждается в новых сотрудниках.

«Первая бизнес-ошибка»

Основатель компании Wheely Антон Чиркунов вырос в Швейцарии и не собирался возвращаться в Россию. В Европе он получил экономическое образование и не смог получить водительские права после выпуска — экзаменаторы в Цюрихе оказались слишком дотошными.

Поэтому приходилось много ездить на общественном транспорте и такси, и сразу стали заметны проблемы швейцарских такси. Однажды водитель выгнал Антона из машины за то, что тот зевнул, — таксист воспринял это как неуважение.

Первую попытку построить бизнес Антон предпринял в трёх европейских городах: Цюрихе, Вене и Амстердаме. Это был 2010 год — Uber тогда работал только в Сан-Франциско, а Apple едва выпустила четвёртую версию iOS.

Антон и его команда разработали приложение для заказа такси, которое планировали интегрировать в ПО местных таксопарков. Их представители были не против сотрудничества, но владелец ПО изначально не хотел допускать к нему людей со стороны, и в итоге просто забанил приложение Чиркунова.

Это была моя первая бизнес-ошибка, и я повторил её в Лондоне.

Антон Чиркунов
Основатель Wheely

Проблема заключалась не только в доступе к ПО — клиентам просто не была нужна такая услуга. Зачем использовать отдельное приложение, если можно выйти и поймать то же самое такси в городе — всё равно стоит столько же.

Вторую попытку построить бизнес Антон предпринял в Лондоне. Знаменитые чёрные кэбы на местном рынке составляют лишь 20 тысяч из примерно 115 тысяч водителей, и их количество не растёт. Остальные 80% — это так называемые «private hire» — водители мини-кэбов или шофёры. Им вечно нужны заказы: в отличие от кэбменов, они не имеют права подбирать людей на улице.

Wheely увидели в этом бизнес-возможность. Владелец ПО, с помощью которого администрировались водители, не банил приложение — ему было попросту всё равно. Проблемой стали менеджеры компаний в секторе private hire: они были готовы платить, но переманивали клиентов и не давали машины, когда у них было достаточно своих заказов. В результате пользователям приложения Антона иногда приходилось ждать по 50 минут.

Стартовый капиталЦюрихВенаАмстердамCHF 156 000
Количество сотрудников
2 человека на старте компании
Более 100 человек сейчас
Инвестиционные раунды

от Start Fellows

$13 000 000
Первый раунд

Реформы

После неуспешного запуска Антон не стал расформировывать компанию в Лондоне: сервис с подключёнными водителями продолжил работу, а в офисе остались сотрудники. Несмотря на неудачи и работу в пассивном режиме, лондонский офис окупался.

Стало ясно, что Wheely не хватает второй половины ПО: приложения для водителей и системы диспетчеризации. После разработки их нужно было тестировать — компания взяла в аренду пять автомобилей E-класса и запустилась в Москве. И эта модель выстрелила.

Московский офис Wheely
Утренняя аттестация водителей

Сейчас Wheely — технологическая компания, у которой нет ни одного автомобиля ни в собственности, ни в аренде. В Wheely более ста сотрудников и две с половиной тысячи водителей, полторы тысячи из которых — в Москве. В других городах их меньше — в Лондоне количество водителей достигло ста пятидесяти. Зато транспортный регулятор Лондона продлил лицензию Wheely на пять лет.

Спустя три года после старта в Москве компания запустила в регионах Wheely Express — это была попытка зайти в более доступный сегмент, но неудачная. В Wheely считают, что качественная услуга не может быть недорогой. Поэтому было решено ориентироваться на людей с высоким уровнем достатка, готовых платить за свой комфорт и безопасность. А Wheely Express превратилась в региональные отделения компании.

Машины компании Mercedes-Benz Е-класс, Mercedes-Benz S-класс, Mercedes-Maybach

водителей

Ежемесячный оборот компании $50 000 000 в год
Рост более 100% ежегодно
Города Wheely

Москва

Санкт-Петербург

Лондон

Париж

Смена парадигмы

Для компании 2018 год — время выхода с российского рынка на международный, что не похоже на запуск в очередном российском городе. Чтобы запустить аналогичную бизнес-модель на рынке другой страны, нужно переформировать многие процессы внутри компании: это касается PR, коммуникаций, маркетинга.

Люди и сами города похожи друг на друга. Лондон больше похож на Москву, чем на Брайтон, а Москва больше похожа на Лондон, чем на Екатеринбург.

Эта схожесть заметна по продукту, который мы продаём.

Наши услуги нужны в крупных городах — таких как Москва, Лондон, Париж и Стамбул.

Антон Чиркунов
Основатель Wheely

Когда Wheely открывалась в России, компанию воспринимали как иностранный бренд. Сейчас ситуация обратная — за рубежом на Wheely автоматически навешивают ярлык компании из России. Соответственно, одна из основных целей сейчас — перестроиться и сменить имидж.

Поэтому команде Wheely нужны кандидаты с международным опытом и одновременно с пониманием российского рынка.

Команда Wheely. Антон Чиркунов — основатель компании
Игорь Федосеев — технический директор
Павел Бочаров — арт-директор и сооснователь компании
Ольга Королёва — операционный директор

Основной задачей маркетологов будет формирование нового имиджа компании и сопровождение выхода на международный рынок. Им нужно будет изучать внешние рынки, разрабатывать маркетинговую стратегию, искать подход к новым аудиториям, до которых нужно будет донести преимущества Wheely, анализировать свои результаты и адаптироваться к меняющейся ситуации.

И всё это в тесном сотрудничестве с отделом разработки, поскольку именно им нужно внедрять в продукт функции, необходимые новой аудитории. У компании есть внушительный бэклог разноплановых задач — новые сотрудники нужны в том числе для их решения.

Канбан-доска в кабинете разработчиков

Атмосферой внутри команды Wheely напоминает стартап. В отличие от крупных корпораций, разработчики вольны сами выбирать для себя задачи: человек, который до этого занимался платёжными шлюзами, может переключиться на работу над самим сервисом или водительским сервером.

В Wheely открыты вакансии:

  • Backend Developer — Ruby и Go.
  • Frontend Developer — ReactJS, EmberJS.
  • DevOps Engineer.
  • iOS Team Lead.
  • IT Project Team Lead.
  • QA Team Lead.
  • Global Chief Marketing Officer.
  • Senior Legal Counsel.
  • Head of Communications/PR.
  • Financial Business Analyst.
  • Marketing Analyst.
  • Drivers Training Manager.
  • Quality Specialist.

Офис разработки находится в Москве, а кандидатов на позиции Global CMO, Head of Communications/PR и Quality Specialist ищут как в России, так и в Лондоне.

Откликнуться

(function ($, requireScripts){ var car = $.find (document, '.wheely__car'); setInterval (function (){ var carBox = car.getBoundingClientRect (); if (carBox.top < window.innerHeight/1.5){ car.classList.add('active'); } else { car.classList.remove('active'); } }, 300); var slider = $.find(document, '.wheely__slider'); var sliderProgress = slider.querySelector('.wheely__sliderScrollbarProgress'); requireScripts(['https://cdnjs.cloudflare.com/ajax/libs/Swiper/4.3.3/js/swiper.min.js'], function(){ var swiper = new Swiper(slider, { slidesPerView: 'auto', slideClass: 'wheely__sliderItem', wrapperClass: 'wheely__sliderWrapper', spaceBetween: 80, scrollbar: { el: '.wheely__sliderScrollbar', draggable: true, hide: false, snapOnRelease: false, dragSize: 40 }, resistanceRatio: 0, freeMode: true, freeModeMomentumBounce: false, freeModeMomentum: false, on: { progress: (progress) => { let width = Math.round (progress * 100); sliderProgress.style.width = width + '%'; } } }); }); })(AirInterface.$, AirInterface.requireScripts);

©  vc.ru