Несвободная касса: кто заработает на замене аппаратов по всей стране
Президент Владимир Путин в начале июля подписал закон, который обязывает компании и частных предпринимателей переходить на кассовые аппараты, способные в режиме онлайн передавать сведения о каждой продаже в Федеральную налоговую службу (ФНС). Переход на онлайн-кассы начнется уже в 2016 году, в первый год установка или замена касс на «умные» аппараты будет добровольной. С 1 февраля 2017-го налоговые инстанции прекратят регистрировать кассы, которые не отвечают новым требованиям, а полностью перейти на онлайн-кассы бизнес должен будет с 1 июля.
Компаниям придется не только приобрести новые кассовые аппараты или усовершенствовать существующие, но и подключить их к компьютерам с соответствующим программным обеспечением (ПО), которое позволяет отправлять покупателям электронные чеки. Также юрлицам и индивидуальным предпринимателям необходимо будет заключить договор с одним из операторов фискальных данных — компанией, которая будут выступать посредником между бизнесом и налоговой службой, то есть будет передавать данные ретейлеров в налоговую инспекцию.
Исполнение закона обойдется рынку минимум в 55 млрд руб. РБК разобрался, какие расходы понесут предприниматели, у кого они будут закупать технику и кто может выиграть от нового закона.
Кто заменит кассы
Новые аппараты придется как минимум купить продавцам, которые сейчас не обязаны использовать кассы и могут распечатывать чеки на обычном принтере. Речь про предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход, он не зависит от полученной выручки, а платится в соответствии с установленной Налоговым кодексом суммой для конкретного вида деятельности. Также это касается тех бизнесменов, которые работают по патентной системе налогообложения и этот патент заменяет уплату некоторых видов налогов. Подобных торговых точек в России сейчас около 1,8 млн, говорит гендиректор и сооснователь сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.
Среди компаний, которые сейчас поставляют крупным торговым точкам контрольно-кассовую технику, опрошенные РБК участники рынка назвали пять компаний — «Штрих-М», «Атол», «Группа компаний ККС», «Искра», «Атлас-карт». Большинство лидеров российского ретейла работают с первыми тремя фирмами, говорит источник в одной из торговых сетей. Готовность поставлять ретейлерам новые кассы и «апгрейдить» существующие аппараты РБК подтвердили представители «Штрих-М» и еще одного производителя — «РР-Электро». К изменениям на рынке готовы все производители, но сертификация устройств под нормы нового закона возможна только после вступления поправок в силу, а этот процесс может занять от двух до восьми недель, говорит директор «Штрих-М» Светлана Меркулова.
Новый кассовый аппарат будет стоить около 25 тыс. руб., рассказывает источник в крупной сети салонов связи. В зависимости от модели цена может варьироваться от 16 тыс. до 40 тыс. руб., уточняет Меркулова. По словам вице-президента другого производителя касс, компании »Атол», Дмитрия Горшкова, стоимость контрольно-кассовой техники будет зависеть от масштабов компании: для малого бизнеса стоимость решений начинается от 12–15 тыс. руб., еще 7–8 тыс. руб. потребуется на покупку фискального накопителя — устройства, которое «запоминает» данные о продажах, осуществленных через кассу. Решение для небольшой парикмахерской, например, обойдется в 5–6 тыс. руб., подсчитал Горшков.
Для малого бизнеса стандартная касса «стоит порядка 15–20 тыс. руб., а с новыми модулями, возможно, и дороже», отмечает гендиректор «Мор-Фе» (оперирует «кофейнями на колесах» в Москве) Роман Магденко. Скорее всего, компании придется менять кассы на обеих своих точках продаж, отметил он. По словам индивидуального предпринимателя Сергея Захарова, владеющего рыбным магазином «Хариус», современная касса с подключением с интернету может стоить 30 тыс. руб.
Ретейлерам не обязательно покупать новые кассовые аппараты: можно будет модернизировать существующие — например, поставив на них специальную программу, рассказывал в мае исполняющий обязанности начальника управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин в интервью журналу «Главбух». Источник РБК в одной из компаний говорит, что покупать новые кассовые аппараты все же придется: не все модели можно «апгрейдить» до нужного уровня, но оценить точное их число пока сложно.
В среднем апгрейд одной кассы будет стоить 4 тыс. руб., говорит Бударин. С ним согласен источник в одной из сетей: обновление аппарата может обойтись за 3–5 тыс. руб. Рахимбердиев оценивает стоимость апгрейда выше — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб., а Меркулова — в 4–6 тыс. руб. В эту сумму входит установка фискального накопителя и доработка кассы для передачи данных, уточнила она.
В России около 2,2 млн касс, все их так или иначе нужно будет модернизировать, уточняет Меркулова. Горшков говорит, что в России зарегистрировано примерно 1,6–1,8 млн касс, из которых активно используются примерно 1,1 млн. Этот парк должен быть усовершенствован: все кассы должны получить фискальные накопители, касса также должна быть оборудована устройством передачи данных (по Wi-Fi или 3G/4G).
С учетом предпринимателей, которые сейчас не обязаны использовать кассовые аппараты, к моменту, когда все этапы реформы в России вступят в силу, должно быть усовершенствованно примерно 3,5 млн единиц такой техники, а на рынке около 30 компаний, которые занимаются этим бизнесом, отметил вице-президент »Атол». Оборот »Атола» после вступления в силу новых норм в 2017–2018 году вырастет почти вдвое — до 10–12 млрд руб. с 6 млрд руб. в 2016 году, прогнозирует Горшков.
Затраты крупных торговых компаний на выполнение новых требований могут составить «десятки миллионов рублей», говорит представитель «М.Видео» Валерия Андреева. Хотя пока нет точного списка всех компаний-участников, задействованных в процессе замены техники и передаче данных в налоговые инспекции, а также до конца не понятна стоимость оборудования и необходимых услуг, замена и обновление кассовых аппаратов обойдется »Евросети» примерно в 70 млн руб., рассказала представитель ретейлера Ульяна Смольская.
»ВымпелКом» (бренд »Билайн») уже ведет переговоры «с рядом участников этого рынка» для модернизации кассовой техники в своей розничной сети — обновить ее и доработать кассовое ПО сеть намерена в четвертом квартале 2016 года, рассказала представитель компании Анна Айбашева, не назвав возможные затраты и поставщиков техники. Сеть «Связной» рассматривает варианты и покупки нового оборудования, и модернизации существующего, пока компания оценивает возможные затраты, говорит ее представитель Сергей Тихонов. «Определенные издержки» на внедрение новой системы и ее поддержку понесет и розничная сеть МТС, компания тоже ведет переговоры с рядом производителей о закупках и возможности апгрейда техники, рассказал ее представитель Алексей Меркутов, также не раскрыв деталей.
Кто передаст данные в ФНС
Сами продавцы не будут напрямую отправлять данные налоговой службе. Новые участники процесса — так называемые операторы фискальных данных (ОФД), с которыми продавцам придется заключить договор. Они будут в режиме онлайн принимать данные от ретейлеров и передавать их инспекции.
Список компаний, которые смогут быть ОФД, определит налоговая служба. Таким оператором может стать любая российская организация, которая будет соответствовать требованиям закона, рассказал РБК представитель ФНС Борис Беляков. По его словам, количество операторов в законе не ограничено. Скорее всего, ОФД будут «массово становиться» нынешние операторы электронного документооборота, считает Рахимбердиев. Список таких компаний опубликован на сайте ФНС, всего их 110.
Намерение стать оператором фискальных данных РБК подтвердили «Электронный экспресс» (входит в группу «Гарант») и «ИнфоТеКС Интернет Траст». Стать ОФД, вероятно, захотят не только операторы электронного документооборота, но и компании, занимающиеся «большими данными», а также разработчики ПО для ретейла: учетных систем, систем управления ассортиментом, программ лояльности, считает гендиректор «Электронного экспресса» Алексей Пауков. «Выбор поставщиков услуг ОФД будет богатым», — говорит он.
Оператором фискальных данных может стать и IT-компания из Санкт-Петербурга «Петер-Сервис Спецтехнологии» (входит в USM Holdings Алишера Усманова): она уже создала специальное ПО и тестирует его на взаимодействие с производителями касс, рассказал РБК директор московского филиала «Петер-Сервис Спецтехнологии» (создан для реализации проекта ОФД) Николай Жмуренко. Компания планирует подать заявление, как только процедура выдачи разрешений на обработку фискальных данных заработает в ФНС. Жмуренко не раскрыл стоимость разработки.
Заняться обработкой фискальных данных может и «Яндекс», сообщал «Интерфакс». «Яндекс» уже провел ряд встреч с представителями налоговых органов, писало агентство со ссылкой на источник, знакомый с планами компании. В «Яндексе» отказались комментировать, есть ли у компании планы стать оператором фискальных данных. «Яндекс» создала «дочку» «Яндекс.ОФД». Новая компания будет развивать аналитические и другие сервисы, помогающие вести бизнес малым и средним предпринимателям, рассказала РБК представитель «Яндекса» Ася Мелкумова.
Бизнес будет перечислять около 3 тыс. руб. в год за одну кассу оператору фискальных данных, оценивают Жмуренко, Рахимбердиев и коммерческий директор «ИнфоТеКС Интернет Траст» Дмитрий Самойленко. Пауков из «Электронного экспресса» ожидает, что стоимость подключения составит 3–5 тыс. руб. По словам Рахимбердиева, фактически это заменит обязательное сейчас заключение договора с центром технического обслуживания со средней стоимостью от 5 тыс. руб. в год, которое по новому закону становится необязательным.
Новая система обеспечит «прозрачность» расчетов в таких сферах с высоким риском как торговля и услуги, а также позволит выявлять нарушения, надеются в ФНС. Предприниматели могут использовать мобильные телефоны и планшеты в составе кассовых аппаратов, рассказал представитель налоговой службы. Соответствующий продукт уже разработала компания ModulPOS, рассказал РБК руководитель сервиса Максим Митусов. По его словам, пользователи этого сервиса скачивают приложение для планшета, который подключается к фискальному накопителю и таким образом выполняет роль кассового аппарата.
Согласно новому закону, с 1 июля 2017 года смогут получать электронные чеки по интернету, для этого они должны будут оставлять продавцу e-mail или номер телефона. Ретейлерам придется установить для этого специальное программное обеспечение, говорит Рахимбердиев: торговых точек с такими потребностями, по его словам, примерно 2 млн. Пока непонятно, как это можно осуществить, потому что обычно на кассовых аппаратах даже нет подходящей для ввода e-mail клавиатуры, добавляет Митусов из ModulPOS. «В целом для магазинов электронный чек будет большой головной болью, — добавляет гендиректор компании Wowworks.ru Сергей Дядиченко, — Насколько я знаю, пока не выработаны и единые стандарты ПО и самих электронных чеков. Возможно, идентификация будет происходить по номеру телефона — сейчас это самый очевидный вариант «привязать» чек к реальному человеку».
© РБК