Не только iPhone X. В каких ещё очередях стояли россияне
В начале ноября СМИ бомбардировали нас сводками с очередей за iPhone X. Новости поражали: люди приходили за несколько дней до открытия, выставляли места на продажу и даже пытались силой пролезть дальше.
Сам факт многодневного стояния за железкой уже никого не удивляет — так было и с iPhone 7, и iPhone 6.
Участников столпотворения небезосновательно обозвали идиотами, но вопросов уже никаких — понятие очереди из подзабытого советского пережитка превратилось во вполне себе хайповую тему капиталистического мира.
Однако новая модель iPhone — не единственное, что может заставить россиян встать в линейку. Мы вспомнили несколько других примеров за последние пять лет.
2014. За телевизорами, когда в дверь стучит кризис
Обычно новая электроника, которая не iPhone X, у людей вызывает более-менее спокойную реакцию. В километровых очередях за новой кофеваркой никто не стоит.
Но в 2014 году экономическая ситуация заставила россиян немедленно сорваться в магазин бытовой электроники за очередным телевизором («На лоджию! В гараж!»). В те дни курс валют обновил несколько рекордов и собирался это делать и дальше (и таки сделал).
Наши соотечественники, смекнув, что в новом году будет не только новое счастье, но и новые цены, вытащили из-под подушки все сбережения и покорно тащили их в кассы гипермаркетов. Россияне сметали телевизоры, смартфоны, ноутбуки и бытовую технику. Об этом подробно писалось в нашей статье, написанной в разгар ажиотажа.
Расчёт частично оправдал себя. В 2015 году доллар вырос, затем «устаканился». Но не вернулся к уже забытым »30 к 1».
2015. За мороженым, когда за прилавком — Галустян и Меладзе
В июле этого года соцсети облетела любопытная фотография. Очередь в ГУМ, внизу подпись — стоят, мол, за мороженным, которое стоит 25 рублей, вместо привычных 50. Комментаторы тут же принялись упражняться в остроумии.
Оказывается, дело не только в двукратном понижении стоимости, которая посреди астрономических ценников ГУМа кажется насмешкой. Но ещё и в том, что мороженное продавали знаменитости!
Валерий Меладзе, певица Зара и Михаил Галустян радостно выдавали каждому по рожку, кто отдал 25 рублей. Можно подискутировать, что не так с человеком, готовым убить три часа, чтобы увидеть живых Валерия Меладзе, певицу Зару и Михаила Галустяна. Но всё жё — чтобы организовать такую очередь за мороженым, мало просто понизить цену.
Этим приёмом воспользовался и Тимати, когда открывал первую бургерную Black Star Burger на Новом Арбате (Бургер-бар? Бургершоп? Хипстеры, поправьте). Он встал за прилавок и раздавал бесплатные бургеры всем желающим. Результат на фото выше.
2016. Очередь в Третьяковку на Серова
Не только за техникой и едой готовы стоять россияне — духовная пища необходима ничуть не меньше. Если не принимать в расчёт вытянутые змейки в бесплатный день в Эрмитаж (это всё-таки традиция), в голове сразу вспыхивает картинка — «Третьяковка», зима, снег, длинная вереница людей.
Словосочетание «очередь на Серова» плотно вошло в январский список мемов прошлого года. Лучшие умы исступленно пытались понять, почему же именно сейчас — экспозиция Серова работала вот уже три месяца, и ажиотажа не наблюдалось.
В какой-то момент сводки с очереди окончательно превратились в новости об отдельном государстве, где давно свои порядки, нравы, правительство и валюта.
Другой растиражированный случай — очередь к мощам Николая Чудотворца: летом этого года паломники стояли по десять часов, чтобы поклониться останкам святого.
Антиклерики, смотря на фотографии с паломничества, ехидничали. Но повод знатный: впервые за 930 лет мощи вывезли из итальянского города Бари, чтобы на два месяца привезти в Россию.
2017. Очередь за кроссовками Канье Уэста: и культ, и бизнес
Другой случай идолопоклонничества можно было увидеть в феврале 2017 года. В Москву привезли ограниченное количество кроссовок Yeezy Boost 350 V2, сделанных Канье Уэстом в сотрудничестве с Adidas.
Канье порвал сникер-рынок, когда ещё на пару с «найком» пальнул Air Yeezy. С тех пор стало вполне нормальным стоять в очередях за обувью, которая ещё и наверняка не достанется — желающих на порядок больше, чем самих кроссовок.
Чтобы получить полосатые Boost 350 V2, москвичи регистрировались на сайте, оставляли заявку на участие в лотерее, а к магазину приходили пытать удачу: вдруг повезёт.
В этом не только персональная любовь к кроссовкам или Канье, но и точный бизнес-расчёт: розничная цена за пару была установлена в районе 17 тысяч рублей, которые на Ebay трансформировались и в 60, и в 80, и в 100 тыс. рублей!
Так или иначе, в этих историях нет ничего удивительного. В мире, где любое благо можно приобрести, особую ценность имеет только то, что невозможно добыть просто так. Мы привыкли считать очередь признаком дефицита –, но в капиталистическом мире это показатель скорее избыточности: как смартфонов, так и всего остального.
Стояли в каких-нибудь очередях из списка выше?
Свежие горячие яблоки: Facebook, ВКонтакте и Telegram